Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. Тема 4. Абсолютные и относительные величины




Тема 4. Абсолютные и относительные величины

Задачи для самостоятельной работы

Распределение работников по размеру зарплаты, руб.

 

Зарплата работников, руб. Число работников, чел.
1300-1525  
1525-1750  
1750-1975  
1975-2200  
Итого:  

 

Данный ряд распределения построен по количественному признаку, представленному в интервальной форме, поэтому он является интервальным вариационным рядом.

Как видно из таблицы, ряд распределения состоит из двух элементов: а) значения признака, б) абсолютной численности единиц признака (частот).

Для большей наглядности абсолютные величины могут быть дополнены относительными показателями (частостями), выраженными в процентах. Таким образом, обобщение данных в виде группировок позволяет изучить состав совокупности по изучаемому признаку, оценить степень его вариации и сравнивать группы между собой.

Примечание. Построенные ряды распределения являются групповыми таблицами, так как в основу их построения положен один группировочный признак.

 

ЗАДАЧА 1

Пользуясь формулой Стерджесса, определите интервал группировки сотрудников фирмы по уровню доходов, если общая численность сотрудников составляет 100 чел., а минимальный и максимальный доход соответственно равны 4 500 и 10 000 руб.

 

ЗАДАЧА 2

Имеются следующие данные об уровне часовой производительности труда 25 рабочих цеха (шт.): 4, 5, 3, 4, 3, 5, 2, 5, 4, 3, 6, 3, 5, 3, 4, 5, 4, 3, 6, 2, 7, 3, 4, 6, 7.

Постройте:

1) ряд распределения рабочих цеха по уровню производительности труда;

2) ряд распределения рабочих цеха с высокой (5 и более шт.) и низкой (менее 5 шт.) производительностью труда.

Укажите, каким видом ряда распределения (вариационным или атрибутивным) является каждый из этих двух рядов.

 

ЗАДАЧА 3

Имеются следующие данные об урожайности (ц/га), зерновых культур в 20 хозяйствах муниципального района области в 2006 г.: 14,0; 15,1; 14,4; 14,9; 13,2; 15,7; 12,0; 14,6; 14,2; 13,0; 12,3; 13,8; 15,8; 13,4; 14,9; 15,0; 14,5; 13,3; 11,7; 10,6.

Постройте ряд распределения хозяйств района по урожайности зерновых культур.

Укажите, каким видом ряда распределения (вариационным или атрибутивным) является этот ряд.

 

ЗАДАЧА 4

Известны следующие данные об объеме производства промышленной продукции предприятий, (млн руб.):

         

Постройте интервальный вариационный ряд распределения объема производства промышленной продукции с равными интервалами.

По какому признаку построен ряд распределения: качественному или количественному?

 

 

1. Абсолютные величины.

2. Относительные величины, их значение и виды.

3. Взаимосвязи между относительными величинами.

 

При изучении темы необходимо усвоить, что абсолютные величины являются именованными показателями (с указанием единицы измерения), а относительные величины строятся на основе абсолютных или относительных величин в форме долей, процентов, соотношений.

Абсолютными величинами называются показатели, характеризующие размеры (объемы и уровни) явлений в конкретных условиях места и времени. Их получают в процессе СН или сводки и группировки данных.

Широкое распространение на практике получили следующие виды относительных величин: динамики, планового задания, степени выполнения плана, структуры, координации, сравнения, интенсивности (формулы их расчета приведены типовых задачах). В учебной литературе отмечаются взаимосвязи между некоторыми видами относительных величин.

Для успешного усвоения темы 4 необходимо ознакомиться с представленным теоретическим материалом и целесообразно решить предлагаемые задачи.

 

Типовая задача 1

Имеются следующие данные по выпуску продукции мебельной фирмой (шт.):

Вид продукции 2005 г. 2006 г. По плану на 2006 г.
Столы      
Стулья      

 

Вычислите относительные величины планового задания, степени выполнения плана и динамики производства каждого вида продукции. Проверьте результаты расчетов, используя взаимосвязь относительных величин.

 

Для нахождения относительных величин планового задания (ОВПЗ) используют формулу:

,

 

где – показатель, планируемый на 2006 год;

– показатель, достигнутый в 2005 году.

Для производства стульев относительная величина планового задания находится так:

 

Таким образом, в 2006 году планировали увеличить объем производства столов по сравнению с 2005 годом на 6%.

Для нахождения относительных величин выполнения плана (ОВВП) используют формулу:

,

 

где – показатель, достигнутый в 2006 году.

Тогда относительная величина выполнения плана для производства столов составит:

.

 

Можно сделать вывод о том, что в 2006 году план по объему производства столов был выполнен на 98%, то есть был недовыполнен на 2%.

 

Для нахождения относительных величин динамики (ОВД) воспользуемся следующей формулой:

,

 

Таким образом, для производства столов относительная величина динамики составит:

.

 

Следовательно, можно сделать вывод: в 2006 году объем производства столов возрос по сравнению с 2005 годом на 4%.

Аналогично вычисляют указанные виды относительных величин и для производства стульев.

Между указанными видами относительных величин существует следующая взаимосвязь:

ОВД = ОВПЗ ОВВП.

Данная взаимосвязь позволяет проверить точность произведенных расчетов, а также найти какую-либо неизвестную величину на основе двух известных.

Проверим эту взаимосвязь на основе имеющихся данных по производству ситца (1,06 0,98 =1,04).

Типовая задача 2

Имеются следующие данные о внешнеторговом обороте России (млрд долл. США):

 

Внешнеторговый оборот 1-й квартал 2005 г.   1-й квартал 2006 г.
Экспорт 25,0 21,0
Импорт 15,0 14,0

 

Вычислите относительные показатели структуры и координации внешнеторгового оборота.

 

При вычислении относительных показателей структуры (доли или удельного веса) используется формула:

,

 

где m – составная (структурная) часть изучаемой совокупности;

– объем всей изучаемой совокупности.

Для вычисления удельного веса экспорта за 1 квартал 2005 года в общем объеме внешнеторгового оборота необходимо разделить объем экспорта на общую величину внешнеторгового оборота (40,0 млрд долл. США), то есть

 

.

 

Для вычисления удельного веса импорта за 1 квартал 2005 года в общем объеме внешнеторгового оборота необходимо разделить объем импорта на общую величину внешнеторгового оборота, то есть

 

.

 

Так как = 1 или 100%, то для вычисления удельного веса импорта за 1 квартал 2005 года можно из 100% вычесть удельный вес экспорта (100%–62,5% = 37,5%) и наоборот (100%–37,5% = 62,5%).

Из полученных показателей можно сделать вывод, что удельный вес экспорта за 1 квартал 2005 года составил 62,5% от общего объема внешнеторгового оборота РФ, а удельный вес импорта за этот период – 37,5%.

Также находят относительные показатели структуры и для другого периода.

При вычислении относительных показателей координации (ОВК) внешнеторгового оборота используется формула:

 

,

 

где i-ая часть изучаемой совокупности,

k-ая часть изучаемой совокупности.

В условии приведенной задачи в качестве i-ой части изучаемой совокупности можно рассматривать, например, объем экспорта, а в качестве k-ой части изучаемой совокупности – объем импорта или наоборот. Тогда относительный показатель координации экспорта к импорту составит:

 

,

 

а относительный показатель координации импорта к экспорту составит:

 

.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что экспорт превышает импорт на 67% или в 1,67 раза, а импорт меньше экспорта на 40% или составляет 60% от него.

 

Типовая задача 3

Имеются следующие данные об урожайности зерновых в некоторых странах (ц/га): Казахстан – 7,2; Россия – 14,5; США – 25,3; Китай – 33,2.

Рассчитайте относительные величины сравнения урожайности.

Относительные величины сравнения (ОВС) определяют как отношение уровня изучаемого показателя у одного объекта к уровню этого же показателя у другого объекта:

.

 

В нашем случае в качестве X выступает урожайность, а в качестве а и б берутся конкретные страны. При расчете относительных величин сравнения в качестве базы для сравнения (знаменателе) могут выступать любые страны. Это зависит лишь от целей и задач исследования. Если в качестве базы для сравнения взять Россию, то относительная величина сравнения урожайности для Казахстана составит:

,

для США – 1,75 раза, Китая – 2,29 раза.

Отсюда следует, что урожайность в Казахстане в два раза ниже, чем в России, а в США и Китае соответственно в 1,75 и в 2,29 раза выше.

 

Типовая задача 4

Имеется информация о развитии общеобразовательных школ Саратовской области (на начало учебного года):

 

Показатели 2005 / 2006 уч. год
Число образовательных школ  
Численность учащихся, тыс. чел. 400,0
Численность учителей, тыс. чел. 32,0

 

Проанализируйте обеспеченность учащихся школами и учителями, используя относительные показатели интенсивности.

 

Оценим обеспеченность учащихся школами, для чего найдем относительную величину интенсивности (ОВИ), в числитель которой подставим число образовательных школ, а в знаменатель – численность учащихся. В итоге получим, что на 1000 учащихся приходится приблизительно 4 школы. Для оценки обеспеченности учащихся учителями разделим соответственно численность учителей на численность учащихся. Получим, что на 1000 учащихся приходится 80 учителей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.