Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проектирование систем человек - машина




Системотехника.

Цель.

Добиться внутренней совместимости между элементами системы и внешней совместимости между системой и окружающей средой.

План действий.

1.Определить входы и выходы системы.

2.Найти систему функций, при помощи которых входы можно преобразовать в выходы.

3.Подобрать или разобрать технические устройства для осуществления каждой из этих функций.

4.Проверить полученную систему на внутреннюю и внешнюю совместимость.

Замечания.

Основная трудность - это членение системы на подфункции до того, как стало известно, можно ли к заданному сроку окончания проекта приобрести или изготовить технические средства для выполнения этих функций. Этой трудности можно избежать, если все функции будут соответствовать элементам какого - либо из уже существующих наборов стандартных физических блоков, например логическим блокам на штепсельных разъемах, из которых можно собирать различные системы ЭВМ, или узлам системы центрального отопления. При этом предполагается, что главная задача проектирования - обеспечение правильного взаимодействия компонентов системы - уже заранее решена автором набора, что он уже предусмотрел все возможные виды функционального взаимодействия блоков, осуществляемого с помощью стандартных соединений и стыковочных устройств в соответствии со стандартными правилами сборки. Таким образом, системотехника по существу представляет собой метод решения сравнительно простой задачи проектирования изделий из нормализованных узлов. В той же мере, в какой проектировщик не может воспользоваться нормализованными блоками, ему приходится отступать от описанного здесь процесса последовательного решения задачи.

применение.

Описанная методика наиболее эффективна тогда, когда основная часть задачи состоит в отыскании способа соединения готовых нормализованных узлов в работоспособную систему. Она особенно удобна, когда выбор блоков или их детальная разработка передается субподрядчиками.

Цель.

Добиться внутренней согласованности между человеческим и машинным компонентами системы и внешней согласованности между системой и средой, в которой она функционирует.

План действий.

1.Определить входя и выходы системы.

2.Найти систему функций, при помощи которых входы можно преобразовать в выходы.

3.Определить, какие функции нужно возложить на людей, а какие - на машины.

4.Определить необходимые методы обучения, вспомогательные устройства, конструкции средств коммуникации между человеком и машиной и конструкции машин.

5.Определить какие изменения необходимо внести, чтобы обеспечить совместимость между человеком, машиной и средой.

Замечания.

Существуют системы, в которых добиться согласованности между возможностями человека и машины сложно. Примерами могут служить дорожное движение с характерными для него частными авариями; телефонная система, в которой абонент часто проявляет нервозность, а телефонистка перегружена работой; технические библиотеки, где так трудно получить конкретную информацию из хранилища в тот момент, когда она необходима.

Трудно назвать большую систему, которая была бы разработана по изложенной здесь методике и в то же время с самого начала была бы свободна от вполне предвидимых неувязок между человеком и машиной. Возможно, многие подсистемы в области пилотируемых космических полетов приближаются к этому уровню, но даже здесь в работе человека многое недодумано. Новые формы массового обслуживания, такие, как места отдыха и развлечения, крупные магазины, системы регулирования дорожного движения, системы учебного телевидения, больницы, многопериферийные вычислительные системы, все шире предоставляют возможность и выдвигают необходимость проектирования систем человек - машина. Внедрению этого метода мешают чисто субъективные препятствия: лишь немногие из тех, кто финансирует разработку новых систем, знают о существовании методик, исключающих такие дефекты систем, как высокая частота аварий, высокая стоимость обучения и недостаточная гибкость системы.

принцип поиска, на котором построено проектирование систем человек - машина, заключается в том, чтобы в самом начале, а не на более поздних этапах отыскать сведения об устойчивых, стабильных элементах, которые бы не изменялись в зависимости от решений проектировщика. Характеристики человека относятся к этому типу: их можно учесть при тщательном продумывании проекта, но их невозможно изменить в ходе проектирования. С другой стороны, проектировщикам машинных систем редко удается использовать весь диапазон приспособляемости, которым располагают операторы и потребители, - обычно машинная система резко ограничивает эту приспособляемость человека. Автоматическим системам это не нужно.

Применение.

Методика проектирования систем человек - машина может найти применение при разработке крупных комплексов машин, а также при разработке таких систем, как библиотеки, системы обслуживания пассажиров, подготовка телевизионных программ и управленческая деятельность. Важно учесть эргономические соображения еще до того, как будут приняты какие - либо решения и физических аспектах системы. «пространство маневрирования», необходимое для получения оптимальных результатов эргономических исследований, достаточно обширно, но использовать его обычно удается только после того, как в организации работ по проекту будут произведены соответствующие изменения, например когда начальник отдела кадров и главный конструктор будут подчинены руководителю системы человек - машина.

Одно из неоспоримых достоинств проектирования человеческих аспектов системы параллельно, а не последовательно с разработкой оборудования заключается в том, что при этом резко сокращается промежуток времени от момента принятия решения о начале проектирования до момента, когда начинается эффективная работа системы (рис. 1). Кроме того, в этом случае постепенный эволюционный переход от одной конструкции к другой методом проб и ошибок сменяется быстрой разработкой оборудования под влиянием параллельного исследования реакций потребителя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.