Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение валовой прибыли фирмы




Фирма всегда стремится максимизировать свою валовую экономическую прибыль. Подсчитать валовую прибыль можно двумя путями:

1) определив прибыль на единицу продукции (вычитая средние валовые издержки из цены) и умножив её на объем производства:

;

2) определив валовый доход (умножая цену на объем производства) и валовые издержки (умножая средние» валовые издержки на объем производства) и подсчитав их разность.

.

Фирма либо максимизирует свою прибыль, либо минимизирует свои убытки. (рисунок 11).

Рисунок 11.

Случай максимизации прибыли. Фирма продолжает работать и увеличивает экономическую прибыль, если полученный валовый доход превышает валовые издержки. Как видно из рис. 11-а, криваяваловых издержек (ТС) пересекает кривую валового дохода (ТR) в точках а и b. Любое производство в пределах этих критических точек принесет экономическую прибыль, любое производство за их пределами - убытки. Максимум прибыли - там, где расстояние по вертикали между кривыми валового дохода и валовых издержек наибольшее.

Случай минимизации убытков. Когда валовой доход меньше валовых издержек, но превышает валовые переменные издержки, фирме целесообразно продолжать производство, так как в этом случае валовые переменные издержки (TVC2), как и некоторая часть валовых постоянных издержек (TFC2), могут быть оплачены из валового дохода (TR2). Фирма будет в краткосрочном периоде продолжать работать, если ее убыток меньше валовых постоянных издержек.

Случай закрытия. Фирме придется приостановить производство, если ее валовый доход меньше валовых переменных издержек, то есть экономический убыток превышает валовые постоянные издержки. В этом случае убыток фирмы сократится и будет равен валовым постоянным издержкам.

В случае закрытия предприятия кривая валового дохода (TR3) лежит ниже кривой валовых переменных издержек (TVC3), не пересекаясь с ней, так как не существует объема производства, при котором валовые переменные издержки были бы полностью покрыты (рис. 11-б).

«Золотое правило»

«Золотое правило» определяющее оптимальный объем производства - MR = МС. -предельный доход равен предельным издержкам. Производство выгодно, пока предельный доход будет больше предельных издержек. Фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки при объеме выпуска, для последней единицы которого предельный доход равен предельным издержкам и больше минимума средних переменных издержек.

Правило MR = МС можно также сформулировать так: фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в краткосрочном периоде при объеме выпуска, для последней единицы которого цена равна предельным издержкам (Р = МС), если цена превышает минимум средних переменных издержек.

Фирма закроется, если предельный доход (цена) меньше минимума средних переменных издержек.

Рисунок 12. «Золотое правило»: MR = МС

 

Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде будет выглядеть как отрезок кривой предельных издержек, который лежит выше минимума средних переменных издержек (рис.12). При цене Р1, которая меньше средних переменных издержек AVC, фирма закроется, так как ее убыток будет больше суммы валовых постоянных издержек. При любой цене между P2 и Р4 фирма будет минимизировать убытки, производя объем продукции до точки, в которой МR(Р) = МС. При цене выше P4, которая превышает средние валовые издержки АТС (например, Р5), фирма получает экономическую прибыль.

 

10.2 Фирма в условиях несовершенной конкуренции. Монополия монополистическая конкуренция и олигополия

Факторы, ограничивающие конкуренцию. Принесовершенной конкуренции на рынке отдельного товара или услуги взаимодействуют, в отличие от совершенной конкуренции, не множество отдельных производителей, а много или даже несколько фирм, а может остаться и всего одна.

Сокращение числа фирм происходит под влиянием ряда факторов, так называемых барьеров рынка, препятствий для входа на рынок данного товара. Труднопроходимыми или непреодолимыми барьерами рынка могут быть: высокий уровень концентрации производства, собственность на ресурсы, патенты и лицензии, государственное регулирование, таможенные пошлины и квоты и т.д.

Один из барьеров - это высокий уровень концентрации производства. Оказывается, что при производстве и реализации многих товаров экономически эффективнее крупные предприятия.

Также крупная фирма экономит на трансакционных издержках (transaction - сделка). По определению С. Далмана, трансакционные издержки - это издержки «сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта».

Теорема Коуза. Участвуя в рыночных сделках, необходимо, как подчеркивает Р. Коуз, нести трансакционные издержки: «определить с кем желательно заключить сделку, оповестить тех, с кем желают заключить сделку и на каких условиях провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том, что условия контракта выполняются и т.д. и следовательно, трансакционные издержки и издержки административного контроля внутри фирмы должны сравниваться при определении оптимального размера фирмы.

Только на рынке совершенной конкуренции трасакционные издержки равны нулю. Этот вывод получил название «теорема Коуза».

Основные признаки несовершенной конкуренции. Сокращение числа участников рыночных сделок при несовершенной конкуренции создает возможность при определенных условиях в определенной мере влиять на рыночную цену. Кроме этого, наряду с ценовой конкуренцией могут использоваться и неценовые способы конкурентной борьбы: дифференциация продукта, реклама и т.п.

Государство, стремясь поддержать рыночную систему, защитить права потребителей, не допустить нечестную конкуренцию, также регулирует в той или иной степени деятельность на рынках несовершенной конкуренции.

Таким образом, моделям рынка с несовершенной конкуренцией присущи следующие признаки.

- наличие барьеров вступления в отрасль;

- много (но не множество), несколько или одна фирма;

- возможность в определенных пределах влиять на рыночную» цену и объем производства;

- сочетание рыночной саморегуляции и планового регулирования, как государственного, так и внутри- и межфирменного.

монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Чистая монополия. Слово «монополия» происходит от двух греческих слов, означающих «единственный продавец». Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у потребителей нет выбора, и в этом смысле продукт монополии уникален. Это накладывает определенный отпечаток на рекламу: поскольку у чистого монополиста отсутствуют, прямые конкуренты, то у него нет необходимости «завоевывать» потребителей. Его рекламная деятельность носит характер связей с общественностью и проводится ради престижа и формирования благоприятного общественного мнения. Барьеры вступления новых фирм на этот рынок трудно преодолимы.

Определение цены и объема производства чистым монополистом будет осуществляться на основе его средних издержек производства и рыночного спроса. Чистый монополист руководствуется при определении объемов производства правилом «MR=МС», т.е. он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация будет давать больший прирост валового дохода по сравнению с приростом валовых издержек при условии, что предельный доход выше минимума средних переменных издержек АVC.

Максимум прибыли может быть получен при производстве, когда предельный доход равен предельным издержкам. Соотнеся этот объем с рыночным спросом, монополия устанавливает максимальную цену.

Монополистическая конкуренция. При монополистической конкуренции на рынке имеется относительно большое число мелких, средних и крупных фирм, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Таковы розничная торговля, бытовые услуги, общественное питание, производство одежды, обуви и т.п.

Важным признаком монополистической конкуренции является так называемая «дифференциация продукта», т.е. наличие разных видов товара. Благодаря им рынок отдельного товара образует сеть взаимосвязанных микрорынков отдельных продавцов, на каждом из которых можно влиять на намерения покупателей, побуждать их платить более высокую цену за усовершенствованный товар.

Вступить в отрасли с монополистической конкуренцией легко, так как требуется относительно небольшой капитал, однако по сравнению с чистой конкуренцией необходимы дополнительные финансовые затраты на рекламу и совершенствование качества продукта.

Соперничество в условиях монополистической конкуренции сосредоточивается как на цене, так и на неценовых факторах, таких как качество, реклама, условия продажи.

В некоторый случаях отдельные предприниматели могут иметь преимущества над соперниками (например, в результате более удачного месторасположения магазина, обладания патентом, финансовых барьеров для вступления в отрасль и т.д.). Это позволяет им получать экономические прибыли в долговременном периоде.

Олигополия. Главный признак олигополии - немногочисленность фирм, господствующих на рынке. Олигополистами могут быть не только крупные компании, но и фирмы, абсолютные размеры которых не очень велики, но которые играют роль ведущих производителей в рамках специализированных производств или локально территориальных рынков.

В отличие от чистой и монополистической конкуренции при олигополии появляется новая черта в конкурентной борьбе: ни одна фирма в олигополистической отрасли не решится изменить свою ценовую политику, не попытавшись оценить наиболее вероятные действия основных конкурентов. Взаимозависимость, вытекающая из немногочисленности участников олигополии, заставляет при установлении цены учитывать не только собственные издержки и спрос, но и ответную реакцию конкурентов.

Достаточно часто фирмы олигополисты вступают в тайный сговор. Фирмы могут заключить тайное соглашение об уровне цен, производственных квотах, разделе рынков или иным образом ограничить конкуренцию между собой. В данном случае они будут действовать как единое целое, что роднит их с чистой монополией. При этом всегда существует опасность нарушения тайного сговора: взаимных попыток разорить - вытолкнуть соперника с рынка путем резкого снижения цен, превышения производственной квоты и т.п.

Также фирмы-олигополисты используют лидерство в ценах - молчаливое соглашение, с помощью которого олигополисты могут координировать свое поведение в области цен, не вступая в прямой тайный сговор. Обычно наиболее крупная фирма устанавливает цену, а остальные следуют ей.

Помимо этого способом ценообразования фирмы-олигополиста может быть способ «Издержки плюс надбавка». Вэтом случае цена образуется так:

Фирма стремится к некоторой плановой прибыли, или норме прибыли на свои капиталовложения, поэтому устанавливает определенную накидку к своим издержкам производства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.