Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стилевые направления художественной культуры XIX века




Основные черты

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX ВЕКА.

1) Расцвет классического естествознания, создание единой системы наук.

2) Утрата религиозной культурой своей мощи, рост сциентизма.

3) Формирование таких течений в общественных науках, как позитивизм, неокантианство, философия жизни, марксизм, фрейдизм.

4) Переход от идеологии Просвещения к романтизму, признававшему наличие противоречия между действительностью и идеалом.

5) Утрата классицизмом своих позиций, возникновение таких стилей в живописи, как реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.

6) Революция в распространении информации – изобретение радио и кино.

7) Урбанизация, превращение фольклора в «музейно-сувенирную» область культуры.

8) Новая культурная доминанта – на смену традиционализму приходит признание абсолютной ценности новаторства и индивидуальности в творчестве.

 

1) Классицизм первая треть XIX в.

2) Романтизм п. пол. XIX в.

3) Прерафаэлизм п. пол. XIX в.

4) Реализм сер. XIX в.

5) Натурализм сер. XIX в.

6) Салонное искусство– сер. XIX в.

7) Символизм к. XIX–нач. XX вв.

8) Импрессионизм – 70–80 гг. XIX в.

9) Постимпрессионизм – к. XIX–н. XX вв.

С XIX века идет активный процесс интеграции национальных культурных процессов в Западной Европе, зачастую тот или иной художник, родившись и начав творить в одной стране, заканчивает свою деятельность в другой. То же происходит и со школами, течениями, стилями: они плавно перетекают друг в друга, активно взаимодействуют. Исходя из этого, дальнейшее изложение материала построено не по национально-государственном признаку, а по основным стилям, господствующим в этот период в западноевропейской культуре.

