Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация, апробация и внедрение полученных результатов исследования




Заключительный этап исследования связан с систематизацией его результатов, их интерпретацией и изложением.

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой должны соответствовать поставленным в исследовании задачам. Сис­темно представленные результаты должны быть корректно интерпре­тированы.

Интерпретация (от лат. т1егрге1а1ю) означает толкование, рас­крытие смысла, разъяснение.

По существу, интерпретация должна служить приближению к истине, т. е. к раскрытию сущности исследуемого процесса или объ­екта.

В основе интерпретации лежит процедура объяснения получен­ных результатов на основе принятой в исследовании концепции, при­чем в чем-то нового, нетривиального объяснения. Например, факт резкого снижения учебной успеваемости учащихся при переходе из начальной школы в среднюю традиционно объясняется изменением системы отношений, снятием опеки педагога, трудностями привле­чения к предметному (многопредметному) обучению. Процедура интерпретации, однако, требует сверки принятого концептуального толкования с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий истолкования результатов. В случае с выпускниками начальной школы требует, например, проверки версия о влиянии воз­растных психофизиологических изменений на работоспособность учащихся, версия об их недостаточной подготовке к систематиче­скому овладению более сложным и значительным по объему мате­риалом вследствие несформированности основных познавательных умений.

Первоначальная интерпретация, как правило, связана с объясне­нием результатов на основе рабочей гипотезы, однако последующее выведение следствий, мысленное проигрывание ситуаций зависит от изменения влияющих факторов, а иногда и от изменения гипотезы, уточнения концептуальных установок.

В задачи интерпретации входят: выявление объективного значе­ния полученных результатов для теории и практики обучения и вос­питания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в ис­пользовании, а также смысла, т. е. значения для самого исследовате­ля или круга лиц, заинтересованных в результатах исследования.

Особую трудность представляет интерпретация парадоксальных, не соответствующих ожиданиям принятой концепции результатов. Возникает необходимость их перепроверки или пересмотра концеп­туальных оснований. Несет в себе опасность и полное совпадение полученных результатов с ожидаемыми, ибо это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазны поддаться «вектору» инер­ции, пойти по привычному пути.

Надежная апробация результатов исследования — одно из усло­вий его корректности, состоятельности, истинности, один из самых реальных способов избежать серьезных ошибок, перекосов, преодо­леть личные пристрастия исследователя, вовремя скорректировать и исправить допущенные промахи и недочеты.

Слово «апробация» латинского происхождения и дословно озна­чает «одобрение, утверждение, установление качеств». В современ­ном понимании — это установление истинности, компетентная оцен­ка и конструктивная критика оснований, методики и результатов работы. В роли ценителей, судей, критиков, оппонентов выступают отдельные, компетентные в области исследования ученые и практи­ки, а также научные и педагогические коллективы.

Апробация может проходить в форме публичных докладов, обсу­ждений, дискуссий, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ. Официальная апробация вы­полненных работ часто связана с их публичной защитой (защита про­екта, отчета, курсовой или выпускной работы, диссертации).

Основные формы информации о ходе и итогах научного поис­ка — выступления исследователя с лекциями, научными сообщения­ми. Непосредственный контакт с массовой аудиторией позволяет ему облечь свои выводы в наиболее доступную и убедительную фор­му, показать их практическую значимость путем показательных и ин­структивных занятий и т. п. Одновременно анализируется реакция слушателей, проверяются и уточняются выдвинутые положения, сделанные выводы.

Большие возможности для апробации полученных результатов исследования представляют научные практические и методические конференции, дискуссии, творческие диспуты и другие формы обсу­ждения проблемы исследования или смежных с ней тем. В ходе этих мероприятий демонстрируются и разъясняются материалы, раскры­вающие суть предлагаемых новинок и показывающие их преимуще­ства перед привычным, давно используемым. В результате исследо­ватель обретает еще большую уверенность в силах, стремится актив­нее продолжать работу, внедрять научные результаты в жизнь.

Немаловажную роль играет и неофициальная апробация: беседы, дискуссии со специалистами и коллегами.

Естественно, что для апробации должен быть представлен хотя бы в первом варианте оформленный текст доклада, отчета, сообще­ния, проекта, диссертации (квалификационной или курсовой ра­боты).

Апробация включает осмысление и учет возникающих вопросов, позитивных и негативных оценок, возражений и советов. Она стиму­лирует доработку, более глубокое и аргументированное обоснование или пересмотр ряда положений исследования и способов доказатель­ства, помогает либо утвердиться в признании истинности защищае­мых положений, либо скорректировать или пересмотреть их. В дан­ном случае речь идет об итоговой апробации исследования, хотя вообще-то очень полезна, нередко просто необходима, поэтапная ап­робация исходных положений, гипотез, методики исследования, его промежуточных результатов.

Положительные отзывы, если они не носят комплиментарного характера, приносят удовлетворение, придают уверенность, помога­ют раскрыть перспективы дальнейших поисков. Менее приятны, но тем не менее полезны критические замечания, советы и предложе­ния. Очень полезен глубокий анализ возникших вопросов.

