КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Клиническая типология детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных клини- ческих формах детской речевой патологии. При очаговом поражении речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формиро- вания речи) возникает стойкое и специфическое речевое недоразви- тие, которое клинически обозначается как моторная алалия. Среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста — у 0,6-0,2%. 10% учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи страдают алалией. Характерными признаками моторной алалии является выражен- ное недоразвитие всех сторон рече-языковой системы: фонематиче- ской, лексической, морфологической и синтаксической. Типичными проявлениями алалии являются аграмматизм, расстройства поиска слов, трудности выбора фонем и установления порядка их следова- ния, нарушения слоговой структуры слова. Для детей с моторной ала- лией характерна крайне низкая речевая активность. На этом фоне формируется компенсаторная форма общения с помощью мимики и жестов. Сложный симптомокомплекс языковых и речевых рас- стройств при алалии оказывает отрицательное влияние не только на коммуникацию, но и на развитие познавательной деятельности, неко- торых сторон личности. Общее недоразвитие речи может наблюдаться на фоне рассеян- ной органической симптоматики или минимальной мозговой дис- функции. По этиологии, механизмам развития и клиническим прояв- лениям это сборная группа патологических состояний. В раннем возрасте у этой группы детей наблюдается повышение мышечного тонуса, нарушения сна, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, снижение аппетита. У некоторых детей отмечается задержка темпа психомоторного развития. К трем годам становится выраженной моторная неловкость. Навыки самообслуживания раз- виваются с задержкой. Это сочетается с двигательной расторможен- ностью, отвлекаемостью, быстрой истощаемостью. Дети обычно не способны к длительной игровой деятельности, они не умеют огра- ничивать свои желания, отличаются упрямством и негативизмом. В дошкольном возрасте моторная неловкость остается выраженной и проявляется в трудностях овладения рисованием и письмом. На- блюдаются также нарушения концентрации внимания и восприятия. Отмечается недостаточная сформированность навыков интеллекту- альной деятельности. В школьном возрасте дети испытывают трудности в усвоении на- выков письма, чтения и счета. Двигательные нарушения характери- зуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недоста- точностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры. Степень выраженности указанных измене- ний крайне вариабельна и колеблется от легких, труднодиагности- руемых форм до стойких проявлений, требующих медико-педагоги- ческих воздействий. При сочетании общего недоразвития речи с дизартрией у детей отмечаются изменения мышечного тонуса, ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и парезов. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцирован- ные движения. Помимо нарушения артикуляционной моторики у этих детей выявляются не резко выраженные нарушения равновесия и ко- ординации движений, недостаточность мелкой моторики пальцев рук, несформированность общего и орального праксиса. При не осложненном варианте общего недоразвития речи у детей не выражены нарушения нервно-психической деятельности, отсутст- вуют локальные поражения центральной нервной системы. В анамне- зе этих детей нет указаний на патологию беременности и родов. От- мечается недоношенность, незрелость ребенка при рождении, его со- матическая ослабленность, частые простудные заболевания в первые месяцы жизни. В психическом облике этих детей видны отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Учителю-логопеду необходимо учитывать типологию аномаль- ного развития детей при разработке дифференцированного подхода в ходе коррекционного процесса.
Формирование лексико-грамматического строя у детей с на- рушениями речи. Формирование словарного запаса и грамматического строя речи аномальных детей в специальной психологической и педа- гогической литературе рассматривается в ряду важнейших задач их речевого развития. Своеобразие развития словарного состава и грамма- тического строя речи при общем ее недоразвитии показано в исследо- ваниях Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт и других. Р.Е. Левиной описаны особенности словаря на каждом уровне речевого развития. На первом уровне развития речи у детей полностью отсутствуют вербальные средства общения, хотя мимико-жестикуляторная речь от- носительно сохранна. У детей данной группы звукоподражания и зву- ковые комплексы, имеющиеся в активном словаре, несут номинативное и предикативное значение. Чаще всего эти слова являются многознач- ными. Дифференцированное обозначение предметов и действий заме- няется названием предметов и наоборот. В речи отсутствуют морфо- логические элементы для передачи грамматических отношений. От- сюда речь становится понятной лишь в конкретной ситуации. Описывая второй уровень речевого развития, Р.Е. Левина указыва- ет на возросшую речевую активность детей. Фразовая речь, которая появляется на этом уровне, отличается от нормативной фразы в фоне- тическом и грамматическом отношении. Словарь становится более разнообразным и широким по объему. Спонтанная речь детей характе- ризуется наличием разноплановых средств общения, включающих в себя следующие лексико-грамматические разряды слов: существитель- ные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые пред- логи и союзы. Ответы детей на вопросы по картинке, связанные с семь- ей, знакомыми явлениями окружающего мира, не включают многие сло- ва, обозначающие животных и их детенышей, части тела, одежду, ме- бель, профессии и т.д. Характерный для этого уровня резко выражен- ный аграмматизм затрудняет понимание речи. Оно остается неполным, т.к. многие грамматические формы недостаточно различаются детьми. У детей с третьим уровнем речевого развития отмечается развер- нутая обиходная речь без лексико-грамматической и фонетической недостаточности, наблюдается неточное знание и употребление мно- гих слов и недостаточно полно сформирован ряд грамматических форм и категорий языка. Номинативный и предикативный словарь превалирует над группами слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование но- вых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют нужное слово другим, сходным по значению. Н.Н. Трауготт отмечает у детей с ОНР, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект, скудный, отличающийся от нормы словарь и своеобразие его употребления, узко ситуативный характер словаря. Дети не сразу начинают употреблять в различных ситуациях речевого общения слова, усвоенные ими на занятиях, при изменении ситуации теряют слова, казалось бы, хорошо знакомые и произносимые ими в других условиях. Л.Ф. Спирова, изучая словарь младших школьников, делает вы- вод о том, что по количественным показателям словарь учащихся 1-4-х классов для детей с тяжелыми нарушениями речи не достигает того уровня, который свойственен детям более младшего школьного возраста (6-7 лет), имеющим нормальное речевое развитие. Даже оби- ходный словарь оказывается у детей данного контингента ограничен- ным. Классифицируя лексические ошибки, допускаемые детьми с тя- желыми нарушениями речи при назывании предметов и действий, автор объясняет их возникновение звуковым, структурным, смысло- вым или ассоциативным сходством слов. Вопрос о соотношении между развитием звукопроизношения и словарного запаса освещен в работах Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, А.К. Марковой. О.Е. Грибова, описывая нарушения лексической системы у детей с общим недоразвитием речи, указывает на то, что одним из механиз- мов патогенеза является несформированность звуко-буквенных обобщений. Автор полагает, что уровень несформированности звуко- вых обобщений напрямую связан с уровнем развития речи. Общее недоразвитие речи — это неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка. Дети не овладевают самостоятельной речью, и с возрастом эти расхождения становятся все более заметными. Как показывают исследования Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, время появления первых слов у детей с общим недоразвитием речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжа- ют пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное предложение, различны. Основными симптомами дизонтогенеза речи являются стойкое и длительное отсутствие речевого подражания но- вым для ребенка словам, воспроизведение в основном открытых сло- гов, укорочение слова за счет пропуска его отдельных фрагментов. Исследования С.Н. Шаховской показывают, что у детей с тяже- лой патологией речи пассивный запас слов значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Дети не ис- пользуют имеющийся у них запас лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности языковых средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности. При ограниченно- сти словарного запаса отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов составляет не более половины номинативного словаря. Ограничено использование в речи прилагательных. У детей с недоразвитием речи нет правильной группировки слов при их усвоении, лексика не точна по значению. Выявляются функциональные замещения с расширением значений слов с многочисленными взаимозаменами, недочеты при усвоении абстрактной лексики. По наблюдениям Н.С. Жуковой среди признаков раннего речево- го дизонтогенеза выступает морфологически нечленимое использова- ние слов. Слова, соединяемые в предложении, не имеют грамматиче- ской связи между собой, используются ребенком в какой-либо одной форме. Данная тенденция может наблюдаться в течение многих лет жизни ребенка. Отмечаются факты длительного существования пред- ложений, грамматически правильно и неправильно оформленных. Известно, что для осуществления речевого общения необходимо умение выражать и передавать мысли. Этот процесс реализуется с помощью фраз. При нарушении речевого развития трудности по- строения фраз и оперирования ими в процессе речевой коммуникации выступают достаточно отчетливо, проявляются в аграмматизме речи (сужение набора употребляемых конструкций, их дефекты, наруше- ния грамматической формы слова), что свидетельствует и о несфор- мированности грамматического структурирования. Исследования В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской и др. позволяют говорить также о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей струк- турно-семантической организации. У них недостаточно развито уме- ние связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют на- бором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в програм- мировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое ив отборе материала для той или иной цели. С за- труднениями в программировании содержания развернутых высказы- ваний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев. Таким образом, спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овла- дении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осу- ществлению полноценной деятельности общения. Глава 2
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |