Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория потребительского поведения




Поведение потребителя – этоеговыбор и приобретение товаров и услуг. Цель теории потребительского поведения – показать методику оптимального распределения денежного дохода при покупке товаров и услуг при бюджетном ограничении.

Теория исходит из некоторых аксиом. Одна из которых следующая: потребитель знает что ему нужно, может оценить свои предпочтения. И к этому прислушивается производитель. Покупая или не покупая товары, потребитель показывает, что нужно, а что не нужно производить.

Вторая аксиома: потребитель - это рациональный человек, стремящийся оптимально распорядиться имеющимися у него деньгами, т.е. максимизировать совокупную полезность при ограниченном доходе. Он выбирает из альтернативных вариантов тот набор товаров и услуг, который обеспечит наилучшее удовлетворение потребностей. У каждого потребителя существует своя субъективная шкала предпочтений.

Как осуществляется выбор? На этот вопрос пытаются ответить две теории: кардиналистская (количественная) и ординалистская (порядковая).

Кардиналистская теория. Сторонники этой теории К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас (XIX в.) считают, что потребитель способен оценить величину полезности товаров и услуг. Тогда цель потребителя - это максимизация совокупной полезности или суммы полезностей всех выбранных товаров. Главное правило, которое они вывели следующее: максимум полезности достигается в таком распределении денег, чтобы отношение предельной полезности от покупки товара к его цене было одинаковым для всех товаров в наборе. Это правило называется вторым законом Госсена и выглядит в виде соотношения:

,

где MU1, MU2 ,... MUn- предельные полезности товаров 1,2,…,n; p1, p2, …, pn - цены товаров 1,2,…, n; l - предельная полезность денег.

Предельная полезность блага (MU – marginal utility) – это полезность, которую приносит потребителю использование дополнительной единицы этого блага. Обозначим Qi - количество потребляемого блага i. Тогда U(Q1, Q2….. Qn ) - суммарная полезность всего набора благ. Предельная полезность блага i – это первая частная производная от функции U(Q1, Q2….. Qn) по переменной i, т.е

Эта теория критикуется экономистами. Многие согласны с тем, что в основе выбора набора товаров лежат предпочтения потребителя, но сомневаются в возможности количественного измерения полезности.

Ординалистская теория. Ординалистская теория возникла в начале XX в. Ее авторы - итальянский экономист В. Парето и российский экономист и математик Е.Е. Слуцкий. Затем эту теорию развил в 30-е годы ХХ века. Джон Хикс. Авторы этой теории предлагают рассматривать поведение потребителя при помощи кривых безразличия и бюджетных ограничений. Для того, чтобы объяснить потребительское поведение используется упрощенная модель, в которой имеются только два товара, например, продукты питания (X) и одежды (Y).

Кривая безразличия – это наборытоваров X и Y, обладающих одинаковой полезностью. Поэтому потребителю безразлично какой из наборов выбрать. Например, наборы соответствующие точкам А, В, С, D на кривой имеют для него одинаковую полезность и ему безразлично, что приобрести: набор А, В,C или D (рисунок 5). Выпуклость вниз кривой безразличия объясняется законом снижающейся предельной полезности: потребитель получает все меньшее удовлетворение по мере увеличения потребления им товара. Совокупность кривых безразличия U1, U2, U3 называют картой кривых безразличия. Чем больше величина полезности набора благ, тем дальше кривая безразличия от начала координат. Поэтому набор Е, предпочтительнее наборов А, В, С, D, F; наборы А, В, С, D, Е предпочтительнее набора F поскольку онитсодержат большую полезность.

Рисунок 5

Ограничением на покупаемые наборы из двух благ выступает количество денег у потребителя (бюджет). Бюджетная линия показывает различные наборы двух товаров, которые можно приобрести на фиксированное количество денег. Графическое изображение бюджетной линии (I и I1) представлено на рисунке 6. Уравнение бюджетной линии , где I - фиксированный доход; Рх, Рy - цены на товары Х и Y; Х,Y – количества товаров Х и Y. Если доход потребителя увеличивается при фиксированных ценах, то бюджетная линия сдвигается вправо (с I до I1). Набор товаров в точке А недоступен для потребителя (поскольку не хватает денег). Набор товаров в точке В доступен, но но не оптимален (имеющиеся деньги недоиспользуются). Полное использование имеющихся денег происходит только в точках бюджетной линии.

Рисунок 6. Бюджетная линия

Потребитель стремится максимизировать полезность покупаемых товаров, при этом он должен учесть свои бюджетные возможности. Поэтому максимум полезности потребитель получит в точке касания кривой безразличия U и прямой бюджетного ограничения I. На рисунке 7–а это точка А. Оптимальный выбор потребителя – количество Х1 товара Х и количество Y1 товара Y. При имеющемся бюджетном ограничении наборы товаров кривой безразличия U1 недостижимы. А наборы товаров кривой безразличия U2 нерациональны.

При росте дохода потребителя происходит сдвиг бюжетной прямой вправо, а также изменение объема и структуры потребления, которое ведет к перемещению на более высокую кривую безразличия (рисунок 7 -б). Если соединить все получающиеся точки касания прямой бюджетного ограничения и кривой безразличия (соответствующие оптимальному выбору потребителя в каждом случае), то можно получить некоторую ломаную линию, которая называется кривая «доход-потребление».

 

Рисунок 7 – а Рисунок 7 - б

 

Предельная норма замещения – это количественная мера взаимозаменяемости товаров. Обозначается MRS и означает то количество товаров, изображенных на вертикальной оси, от которого надо отказаться, чтобы получить единицу товара, изображенного на горизонтальной оси.

Не всегда потребительведет себя рационально, некоторые свои решения о покупке товара он принимает случайно и импульсивно. Существует особый вид спроса, который называется нефункциональный. Онвызывается такими факторами, как:

1) эффект присоединения к большинству, выражающийся в желании подражать«своему кругу» (спрос растет, если другие тоже потребляют товар);

2) эффект сноба, выражающийся в желании выделиться «из толпы» (спрос падает, если другие тоже потребляют товар);

3) эффект Веблена – чем выше цена на престижный товар, тем больше спрос, чем ниже цена тем меньше спрос.

4) нерациональный спрос – импульсивная, незапланированная покупка товара.

5) спекулятивный – спрос основанный на эффекте потребительских ожиданий. В предверии повышения цены, либо ожидания дальнейшего повышения цены спрос увеличивается.

Помимо этого потребитель может вести себя нерационально из-за неосведомленности о существующих ценах, рынках, свойствах товара.

Задание на самостоятельную работу. Пояснить понятия: предельная полезность, кривые безразличия, бюджетная линия, оптимальный выбор потребителя, кривая «доход-потребление», предельная норма замещения, нефункциональный спрос.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.