Роман- тизм Просветительскому рационализму и культу знания романтизм противопоставил ценность духовной жизни личности, живущей не разумом, а чувствами и воображением. Отсюда – высокое духовное напряжение эпохи, экстатический подъем, творческий взлет. Романтизм охватил всю Европу и все области культуры: литературу, искусство, театр, музыку, философию, историю, эстетику – и выразился в интересе к личностной стороне жизни человека, мистике, идеализму (это было реакцией на рационализм и скептицизм Просвещения). В литературе представители романтизма в Англии: Перси Биши Шелли (поэмы, статьи об искусстве), Мэри Шелли («Франкенштейн, или Современный Прометей»), Джордж Ноэль Гордон Байрон («Паломничество Чайльд Гарольда», «Дон Жуан», Вальтер Скотт («Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.); во Франции: Виктор Мари Гюго («Собор Парижской богоматери», «Отверженные»); в Германии: Генрих Гейне (поэтические и публицистические труды), Эрнст Теодор Амадей Гофман (роман «Эликсир дьявола», сказки, также остался в истории культуры как композитор и художник). Писатели-романтики разработали новые жанры: психологическую повесть, лирическую поэму, балладу. Братья Якоб и Вильгельм Гримм издали народные сказки, Ганс Христиан Андерсен тоже опирался на мораль народных сказок, сатирически изображая современное ему общество. В музыке романтизм представляли – в Австрии: Франц Шуберт, Иоганн Штраус (отец) и Иоганн Штраус (сын); в Германии: Людвиг ван Бетховен, Роберт Шуман, Якоб Людвиг Феликс Мендельсон, Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер; во Франции: ранний Клод Дебюсси, Гектор Берлиоз; в Венгрии Франц Лист; в Польше Фридерик Шопен. Музыка занимала особое место в культуре XIX века, это была новая эпоха в эстетическом восприятии действительности, возникали новые формы музыкальной жизни, открывались филармонические, концертные, театральные учреждения. В архитектуре романтизм не получил четкого оформления, к этому периоду властвовавший до XVIII века классицизм выродился в холодный академизм и ампир («стиль империи»), который характеризовался героизацией, гигантоманией, чрезмерной декоративностью. После походов Наполеона появились египетские мотивы и масштабные проекты (Триумфальная арка в Париже, Пантеон). В античном стиле оформлялись интерьеры, проявился он и в моде. В живописи романтизм присущ французским художникам Теодору Жерико и Эжену Делакруа.
Прера- фаэлизм В 1848 г. в Англии возникло «братство прерафаэлитов», объединившее художников, не приемлющих академизм. Их идеал – искусство раннего средневековья и Ренессанса дорафаэлевского времени. С романтизмом их роднила любовь к старине, далекая от современности тематика. Идеолог движения – английский писатель, теоретик искусства Джон Рёскин, выступивший с идеей преобразования буржуазной действительности через искусство и воспитание в духе «религии и красоты». Идеи Рёскина претворяли на практике английские поэт Уильям Моррис и график Обри Бердслей.
Позити- визм и крити- ческий реализм Проза, которую игнорировали романтики, нашла отражение в критическом реализме. Реалисты тоже не принимали существующие порядки, но не мистифицировали их, как романтики, а критиковали. Дух новой идеологии определялся философией позитивизма, научного подхода, исходящего из «позитивного», фактического. Позитивизм пытался объединить все знания в общую картину мира. В искусстве позитивизм проявился в отказе от классицистического и романтического подходов. Искусство должно было стать жизнеподобным. Такой подход на первый план выдвинул прозаическую литературу, а конкретно – жанр социального романа, не гнушавшегося «низкой» действительности. Элементы сатиры присущи творчеству Уильяма Теккерея («Ярмарка тщеславия») и Чарльза Диккенса («Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста»), представителей реалистической литературы Англии. Одна из популярных тем – утраченные иллюзии. ВоФранцииносителями реализма являлись писатели: Пьер Жан Беранже (сатирическая поэзия), Стендаль, настоящее имя Анри Мари Бейль (роман «Красное и черное», труды по истории искусства), Проспер Мериме (новеллы и баллады о народной жизни, исторический роман «Хроника царствования Карла IX), Оноре де Бальзак (эпопея «Человеческая комедия» из 90 романов), Гюстав Флобер («Госпожа Бовари», «Воспитание чувств»), Ги де Мопассан («Жизнь», «Милый друг»). В Германии реализм представлен в трудах ГенрихаГейне (прозаический труд «Путевые картины», поэмы «Атта Тролль» и «Германия. Зимняя сказка»). Вславянские страны реализм пришел позднее, в этом направлении творили: польские писатели Генрик Сенкевич (исторический роман «Огнем и мечом»), Элиза Ожешко (социальная проза) и Болеслав Прус (историческая и социальная проза), болгарский революционер Христо Ботев (социальная поэзия). Были попытки снабдить искусство методами естественных бесстрастных наук, это нашло отражение в натурализме, в творчестве французских писателей Эдмона и Жюля Гонкуров (социальная проза) и Эмиля Золя («Чрево Парижа», «Деньги», «Экспериментальный роман»). Натурализм ограничивает роль писателя лишь механистичным описанием действительности без выводов. В живописи реализм присутствовал и ранее (Микеланджело, Харменс ван Рейн Рембрандт, Питер Пауэл Рубенс), но в середине XIX в. он стал художественной системой со своим методом. Ранее всего он проявился в пейзаже (движение барбизонцев во Франции: Теодор Руссо и Франсуа Добиньи, Жан Франсуа Милле и Камиль Коро). Образы Гюстава Курбе шокировали публику вульгарной реалистичностью, а Оноре Домье сделал темой для искусства тему восстания рабочих. Его сатирические работы благодаря изобретению литографии стали очень популярны. Реалистическое искусство расширило границы своего общения с широкими массами.
Симво- лизм   Направление, возникшее во французской поэзии, повлиявшее на другие жанры (живопись, музыка). Теоретик символизма – французский поэт Стефан Малларме. В творческое объединение входили поэты Поль Верлен, Анри Ренье, Артюр Рембо. Доктрина символизма вливалась в общий поток антипозитивистского движения, стремившегося освободить искусство от интеллектуального содержания, от того, что постигается разумом, а не чувствами. Реальному миру символисты противопоставляли умозрительные образы идеальной недостижимой красоты, этим они отличались от романтиков, верящих в возможность реального воплощения своих идеалов. В живописи символизм представлен творчеством французских и бельгийских мастеров: Пьера Пюви де Шаванна, Гюстава Моро, Эжена Карьера, Одилона Редона, Мориса Дени, Эдуарда Вюйара, Джеймса Энсора, а также объединения молодых художников «Наби» (от древнееврейского «пророк»).
Импрес- сионизм Французское художественное направление, не копировавшее, а воспроизводившее действительность в соответствии со своим видением мира, отказавшееся от «коллективного опыта». Движение родилось в 1867 году и получило название по картине Клода Моне «Впечатление». Импрессионизм объединил независимых художников, оппозиционных идеалу официальной школы: Клода Моне, Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Альфреда Сислея, Камиля Писарро, Огюста Ренуара. Они совершили перелом в искусстве, разрушив строгую иерархию жанров и тем, будучи уверенными в том, что сюжетом картины может послужить непосредственное впечатление от увиденного. «Чудное мгновенье», которое пытались остановить импрессионисты, не может быть постигнуто через разум, здесь требуется интуиция, способность образного мышления. В этом стиле отсутствуют строгие каноны, это прежде всего индивидуальные искания. Основа сложной техники – теория разложения цветов. Художники не смешивали на палитре краски спектра, а наносили их на холст в чистом виде последовательно. Новое движение вызвало волну неприятия, обвинений в непрофессионализме, но во второй половине 80-х гг. XIX в. было признано и приобрело массу последователей в других европейских странах. В скульптуресамым ярким импрессионистом был Огюст Роден, создавший новый стиль, пластический язык, приближенный к древнегреческим классическим образцам, с использованием лучшего из готики и восточных мотивов. В музыке импрессионизм проявился в творчестве Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Гюстава Шарпантье. Их произведения построены на образно-эмоциональных ассоциациях.
Постимпрессио- низм Собирательное название течений, «пришедших после» импрессионизма, в основном тоже во Франции. Художники- постимпрессионисты не были объединены одним методом, каждый из них – яркая индивидуальность: Поль Сезанн, Ван Гог, Поль Гоген, Поль Синьяк, Жорж Сёра. Данное течение повысило интерес к символическому началу в искусстве, к декоративной стилизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.