Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11 Право социального обеспечения как отрасль права, его отличие от других отраслей права




План:

1 Понятие и функции право социального обеспечения

2 Принципы право социального обеспечения

3 Система право социального обеспечения

4 Источники право социального обеспечения

5 Проавоотношениия в ПСО

1. Право социального обеспечения - самостоятельная отрасль право. Представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению средств существования из внебюджетных фондов социального обеспечения или государственного бюджета лицам, достигшим установленного возраста, нетрудоспособны, потерявшим кормильца, безработным, семьям с детьми, лицам с доходами ниже прожиточного минимума, по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов, содержанию в стационарных домах-интернатах, профессиональному обучению инвалидов, обеспечению протезно­-ортопедическими изделиями и средствами передвижения, дотаций на приобретение лекарств, оплату коммунально-бытовых услуг и т.д.

Социальное обеспечение представляет собой комплекс со­циально-экономических и право­вых мер, гарантирующих соци­альную защиту граждан. Уровень социального обеспечения в об­ществе напрямую обусловлен уровнем его экономического раз­вития, традиционными ценностя­ми и моральными установками. Социально-обеспечительные от­ношения в том или ином государ­стве направлены на обеспечение достаточного уровня жизни в пре­делах установленных стандартов, которые соответствуют экономи­ческому развитию общества.

Социальная защита - это система, при­званная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым, благам и определенный уровень благосостояния граждан которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы и иные законные основания) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях: экономической политической, демографической, реабилитационной и других.

Экономическая функция выражается в оказании материальной подде­ржки граждан в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т.д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, рост продолжительности жизни граждан и т.д.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

2. Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отраслей, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. ­

В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные сходства и общую направленность развития правовых норм в пре­делах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

· Обще правовые принципы, свойственные всем отраслям права, законность, гуманизм, демократизм и т.д.;

· межотраслевые принципы, которые отражают единые черты нескольких отраслей права, - направленность, всесторонность и т.д.;

· отраслевые принципы, при сущие конкретной отрасли права в целом. Основными принципами права социального обеспечения являются: всеобщность и доступность социального обеспечения, дифференциация социального обеспечения, добровольность, многообразие видов социального обеспечения и т.д.;

· внутриотраслевые принципы, свойственные отдельным институтам определенной отрасли права. Применительно к институтам права социального обеспечения следует выделить адресность, конфиденциальность и т.д.

3. Система права социального обеспечения - это научно­ обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль право.

Норма права является первоначальным компонентом системы, который обладает способностью быть регулятором поведения участников общественных отношений. Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли.

С учетом этого нормы отрасли образуют общую и особенную части.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы права социального обеспечения. К общей части относятся: понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения; принципы права социального обеспечения; ­ источники права социального обеспечения; право отношения по социальному обеспечению; история законодательства о социальном обеспечении.

В особенную часть отрасли права социального обеспечения включаются все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов социального обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

Институтами особенной части права социального обеспечения выступают нормы о пенсиях по возрасту и за выслугу лет. В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий из Государственного центра по выплате пенсий и из накопительных пенсионных фондов.

4. Источниками права социального обеспечения называются издаваемые государственными и другими уполномоченными органами нормативные предписания в сфере общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования права социального обеспечения.

По юридической силе источники подразделяются на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (пре­дставительным) органом власти РК.

Законы делятся на:

а) конституционные;

б) кодифицированные;

в) текущие.

К конституционным законам относятся: Декларация прав и свобод человека и гражданина, основные положения которой получил закр­епление в Конституции РК 1995 года.

Конституция РК является юридической базой для всего законодательства страны. Текущие законы, том числе и в области социального обеспечения, касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

Первую группу источников составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда. В соответствии с Конституцией РК общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РК являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РК установлен иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, то есть нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Республики Казахстан. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

Вторую группу источников составляют законы Республики Казахстан. Среди них особое место занимает Конституция. Устанавливая основы конституционного строя, Конституция определяет права и свободы человека и гражданина, в том числе и в области социальной защиты.

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РК в сфере социальной защиты. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы законов. Четвертую группу среди подзаконных актов занимают постановления правительства РК, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации).

5. Правоотношения по социальному обеспечению - это ур­ егулированное нормами права социального обеспечения отношения граждан (семей) с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты, пенсий, пособий, социальных компенсаций и представлению социальных услуг в натуральном виде.

В зависимости от того, результатом реализации, какой нормы являются правоотношения, их можно разделить на материальные, процедурные и процессуальные.

Мате­риальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественным, поскольку они возникают по поводу предоставления отдельному лицу (или семье) определенных материальных благ в виде пенсий, пособий и услуг. Однако эти блага предоставляются не в порядке эквивалентного обмена, как в гражданско-правовых отношениях, не в качестве оплаты за живой труд, как в трудовых правоотношениях, а в порядке социальной алиментации.

Процедурные правоотношения являются правоприменительными, связанными с реализацией материальных отношений. Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение заинтересованного лица или его представителей с просьбой удостове­рить конкретный факт.

Процессуальное правоотношение возникает лишь тогда, когда возникает спор между субъектами основного или проце­дурного правоотношения и гражданин (семья) обращается вышестоящий орган социальной защиты или (после этом) в суд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.