Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Под безопасностью гражданина понимается состояние защищенности от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей




Экономическая безопасность.

Реализация национальных интересов России возможна только в ре­зультате устойчивого развития экономики. Обеспечение всех составляю­щих национальной безопасности: оборонной, экологической, информа­ционной, внешнеполитической зависит от экономических возможностей страны.

Экономическая безопасность (ЭБ) — это состояние защищенности экономики от внешних и внутренних угроз.

Основные компоненты ЭБ:

• развитие (если экономика не развивается, то у нее резко сокраща­ются возможности выживания, сопротивляемости и приспосабли­ваемости к внешним и внутренним угрозам);

• устойчивость, которая отражает прочность и надежность ее элемен­тов, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки.

Цель ЭБ — обеспечение устойчивого экономического развития стра­ны в интересах удовлетворения социальных и экономических потреб­ностей.

Критерий ЭБ — стабильный прирост производительности обществен­ного труда не менее 5 %. Возможно это на основе устойчиво функциони­рующего производства, способного обеспечить ведущие отрасли эконо­мики качественным сырьем и оборудованием, армию — вооружением, социальную сферу — предметами потребления и услугами, экспорт — конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.

Объекты ЭБ: экономическая система страны; природные богатства.

Субъекты ЭБ: функциональные и отраслевые министерства и ведомства; налоговые и таможенные органы; банки, биржи, фонды, страховые ком­пании; производители и продавцы работ и услуг; общество потреби­телей.

ЭБ понимается как многоуровневое явление: гражданин и предпри­ниматель; организация или предприятие; отдельный регион; Россия в целом.

Личная безопасность любого гражданина включает в себя обеспече­ние его защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свобо­ду, честь и достоинство.

Под безопасностью предпринимателя понимается безопасность его жизни, жизни его сотрудников и клиентов. У предпринимателя можно отобрать или украсть деньги, заставить его передать дело другим лицам, отдать капиталы, организационно-финансовые инновации, важную ин­формацию. При этом опасность для предпринимателя может исходить как извне, так и со стороны ближайшего окружения, знакомых или со­трудников, являющихся скрытыми агентами.

ЭБ организации обеспечивается действенностью нормативных, орга­низационных и материальных гарантий, выявлением, предупреждением и пресечением посягательств на порядок управления и законные права ор­ганизации, ее имущество, интеллектуальную собственность, благоприят­ную финансово-коммерческую конъюнктуру, устойчивость хозяйствен­ных связей, морально-психологический климат в коллективе, производст­венную дисциплину, научные достижения и охраняемую информацию.

ЭБ региона — это совокупность условий и факторов, характеризую­щих текущее состояние экономической стабильности, устойчивости и поступательное развитие области, края, республики.

К внутренним угрозам ЭБ государства относятся: спад производства; низкая инвестиционная активность и переток капиталов в посредническо-финансовую деятельность; низкая конкурентоспособность продукции; сворачивание научно-исследовательской работы; рост безработицы; уси­ление имущественного расслоения населения; криминализация экономи­ки; слабость нормативно-правовой базы; рост взаимной задолженности экономических субъектов; незавершенность экономических преобразо­ваний; неравномерность развития регионов.

Среди внутренних угроз России наибольшую опасность представляют собой тенденции, складывающиеся в социальной и научно-технической сферах.

Социальная сфера играет ключевую роль в национальной безопаснос­ти. В ней находят реальное воплощение интересы личности, общества, семьи, а также социальных групп, государства. Наибольшую угрозу су­ществования страны, ее безопасности представляют: резкая дифференци­ация доходов и потребления населения; ухудшение структуры питания; рост бедности.

В научно-технической сфере наблюдается неослабевающая тенденция «утечки мозгов», что чревато тяжелыми последствиями не только для эко­номики, но и в целом для всей национальной безопасности государства.

Внешние угрозы ЭБ государства: зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия; преобладание сырьевой направленности экспорта; дискриминационные меры к российским товарам; высокий уровень внешнего долга; агрессив­ная политика иностранных компаний по завоеванию рынка сбыта; скупка за бесценок российской собственности; вложение средств в российскую экономику с целью устранения конкурентов.

Главная внешняя угроза связана с тем, что позитивный процесс от­крытия российской экономики при отсутствии надлежащей экономичес­кой планировки ослабляет экономическую самостоятельность России.

Обеспечение ЭБ входит в состав важнейших функций государства. Подтверждением важности данной проблемы является Указ Президента РФ № 608 от 29.04.1996 г. «О государственной стратегии экономической безопасности РФ».

Обеспечение ЭБ представляет собой систему мер, направленных на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики. В сво­ей совокупности они представляют собой политику внешнеэкономичес­кой и внутриэкономической деятельности государства.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности явля­ются:

• создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

• расширение рынков сбыта российской продукции;

• формирование единого экономического пространства с государ­ствами — участниками Содружества Независимых Государств.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государ­ства являются:

• правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;

• усиление государственного регулирования в экономике;

• принятие необходимых мер по преодолению последствий экономи­ческого кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных ка­тастроф, повышению конкурентоспособности отечественной про­мышленной продукции, подъему благосостояния народа.

Решение задач в сфере экономической безопасности предполагает кон­центрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных на­правлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим на­учным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техничес­ким потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследователь­ских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собствен­ности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.

Экономическими вопросами в стране занимается ряд министерств и ведомств: Министерство экономического развития и торговли, Минис­терство финансов, Министерство по налогам и сборам, Министерство имущественных отношений, Федеральная антимонопольная служба, Фе­деральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по тари­фам, Федеральная энергетическая комиссия и др.

Вместе с тем ни для кого не секрет, что сфера экономики отличается повышенной криминогенностью. С началом демократических преобразо­ваний на российский рынок хлынули капиталы, нажитые преступным пу­тем, начала формироваться целая индустрия теневого бизнеса.

Экономические преступления зачастую начинаются с производства где-то российского сырья, потом идет цепочка — цены, двойные контрак­ты, счета, таможенные преступления, вывоз продукции за рубеж, сговор с партнерами, недополучение валютной выручки, неуплата налогов и т. д.

Легализация доходов, нажитых преступным путем, равно как и вывоз капитала за рубеж, наносит ущерб национальной безопасности тем, что, во-первых, криминал получает возможность на формально законных ос­нованиях использовать доходы от незаконной деятельности, внедряясь в легальный бизнес, во-вторых, дестабилизируется финансовый рынок и, в-третьих, государство не получает налогов.

Экономическая безопасность государства основывается на его финансо­вом могуществе. В рыночной экономике основой финансов государства вы­ступают налоги; как правило, они составляют 80—95 % бюджета страны.

Неплатежи в бюджет подрывают экономическую безопасность госу­дарства. Поэтому выявление и пресечение нарушений налогового зако­нодательства является важнейшим условием успешного функционирова­ния всей экономической системы.

В России вопросами выявления, предупреждения и пресечения нало­говых преступлений и правонарушений занимается налоговая полиция. О выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие право­охранительные органы.

Сотрудники налоговой полиции отстаивают законными методами, в том числе и специальными, интересы государства и всех честных нало­гоплательщиков страны.

Деятельность федеральных органов налоговой полиции осуществля­ется на основе принципов законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, подконтрольности и подотчетности высшим органам зако­нодательной и исполнительной власти Российской Федерации, сочетания гласных и негласных форм деятельности.

Принципиально важное значение в обеспечении экономической безо­пасности страны играет Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России). Наиболее приоритетным в данной области яв­ляется обеспечение безопасности объектов оборонного комплекса, атом­ной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения городов и про­мышленных центров, других стратегических объектов и приоритетных научных разработок.

Угрозы экономической безопасности во многом связаны с попытками иностранных спецслужб получить доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, использовать фирмы-прикрытия для оказания выгодного иностранным государствам влияния на развитие экономики России, осуществлением неэквивалентного обмена, проталкиванием ус­таревших технологий и т. п.

Дополнительным каналом получения шпионских сведений в настоя­щее время стали телекоммуникационные системы и глобальные инфор­мационные сети, в первую очередь Интернет.

В борьбе с организованной преступностью органы ФСБ России взаи­модействуют со всеми правоохранительными органами.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономической безопасности го­сударства принадлежит таможенной службе — одному из базовых инсти­тутов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно по­полняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер тамо­женная служба оберегает национальную промышленность в обеспече­нии экономической безопасности зоной

Таможенный контроль представляет собой действия должностных лиц таможенного органа, осуществляемые в установленной последова­тельности и направленные на обеспечение соблюдения действующего за­конодательства и установленного порядка перемещения товаров и транс­портных средств через границу, в том числе соблюдение мер нетарифно­го регулирования, при перемещении товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Таможенный контроль осуществляется отделами таможенного кон­троля и таможенными постами в местах их расположения и иных мес­тах, определяемых законодательством о таможенном деле. Перемеще­ние товаров, транспортных средств через границу таких зон и в их пределах допускается только с разрешения таможенных органов и под их контролем.

В соответствии с Таможенным кодексом в Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Целями таможенной политики Российской Федерации являются обес­печение наиболее эффективного использования инструментов таможен­ного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово-политических за­дач по защите российского рынка, стимулированию развития националь­ной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики Российской Федерации, иные цели, определяемые Президентом Российской Федерации и Правитель­ством Российской Федерации в соответствии с Таможенным кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Таможенную политику непосредственно проводят таможенные орга­ны Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят: Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России), региональ­ные таможенные управления Российской Федерации, таможни Российс­кой Федерации, таможенные посты Российской Федерации.

ГТК России — это центр, штаб организации и функционирования все­го таможенного дела в России. Он возглавляет систему таможенных ор­ганов РФ, направляет, руководит и координирует деятельность и взаимо­действие всех таможенных органов, входящих в единую систему тамо­женных органов Российской Федерации.

Региональные таможенные управления — это следующее, второе в иерархии таможенных органов звено в единой системе таможенных орга­нов РФ. Оно организует и контролирует деятельность нижестоящих ор­ганов таможенного контроля — таможен и таможенных постов.

Таможни обеспечивают правильное применение таможенных режи­мов при перемещении товаров и транспортных средств через таможен­ную границу Российской Федерации, организуют, координируют и конт­ролируют проведение должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра, включая личный досмотр, являющийся исключительной формой таможенного контроля, учета то­варов и транспортных средств.

Таможенные посты, входящие в единую систему, осуществляют свою деятельность непосредственно под руководством таможни или регио­нального таможенного управления в случае непосредственного подчине­ния управлению по вопросам таможенного контроля. Таможенные посты осуществляют контроль за соблюдением всеми юридическими и физи­ческими лицами правил, порядка и условий таможенного дела.

Внутриполитическая безопасность. Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности кон­ституционного строя, институтов государственной власти, в обеспече­нии гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завер­шении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению по­литического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их пос­ледствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются:

• обеспечение приоритета федерального законодательства и совер­шенствование на этой основе законодательства субъектов Российс­кой Федерации;

• разработка организационных и правовых механизмов защиты госу­дарственной целостности, обеспечение единства правового про­странства и национальных интересов России;

• выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.