Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Требования к выпускной квалификационной (липло/иной) работе по педагогике




Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением. Студент имеет право либо выбрать тему рабо­ты, либо предложить свою с обоснованием целесообразности ее раз­работки. При подготовке выпускной квалификационной работы сту­денту назначаются научный руководитель и консультанты.

Приходится констатировать, что учебные планы отдельных вузов не выделяют специального времени на подготовку и оформление ди­пломных работ, поэтому значительная часть работы выполняется за счет личного времени студентов. Приходится изыскивать необходи­мое для выполнения дипломных работ время разными способами. В этом помогают:

• преемственность реферативных, курсовых и дипломных работ в рамках одного курса;

• координация действий и заданий по выполнению студентами курсовых работ по смежным дисциплинам: педагогика, психоло­гия, методика частных дисциплин;

• использование всех видов педагогической практики и т. д.

Работа студента над темой дипломной работы связана с углуб­ленным изучением теории, приведением в систему ранее приобре­тенных знаний и пополнением их в процессе практического решения поставленной проблемы, с формированием и развитием навыков са­мостоятельной исследовательской деятельности, повышением эру­диции.

Как правило, тема дипломной работы утверждается и закрепляет­ся за студентом перед направлением его на последнюю педагогиче­скую практику. Одновременно ему выдается задание на дипломную работу, составленное научным руководителем и утвержденное заве­дующим кафедрой, с указанием срока окончания рабвты. В задании указываются фамилия, имя и отчество студента, факультет, тема. Если тема дипломной работы продолжает курсовую, то следует по­казать, что уже сделано, каковы исходные данные.

Затем следует отметить, какие вопросы необходимо проработать, какая опытно-экспериментальная работа планируется, где она будет осуществляться, а также кто будет консультировать дипломника.

Выполнение задания конкретизируется календарным планом рабо­ты студента. Это дает возможность организовывать работу студента, осуществлять систематический контроль и по мере необходимости оказывать помощь.

Календарный план способствует рациональному распределению времени, отводимого на подбор литературы и ее изучение, ознаком­ление с другими источниками, опытом работы, на организацию и про­ведение опытно-экспериментальной работы, анализ и обработку по­лученных данных, составление выводов, заключений, приложений, литературное и техническое оформление дипломной работы, подго­товку ее к защите.

По содержанию между курсовой и дипломными работами, как правило, должна существовать органическая связь: дипломная рабо­та становится творческим продолжением курсовой, поскольку про­блема исследования углубляется и детализируется. Однако нельзя чисто механически, без изменений, включать текст курсовой работы в дипломную, основные выводы курсовой работы могут служить ис­ходным материалом для творческой разработки проблематики ди­пломной работы.

План действий по выполнению дипломной работы можно пред­ставить следующим образом.

1. Выбор одного из аспектов курсовой работы для углубленного ана­лиза. Уточнение темы дипломной работы.

2. Составление списка литературы по теме исследования.

3. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.

4. Выделение и анализ базовых понятий.

5. Составление плана дипломной работы.

6. Обоснование актуальности темы.

7. Подготовка раздела «Актуальность темы» с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи и т. д.).

8. Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования.

9. Подготовка раздела «Анализ литературы по теме исследования», в котором могут быть представлены: а) история исследуемой про­блемы (идеи, вопроса); б) общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования; в) дидактические положения; г) методические положения; д) психологиче­ские положения.

10. Подготовка раздела: «Выводы по результатам анализа литерату­ры по теме исследования».

11. Разработка различных способов решения выделенной проблемы.

12. Определение оптимального пути разрешения проблемы.

13. Подготовка констатирующего эксперимента (планирование, раз­работка методики, подготовка оборудования, планов-конспектов учебных занятий, воспитательных мероприятий, дидактических тестов и т. д.).

14. Проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.

15. Анализ результатов эксперимента; их интерпретация; составле­ние таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов.

16. Подготовка раздела: «Результаты констатирующего экспери­мента».

17. Подготовка формирующего эксперимента (планирование, разра­ботка методов и средств проведения и наблюдения за ходом экс­перимента, разработка способов фиксации его результатов и т. д.).

18. Проведение и анализ формирующего эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т. д.).

19. Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграм­мах, рисунках и т. д., формулирование выводов и рекомендаций (если позволяет материал) по данным формирующего экспери­мента.

20. Подготовка раздела «Опытно-экспериментальная работа», в ко­тором отражаются подготовка к формирующему эксперименту, условия, в которых он проводился, характеристика участников и их позиция в начале и в конце эксперимента, название и последо­вательность проведения разработанных занятий (учебных или воспитательных), анализ результатов, выводы и рекомендации.

21. Повторное проведение формирующего эксперимента (если воз­никает необходимость).

22. Компоновка подготовленных разделов в главы.

23. Подготовка и написание выводов к главам.

24. Написание заключения.

