Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины нарушения правил безопасности по своей сути направлены на достижение одной цели — найти наиболее легкие пути для удовлетворения своих личных потребностей




Рассматривая субъективные причины нерационального поведения человека, можно выделить также и объективные фак­торы среды его обитания, создающие опасные действия и предо­пределяющие возникновение опасных ситуаций. К ним относятся прежде всего: отсутствие со стороны властей (администрации) надлежащего контроля за соблюдением норм поведения (правил безопасности); недостатки (технические и организационные) средств защиты, позволяющие проникнуть человеку в опасную зону; конструктивные недостатки блокировочных устройств, исключающие возможность нейтрализовать влияние опасных и вредных факторов в случае их возникновения в среде обита­ния человека; несовершенная технология выполняемых работ, допускающая проведение операций с нарушением правил бе­зопасности; неудовлетворительное воспитание и образование населения в вопросах безопасности жизнедеятельности.

Кроме того, существенное значение в данном аспекте имеют: отсутствие средств индивидуальной и коллективной защиты, на наличие которых исполнитель имел право рассчитывать при вы­полнении задания; недостаточная надежность средств защиты инструмента, оборудования, внезапные отказы в работе; ошиб­ки в проектировании зданий, сооружений, оборудования. Эти ошибки могут быть причиной внезапного возникновения опасных ситуаций; личностные факторы — недостаточные знания пра­вил безопасного поведения при выполнении действий, ошибки инструктажа, плохое обучение навыкам страховочных действий, плохая дисциплина труда, опьянение, утомление и т. д.

Знание психологических причин возникновения опаснос­тей представляется исключительно важным при определении и разработке мероприятий по их предупреждению на основе целенаправленного улучшения индивидуальных социально-психологических и физиологических качеств и свойств личности, оптимизации производственной среды работающих.

Методы повышения психологической надежности бе­зопасности жизнедеятельности. Особое место в психологии безопасности занимают методы предупреждения опасности, выбор которых зависит от характера допускаемых специалистом нарушений при выполнении трудовой деятельности. В действиях человека психологи выделяют три функциональные части -^ мотивационную, ориентировочную и исполнительную с соот­ветствующими для каждой из них проявлениями нарушений способных привести к возникновению опасных ситуаций.

Для нарушений мотивационной части действий характерным является нежелание выполнять те или иные конкретные операции или приемы. Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т. п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опь­янения).

Нарушение ориентировочной части проявляется в незна­нии правил эксплуатации технических систем и норм безопас­ности труда и способов их выполнения.

В нарушениях исполнительной части наблюдается не­выполнение правил (инструкций, предписаний, норм и т. д.) вследствие несоответствия психических и физических возмож­ностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслу­живаемого оборудования и т. д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

Исходя из понимания вышеуказанных групп причин воз­никновения опасных ситуаций, следует определять содержание и практическое осуществление целенаправленных профилакти­ческих мероприятий применительно к конкретной функциональ­ной части действия человека: мотивационная часть — формиро­вание безопасного поведения, контроль за соблюдением правил и стимулирование безопасности; ориентировочная — обучение, отработка навыков; исполнительная — профотбор и контроль психофизического состояния организма.

Создание психологического настроя на безопасность. Бе­зопасная деятельность является следствием правильного отно­шения людей к вопросам безопасности, их готовности к выполнению каких-либо действий без несчастных случаев. Серьезное восприятие человеком проблем безопасности во время работы, отдыха зависит от соответствующего отношения родителей, воспитателей, руководителей производства, администрации. Если руководство проявляет заботу о здоровье людей и их бе­зопасности, то в обществе создается положительный настрой на безопасность жизнедеятельности, чем бы человек ни занимался. Любой несчастный случай, независимо от его тяжести, должен привлекать внимание руководителей, прессы, населения. Поли­тика безопасной жизнедеятельности должна быть направлена на поиск и реализацию возможностей всех членов общества на предупреждение несчастных случаев в различных сферах чело­веческой деятельности. Особое значение имеет строгий контроль за соблюдением человеком правил безопасного поведения.

Стимуляция безопасности жизнедеятельности. Сущест­вуют различные виды положительной и отрицательной стиму­ляции безопасности.

К положительным видам стимуляции относятся:

• социальное поощрение (награждения, благодарность, благоприятные отзывы в прессе, льготы);

• материальные вознаграждения (премии, повышение за­работной платы, снижение налогов);

• организация конкурсов и соревнований под девизом: "За чи­стый воздух (среду обитания)"; "Работать без травм и аварий" и т. д.;

• учет травматизма, уровня безопасности в регионах при установлении льгот, дотаций, инвестиций.

К отрицательным видам стимулирования относятся:

• вызов виновных в администрацию, в правоохранительные и инспекционные органы для объяснения;

• лишение премий, штрафные санкции, увеличение налогов;

• применение системы предупреждения;

• выговоры, увольнения, банкротство и переприватизация предприятия.

Обучение безопасности жизнедеятельности. Обучение работающих с позиций безопасности жизнедеятельности направлено на предупреждение появления у них ошибок двух типов: психомоторных и ошибок в принятии решений. Ошибки психомоторные возникают у человека на уровне двигательных операций и проявляются в тех или иных неловких двигательных актах. Для безопасного выполнения моторных действий в процессе работы необходимо научиться полно и правильно оценивать возникающую информационно-производственную ситуацию и приобрести необходимые двигательные навыки применительно к отдельным этапам деятельности.

Существенную роль при этом имеет обучение персонала в условиях моделирования реальной практической деятельности с возможно более полным учетом особенностей и характера при­сущих для нее информационных воздействий. Особое значение в данном направлении приобретают тренировки соответствующих групп лиц с целью выработки навыков поведения в нештатных, непредвиденных ситуациях и поиск оптимальных стратегий поведения в ходе их разрешения. В процессе обучения исклю­чительно важно, повышая уровень профессиональных навыков и снижая тем самым уровень объективного риска, добиваться стабилизации уровня субъективного риска, особенно при работе в сложных производственных условиях. В этом случае речь идет о снижении излишней уверенности в своих возможностях, кото­рая может в определенных условиях быть причиной ошибочных действий, травм и других негативных последствий.

Одновременно необходимо обеспечить формирование у оператора психологической готовности — психологического состояния, характеризующегося его уверенностью в своей пси­хологической надежности (здоровье, знаниях, навыках), осознан­ном наличии потенциальных ресурсов и умением рационально распределять их в процессе деятельности.

Большое значение в формировании этого состояния имеет подготовка операторов на тренажерах в усложненных условиях деятельности за счет введения в ее структуру дополнительных психологических факторов сложности: дефицита времени, неопределенности информационной среды, дополнительных задач и других ситуационных моментов.

Важным аспектом в процессе обучения безопасности Жиз­недеятельности является выработка у персонала и отдельных лиц умения правильно принимать решения и избегать при этом опасных ошибок.

Существует следующая последовательность в обучении принимать правильные решения:

• приобретать знания, т. е. научиться узнавать, идентифи­цировать отдельные явления;

• научиться понимать, объяснять, излагать данное явле­ние, событие;

• научиться применять, т. е. использовать свои знания и понимание;

• научиться анализировать, т. е. уметь разложить любое сложное явление на его простые составляющие;

• научиться синтезировать, т. е. научиться по простым составляющим воспроизводить сложное явление или конечное событие;

• научиться оценивать, т. е. критически осмысливать дан­ное явление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.