Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последствия монополизма в экономике. Антимонопольное законодательство. Финансово-промышленные группы




У монополизма есть как негативные, так положительные последствия, которые вкратце приведены в таблице 1.

Таблица 1. Последствия монополизма

Негативные проявления Позитивные проявления
Неэффективность распределения ресурсов из-за возможности ограничить выпуск продукции и установить завышенные цены Низкие долгосрочные средние издержки, лучшее качество товаров, разнообразие ассортимента
Торможение НТП, так как нет стимула для повышения эффективности из-за отсутствия конкурентов Преимущества в использовании НТП, благодаря достаточным финансовым ресурсам и сильным стимулам для проведения НИОКР
Ограниченность конкуренции является благоприятной почвой для инфляции, а в условиях спада углубляет его Задачи сохранения и укрепления конкурентосопособности на мировых рынках требуют концентрации финансовой и производственной мощи
Чрезмерная ограниченность конкуренции ведет к длительному перераспределению доходов в пользу монополистов

Антимонопольное законодательство. Мировой опыт выработал две основные системы антимонопольного регулирования: американскую и европейскую.

Американскими антитрестовскими (антимонопольными) законами выделяются четыре объекта регулирования: монополизация рынка, антиконкурентные слияния фирм, сговор о ценах, ценовая дискриминация и прочие нарушения торговой практики.

В антитрестовском законодательстве «монополией» считается компания, захватившая рынок путем ограничительной практики (захват источников сырья, каналов сбыта, различного рода соглашения между двумя или несколькими компаниями о разделе рынков сбыта, ценах, вытеснение с рынка имеющихся и препятствование проникновению новых конкурентов и т.д.), но не фирма, добившаяся значительной рыночной доли вследствие более высокой эффективности.

Антимонопольное законодательство в Западной Европе и Японии развито слабее и характеризуется более либеральным отношением к монополистической деятельности. В Западной Европе и Японии бытует мнение, что строгое исполнение антимонопольных законов в американском стиле может привести к падению эффективности их экономик по сравнению с экономикой США. К законам европейского типа относится принятый в России 22 апреля 1991 г. закон «О конкуренции и ограничении монополистической практики на товарных рынках», первый антимонопольный акт в нашей стране. Включение предприятия в Государственный реестр предприятий-монополистов означает признание его монополистом и предусматривает государственный контроль за ценами, объемами производства и качеством продукции.

Финансово-промышленные группы. Финансово-промышленные группировки (ФПГ)- это самоорганизующиеся объединения под единым контролем ряда крупных промышленных и финансовых фирм, осуществляющие согласованную хозяйственную деятельность.

Целями деятельности ФПГ являются:

- кооперирование объединенных единым контролем предприятий, упрочение хозяйственных связей, упорядочение материально-технического снабжения крупного производства, маневрирование обобществленным денежным капиталом для повышения эффективности его использования;

- организация НИОКР в крупных масштабах, ускоренное их внедрение в производство;

- повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, проникновение на мировой рынок, увеличение экспортного потенциала.

Конечным результатом реализации этих целей должны стать увеличение объема продаж и повышение прибыли производителей. Изучение деятельности наиболее эффективных и интегрированных ФПГ - японских «дзайбацу» - показывает, что ориентация на максимизацию объема реализации играет для них заметно большую роль, чем погоня за сиюминутной прибылью. Отношения контроля внутри ФПГ могут осуществляться при помощи одной из трех форм: контроль из холдинга, контроль из банка, контроль со стороны совещания президентов фирм.

Холдингом называют финансовый фонд, владеющий крупными долями акционерного капитала других фирм группы, достаточный для контроля над ними. Головная («материнская») фирма-холдинг может осуществлять исключительно функции координирующего центра, не занимаясь самостоятельной производственной деятельностью. В деятельности холдинга ключевое место занимают финансовые операции: перераспределение финансовых средств внутри ФПГ, эмиссионно-учредительская деятельность, регулирование взаимных платежей и т.д.

Если холдинговые формы контроля преобладают в Западной Европе, то в США центрами контроля за деятельностью ФПГ чаще становятся банки, которые осуществляют целевое крупномасштабное кредитование членов группы. Лидерам группы достаточно при этом занимать основные посты в совете директоров головного банка.

По японскому законодательству (так же, как и по современному российскому) кредитно-финансовые институты имеют право владеть не более чем 10 % акций какой-либо компании. Поэтому спецификой Японии стала система перекрестного (взаимного) владения акциями внутри ФПГ. В 80-е годы средняя доля перекрестного владения акциями в трех крупнейших ФПГ Японии (Мицубиси, Мицуи, Сумитомо) составляло около 30 %, что обеспечивает достаточно высокую степень их сплоченности.

Центральным органом координации деятельности таких групп являются совещания президентов фирмы, которые проводятся секретно. Банки при этом играют роль финансовых центров, но не центров контроля, поскольку они сами контролируются другими фирмами группы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.