1) Расцвет классического естествознания, создание единой системы наук.
2) Утрата религиозной культурой своей мощи, рост сциентизма.
3) Формирование таких течений в общественных науках, как позитивизм, неокантианство, философия жизни, марксизм, фрейдизм.
4) Переход от идеологии Просвещения к романтизму, признававшему наличие противоречия между действительностью и идеалом.
5) Утрата классицизмом своих позиций, возникновение таких стилей в живописи, как реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
6) Революция в распространении информации – изобретение радио и кино.
7) Урбанизация, превращение фольклора в «музейно-сувенирную» область культуры.
8) Новая культурная доминанта – на смену традиционализму приходит признание абсолютной ценности новаторства и индивидуальности в творчестве.
1) Классицизм – первая треть XIX в.
2) Романтизм – п. пол. XIX в.
3) Прерафаэлизм – п. пол. XIX в.
4) Реализм – сер. XIX в.
5) Натурализм – сер. XIX в.
6) Салонное искусство– сер. XIX в.
7) Символизм – к. XIX–нач. XX вв.
8) Импрессионизм – 70–80 гг. XIX в.
9) Постимпрессионизм – к. XIX–н. XX вв.
С XIX века идет активный процесс интеграции национальных культурных процессов в Западной Европе, зачастую тот или иной художник, родившись и начав творить в одной стране, заканчивает свою деятельность в другой. То же происходит и со школами, течениями, стилями: они плавно перетекают друг в друга, активно взаимодействуют. Исходя из этого, дальнейшее изложение материала построено не по национально-государственном признаку, а по основным стилям, господствующим в этот период в западноевропейской культуре.
Роман-
тизм
Просветительскому рационализму и культу знания романтизм противопоставил ценность духовной жизни личности, живущей не разумом, а чувствами и воображением. Отсюда – высокое духовное напряжение эпохи, экстатический подъем, творческий взлет. Романтизм охватил всю Европу и все области культуры: литературу, искусство, театр, музыку, философию, историю, эстетику – и выразился в интересе к личностной стороне жизни человека, мистике, идеализму (это было реакцией на рационализм и скептицизм Просвещения).
В литературе представители романтизма в Англии: Перси Биши Шелли (поэмы, статьи об искусстве), Мэри Шелли («Франкенштейн, или Современный Прометей»), Джордж Ноэль Гордон Байрон («Паломничество Чайльд Гарольда», «Дон Жуан», Вальтер Скотт («Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.); во Франции: Виктор Мари Гюго («Собор Парижской богоматери», «Отверженные»); в Германии: Генрих Гейне (поэтические и публицистические труды), Эрнст Теодор Амадей Гофман (роман «Эликсир дьявола», сказки, также остался в истории культуры как композитор и художник). Писатели-романтики разработали новые жанры: психологическую повесть, лирическую поэму, балладу. Братья Якоб и Вильгельм Гримм издали народные сказки, Ганс Христиан Андерсен тоже опирался на мораль народных сказок, сатирически изображая современное ему общество.
В музыке романтизм представляли – в Австрии: Франц Шуберт, Иоганн Штраус (отец) и Иоганн Штраус (сын); в Германии: Людвиг ван Бетховен, Роберт Шуман, Якоб Людвиг Феликс Мендельсон, Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер; во Франции: ранний Клод Дебюсси, Гектор Берлиоз; в Венгрии Франц Лист; в Польше Фридерик Шопен. Музыка занимала особое место в культуре XIX века, это была новая эпоха в эстетическом восприятии действительности, возникали новые формы музыкальной жизни, открывались филармонические, концертные, театральные учреждения.
В архитектуре романтизм не получил четкого оформления, к этому периоду властвовавший до XVIII века классицизм выродился в холодный академизм и ампир («стиль империи»), который характеризовался героизацией, гигантоманией, чрезмерной декоративностью. После походов Наполеона появились египетские мотивы и масштабные проекты (Триумфальная арка в Париже, Пантеон). В античном стиле оформлялись интерьеры, проявился он и в моде.
В живописи романтизм присущ французским художникам Теодору Жерико и Эжену Делакруа.
Прера-
фаэлизм
В 1848 г. в Англии возникло «братство прерафаэлитов», объединившее художников, не приемлющих академизм. Их идеал – искусство раннего средневековья и Ренессанса дорафаэлевского времени. С романтизмом их роднила любовь к старине, далекая от современности тематика. Идеолог движения – английский писатель, теоретик искусства Джон Рёскин, выступивший с идеей преобразования буржуазной действительности через искусство и воспитание в духе «религии и красоты». Идеи Рёскина претворяли на практике английские поэт Уильям Моррис и график Обри Бердслей.
Позити-
визм
и крити-
ческий
реализм
Проза, которую игнорировали романтики, нашла отражение в критическом реализме. Реалисты тоже не принимали существующие порядки, но не мистифицировали их, как романтики, а критиковали. Дух новой идеологии определялся философией позитивизма, научного подхода, исходящего из «позитивного», фактического. Позитивизм пытался объединить все знания в общую картину мира. В искусстве позитивизм проявился в отказе от классицистического и романтического подходов. Искусство должно было стать жизнеподобным. Такой подход на первый план выдвинул прозаическую литературу, а конкретно – жанр социального романа, не гнушавшегося «низкой» действительности. Элементы сатиры присущи творчеству Уильяма Теккерея («Ярмарка тщеславия») и Чарльза Диккенса («Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста»), представителей реалистической литературы Англии. Одна из популярных тем – утраченные иллюзии.
ВоФранцииносителями реализма являлись писатели: Пьер Жан Беранже (сатирическая поэзия), Стендаль, настоящее имя Анри Мари Бейль (роман «Красное и черное», труды по истории искусства), Проспер Мериме (новеллы и баллады о народной жизни, исторический роман «Хроника царствования Карла IX), Оноре де Бальзак (эпопея «Человеческая комедия» из 90 романов), Гюстав Флобер («Госпожа Бовари», «Воспитание чувств»), Ги де Мопассан («Жизнь», «Милый друг»).
В Германии реализм представлен в трудах ГенрихаГейне (прозаический труд «Путевые картины», поэмы «Атта Тролль» и «Германия. Зимняя сказка»).
Вславянские страны реализм пришел позднее, в этом направлении творили: польские писатели Генрик Сенкевич (исторический роман «Огнем и мечом»), Элиза Ожешко (социальная проза) и Болеслав Прус (историческая и социальная проза), болгарский революционер Христо Ботев (социальная поэзия).
Были попытки снабдить искусство методами естественных бесстрастных наук, это нашло отражение в натурализме, в творчестве французских писателей Эдмона и Жюля Гонкуров (социальная проза) и Эмиля Золя («Чрево Парижа», «Деньги», «Экспериментальный роман»). Натурализм ограничивает роль писателя лишь механистичным описанием действительности без выводов.
В живописи реализм присутствовал и ранее (Микеланджело, Харменс ван Рейн Рембрандт, Питер Пауэл Рубенс), но в середине XIX в. он стал художественной системой со своим методом. Ранее всего он проявился в пейзаже (движение барбизонцев во Франции: Теодор Руссо и Франсуа Добиньи, Жан Франсуа Милле и Камиль Коро). Образы Гюстава Курбе шокировали публику вульгарной реалистичностью, а Оноре Домье сделал темой для искусства тему восстания рабочих. Его сатирические работы благодаря изобретению литографии стали очень популярны. Реалистическое искусство расширило границы своего общения с широкими массами.
Симво-
лизм
Направление, возникшее во французской поэзии, повлиявшее на другие жанры (живопись, музыка). Теоретик символизма – французский поэт Стефан Малларме. В творческое объединение входили поэты Поль Верлен, Анри Ренье, Артюр Рембо. Доктрина символизма вливалась в общий поток антипозитивистского движения, стремившегося освободить искусство от интеллектуального содержания, от того, что постигается разумом, а не чувствами. Реальному миру символисты противопоставляли умозрительные образы идеальной недостижимой красоты, этим они отличались от романтиков, верящих в возможность реального воплощения своих идеалов. В живописи символизм представлен творчеством французских и бельгийских мастеров: Пьера Пюви де Шаванна, Гюстава Моро, Эжена Карьера, Одилона Редона, Мориса Дени, Эдуарда Вюйара, Джеймса Энсора, а также объединения молодых художников «Наби» (от древнееврейского «пророк»).
Импрес-
сионизм
Французское художественное направление, не копировавшее, а воспроизводившее действительность в соответствии со своим видением мира, отказавшееся от «коллективного опыта». Движение родилось в 1867 году и получило название по картине Клода Моне «Впечатление». Импрессионизм объединил независимых художников, оппозиционных идеалу официальной школы: Клода Моне, Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Альфреда Сислея, Камиля Писарро, Огюста Ренуара. Они совершили перелом в искусстве, разрушив строгую иерархию жанров и тем, будучи уверенными в том, что сюжетом картины может послужить непосредственное впечатление от увиденного. «Чудное мгновенье», которое пытались остановить импрессионисты, не может быть постигнуто через разум, здесь требуется интуиция, способность образного мышления. В этом стиле отсутствуют строгие каноны, это прежде всего индивидуальные искания. Основа сложной техники – теория разложения цветов. Художники не смешивали на палитре краски спектра, а наносили их на холст в чистом виде последовательно. Новое движение вызвало волну неприятия, обвинений в непрофессионализме, но во второй половине 80-х гг. XIX в. было признано и приобрело массу последователей в других европейских странах.
В скульптуресамым ярким импрессионистом был Огюст Роден, создавший новый стиль, пластический язык, приближенный к древнегреческим классическим образцам, с использованием лучшего из готики и восточных мотивов.
В музыке импрессионизм проявился в творчестве Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Гюстава Шарпантье. Их произведения построены на образно-эмоциональных ассоциациях.
Постимпрессио-
низм
Собирательное название течений, «пришедших после» импрессионизма, в основном тоже во Франции. Художники- постимпрессионисты не были объединены одним методом, каждый из них – яркая индивидуальность: Поль Сезанн, Ван Гог, Поль Гоген, Поль Синьяк, Жорж Сёра. Данное течение повысило интерес к символическому началу в искусстве, к декоративной стилизации.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление