КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия
I ной структуры произойдет быстрее по сравнению с крупным АТП. Это объясняется не только меньшим масштабом изменений, но и более широкими возможностями руководителя в процессе привлечения работников к новым идеям, так как характерное для малых предприятий непосредственное общение с руководителем способствует активному внедрению идей организационной реструктуризации. 3. Потребность в изменении организационной структуры АТП • наступает кризисная ситуация, и в связи с этим необходим прорыв на новый сегмент рынка транспортных услуг или объединение с другим АТП, или освоение дополнительных видов услуг, или общее повышение эффективности менеджмента и т.д.; • происходит смена руководства АТП, и новые ценности, привносимые при этом в деятельность АТП, становятся фактором организационного перепроектирования; • АТП находится на той стадии своего жизненного цикла, когда изменение организационной структуры необходимо и предсказуемо. Это может быть, например, на стадии роста, когда организационная структура еще не укоренилась, а изменения в состоянии экономики предприятия требуют адекватных изменений форм организации деятельности. В неустоявшейся организационной структуре изменения не только наиболее вероятны, но и наиболее целесообразны.
4. Существуют обязательные трудовые функции (и соответственно работники или подразделения), предусмотренные законодательством или отраслевыми инструкциями. Поэтому в любом АТП должны быть организационно выделены функции бухгалтерского учета, управления персоналом, охраны труда и т. п. и сформированы соответствующие звенья организационной структуры. 5. Существуют подразделения, наличие которых непосредственно связано с характером производственного процесса и миссией АТП. Так, в соответствии с отраслевыми особенностями в организационной структуре АТП обязательно выделяют звено, отвечающее за обеспечение функции организации перевозок. 6. Количество уровней управления зависит в основном от величины АТП. От величины предприятия зависят также степень формализации структуры управления, степень централизации функций, уровень использования в управлении информационных технологий. Чем крупнее предприятие, тем длиннее дистанция власти и тем менее мотивирован персонал. Таким образом, при проектировании организационных структур величина предприятия должна обязательно приниматься во внимание. 7. Чем больше уровней управления, тем жестче и инертнее организационная структура. Чем меньше уровней управления, тем адаптивнее АТП, тем легче перестраивать его оргструктуру. Вместе с тем при небольшом числе уровней управления эффективность управленческих воздействий может снизиться. 8. Разработке организационной структуры АТП должна сопутствовать разработка информационной модели, описывающей содержание, периодичность формирования и конкретные направления информации, циркулирующей на предприятии. Структура предприятия дополняется организационными правилами, перечнем трудовых функций, выполняемых в каждом из подразделений и каждым работником, формальной системой взаимоотношений, предполагающих вертикальное и горизонтальное разделение труда в АТП, системой контроля за исполнением функций во всех структурных единицах. Как правило, организационная структура представляется в виде иерархического графа. Структурные единицы показаны в этом графе как блоки, а взаимоотношения между структурными единицами — как дуги. Рассмотрим пример организационной структуры АТП (рис. 4.1). Это реальное предприятие, выполняющее маршрутные перевозки пассажиров автобусами в большом городе. Предприятие крупное и имеет филиал в области. Поскольку выполняются однородные перевозки, основным признаком организационного проектирования на предприятии выбран функциональный, но наличие филиала определило использование и территориального признака оргструктурирования. Чтобы не загромождать рисунок, на нем не показана организационная структура филиала, являющаяся отражением организационной структуры предприятия. Из-за ограниченных возможностей рисунка структурные единицы (блоки) ниже 3-го уровня управления обозначены цифрами. Цифры расшифрованы ниже. В состав бухгалтерии входят бухгалтерская группа (1), расчетная группа (2), касса (3). В состав отдела кадров — начальник отдела (4), старший инженер по кадрам (5), инспекторы по кадрам (6). Экономический отдел возглавляет начальник отдела (7), ив его подчинении находятся группа планирования и экономического анализа (8) и группа организации труда и заработной платы (9). В отделе АСУ — начальник отдела (10), группа программно-информационного обеспечения (11) и группа технического обеспечения (12). Начальнику ремонтных мастерских подчиняются начальник производственных участков (13) и начальник центра управления производством технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей (14). В свою очередь, в распоряжении начальника производственных участков находятся электроагрегатный, кузовной и механические участки, а в распоряжении начальника центра управления производством — начальники дневной и ночной смен участков технического обслуживания и ремонта автомобилей, а также служба технической помощи на линии.
Под руководством главного механика работают главный энергетик (15), в распоряжении которого находится бригада электриков и паросиловой участок; строительный участок (16) — инженер-строитель и строительная группа; столярный участок (17); экспериментальный участок (18). Главному инженеру подчинены также группа снабжения предприятия материальными ресурсами (19). Контрольно-ревизионную группу, включающую в себя контролеров на линии (21), возглавляет старший ревизор (20). Деятельностью водителей (23) и кондукторов (24) непосредственно руководит начальник автоколонны (22). Инженеры отдела эксплуатации (26) подчиняются начальнику этого отдела (25), в распоряжении которого находятся линейная служба; группа обработки путевой документации; группа учета и сбора выручки; кассы пригородных маршрутов; автобусные стоянки. В отделах безопасности движения и технического контроля начальник отдела (27) и (29) руководит деятельностью соответственно инженеров (28) и контролирующих мастеров (30). Еще раз заметим, что на рис. 4.1 приведена не эталонная, а реальная организационная структура, не лишенная недостатков, которые при внимательном рассмотрении могут быть найдены читателем. Существуют определенные правила графического моделирования организационных структур предприятия: • структурные единицы, находящиеся на одном уровне подчиненности, графически должны быть изображены также на одном уровне; • декомпозиция отдельных структурных единиц должна быть одинаковой глубины; • вертикали в организационной структуре должны быть однородными, т. е. должны соответствовать определенной подцели деятельности АТП. Применявшиеся в автотранспортных предприятиях методы построения организационно-производственных структур до начала 90-х гг. XXв. характеризовались повсеместным использованием типовых решений и недостаточным разнообразием. В силу инерционности мышления эти организационные формы были в большинстве случаев перенесены, и в настоящее время, несмотря на то, что в условиях развивающихся рыночных отношений внешняя среда оказывает существенное, иногда непредсказуемое влияние, производство диверсифицируется, а состав и содержание функций и задач управления меняются. Это особенно отчетливо проявляется при решении проблем, связанных со слиянием предприятий, с нововведениями в технологии и организацию производства транспортных услуг, с внедрением систем управления каче- ством перевозок, с расширением сферы использования информационных технологий и т. п. Для оргструктур большинства отечественных крупных АТП зачастую характерны особенности, которые нельзя назвать вполне обоснованными: • структурные подразделения (службы организации перевозок и технологий подготовки производства, кадровая и экономическая служба и др.) чаще всего непосредственно замкнуты на первого руководителя, что определяет его перегруженность и снижает эффективность управления. Это наглядно демонстрирует организационная структура, представленная на рис. 4.1; • структурно размыта работа с персоналом (что заключается в наличии независимых друг от друга отдела кадров и отдела организации труда и заработной платы или необъединенных организационно работников, выполняющих эти функции). Так, в соответствии с приведенной на рис. 4.1 организационной структурой, вопросы организации и оплаты труда решают в экономическом отделе, структурно разобщенном с отделом кадров; • отсутствие службы или работника, занимающегося проблемами развития предприятия, разработкой стратегических планов; • новые структурные образования формируют «под руководителя» (из особого уважения к определенному специалисту или в связи со стремлением заинтересовать его в работе на данном предприятии или просто в результате хорошего отношения к человеку); • подразделения создают в соответствии с модными течениями в отраслевой управленческой деятельности (когда существует мнение о необходимости развития какой-либо управленческой функции и в связи с этим срочно создается подразделение, хотя необходимость его формирования предварительно не обоснована, не встроена в существующую организационную структуру, а может быть и вообще нецелесообразна). Для многих АТП характерно также рассогласование и рассеивание целей по всей организационной структуре вследствие недостатков в функциональном разделении труда. Эффективность организационной структуры оценивается комплексом показателей. Общий критерий эффективности организационной структуры АТП — его устойчивое экономическое положение и высокий статус на рынке транспортных услуг. Поэтому в качестве обобщающих показателей эффективности организационной структуры управления может быть использован временной ряд показателей, характеризующий динамику конечных результатов деятельности АТП. Частными показателями эффективности организационной культуры могут быть названы: • оперативность принятия управленческих решений, которая цессов перевозки грузов и пассажиров. В качестве отказов рассматриваются: несвоевременная доставка грузов (перевозка пассажиров), потери времени на линии, невыход автомобиля на линию по организационным или техническим причинам и т.