КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фундаментальный метод проектирования Мэтчетта (FDM)
Цель. Научить проектировщика понимать и контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его со всеми аспектами проектной ситуации. План действий. 1. Пройти обучение принципам и применению фундаментального метода проектирования. 2. После этого использовать следующие «режимы мышления» для осознания, контроля и приспособления образа мышления к задачам проектирования: а) мышление стратегическими схемами; б) мышление в параллельных плоскостях; в) мышление с нескольких точек зрения; г) мышление «образами»; д) мышление в основных элементах. 3. Одновременно с помощью методики проектирования и контрольных перечней фундаментального метода проектирования исследовать характер проектной ситуации, к которой применяется мышление. Пример. Приведенный здесь пример является лишь попыткой описать «со стороны» то, что по существу относится к личному опыту проектировщика. 1. Пройти обучение принципам и применению фундаментального метода проектирования. Мэтчетт начинает обучение фундаментальному методу проектирования с того, что просит «учеников» (слушателей его курса) изложить свой опыт и мысли относительно проектных работ, которые они выполняли в прошлом. Каждого учащегося просят изложить свой характерный метод решения какой - то задачи и предложить пути его совершенствования. Из предложенных путей совершенствования Мэтчетт зачастую выбирает потенциально плодотворны путь, к которому проектировщик, однако, относится с опаской, поскольку он не видит способа его осуществления. Беседы направлены на то, чтобы придать учащемуся уверенность в целесообразности дальнейшего развития идей, от которых он преждевременно отказался бы, если бы работал один. утверждается, что такое придание уверенности для продолжения работы требует изменений в самооценке учащегося. Основной педагогический принцип Мэтчетта заключается в том, чтобы начинать с методов, которые уже освоены учащимися, а не навязывать ему совершенно новый метод, в который он, быть может, никогда до конца не поверит и от которого он откажется при первых же признаках затруднений. Когда учащийся осознает, что он учится понимать и контролировать свой образ мыслей, у него появляются способность и желание использовать некоторые «режимы мышления» фундаментального метода проектирования для своих целей. Основой такого мышления по фундаментальному методу проектирования являются два определения проектирования, данные Мэтчеттом: а) «хороший проект - это оптимальное решение, удовлетворяющее сумме истинных потребностей в конкретном комплексе обстоятельств»; б) «проектирование - это выявление и разрешение конфликтов в многомерных ситуациях». 2. После этого использовать следующие «режимы мышления» для осознания, контроля и приспособления образа мышления к задачам проектирования: а) Мышление стратегическими схемами. Сюда, по - видимому, относится следующее: 1) способность заранее выбрать стратегию (т.е. последовательность или сеть действий или мыслей проектировщика); 2) способность сравнивать достигнутое с намеченным; 3) способность разрабатывать стратегии для разработки стратегии. б) Мышление в параллельных плоскостях. Здесь, по - видимому, имеется в виду «отстраненное» наблюдение проектировщика за своими собственными мыслями и действиями, а также за мыслями и действиями своих сотрудников в ходе выполнения проектных работ. Мэтчетт проводит сравнение с мышлением журналиста, берущего интервью, когда он одновременно участвует в беседе и направляет ее. В частности, проектировщик должен сознавать, в какой степени он направляет работу своих сотрудников и в какой они направляют его работу; он должен также уметь сосредоточивать внимание на своем образе мышления в процессе проектирования. в) Мышление с нескольких точек зрения. Этот процесс аналогичен «мышлению в параллельных плоскостях», но направлен на решение задачи проектирования, а не на процесс ее выявления. В предельно упрощенной форме это, по - видимому, определение целей через функции изделия: изделие «обеспечивает возможность» что - то сделать. В более сложной форме используются контрольные перечни. г) Мышление «образами». Этот режим мышления по фундаментальному методу проектирования труднее всего поддается пониманию. По - видимому, он заключается в том, чтобы мысленно представить себе или вычертить геометрические схемы, позволяющие проектировщику сопоставить контрольные перечни фундаментального метода проектирования с формами его собственного опыта и мышления. Основное назначение мышления «образами», видимо, заключается в том, чтобы дать проектировщику запоминающийся образ взаимосвязей между задачей проектирования, процессом проектирования и решением. д) Мышление в основных элементах. Это самый понятный из пяти «режимов мышления»; в его описании применяются простые, понятные слова, обозначающие небольшие элементы мысли или действия, которые, как правило, встречаются в процессе решения любой задачи. Мэтчетт называет эти элементы «течтэмами». Назначение течтэмов заключается в том, чтобы заставить проектировщика осознать множество альтернативных действий, которые он может предпринять в каждой точке принятия решений. Мэтчетт разбивает тэчтемы на семь групп. Группа 1 (варианты решений?): определить потребность; определить необходимый элемент; представить себе решение; принять временное решение; принять окончательное решение; отменить решение. Группа 2 (варианты суждений?): предложить; взвесить; взвесить и сравнить; экстраполировать; оставить без изменений; предсказать. Группа 3 (варианты стратегий?): продолжать в том же направлении; продолжать и расширить; изменить направление; сопоставить с прошлым; сопоставить с будущим; внимательно рассмотреть; разрешить конфликт; продолжать более интенсивно; прекратить. Группа 4 (варианты тактик?): оценить риск; проверить последствия; развить; сравнить с другими решениями; разделить действие; приспособить другое решение; сосредоточится на малом участке; разложить на компоненты; проверить возможную причину; обдумывать возможность нового решения; заменить решение на обратное; проверить другие варианты. Группа 5 (варианты отношений): хранить решение в памяти; выявить зависимость; отложить принятие решения; сообщить о решении; соотнести с ранее принятым решением; проверить на избыточность; проверить на несоответствие. Группа 6 (варианты понятий?): использовать понятие; изменить плоскость абстракции; использовать схему стратегии; изменить точку зрения; сравнить с существующей системой; сравнить с получающейся системой; применить первичное кольцо; применить вторичное кольцо. Группа 7 (варианті препятствий?): обойти препятствие; разрушить препятствие; устранить препятствие; начать новое действие с нуля; начать новое действие с принятого решения; действовать в одном, двух, трех или многих измерениях. 3. Одновременно с помощью методики проектирования и контрольных перечней фундаментального метода проектирования исследовать характер проектной ситуации, к которой применяется мышление. Методику проектирования вкратце можно изложить следующим образом: а) исследовать проектную ситуацию; б) приблизительно определить потребности, для удовлетворения которых предпринимается проектирование; в) выявить и проанализировать основную функциональную потребность (т.е. ту потребность, без удовлетворения которой нет смысла удовлетворять другие); г) исследовать альтернативные принципы на которых могло бы быть построено средство для удовлетворения основной потребности; д) выполнить - только в эскизе - проект, способный удовлетворить как основную, так и дополнительные потребности; е) оценить функциональную эффективность проекта; ж) оценить материалоемкость и трудоемкость осуществления данного проекта; з) определить качество деталей и узлов, например отсутствие деформации при сварке, совершенство внешнего вида и т.д. Не следует жестко придерживаться этой последовательности; проектировщики должны сами решать, когда применить тот или иной этап, когда повторить его, а когда перескочить через этап. Главное состоит в том, чтобы проектировщики могли изменять структуру своего опыта и мышления применительно к существенным особенностям и многофакторности проектной ситуации. Контрольные перечни фундаментального метода проектирования представляют собой развитие обычных в анализе трудовых операций вопросов: «что?», «почему?», «когда?» и т.д. Часто их комбинируют парами вдоль каждой оси графика, что позволяет получить большое разнообразие более конкретных вопросов. а)Какие потребности являются -жизненно важными? -очень важными? -важными? -желательными? б)Каковы потребности -функциональной системы? -потребителя? -фирмы? -внешнего мира? в)Каковы потребности на каждом из перечисленных ниже десяти этапов существования изделия? -проектирование и деталировка; -обработка; -изготовление деталей; -сборка; -испытание и отладка; -окончательная отделка и упаковка; -сбыт; -монтаж; -эксплуатация и неправильное использование; -техническое обслуживание и уход. г)Какие сведения можно получить, если задать шесть основных вопросов анализа трудовых операций: -что нужно сделать? (потребности); -почему это нужно сделать? (причина); -когда это нужно сделать? (время); -где это нужно сделать? (место); -кем или с помощью чего это должно быть сделано? (средства); -как это сделать? (метод). д)Каким образом каждую часть проекта можно -исключить? -объединить с другими? -унифицировать? -перенести? -модифицировать? -упростить? Этот комплекс вопросов Мэтчетт называет «первичным кольцом», а следующий комплекс - «вторичным кольцом»: е)Какие -эффекты; -потребности; -ограничения вызовет каждая деталь комплекса в отношении любой другой детали этого комплекса при сопоставлении с помощью матрицы взаимодействий? Назначение первичного кольца - выявить множество различных альтернатив, а вторичного кольца - обеспечить увязку всех изменений друг с другом, а также со всеми имеющимися потребностями. Замечания. Можно считать, что самое главное в фундаментальном методе проектирования это обучение метаязыку, который выявляет характерные особенности мышления и облегчает его согласование с характером задачи. это не столько метод проектирования, сколько средство вырабатывания и регулирования стратегий проектирования. имеется много примеров, когда коренных усовершенствований удавалось достичь в ходе краткого курса обучения новому методу. Применение. Метод сотни раз использовался в техническом проектировании самых различных объектов, начиная с подшипников и машин для гофрирования листового материала и кончая подачей информации с помощью чертежей и технической документации. По-видимому, применение метода ограничено кругом задач, для решения которых достаточно накопленного опыта, поскольку в нем не предусмотрены условия для поиска информации и для уменьшения неопределенности методом научных исследований и испытаний.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |