Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие проблемы информационной безопасности




Информационная безопасность.

Под информационной безопасностью понимается состояние защи­щенности национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в инфор­мационной сфере от внутренних и внешних угроз. Это соответствует ло­гике Закона РФ «О безопасности» и содержанию Концепции националь­ной безопасности.

Укрепление информационной безопасности названо в Концепции на­циональной безопасности Российской Федерации в числе важнейших долгосрочных задач.

Это обусловлено целым рядом факторов, основными из которых явля­ются следующие:

• национальные интересы, угрозы им и обеспечение защиты от этих угроз выражаются, реализуются и осуществляются через информа­цию и информационную сферу;

• человек и его права, информация и информационные системы и права на них — это основные объекты не только информационной безопасности, но и основные элементы всех объектов безопасности во всех ее областях;

• решение задач национальной безопасности связано с использова­нием информационного подхода как основного научно-практичес­кого метода;

• проблема национальной безопасности имеет ярко выраженный ин­формационный характер.

Основными составляющими информационной безопасности является защита информации (в смысле охраны персональных данных, государст­венной и служебной тайны и других видов информации ограниченного распространения), предохранение информации от случайных или пред­намеренных воздействий естественного или искусственного характера, реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражда­нина, касающихся деятельности в информационной сфере, защищенность потребностей граждан, отдельных групп и населения в целом в качест­венной информации для их жизнедеятельности, образования и развития, т. е. информационно-психологическая удовлетворенность потребностей граждан и общества в целом и их защищенность от негативных (предна­меренных и случайных) информационно-психологических и информаци­онно-технических воздействий.

Национальные интересы России в информационной сфере заключа­ются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных теле­коммуникационных технологий, в защите государственных информаци­онных ресурсов от несанкционированного доступа.

Для достижения этого требуется:

• обеспечение конституционных прав и свобод человека и граждани­на на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных пе­реговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защиты сво­ей чести и своего доброго имени;

• развитие современных информационных технологий, отечествен­ной индустрии информации;

• защита информационных ресурсов от несанкционированного до­ступа.

В этих целях необходимо:

• повысить безопасность информационных систем федеральных ор­ганов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банков­ской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и эконо­мически важными производствами;

• интенсифицировать развитие отечественного производства аппа­ратных средств защиты информации;

• обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну.

По своей общей направленности угрозы информационной безопас­ности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

• угрозы развитию отечественной индустрии информации, обеспече­нию потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению сохран­ности отечественных информационных ресурсов;

• угрозы безопасности информационных систем, как уже разверну­тых, так и создаваемых на территории России.

Угрозами развитию отечественной индустрии информации могут яв­ляться закупка органами государственной власти импортных средств ин­форматизации при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам.

К внутренним источникам относится недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российс­кой Федерации.

Организационно-техническими методами обеспечения информацион­ной безопасности Российской Федерации являются:

• разработка, использование и совершенствование средств защиты информации;

• создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздейс­твий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение инфор­мации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;

• сертификация средств защиты информации, лицензирование де­ятельности в области защиты государственной тайны.

Информационная безопасность Российской Федерации является од­ной из составляющих безопасности Российской Федерации в сферах жиз­недеятельности общества и государства.

В сфере экономики. Обеспечение информационной безопасности Рос­сийской Федерации в сфере экономики играет ключевую роль в обеспе­чении безопасности Российской Федерации.

Воздействию в сфере экономики наиболее подвержены системы бух­галтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также системы хранения финансовой, бирже­вой, налоговой, таможенной информации предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

Бесконтрольная деятельность структур по созданию и защите систем хранения статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в экономичес­кой сфере. Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлече­нии иностранных фирм к созданию подобных систем, поскольку при этом складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной экономической информации и для контроля за про­цессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб.

Критическое состояние предприятий, разрабатывающих и производя­щих средства защиты информации, приводит к широкому использованию соответствующих импортных средств, что создает угрозу возникновения технологической зависимости России от иностранных государств.

Существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам мо­жет быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасно противоправное копирование информации. Это касается и феде­ральных органов исполнительной власти, занятых формированием и рас­пространением информации о внешнеэкономической деятельности Рос­сийской Федерации.

Основными мерами по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики является разработку нацио­нальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статисти­ческой, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации.

В сфере внутренней политики. Наиболее важными объектами в сфере внутренней политики являются конституционные права и свободы чело­века и гражданина. При этом наибольшую опасность представляет нару­шение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в инфор­мационной сфере.

В сфере внешней политики. К наиболее важным объектам в сфере внешней политики относятся:

• информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, предста­вительств Российской Федерации при международных организа­циях;

• информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российс­кой Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации;

• информационные ресурсы российских предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполни­тельной власти, реализующим внешнюю политику Российской Фе­дерации;

• блокирование деятельности российских средств массовой инфор­мации по разъяснению зарубежной аудитории целей и основных направлений государственной политики Российской Федерации, ее мнения по социально значимым событиям российской и междуна­родной жизни.

Из внешних угроз наибольшую опасность представляют попытки не­санкционированного доступа к информации федеральных органов испол­нительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Феде­рации, российских представительств и организаций за рубежом, предста­вительств Российской Федерации при международных организациях.

В области науки и техники. Наиболее важными объектами в области науки и техники являются открытия, незапатентованные технологии, промышленные образцы, полезные модели и экспериментальное обору­дование.

К числу основных внутренних угроз следует также отнести сложнос­ти реализации мероприятий по защите информации, особенно на акцио­нированных предприятиях, в научно-технических учреждениях и органи­зациях.

В сфере духовной жизни. К числу основных объектов в сфере духов­ной жизни относится неприкосновенность частной жизни, личная и се­мейная тайна, а также объекты интеллектуальной собственности.

В общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах. Основными направлениями обеспечения информационной бе­зопасности в общегосударственных информационных и телекоммуника­ционных системах являются:

• исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации;

• обеспечение информационной безопасности при подключении об­щегосударственных информационных и телекоммуникационных систем к внешним информационным сетям, включая международ­ные;

• обеспечение безопасности конфиденциальной информации при взаимодействии информационных и телекоммуникационных сис­тем различных классов защищенности.

Основными организационно-техническими мероприятиями по защите информации является создание и применение информационных и авто­матизированных систем управления в защищенном исполнении.

В сфере обороны. К объектам обеспечения информационной безопас­ности в сфере обороны относятся:

• информационная инфраструктура центральных органов военного управления и органов военного управления видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск, объединений, соедине­ний, воинских частей и организаций, входящих в Вооруженные Силы Российской Федерации, научно-исследовательских учрежде­ний Министерства обороны Российской Федерации;

• информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государс­твенные оборонные заказы либо занимающихся оборонной пробле­матикой;

• программно-технические средства автоматизированных и автома­тических систем управления войсками и оружием, вооружения и военной техники, оснащенных средствами информатизации;

• информационные ресурсы, системы связи и информационная инф­раструктура других войск, воинских формирований и органов.

Внутренними угрозами информационной безопасности в сфере обо­роны является нарушение установленного регламента хранения инфор­мации, находящейся в штабах и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса.

Главными специфическими направлениями совершенствования сис­темы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере обороны являются постоянное совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа и развитие защи­щенных систем связи и управления войсками и оружием.

В правоохранительной и судебной сферах. К наиболее важным объек­там информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах относятся:

• информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих правоохранительные функции, судебных органов, их информационно-вычислительных центров, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, содержа­щие специальные сведения и оперативные данные служебного характера;

• информационно-вычислительные центры, их информационное, техническое, программное и нормативное обеспечение;

• информационная инфраструктура (информационно-вычислитель­ные сети, пункты управления, узлы и линии связи).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.