Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое мастерство исследователя




ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И КУЛЬТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Научно-исследовательская деятельность известна с древнейших вре­мен. Человек всегда стремился познать мир, в котором он живет. Со­циальная значимость и потребность в науке не преходяща, она вечна.

Исследователь, организуя и проводя свои изыскания, выполняет две основные функции: во-первых, систематизирует, аккумулирует знания, накопленные человечеством, во-вторых, познает новое, неиз­веданное, что пополняет, обогащает науку. Эти функции остаются во все времена, меняется лишь их содержание по мере изменений, проис­ходящих в общественной жизни, изучаемых проблемах, методах рабо­ты. Для реализации названных функций исследователю необходимо обладать определенными профессионально важными качествами.

Научная работа — исключительно напряженный, творческий труд, который требует полной самоотдачи, упорства, терпения, самоотвер­женности, творческого мышления, чувства нового, стремления по­знать неведомое. В истории науки было немало попыток перечи­слить наиболее важные профессиональные качества ученого-иссле­дователя.

Так, К. Э. Циолковский считал, что ученый-исследователь дол­жен обладать: хорошей памятью, умением сосредоточиться, уйти в себя, научной фантазией, интеллектуальной независимостью, т. е. са­мостоятельностью мышления; быть увлеченным, страстным, одер­жимым и настойчивым в науке.

В. А. Обручев выделяет три основных принципа плодотворной научной деятельности: планомерность, аккуратность и любовь к твор­честву.

И. П. Павлов полагал, что ученого-исследователя отличают: науч­ная последовательность, прочность познания азов науки и стремле­ние идти от них к вершинам человеческих знаний, сдержанность, терпение, готовность и умение делать черновую работу, терпеливо накапливать факты, научная скромность, готовность отдать науке всю жизнь.

К. И. Скрябин отмечал особую значимость в научном творчестве любви к науке, избранной специальности.

Как видим, к исследователю как профессионалу предъявлялись и предъявляются исключительно высокие требования, находящиеся на пределе возможностей человека и требующие от него полной са­моотдачи.

Конечно, в рамках данных требований формируется индивиду­альный стиль научной деятельности. У каждого ученого структура наиболее важных профессиональных качеств, обеспечивающая ус­пех исследования, индивидуальна.

Вместе с тем общепризнано, что прежде всего речь должна идти о его гражданской ответственности, о том, чтобы быть не просто про­фессионалом-исследователем, но и патриотом своей страны, реша­ющим приоритетные для России научные проблемы. Важное качество исследователя — психолого-педагогическая направленность, прояв­ляющаяся в постоянном стремлении к достижению главной цели — формированию и развитию личности обучающегося, повышению ка­чества его воспитания и обучения.

Исходя из сказанного, к профессионально важным качествам пе­дагога-исследователя следует отнести: оптимизм — веру в возмож­ность улучшить положение дел, выработать оптимальные варианты творческого развития обучающихся, гуманизм, предполагающий доб­роту, отзывчивость, сердечность к людям, исключающий злую иро­нию, оскорбления и унижение человека; справедливость, уравнове­шенность, терпимость, сдержанность, самообладание; умение вести исследовательскую работу честно, согласуясь со своей совестью. Это. в свою очередь предполагает требовательность исследователя к себе и людям, т. е. следование нормам морали, добросовестное исполне­ние своего профессионального долга. Наконец, существенное значе­ние в исследовательской работе имеет общительность и коммуника­бельность педагога-исследователя.

Все названные профессионально важные личностные качества определяют авторитет исследователя, слагаемыми которого являют­ся: глубокие разносторонние специальные знания; владение профессиональными и исследовательскими навыками; наличие психолого-педагогических способностей; общая педагогическая культура; уме­ние общаться с людьми; поведение в соответствии с нормами про­фессиональной психолого-педагогической этики.

Обобщая основные профессионально важные качества личности педагога-исследователя, правомерно представить их в следующем виде.

1. Общие психолого-педагогические качества:

· профессиональная психолого-педагогическая направленность;

· социально и профессионально значимые свойства личности: гражданственность, гуманизм, оптимизм, стабильный интерес к научно-исследовательскому труду, справедливость и добро­желательность к людям; общительность, требовательность к се­бе и людям.

 

2. Профессиональные психолого-педагогические качества:

· психолого-педагогическая, теоретическая, методическая и прак­тическая подготовленность;

· развитые психолого-педагогические способности: коммуника­тивные, перцептивные, проективные, суггестивные, эмоцио­нально-волевые, конструктивные, дидактические, организатор­ские, познавательные, экспрессивно-речевые, творческие (креативные).

 

3. Индивидуальные профессиональные психолого-педагогиче­ские качества:

· психолого-педагогическая направленность психических процес­сов: познавательных и эмоциональных, волевых;

· эмоциональная отзывчивость (эмпатия);

· развитость воли;

· рефлексия.

Следовательно, педагогическое мастерство исследователя прояв­ляется в его профессиональных способностях:

· интеллектуальных (развитость научного психолого-педагогиче­ского мышления), которые определяют умение: анализировать и объяснять изучаемое, отделять существенное от несущественно­го; проводить психологический и педагогический эксперименты; осуществлять научный поиск в гностическом цикле «факты — модель — гипотеза — следствия — проверка»; строить на основе опытных данных теоретическую (идеализированную) модель, на­ходить связи между количественными и качественными сторона­ми исследуемого явления, формулировать правомерные выводы, устанавливать границы их применимости; рассматривать процес­сы и явления во взаимосвязи, вскрывать их сущность и противо­речия; абстрагироваться, анализировать и обобщать исследователь­ский материал; сюда же относится интуиция, дар предвидения, обширность знаний;

· перцептивных, которые лежат в основе умения проникать во внут­ренний мир человека: необыкновенная напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость и т. п.;

· коммуникативных, позволяющих устанавливать правильные взаи­моотношения с участниками процесса исследования;

· конструктивных, дающих возможность предвидеть ход, развитие и результаты образовательного процесса;

· суггестивных, нацеленных на получение нужного результата пу­тем эмоционально-волевого влияния, внушения силой слова, ав­торитета;

· эмоционально-волевых, которые позволяют управлять своим внут­ренним состоянием, чувствами, поведением;

· дидактических, проявляющихся в умении излагать материал, толковать исследовательские задачи доступно, интересно, четко, ясно,аргументирование;

· организаторских, позволяющих организовать познавательную дея­тельность обучающихся, а также свою собственную работу педа­гога-исследователя: высокая самоорганизация, большая работо­способность;

· научно-познавательных, которые дают возможность оперативно овладевать новой информацией;

· творческих (креативных), позволяющих творчески решать психо­лого-педагогические и исследовательские задачи: уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, удовлетворение не столько от достижения цели исследования, сколько от самого его процесса, непреодолимое стремление к творческой деятельности.

Таковы основные профессионально важные личностные качества педагога-исследователя, определяющие его как подлинного ученого, новатора.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.