Есть основания утверждать, что в конечном счете полезны любые вопросы, возникшие в процессе представления работы. Все связано с тем, как они воспринимаются и используются исследователем. Сре­ди вопросов можно выделить уточняющие, связанные с непониманием, неполным или неверным пониманием изложенного. Они побуж­дают к уточнению, поиску более четких формулировок, доработке стиля, т. е. помогают исследователю сделать изложение более кон­кретным и убедительным. Вопросы дополняющие представляют собой запрос на дополнительную информацию об источниках и перспективах развития, фактах, причинах, следствиях и т. д. Они побуждают исследователя вводить в оборот новые факты, давать дополнительные оценки и прогнозы. Такие вопросы расширяют диапазон оценок •и подходов. Корректирующие вопросы побуждают к уточнению, уси­ливают аргументацию, устраняют двусмысленность. Проблемные вопросы вскрывают проблемы, нацеливают на более глубокую интер­претацию, выводят на новые проблемы и задачи.

Следует порекомендовать очень внимательно и благожелательно 'Принимать как от соратников, так и оппонентов, все оценки, советы, „рекомендации, в том числе критические. Однако реализовать следует из них, которые помогают углубить исследование, повысить его корректность и доказательность, которые не противоречат принятой концепции и не делают работу эклектичной. Желание же угодить всем, отреагировать на каждое замечание может значительно ухуд­шить или даже разрушить изложение результатов.

Практика, как известно, — критерий истины. Поэтому обязатель­ным элементом решения любой научной проблемы является внедре­ние разработанных положений и идей в педагогическую практику. Это завершающий этап исследования, и его следует отличать от вне­дрения результатов научной работы после ее завершения. Первое уточняет, развивает, совершенствует психолого-педагогическую тео­рию и методику, второе претворяет в жизнь уже проверенные, отра­ботанные выводы и рекомендации.

Результаты научно-педагогического труда могут выполнять сле­дующие функции:

· уточнять, конкретизировать отдельные, как правило, несущест­венные теоретические и практические положения;

· дополнять, расширять и углублять известные теоретические по­ложения и практические рекомендации, открывая тем самым но­вые аспекты, грани проблемы, выделяя новые элементы, части, которые ранее не были известны;

· преобразовывать психолого-педагогическую действительность, т. е. разрабатывать принципиально новые подходы, которых ра­нее в теории и практике не было и которые коренным образом от­личаются от традиционных представлений в данной области нау­ки и практики.

Успех внедрения результатов исследования в практику опреде­ляется прежде всего готовностью к этому теоретических и методи­ческих положений, доведенных до уровня конкретных нормативов, правил, предписаний и рекомендаций. Решающую роль в целена­правленном внедрении выводов и положений исследования играет исходная теоретическая концепция. Если она достигла высокой сте­пени общности, хорошо систематизирована, выражена в форме пси­хологических или педагогических принципов, правил и требований, если отработана методика ее претворения в жизнь и определены ус­ловия эффективности, то можно считать, что теоретическая основа исследования вполне готова для внедрения в практику. Методиче­ские рекомендации воплощаются в педагогическую практику обыч­но путем разработки учебных, учебно-методических и методических пособий, методик обучения и воспитания.

Широтой, глубиной и объемом внедрения результатов исследова­ния в практику определяется их научная новизна, теоретическая и практическая ценность.

Процесс внедрения результатов исследования в практику можно разделить на следующие этапы:

· ознакомление потребителей с выводами и рекомендациями иссле­дования;

· формирование положительного отношения, интереса к ним;

· практическое обучение преподавателей умению использовать, применять новые идеи, правила, методы и приемы в практике воспитания и обучения;

· предъявление преподавателям требований об активном внедре­нии результатов исследования в образовательный процесс и кон­троль за выполнением этих требований.

Все эти звенья охватывают и информацию о результатах исследо­вания, и организацию их внедрения в массовую практику.

Ознакомление общественности с материалами исследования — половина дела. После того как уяснена суть выводов и рекоменда­ций, необходимо научить руководителей, преподавательский состав практическому использованию предложенного, нового. Для этого используются показательные, пробные, открытые занятия, воспита­тельные мероприятия и т. п. Большую помощь в этом оказывают школы передового опыта, краткосрочные курсы повышения квали­фикации, университеты педагогического мастерства.

После усвоения новых психолого-педагогических рекомендаций к руководителям образовательного процесса предъявляются требо­вания активного применения нововведений, внедрения их в жизнь. Одновременно организуется действенная помощь и контроль.

Внедрение нового всегда связано с преодолением косности мыш­ления, возникающих трудностей. При этом возможны ошибки и про­счеты, организационные неурядицы, способные поколебать намере­ния исполнителя внедрить предложенные ему рекомендации в жизнь: он может занять выжидательную позицию или отказаться от них. Своевременная квалифицированная помощь такому человеку край­не необходима. Она позволяет не только правильно проанализиро­вать его практическую работу, но и еще раз проверить, уточнить вы­воды исследования.

В организации помощи важен постоянный контроль за ходом ра­боты по внедрению результатов исследования, осуществляемый как исследователем, так и соответствующими структурными подразде­лениями вуза.

Итоги проверки результатов исследования в экспериментальном, опытном порядке (в ходе экспертизы) окончательно' определяют теоретическую и практическую значимость выполненного научного труда. Его выводы становятся обязательными требованиями к рабо­те педагогов, доводятся до кафедр в форме методических и научно-практических рекомендаций, приказов и указаний руководства вуза, требований нормативных документов.

Разумеется, для выполнения всего комплекса работы по внедре­нию результатов исследования в массовую практику недостаточно энтузиазма и усилий одного лишь автора научного труда. Большая часть работы, определяющая роль здесь принадлежит руководству учебных заведений. Именно всесторонняя поддержка руководством нового, инициативность и смелость при внедрении результатов на­учных изысканий обеспечивает успех.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.