1) Опора на разум (девиз эпохи – фраза французского философа Рене Декарта: Cogito ergo sum – Я мыслю, следовательно, существую).
2) Потеря церковью доминирующего положения в духовной жизни общества.
3) Возрастание роли науки в социокультурном процессе.
4) Параллельное развитие нескольких художественных стилей.
Италия
Италия вновь выступает в роли ведущей художественной державы, там формируется стиль барокко, полный контрастности и динамизма, совмещающий реальность и иллюзии.
Джованни Лоренцо Бернини – архитектор, скульптор, художник, представитель итальянского барокко, его образы величественны и гармоничны. Работы мастера: площадь перед собором Св. Петра в Риме с 284 колоннами и купол собора, скульптурные портреты кардиналов, алтарь «Экстаз Святой Терезы», надгробия пап, скульптура «Давид», церковь Сант Андреа аль Квиринале в Риме.
Караваджо (Микеланджело да Меризи) – мастер реализма, определил принципы нового реалистического искусства XVII в., декларировал право художника на изображение жизни такой, какой он ее видит. Работы Караваджо: «Лютнист», «Игроки», «Положение во гроб», «Кающаяся Магдалина». Его последователей назвали караваджистами.
Испания
Эль Греко – основатель толедской школы живописи, художник-мистик, создавший свой стиль. Писал работы на библейские темы («Благовещение», «Крещение Христа»), портреты, пейзажи, обращался и к мифологии («Лаокоон»).
Хусепе Рибера – художник драматического плана, писал на религиозные темы с жизненной достоверностью. Его картины с изображением сцен мученичества созданы в стиле барокко («Мученичество св. Себастьяна», «Святая Инесса»)
Франциско Сурбаран – живописец, свободный от каких-либо влияний, реалист («Натюрморт с четырьмя сосудами», «Посещение св. Бонавентуры Фомой Аквинским»).
Диего Родригес де Сильва Веласкес – виднейший реалист испанского искусства, верный идеям гуманизма и демократичности. «Завтрак» и «Водонос» – картины из сельской жизни, «Кузница Вулкана» и «Венера с зеркалом» созданы на мифологической основе, «Сдача Бреды» – изображение реального эпизода испано-нидерландской войны, великолепны портреты карликов, шутов, папы Иннокентия X и Филиппа IV.
Фланд-
рия
(Нидер-
ланды)
Питер Пауль Рубенс – глава фламандской школы живописи, живописец-монументалист, дипломат. В его творчестве ярко выражены и реализм, и национальный стиль барокко. Рубенс часто использовал мифологические сюжеты («Похищение дочерей Левкиппа», «Жизнь Марии Медичи», «Вакханалия», «Персей и Андромеда»). Образу Христа посвящено патетическое полотно «Воздвижение креста».
Антонис Ван Дейк – реалист, портретист. Работы: «Автопортрет», «Семейный портрет».
Якоб Иорданс – певец народного начала фламандской культуры, художник-реалист. Работы: «Поклонение пастухов», «Сатир в гостях у крестьянина».
Голлан-
дия
Рембрандт Харменс ван Рейн – автор шедевров на библейские, мифологические, исторические сюжеты, портретов, пейзажей и натюрмортов. Работы: «Даная», «Святое семейство», «Блудный сын», «Ночной дозор».
Ян Вермер Делфтский – мастер жанровой живописи, реальные образы он наполнял поэзией. Работы: «Христос у Марфы и Марии», «Улички», «Девушка с жемчужиной».
В голландской живописи получили развитие такие жанры, как пейзажная живопись (Паулюс Поттер, Ян ван Гойен), натюрморт (Питер Клас, Виллем Хед), бытовой жанр (Ян Стен, Герард Терборх).
Франция
В первой половине XVII в. в архитектуре Франции складываются принципы классицизма, на первом этапе не без влияния итальянского барокко. Выдающиеся архитекторы эпохи классицизма: Франсуа Мансар (дворец Мезон-Лаффит, проект конструкции мансарды), Луи Лево (отель Ламбер в Париже), Жюль Ардуэн-Мансар (площадь Победы и Вандомская площадь Парижа, грандиозный дворцово-парковый ансамбль Версаля – резиденции королей).
В изобразительном искусстве тоже царит классицизм. Никола Пуссен (1594–1665) – основоположник классицизма в живописи, связавший современные ему темы с мифологической и евангельской историей. Предметом искусства он провозглашал лишь то, что связано с представлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образцом моральных и этических норм. Работы: «Аполлон и Дафна», «Смерть Германика».
Луи Ленен и Жорж де Латур – представители линии «живописи реального мира», библейские и мифологические сюжеты воплощались ими в современных образах.
Литература и наука Западной Европы XVII века
Литера-
тура
Англия: Джон Мильтон («Потерянный рай»), Фрэнсис Бэкон («Новый органон», «Новая Атлантида»).
Франция: Пьер Корнель («Гораций»), Жан Расин («Федра»), Мольер («Мизантроп», «Скупой», «Мнимый больной», «Тартюф», «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве»), Жан Лафонтен (басни).
Италия: Томмазо Кампанелла («Город солнца»).
Наука
Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения и на его базе создал теорию движения небесных тел, заложил основу классической механики.
Рене Декарт – французский философ, математик, физик, заложил основы аналитической геометрии.
Блез Паскаль – французский математик, физик, философ, основоположник гидростатики.
Готфрид Вильгельм Лейбниц – немецкий философ, математик, физик, создал независимо от Ньютона основы дифференциального и интегрального исчисления.
Роберт Бойль – английский химик и физик, автор одного из газовых законов.
Эдм Мариотт – французский физик.
Роберт Гук – английский естествоиспытатель, ввел термин «клетка».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление