КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Каждое АТП формирует свою организационно-производственную структуру, которая в основном определяется технологией производственного процесса и принятым на предприятии разделением труда и создается для того, чтобы обеспечивать полноту и эффективность трудовых процессов, выстраивая их во взаимосвязи. При этом выделяют и условно обосабливают отдельные подразделения или отдельных работников. В результате формирования структуры обеспечивается координация деятельности организационно обособленных подразделений и работников АТП и контроль над ними. Таким образом, организационно-производственная структура автотранспортного предприятия — это установленная и зафиксированная в его уставе схема взаимодействия и координации технологических элементов и персонала. Подобная схема показывает состав и взаимосвязь отделов и подразделений, обеспечивающих общее управление автотранспортным предприятием; организацию процесса перевозок грузов и пассажиров (других видов деятельности); координацию экономических процессов в АТП и управление финансовыми потоками; материально-техническое снабжение АТП; наем водителей, ремонтных рабочих и работников других категорий; техническую готовность подвижного состава к работе на линии и т.д. Объединение работников предприятия в подразделения, отделы и т. п. может выполняться по разным признакам, основными из которых считают функциональный, продуктовый, территориальный, проектный. На АТП чаще всего организационная структура формируется по функциональному признаку, когда группируют и организационно выделяют группы работников предприятия в соответствии с общностью основных функций, выполняемых ими при решении определенного круга задач АТП. По функциональному признаку, например, выделяется коммерческая служба, техническая служба, планово-экономический отдел, бухгалтерия и т.д. Название, величина и уровень специализации подобных подразделений за- висят от величины АТП, характера выполняемых им перевозок, принятой системы технических воздействий на подвижной состав, степени диверсификации производства и т.д. Продуктовый признак объединения работников в подразделения используется в АТП только в том случае, когда производство диверсифицировано, и поэтому имеет смысл создавать производственные подразделения, деятельность которых направлена на производство и реализацию определенного вида продукции. Несмотря на то, что в последнее время степень диверсификации производства (если судить по номенклатуре продукции) автотранспортных предприятий возросла, все же по сравнению с промышленными в автотранспортных предприятиях номенклатура производимой продукции ограничена. Поэтому применение продуктового признака при организационном проектировании АТП в настоящее время нельзя назвать широко распространенным. Территориальный признак при проектировании организационной структуры принимается как основополагающий в том случае, когда существует территориальная отдаленность пунктов месторасположения отдельных элементов предприятия. Можно, как пример, привести традиционную организацию деятельности филиалов АТП, в которых формируется собственный управленческий аппарат, есть собственная производственная база и т.д. Проектный признак, если он принят как основной в процессе оргпроектирования, предполагает, что в АТП временно создается полнокомплектная подструктура, сосредоточенная на выполнении какого-либо разового либо сезонного проекта. Например, таким проектом может быть выполнение заказа на транспортное обслуживание строительства крупного объекта. По окончании строительства подструктура расформировывается. Структурирование по проектному признаку позволяет также справиться с проблемами, которые возникают у предприятия в связи с неравномерностью и разнохарактерностью спроса на транспортные услуги. При формировании группы работников, обеспечивающих выполнение определенного проекта, может быть использован матричный метод, когда эти работники одновременно с реализацией проекта исполняют и другие обязанности, например обеспечивают выполнение нескольких проектов, являясь участниками нескольких команд. Кроме того, структурирование по проектному признаку предполагает активное использование субконтрактных отношений (на период осуществления проекта на контрактной основе привлекаются специалисты или другие предприятия). Следует иметь в виду, что перечисленные выше признаки, как правило, являются не единственными, а только основными признаками, принимаемыми во внимание при проектировании организационно-производственной структуры АТП. Обычно на практике не ограничиваются единственным признаком проектирования. Организационные структуры отличаются друг от друга не только основным признаком их формирования, но и сложностью (степенью дифференцированности), количеством уровней управления i и степенью формализации. Взаимоотношения между структурными единицами могут обеспечиваться как вертикальными информационными связями (пе- t редача информации, изменяющей состояние предприятия как [ системы: приказы, распоряжения, задания и т.п.), так и гори- f зонтальными информационными связями (передача исполнитель-f ской, рабочей информации, являющейся подготовительной для ^ формирования управленческих решений и др.). По вертикальным ■* связям реализуется воздействие управленческого аппарата на объект управления. Ни одна из организационных структур не является универсальной, так как структура в каждом конкретном случае отражает спе-' пифические особенности деятельности АТГТ. Ни одна из организационных структур не может быть задана раз | и навсегда: часто приходится перепроектировать организационную структуру в связи с конкретными изменениями в производствен- f. ной деятельности автотранспортного предприятия или при воз- * никновении каких-либо проблем и требований внешней среды. \ Общие положения, наиболее часто учитываемые и реализуемые / при проектировании организационных структур различных АТП * следующие. ^ 1. Основа для проектирования организационной структуры — (' это формирование генеральной цели и выявление подцелей АТП, так как проектирование организационной структуры предполага- ч ет закрепление подцелей за отдельными подразделениями, cootie ветствующими по своим функциям выполнению каждой из под- \ целей. I 2. Изменение организационной структуры требует большой и f продолжительной подготовительной работы. Это объясняется тем, что, во-первых, приходится преодолевать совершенно естествен-! ную приверженность работников к ранее существовавшей структуре и их тягу к следованию ранее установленным, ставшим привычными процедурам, во-вторых, могут возникнуть серьезные противодействия кадровым изменениям, неизбежным в ходе организационного перепроектирования. Поэтому если даже необходи-' мость изменения организационной структуры не вызывает сомнений, все же нельзя ожидать, что процесс изменения займет короткое время. Должен пройти определенный период адаптации новых организационных идей и новых взаимосвязей между подразделениями и работниками предприятия. С учетом этих факто- * ров можно ожидать, что в малом АТП изменение организацион-
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |