Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты духовной культуры эпохи Ренессанса




Периодизация

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1) Итальянское Возрождение (вт. пол. XIII–перв. четв. XVI вв.), включает периоды: проторенессанс или дученто (к.XIII–н.XIV вв.), кватроченто, или раннее Возрождение (XV в.), и чиквеченто – высокое Возрождение (к. XV–пер. четв. XVI в.).

2) Северное Возрождение (XV–XVI вв.), включает в себя: Нидерландское Возрождение, Французское и Немецкое.

 

1) Обращение к культурному наследию античности.

2) Светский антиклерикальный характер культуры.

3) Гуманистическое мировоззрение.

4) Вера в возможности человека, его волю и разум; опора на личность.

5) Убежденность в целостности мироздания.

6) Отрицание схоластики и аскетизма.

 

 

Дученто Со вт. пол. XIII в. в Италии проявляются ростки гуманизма, активизируется интерес к античной культуре и к отдельному индивидууму, личности как творцу. В литературе гуманистическая направленность выражена в творчестве Данте Алигьери, Франческо Петрараки, Джованни Боккаччо. Родоначальник новой пластики в скульптуре – Никколо Пизано, в его работах религиозные абстракции обладают большой изобразительной силой. Его произведения сохранились в пизанском баптистерии (отдельном здании для крещения при христианском храме), в Сиенском соборе. Его сын Джованни Пизано, тоже скульптор, творил в стиле готики (работы в соборах Пизы и Падуи). В этот период творили: скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио, автор первого проекта собора Санта-Мария дель Фьоре, церкви Санта-Кроче и Палаццо Веккьо во Флоренции; Джотто ди Бондоне – художник и архитектор, основатель реалистического искусства, одним из первых введший в живопись изображение интерьера, создавший пластическую округлую человеческую фигуру, автор фресок капеллы дель Арена в Падуе, колокольни собора во Флоренции; Симоне Мартини, освободивший сиенскую живопись от византийских традиций, придавший ей светский оттенок и декоративную выразительность.
Кватро- ченто Это время развития множества художественных школ. Флоренция занимает ведущее место в развитии гуманистического мировоззрения, в формировании светской культуры. Преклоняясь перед мастерами античности, мастера Раннего Возрождения стремятся восстановить предметность мира, почти исчезнувшую в средневековой живописи, с помощью подчеркивания объемности и пластичности форм. В зодчестве происходит освоение античной ордерной системы как школы нового архитектурного мышления. Филиппо Брунеллески – архитектор, скульптор, ученый, родоначальник ренессансной архитектуры. Его сооружения отличаются совершенством инженерно-строительных решений, гармоничностью и строгостью пропорций. Его творения: купол-восьмигранник (42 м у основания) собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, где он применил каркас, капелла Пацци во Флоренции с использованием коринфского ордера, ряд церквей и гражданских флорентийских зданий. Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Донателло) – скульптор, в искусстве которого нашли применение основные жанры пластики: круглая скульптура, конный монумент, рельефная пластика. Его изобретение – самостоятельно стоящая круглая статуя, не связанная с архитектурой. Творения: мраморная статуя св. Георгия – первый ренессансный образ героической личности, бронзовая статуя Давида – первая в Ренессансе обнаженная скульптура, скульптурная композиция алтаря церкви и рельеф «Положение во гроб» в Падуе. Пьеро делла Франческа, один их крупнейших монументалистов и теоретиков живописи Раннего Возрождения, в своем творчестве соединил интерес к проблеме цвета и света с поиском строгой пропорциональности фигур, утверждая, что пропорция есть мать и королева искусства. Его образы сдержанны, полны достоинства и веры в разум человека. Работы: церковные фрески, светские парадные портреты, картины «Поклонение волхвов» и «Мадонна милосердия». Андреа Мантенья – главный представитель ренессансной живописи в Северной Италии. Свое идеальное представление об античном человеке он претворил в образы людей эпохи Возрождения, наделенных страстностью переживаний и внутренним достоинством. Одним из первых использовал перспективу в пространственном решении. Особенно революционна его станковая работа «Мертвый Христос». Отражал идеи мужества, патриотизма. Сандро Боттичели – возвышенный и аристократичный художник. Знамениты его «Весна», «Покинутая», «Рождение Венеры», «Оплакивание Христа», где библейские мотивы, темы любви, смерти, красоты переданы одинаково тонко и лирично.
Чикве- ченто В первую четверть XVI в. творили т. н. «титаны Возрождения», это время расцвета художественной культуры Италии. Высокий Ренессанс совпал с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за свою независимость. В художественной культуре на первый план выдвигаются проблемы гражданского долга и высоких моральных качеств личности. Создается обобщенный образ сильного духом и телом человека – героя. В этот период в живописи разрабатывается воздушная перспектива, а материальность форм достигается светотеневой моделировкой объема. Леонардо да Винчи – один из «титанов», воплощение нового типа художника – ученого, мыслителя, человека многогранных талантов. Знамениты его живописные мадонны, фреска «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане, «Джоконда». Как скульптор он создал глиняную модель конной статуи Франческо Сфорца в величину будущего бронзового монумента (7 м). Известны его графические работы, технические разработки. Рафаэль Санти – художник, соединивший в своем творчестве лиричные образы мадонн с монументальным величием архитектуры и величавыми пейзажами. Из его фресковой живописи наиболее известна «Афинская школа» в апартаментах папы. Микеланджело Буонаротти – скульптор, живописец, архитектор, борец за гуманистические идеалы, достойный гражданин. Знамениты его рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров», где обозначена главная тема искусства мастера – тема борьбы, воспринимаемая как апофеоз героического, силы и красоты. Идея гражданского подвига отражена в статуе «Давид» (5,5 м). В 1512 г. Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы – сердца Ватикана, это грандиозный ансамбль на площади 600 кв. м, посвященный сценам Священной истории, библейским эпизодам, житию пророков. Более 300 фигур, индивидуальных и значительных, представляют красоту, мощь и разум человека, его страсти и греховность. В капелле расписана и алтарная стена (фреска «Страшный суд», изображающая крушение мира). Великолепны статуи гробниц папы Юлия II «Умирающий раб», «Моисей», статуи гробниц семейства Медичи с аллегорией времени. Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко) – мастер венецианской школы, лиричный и созерцательный художник, большое внимание уделяющий пейзажу. Знамениты его «Юдифь», «Гроза», «Спящая Венера», «Сельский концерт». Тициан (Тициано Вечеллио) – глава венецианской школы живописи, реалист и гуманист. Идеал земной человеческой красоты выражен у Тициана в мифологических образах, знамениты его «Венера перед зеркалом», «Венера Урбинская», «Даная». Тема ренессансного титана, героя отражена в «Святом Себастьяне», «Кающейся Магдалине». На библейские темы созданы «Вознесение Марии», «Динарий кесаря». При написании картины «Любовь земная и небесная» использовался прием аллегории.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.