25. Составление списка литературы.

26. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций, пла­нов-конспектов уроков или воспитательных дел и т. д.).

27. Уточнение оглавления дипломной работы.,

28. Оформление титульного листа.

В целом дипломная работа рассматривается как логическое про­должение курсовой работы, основные идеи и выводы которой заново осмысливаются, обогащаются новыми фактами, результатами наблю­дений и опытов. Таким образом, она отражает более высокий теоре­тический и практический уровень. Вместе с тем дипломная работа — результат самостоятельного исследования уже иной проблемы на фактическом материале, полученном в ходе нового педагогического эксперимента (если он предусмотрен), или дополнительного, более углубленного изучения и осмысления литературных источников.

Сходство и различия курсовых и дипломных работ

Существенным отличием курсовой работы от дипломной, если возможно и целесообразно проведение эксперимента, является орга­низация опытно-экспериментальной работы. Для выполнения кур­совой работы студент может ограничиться констатирующим экспе­риментом. Для его осуществления он использует методы, связанные с опросом учащихся (анкетирование, интервьюирование, беседу), на­блюдение и др.

В дипломной работе не всегда удается ограничиться констатиру­ющим экспериментом. Чаще всего используется формирующий экс­перимент. Суть его заключается в том, что явления и процессы изуча­ются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента — изменение в каждой исследователь­ской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменно­сти и контролируемости остальных.

Можно выделить следующие этапы экспериментальной работы.

1. Построение гипотезы, формулирование основной цели и задач.

2. Создание программы эксперимента.

3. Разработка путей и способов фиксирования результатов исследо­вания.

4. Осуществление эксперимента.

5. Количественная и качественная обработка результатов.

6. Обобщение, объяснение результатов, формулирование выводов.

Примерная структура дипломной работы и содержание ее разделов

Структура дипломной работы, соотношение объема работ по разде­лам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от те­мы, объекта, предмета и целевой направленности исследования. Объ­ем дипломной работы, включая текстовой, табличный и иллюстра­тивный материал, должен составлять 40-60 страниц. В структуру вы­пускной работы входит: введение, составляющее примерно 10 % от общего объема работы; теоретическая часть — от 25 до 30 % от обще­го объема в зависимости от целевой направленности и глубины про­работки теоретических вопросов; аналитическая часть — 15-20 %; экспериментальная часть — 30-35 %; заключение — 5 %; библиогра­фия.

1. Во введении обосновывается актуальность темы в социальном и педагогическом планах, ставится проблема, определяются объект, предмет и цель исследования; формулируются гипотеза, задачи и ме­тодологические основы исследования; дается оценка состояния раз­работанности вопросов выбранной темы; кратко характеризуются:

методы, использованные при проведении исследования, литератур­ные источники и исходная информация. В окончательном виде вве­дение пишется после выполнения всей работы.

2. В начале дипломной работы излагаются данные теории по ос­новным вопросам темы, анализируются и обобщаются взгляды авто­ров, научных школ, группируются направления исследований в рас­сматриваемой области, оценка различных методических подходов. Определяется точка зрения автора работы, концепция и на основа­нии этого выбираются методические подходы для разработки кон­статирующего и формирующего экспериментов. Необходимо, чтобы в процессе изложения содержания этой части работы автор перешел от теоретических знаний к анализу педагогической практики, от ана­лиза единичных фактов к их теоретическому обобщению.

3. В аналитической части дается описание и проводится анализ состояния развития, воспитания и обучения детей в детском саду, учащихся педучилища или педколледжа, организации управления дошкольным образованием, применяемых методов и др. С помощью выбранной методологии исследования анализируется сложившаяся в дошкольном или среднем специальном образовании ситуация, ис­следуется и обрабатывается информация, отобранная в соответствии с целями и задачами работы, необходимая для разработки методики и содержания формирующего эксперимента.

4. В экспериментальную часть включают конкретные разработки содержания и методов совершенствования воспитательно-образова­тельной работы с детьми или учащимися, методики проведения ра­боты. Здесь же показывают пути решения поставленных проблем и задач, дают методические рекомендации по внедрению полученных результатов в практику работы образовательных учреждений. Для этого необходимо раскрыть динамику и состояние изучаемого явле­ния в данном учреждении (что было и что изменилось на протяже­нии определенного времени, чем определяется достигнутое, каковы количественные и качественные результаты, какие возникали труд­ности и каким образом приходилось их преодолевать и т. д.) с точки зрения научных положений, а также на основе анализа личного опы­та и опыта педагогов.

5. В заключении делают выводы по результатам проведенной ра­боты, которые раскрывают позицию студента в ходе исследования; подводят итоги выполненного анализа; дают краткие рекомендации по повышению эффективности работы с детьми, коллективом до­школьных образовательных учреждений, будущими воспитателями и намечают возможные пути реализации данных рекомендаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.