КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие проблемы информационной безопасности
Информационная безопасность. Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Это соответствует логике Закона РФ «О безопасности» и содержанию Концепции национальной безопасности. Укрепление информационной безопасности названо в Концепции национальной безопасности Российской Федерации в числе важнейших долгосрочных задач. Это обусловлено целым рядом факторов, основными из которых являются следующие: • национальные интересы, угрозы им и обеспечение защиты от этих угроз выражаются, реализуются и осуществляются через информацию и информационную сферу; • человек и его права, информация и информационные системы и права на них — это основные объекты не только информационной безопасности, но и основные элементы всех объектов безопасности во всех ее областях; • решение задач национальной безопасности связано с использованием информационного подхода как основного научно-практического метода; • проблема национальной безопасности имеет ярко выраженный информационный характер. Основными составляющими информационной безопасности является защита информации (в смысле охраны персональных данных, государственной и служебной тайны и других видов информации ограниченного распространения), предохранение информации от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, защищенность потребностей граждан, отдельных групп и населения в целом в качественной информации для их жизнедеятельности, образования и развития, т. е. информационно-психологическая удовлетворенность потребностей граждан и общества в целом и их защищенность от негативных (преднамеренных и случайных) информационно-психологических и информационно-технических воздействий. Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Для достижения этого требуется: • обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защиты своей чести и своего доброго имени; • развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации; • защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа. В этих целях необходимо: • повысить безопасность информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами; • интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных средств защиты информации; • обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну. По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды: • угрозы развитию отечественной индустрии информации, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению сохранности отечественных информационных ресурсов; • угрозы безопасности информационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. Угрозами развитию отечественной индустрии информации могут являться закупка органами государственной власти импортных средств информатизации при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам. К внутренним источникам относится недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации. Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: • разработка, использование и совершенствование средств защиты информации; • создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи; • сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны. Информационная безопасность Российской Федерации является одной из составляющих безопасности Российской Федерации в сферах жизнедеятельности общества и государства. В сфере экономики. Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики играет ключевую роль в обеспечении безопасности Российской Федерации. Воздействию в сфере экономики наиболее подвержены системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также системы хранения финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности. Бесконтрольная деятельность структур по созданию и защите систем хранения статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в экономической сфере. Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созданию подобных систем, поскольку при этом складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной экономической информации и для контроля за процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб. Критическое состояние предприятий, разрабатывающих и производящих средства защиты информации, приводит к широкому использованию соответствующих импортных средств, что создает угрозу возникновения технологической зависимости России от иностранных государств. Существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасно противоправное копирование информации. Это касается и федеральных органов исполнительной власти, занятых формированием и распространением информации о внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Основными мерами по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики является разработку национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации. В сфере внутренней политики. Наиболее важными объектами в сфере внутренней политики являются конституционные права и свободы человека и гражданина. При этом наибольшую опасность представляет нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере. В сфере внешней политики. К наиболее важным объектам в сфере внешней политики относятся: • информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях; • информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации; • информационные ресурсы российских предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализующим внешнюю политику Российской Федерации; • блокирование деятельности российских средств массовой информации по разъяснению зарубежной аудитории целей и основных направлений государственной политики Российской Федерации, ее мнения по социально значимым событиям российской и международной жизни. Из внешних угроз наибольшую опасность представляют попытки несанкционированного доступа к информации федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях. В области науки и техники. Наиболее важными объектами в области науки и техники являются открытия, незапатентованные технологии, промышленные образцы, полезные модели и экспериментальное оборудование. К числу основных внутренних угроз следует также отнести сложности реализации мероприятий по защите информации, особенно на акционированных предприятиях, в научно-технических учреждениях и организациях. В сфере духовной жизни. К числу основных объектов в сфере духовной жизни относится неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, а также объекты интеллектуальной собственности. В общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются: • исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации; • обеспечение информационной безопасности при подключении общегосударственных информационных и телекоммуникационных систем к внешним информационным сетям, включая международные; • обеспечение безопасности конфиденциальной информации при взаимодействии информационных и телекоммуникационных систем различных классов защищенности. Основными организационно-техническими мероприятиями по защите информации является создание и применение информационных и автоматизированных систем управления в защищенном исполнении. В сфере обороны. К объектам обеспечения информационной безопасности в сфере обороны относятся: • информационная инфраструктура центральных органов военного управления и органов военного управления видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск, объединений, соединений, воинских частей и организаций, входящих в Вооруженные Силы Российской Федерации, научно-исследовательских учреждений Министерства обороны Российской Федерации; • информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой; • программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления войсками и оружием, вооружения и военной техники, оснащенных средствами информатизации; • информационные ресурсы, системы связи и информационная инфраструктура других войск, воинских формирований и органов. Внутренними угрозами информационной безопасности в сфере обороны является нарушение установленного регламента хранения информации, находящейся в штабах и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса. Главными специфическими направлениями совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере обороны являются постоянное совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа и развитие защищенных систем связи и управления войсками и оружием. В правоохранительной и судебной сферах. К наиболее важным объектам информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах относятся: • информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих правоохранительные функции, судебных органов, их информационно-вычислительных центров, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, содержащие специальные сведения и оперативные данные служебного характера; • информационно-вычислительные центры, их информационное, техническое, программное и нормативное обеспечение; • информационная инфраструктура (информационно-вычислительные сети, пункты управления, узлы и линии связи).
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |