Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных и профессиональных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект — взрыв эмоций)




В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюда­ются резкие движения, агрессивные и разрушительные дей­ствия. Лица, предрасположенные к аффективным состояниям, относятся к категории повышенного риска травматизма и не должны допускаться к ответственным работам. На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможно развитие у че­ловека таких психических реакций, как конфликт, поведение срыва, тревога, страх, испуг, паника и массовая паника. Не оста­навливаясь на характеристике особенностей указанных реакций, следует отметить важность и необходимость создания в трудо­вых коллективах благоприятного морально-психологического климата, исключающего их появление у работающих, а следо­вательно, способствующего снижению опасности возникновения по вине специалистов несчастных случаев и травматизма при осуществлении ими своей трудовой деятельности.

Психологические причины возникновения опасностей. Лю­бая деятельность человека — это процесс, в котором тесно пере­плелись факторы внешней среды и особенности человеческого организма. Поэтому при анализе опасных ситуаций необходимо рассматривать систему "человек — среда обитания" в целом. При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, опре­деляющим значением в формировании линии поведения каждого человека в отдельности имеют его индивидуальные качества, которые отражают совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, воспитание, специфику свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий труда, которые фор­мируют и определяют психологические причины сознательного нарушения человеком правил безопасного поведения.

В настоящее время в их число входит достаточно разнооб­разный перечень причин, в том числе:

• лень — потребность к сохранению энергетических ресурссов. Принцип поведения — "меньше как можно всяких действий";

• экономия времени — стремление увеличить производи­тельность труда или получить личную выгоду за счет пропуска отдельных операций, увеличения темпа работы, нарушения технологии, т. е. совершение действий, которые могут не влиять на качество труда, но необходимы с точки зрения обеспечения безопасности;

• адаптация (привыкание) к опасности или ее недооценка, что приводит к травме. Причина — личная или социальная без­наказанность за совершение неправильных действий, слабый внешний или собственный контроль за своими поступками;

• самоутверждение в глазах коллег, "желание нравиться" ("ложный героизм");

• стремление "не высовываться", "не быть белой вороной". Это происходит там, где нарушение норм безопасности не осуж­дается в коллективе;

• ориентация на идеалы. Идеалами могут быть не только примерные люди, но и нарушители правил безопасного пове­дения ("герои");

• сознательное игнорирование правила безопасного пове­дения с целью самоутверждения в собственных глазах. При­чины — неуверенность в себе, упреки со стороны коллектива;

• переоценка собственного опыта. Человек, зная о потен­циальной опасности, нарушает правила безопасного поведения, считая, что его опыт позволит принять меры по предотвращению несчастного случая;

• привычка работать или выполнять действия с наруше­ниями;

• стрессовые состояния, эмоциональный шок, когда чело­веком движут чувства, а не разум;

• склонность к риску, вкус к риску как личностная харак­теристика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.