п.; • производительность работников аппарата управления АТП, которую определяют стоимостным методом (п. 2.4.1); • адаптивность и гибкость управления, характеризующие способность реагировать на изменения, возникающие во внутренней и внешней среде АТП, и предвидеть, а также предупреждать возможные негативные последствия таких изменений; • экономичность аппарата управления, которую не следует, как часто это делается, сводить к оценке численности персонала или его средней заработной платы, но можно количественно оценить индексом Иэ, показывающим, как соотносятся индекс роста дохода автотранспортного предприятия Ид и индекс роста затрат на управление Иуз. Выполнение условия экономичности аппарата управления характеризуется соотношением И "у.з Некоторые виды взаимодействия между работниками АТП выходят за рамки формальной организационной структуры. Возникновение этих неформальных отношений определяется как наличием общих интересов работников, их стремлением к личной безопасности, так и необходимостью сотрудничества, непредусмотренного формальной организационной структурой, и другими факторами. Важно, чтобы неформальные отношения не существовали противоречиво по отношению к целям АТП. Возникновению подобных противоречий препятствует корпоративная культура предприятия. Ее развитие следует рассматривать как одну из задач организации деятельности АТП. Корпоративная культура предприятия — это совокупность сформированных в его границах межличностных ценностей, норм и стилей поведения, культурных и экономических приоритетов развития. При формировании корпоративной культуры прежде всего учитываются те ценности, которые в наибольшей степени определяют поведение работников. Корпоративная культура складывается в каждом предприятии спустя некоторое время после его создания. При этом стихийно может сформироваться культура как благоприятная, так и неблагоприятная с позиций целей предприятия. Например, у определенной группы работников предприятия может быть принято демонстрировать неуважение к клиенту или пренебрегать технологией технического воздействия на подвижной состав или придерживаться высокого уровня агрессивности в процессе принятия и передачи управленческих решений и т. п. В этих и других подобных этим случаях можно говорить о существовании на предприятии негативных социальных факторов, снижающих эффективность его деятельности. Поэтому важно путем согласования интересов всех групп работников, а также развития их взаимоотношений и другими методами сформировать такую корпоративную культуру, которая повысила бы управляемость предприятием через социальную компоненту управления. Внешние и внутренние признаки корпоративной культуры. Внешние признаки находятся на поверхности и доступны для наблюдения. К ним относятся: • миссия, декларируемая АТП; • собственные символы АТП (фирменные логотипы, лозунги, фирменная одежда, особое оформление помещений, рекламные проспекты, внешняя атрибутика: флагштоки, вывески и т.п.); • определенный стиль общения с клиентами, с экономическими партнерами (культура телефонных переговоров, знаки внимания: поздравления с профессиональными и общефедеральными праздниками, приглашения на конференции и т.п.). К внутренним признакам корпоративной культуры АТП относится наличие и эффективное использование: • Кодекса АТП; • традиционных мероприятий, опосредованно связанных с производственной деятельностью (корпоративные праздники, спортивные состязания, профессиональные конкурсы и т. п.); • системы адаптации вновь поступивших в АТП работников (наставничество, семинары молодых специалистов, собеседование и т.п.); • ритуалов и церемоний, предназначенных для демонстрации главных ценностей АТП; • организованной системы информирования работников, включающей в себя специальные издания, использование телекоммуникаций, анализ уровня информированности работников и др.; • аналитических процедур, в результате которых определяют состояние и приоритетные методы управления социально-психологическим климатом (уровень интегрированное™ работников, наличие и характер неформальных групп, наличие процедур разрешения конфликтов и т.п.); • эффективность системы мотивации труда (формирование эффективной системы заработной платы (см. п. 2.4.2), наличие эле- ментов вовлечения работников в процесс управления предприятием, создание нормальных условий труда и т.п.). Элементы корпоративной культуры. Корпоративная культура АТП включает в себя следующие элементы: • декларация миссии предприятия и следование этой миссии; • корпоративный стиль, ощущение работниками сопричастности к решению проблем АТП; • определенный стиль руководства, предполагающий непротиворечивое функционирование руководителей АТП и неформальных лидеров; • свод правил, принятых в отдельных подразделениях и в целом в АТП; • этикет общения, соответствующий общепринятым правилам делового этикета и включающий в себя специфические для данного АТП элементы; • эффективная система трудовой мотивации работников; • фирменный стиль одежды, интерьера, презентации АТП; • фиксированная система (или отдельные элементы) социального партнерства. Особое место в корпоративной культуре занимают правила, устанавливаемые в АТП. Правила поведения отличаются от норм поведения тем, что они зафиксированы и контролируются договором, руководителями, назначенными для этого работниками. У правил есть конкретный субъект, что делает управление адресным. Правила — это наиболее подвижная составляющая корпоративной культуры. Можно упомянуть некоторые из них: установленные способы распределения социальных благ между работниками АТП или процедуры продвижения по карьерной лестнице или методы составления графика отпусков и т.д. Правила формируют нормы поведения, устанавливают порядок, необходимый для осуществления идеологии АТП. Идеология А ТП строится вокруг ценностей, имеющих в настоящее время для него особую значимость. Например, в качестве ведущей ценности для АТП в какой-то период времени может быть принят его выход на международный рынок транспортных услуг. Идеология АТП в этом случае исходит из того, что именно такой фактор обеспечит его конкурентоспособность и высокие экономические результаты. В соответствии с принятой идеологией принимают соответствующие решения во всех подразделениях предприятия (изменение структуры парка подвижного состава, обеспечение его соответствия международным требованиям; дополнительная подготовка водителей; освоение новых технологий управления перевозками; формирование портфеля заказов на перевозки; проведение маркетингового анализа и многое другое). В своем формализованном виде общие правила, выполнение которых соответствует идеологии предприятия, образуют Кодекс предприятия. Кодекс предприятия действует наряду с административно-правовым порядком, не противореча последнему. Но Кодекс не имеет юридической силы, он отражает, как должно обеспечиваться продвижение ведущих ценностей предприятия в практику деятельности персонала. Кроме общего Кодекса АТП, могут быть разработаны специальные кодексы (Кодекс качества перевозок, Кодекс работы с клиентом и т.д.). Формирование Кодекса АТП направлено на решение следующих основных задач: • интеграция персонала, введение большей определенности во взаимоотношениях работников АТП, снижение противоречий между интересами отдельных групп работников, а также между целями АТП и частными интересами отдельных работников; • формирование норм жизнедеятельности коллектива по схеме: управленческие установки-> правила—» обыкновения->нормы. Обыкновения — это некоторые организационные ритуалы, введенные для подкрепления Кодекса АТП (конкурсы, семинары, смотры и т.д.); • ускорение социальной и профессиональной адаптации работников, вновь поступивших на АТП, помощь им в понимании корпоративной культуры АТП; • улучшение общего имиджа АТП и тем самым обеспечение достижения цели АТП как через привлекательность АТП для клиентов и экономических партнеров, так и через стремление работников к выполнению общей цели АТП. Важно учесть, что если Кодекс АТП не воспринимается его работниками как необходимый документ, а является только рекламным оформлением имиджа АТП, то перечисленные выше задачи не выполняются, а корпоративной культуре АТП наносится ущерб, так как в нее привносятся элементы цинизма. Это может произойти в том случае, когда работники не привлекались к формированию Кодекса и тем самым не учтено их мнение; Кодекс включает завышенные и потому невыполнимые требования; правила, помещенные в Кодекс, звучат как лозунги; в правилах повторяется то, что давно стало нормой или очевидно; правила сформулированы абстрактно, и степень их выполнения сложно оценить. В зависимости от того, требует ли конкурентная среда, в которой находится предприятие, гибкости либо стабильности, и от того, находится ли фокус стратегии АТП внутри или вне его, можно выбрать один из четырех наиболее распространенных типов корпоративной культуры. 1. Если на определенной стадии существования АТП большое значение имеет его способность к изменениям, то скорее всего предпочтительным можно считать развитие адаптивной корпора- тивной культуры. В этом случае в АТП особо высоко ценятся инициатива и предприимчивость работников, умение рисковать и настаивать на своих идеях. Вознаграждаются творческий подход и инновации. Корпоративная культура соответственно должна поддерживать такие нормы, которые повышают способность АТП выделять и интерпретировать сигналы внешней среды. 2. Если на каком-то достаточно длительном отрезке времени не возникает необходимости в радикальных изменениях, а стратегические цели отчетливо просматриваются, целесообразно формирование корпоративной культуры, направленной на решение стратегических задач. В основе лежит видение будущего состояния АТП, достигаемого через конкретные цели, и именно по степени приближения к этим целям оцениваются результаты труда работников АТП. Такими целями может быть обеспечение стандартов качества транспортных услуг или рост объемов перевозок, или увеличение доли постоянных клиентов, или экономия автомобильного топлива и т. п. 3. При необходимости вовлечения работников в бизнес, формирования у них чувства ответственности и т. п. усилия менеджеров могут быть направлены на создание клановой корпоративной культуры. В этом случае особо взращиваются и поощряются преданность работников предприятию, их творческое отношение к выполняемой работе, ощущение непосредственной причастности к АТП. 4. В стабильной окружающей среде возможно формирование корпоративной культуры бюрократического типа. Такой тип культуры предполагает, что центральное место занимают традиции, церемонии, системность в выполнении заданий. Поощряют лояльность, высокую степень согласованности действий. Инициативность и проявление личного мнения работников в этом случае ниже, чем в корпоративных культурах другого типа, но это окупается надежностью, ощущением работниками стабильности их положения в границах данного АТП. Обычно речь идет о типах преобладающей, но не единственной для предприятия корпоративной культуры. Для отдельных подразделений может быть характерна культура иного типа, чем в целом для предприятия, например при общей принятой в АТП адаптивной организационной культуре в финансовой службе могут более ярко проявляться черты бюрократической культуры, так как там на первое место может быть поставлен порядок и соблюдение правил; одновременно вполне возможно, что для работников технической службы характерна направленность на решение стратегических задач АТП, например задач структурного и возрастного обновления парка подвижного состава в связи с освоением дополнительных объемов перевозок или в связи с выходом на новый сегмент рынка транспортных услуг. Сильной корпоративной культурой можно назвать культуру того АТП, в котором существует высокая степень согласия работников относительно важнейших ценностей. Для построения и поддержания в АТП сильной корпоративной культуры следует большое внимание уделять отбору персонала при его найме на работу. Повышенное значение, которое в последнее время придают вопросам развития корпоративной культуры, объясняется следующими обстоятельствами. Современный подход к внутрисистемным отношениям на предприятии базируется на новой корпоративной философии — ценностях «общей судьбы». Эта философия ориентируется на то, что интересы работников предприятия и потребителей продукции столь же важны для руководителей, как и интересы акционеров. Для отношений на предприятии должны быть характерны сотрудничество, партнерство, система доверия и согласованность действий персонала, т. е. происходит трансформация принципов жизнедеятельности организации в сторону преимущественно социологи-рованности. Интеграция работников в проблемы АТП, мобилизация творчества, повышение значимости неэкономических мотивов и стимулов рассматриваются в этом случае как обязательные условия эффективных управленческих и производственных процессов. Философия общей судьбы становится жизненной, когда она разделяется персоналом всех уровней. Тогда АТП имеет преимущества в эффективности, качестве и конкурентоспособности, так как работники понимают проблемы АТП, чувствуют себя принадлежащими к нему, уверены, что их личные интересы неразрывно связаны с успехом АТП, готовы принять более широкую ответственность, помогая преодолевать препятствия, быстро откликаются на предоставляющиеся возможности повышения производительности труда. В конце этого подраздела уместно привести следующую цитату. «Трагедийное восприятие собственного наследия большинством корпораций связано в основном с тем, что они никогда по-настоящему не признавали своих героев. Этим героем является отдельная человеческая личность... У тех компаний, в которых возникает чувство уважения, когда они признают этот факт, есть шанс, что их завтрашнее утро будет более светлым» [26, с. 361]. Контрольные вопросы 1. Какими показателями характеризуют эффективность организационной структуры? 2. По каким признакам работников АТП объединяют в отделы, подразделения и т.п.? 3. По каким проявлениям можно заметить, что организационная структура АТП не соответствует предъявляемым к ней требованиям? 4. Проанализируйте организационную структуру, представленную на рис. 4.1. Насколько однородны выстроенные в ней вертикальные связи? 5. Назовите факторы, которые нужно учитывать при формировании организационной структуры грузового АТП. 6. Перечислите доступные наблюдению символы, церемонии и другие видимые аспекты корпоративной культуры какого-либо АТП, с деятельностью которого вы знакомы. 7. Попытайтесь сформулировать Кодекс отношений с клиентами для работников коммерческой службы грузового АТП. 8. В чем преимущества адаптивного, стратегического, кланового, бюрократического типов корпоративной культуры, непосредственно ощущаемые работниками предприятия? ГЛАВА 5
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 4034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |