Памятники эпохи: храм Артемиды Орфии в Спарте, храмы в городах Термос и Дрерос.
Происходит процесс антропоморфизации богов, как следствие – человеческая красота признается мерой совершенства. Возникают циклы космологических мифов. К этому периоду относится эпическая героическая поэзия – «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
Складывается «геометрический стиль» в керамике. Появляются гончарные изделия с орнаментом. Изготавливаются ксоаны – деревянные идолы, изображающие богов.Появляются аэды – профессиональные певцы и рапсоды – декламаторы.
Архитекту-
ра
VII век – создаются архитектурные ордера – системы несущих и несомых частей здания. Строятся древнейшие храмы типа мегарон, позже – типа простиль, с колоннами на переднем фасаде, и амфипростиль – с колоннадой на переднем и заднем фасадах. Основной тип храма – периптер – прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой. Памятники этого периода: дорический храм Геры в Олимпии, афинский Акрополь, храм Афины, дельфийские ионические сокровищницы, храм Артемиды в Эфесе (одно из семи «чудес света») с окружающей его двойной колоннадой (диптер).
Скульптура
К VIII–VII вв. до н. э. относятся схематичные фронтальные каменные культовые статуи Артемиды с острова Делос, Геры с Самоса, бронзовый Аполлон из Амиклов. Идеал красоты этого периода отображен в статуях обнаженных юношей, куросов, идевушек – кор. К середине VI века относятся статуи правителей – архонтов. Известна и статуя Мосхофора, изображающая человека с теленком (570 г. до н. э.).
Прикладное искусство и живопись
В VII–VI веках складываются постоянные формы ваз – амфора, кратер, килик, лекиф. Существует несколько стилей в изготовлении керамики: ориентализирующий (восточный) стиль, его называют еще коринфским, чернофигурная вазопись с динамичными рисунками (аттический стиль, именно в Аттике располагалось предместье Афин – Керамик), к к. VI в. происходит переход к краснофигурной вазописи (светлые фигуры на черном фоне).
Поэзия
К литературным памятникам эпохи относят: космогоническую поэму Гесиода о происхождении мира богов и людей «Теогония», его же назидательный эпос «Труды и дни», поэзию Алкея, Сафо, Анакреонта, Солона, Тиртея. В середине VII века поэт и воин Архилох ввел новые стихотворные размеры – ямб и хорей.
Философия
В VI в. до н. э. возникают несколько античных философских школ, каждая из которых предлагает свою концепцию происхождения, устройства и бытия сущего. Одним из центральных вопросов был вопрос о первоэлементе. Родоначальник античной философии – Фалес из Милета, считал исходным веществом воду. Анаксимандр, ученик Фалеса, автор трактата «О природе», первоэлементом всего сущего считал апейрон – неопределенную и вечную материю. Геоцентрист Анаксимен (последний милетский философ) за первооснову брал воздух. Гераклит Эфесский – первый диалектик – праматерью всего сущего считал огонь. Пифагор, математик и философ, считал, что не вещество, а форма определяет сущность вещей, не качество, а количество, число – основа всего сущего. Он создал «Пифагорейский союз» – общество математиков, философов, мистиков. Одним из достижений пифагорейцев является нумерология – наука о мистике чисел.
Культура Греции классического периода
Архитекту-
ра
К памятникам эпохи относят: храм Посейдона в Пестуме, храм Зевса в Олимпии со статуей Зевса работы Фидия, Парфенон – храм Афины Девы на Акрополе (образец греческой классики), Пропилеи – вход на Акрополь, а также Эрехтейон, храм Посейдона–Эрехтея и Афины (V в. до н. э.). К памятникам IV в. до н. э. относятся: галикарнасский Мавзолей («чудо света») – 24-ступенчатая пирамида, увенчанная квадригой – четверкой лошадей, усыпальница карийского правителя Мавсола, ионический храм Артемиды в Эфесе («чудо света»), сожженный в 356 г. до н. э. Геростратом. В архитектуре этого периода наиболее распространены дорический и ионический стили.
Скульптура
Характерны попытки реалистического изображения. Наиболее известные памятники: «Дискобол» Мирона, «Сатир», «Гермес» и «Афродита» Праксителя, бронзовая Афина Воительница Фидия (7 м), 12-метровая Афина Парфенос из слоновой кости и золота, 14-метровая статуя Зевса («чудо света»), «Дорифор» (Копьеносец) Поликлета (автора трактата «Канон»), реалистические работы Скопаса, Леохара, Лисиппа, Крития, Несиота, Пифагора Регийского.
Театр
В VII в. до н. э. происходит рождение драмы как театрального действа. Сначала из дионисий вырастает трагедия (буквально «песнь козлов», т. к. свита Диониса состояла из сатиров, одетых в козлиные шкуры). Изначально непосредственно актером был только тот, кто изображал бога Диониса, остальные были членами массовки – хора. В начале V в. до н. э. драматург Эсхил ввел второго актера, а Софокл – третьего. На рубеже VI–V вв. до н. э. зарождается комедия из пародирования мифов во время народных праздников комосов. Постепенно происходит соединение деревенских песен с политической сатирой. Рубеж V–IV вв. до н. э. – расцвет комедии, период творчества комедиографа Аристофана.
Философия
Продолжается поиск первоэлемента. Анаксагор, философ и астроном, полагает основой сущего некие «семена вещей». Демокрит (фактически первый материалист) вводит понятие атомов. Особняком стоит Сократ – искатель объективной истины. IV в. до н. э. – расцвет кинической школы во главе сАнтисфеном. Из киников наиболее знаменит космополит Диоген Синопский. Платон – ученик Сократа, идеалист, создает свою школу – Академию, просуществовавшую почти 900 лет – до 529 года. Его ученик – Аристотель, в свою очередь, основал собственную школу Ликей. Он во многом превзошел учителя. Создал формальную логику, оставил множество трудов в области натурфилософии и метафизики, поэтики и математики.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление