Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия




Положение на рынке транспортных услуг во многом определя­ется финансовым состоянием АТП, являющимся результатом реа­лизации решений в области организации перевозок грузов и пас­сажиров и других видов услуг, а также решений по привлечению


и использованию материальных, финансовых и трудовых ресур­сов этого АТП.

При выполнении оценки финансового состояния АТП нужно принимать во внимание следующее:

• финансовое состояние АТП, как и предприятия любой из отраслей экономики, в общем виде оценивают соотношением достигнутых им результатов и используемых им активов. При оцен­ке финансового состояния применяют такие понятия, как платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия (табл. 6.1);

• АТП считают платежеспособным, если оно в состоянии свое­временно и в полной мере погашать требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнять обязательства по уплате обязательных платежей в бюджетные и во внебюджетные фонды;


       
   
 
 

 

Таблица 6.1. Показатели финансового состояния грузового автотранспортного предприятия


финансовая устойчивость АТП — это его способность надеж­но сохранять платежеспособность, относительная независимость от случайностей рыночной конъюнктуры и поведения партне­ров по бизнесу. При оценке экономической устойчивости во вни­мание принимают величину и темпы накопления собственного капитала;

• показатели финансового состояния АТП имеют как абсолют­ное, так и относительное выражение. К абсолютным финансовым показателям относят, например, доход и прибыль предприятия, а к относительным — рентабельность активов, ликвидность и др. Каж­дый из показателей играет свою роль в оценке финансового со­стояния;

активы АТП и их структуру анализируют при оценке плате­жеспособности с позиций участия активов в процессе производ­ства и уровня их ликвидности. К наиболее ликвидным активам АТП относят денежные средства на счетах и краткосрочные ценные бумаги, а к наименее ликвидным активам — основные средства и прочие внеоборотные активы.

Далее рассмотрены показатели, наиболее часто используемые для оценки финансового состояния АТП. В связи с тем что суще­ствует достаточно большое число публикаций в области финансо­вой оценки деятельности предприятия, в настоящем учебном по­собии приведена лишь краткая характеристика показателей, пе­речень которых может быть расширен.

Доход от реализации предприятием автотранспортных и иных услуг (см. подразд. 6.2) — важнейший финансовый показатель. Этот показатель также называют объемом продаж. Величина до­хода формируется на рынке и зависит не только от объема про­изводства услуг, но и от уровня транспортных тарифов с учетом предоставляемых покупателям скидок, льгот. Изменения в объе­ме реализации транспортных услуг оказывают наиболее чувстви­тельное влияние на финансовые результаты деятельности АТП. Поэтому доход считают наиболее объективным показателем из тех, которые рассматриваются при анализе финансового состоя­ния АТП.

При оценке динамики этого показателя следует помнить о том, что доход измеряется в текущих ценах, и поэтому без соответ­ствующего приведения цен к одному из сравниваемых временных периодов изменение объема продаж может быть непропорцио­нально действительному изменению объемов услуг, оказанных автотранспортным предприятием. Приведение цен выступает не­обходимым элементом анализа динамики не только показателя «объем продаж», но и всех стоимостных показателей АТП.

Как показано в подразд. 6.2, основную часть дохода АТП состав­ляют доходы от перевозок, но на грузовом автомобильном транс­порте в последнее время заметно ощущается тенденция к увеличе-


нию доходов от других видов услуг — экспедиторских операций, хранения грузов, их переработки и перераспределения и т.д.

Среднемесячный доход предприятия, рассматриваемый в срав­нении с аналогичным показателем деятельности других АТП, ха­рактеризует масштаб бизнеса данного АТП.

Балансовая прибыль — синтезирующий показатель деятельности АТП, отражающий как обоснованность политики доходов, так и эффективность его затратной политики. За счет прибыли выпол­няются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Важнейшая обобщенная функция при­были — создание определенных гарантий дальнейшему существо­ванию АТП, поскольку прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с изменением поведения конку­рентов на рынке транспортных услуг, а также с изменениями ус­ловий и форм финансирования, общей экономической ситуации в регионе и т. п. В целом прибыль характеризует степень деловой активности и финансовое благополучие предприятия.

В результате деятельности АТП должна формироваться такая прибыль, которая позволяла бы аккумулировать достаточный объем средств, создающих реальную возможность преодоления вероятных рисков будущего.

Балансовая прибыль включает в себя прибыль от реализации транспортных и прочих услуг, а также прибыль от внереализаци­онных мероприятий. Прибыль от реализации — это разница между выручкой, рассчитанной в действующих ценах (без налога на до­бавленную стоимость), и затратами на производство транспорт­ных и других услуг (товаров). Чистая прибыль определяется как разница между балансовой прибылью и суммой федеральных, республиканских и местных налогов с учетом налоговых льгот.

В связи с особенностями механизма финансирования в пасса­жирских АТП зачастую речь идет не о прибыли, а об убытке пред­приятия.

Расчет уровня рентабельности предполагает сравнение балансо­вой прибыли, как конечного финансового показателя производ­ственно-коммерческой деятельности АТП, с другими показателя­ми, отражающими затраты на производство транспортных услуг в разных аспектах. Наиболее распространены (см. табл. 6.1) показате­ли рентабельности производства (соотношение балансовой прибы­ли и суммы затрат на производство транспортных и прочих услуг), рентабельности производственных фондов (соотношение балансовой прибыли и стоимости основных и оборотных фондов АТП) и рен­табельности продаж (соотношение балансовой прибыли и выруч­ки от реализации транспортных и прочих услуг).

В последнем случае, рассчитывая соотношение чистой прибы­ли и объема продаж, получают уровень рентабельности, который


сравнивают с величиной процента, получаемого по банковским вложениям. Уровень рентабельности при этом должен превышать банковский процент, поскольку нужно учитывать наличие фак­торов риска, возникающих в производственно-коммерческой де­ятельности АТП.

Уровень рентабельности вложенного капитала (см. табл. 6.1), с одной стороны, характеризует в определенной степени плате­жеспособность предприятия с позиций обеспеченности гарантий его акционеров. С другой стороны, уровень рентабельности вло­женного капитала — величина, которая учитывается при опреде­лении границ выплат по дивидендам. Кроме того, по динамике этого показателя можно определить, за счет каких факторов про­исходит нарастание или замедление оборачиваемости капитала. Рен­табельность вложенного капитала вычисляется как частное от де­ления прибыли (остающейся в распоряжении АТП после уплаты налогов и всех отвлечений) на сумму основного и оборотного капиталов.

Аналогично может быть определена рентабельность оборотного капитала, отражающая эффективность его использования, а так­же рентабельность основного капитала АТП.

Доля собственного оборотного капитала в оборотных средствах (коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборот­ными средствами) рассчитывается как отношение собственных средств в обороте к общей величине оборотных средств. Этот по­казатель определяет степень обеспеченности деятельности АТП собственными оборотными средствами, определяющими финан­совую устойчивость АТП.

Источниками средств формирования имущества АТП являют­ся собственные и заемные средства. Исследование структуры этих источников может помочь оценить степень экономической устой­чивости предприятия и на основе этого найти причины недоста­точной устойчивости. Коэффициент финансовой автономии (или финансовой независимости) АТП характеризует соотношение собственного и заемного капиталов АТП и вычисляется как част­ное от деления собственного капитала на сумму активов предпри­ятия. Этот показатель определяет, насколько деятельность АТП может быть обеспечена собственными источниками финансиро­вания его активов.

Тенденции роста заемных средств могут свидетельствовать о вытеснении более дешевых источников финансирования дороги­ми, что может ухудшить финансовое положение АТП.

Коэффициент покрытия текущих обязательств АТП его оборот­ными активами, который вычисляется как отношение стоимости всех оборотных средств (запасов, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и прочих оборотных акти­вов) к текущим обязательствам АТП, — это один из основных


показателей финансового состояния. Он характеризует платежные возможности АТП при условии погашения всей дебиторской за­долженности и реализации всех имеющихся у АТП производствен­ных запасов. При оценке платежеспособности АТП с помощью этого показателя следует иметь в виду, что:

• увеличение удельного веса производственных запасов может свидетельствовать о разных с позиции знака оценки фактах: о наращивании производственного потенциала АТП или о стрем­лении за счет вложений в запасы защитить денежные активы пред­приятия от обесценивания под воздействием инфляции или о нерациональности выбранной ресурсной стратегии, вследствие которой значительная часть текущих активов иммобилизована в запасах с невысокой ликвидностью, и т.д.;

• для повышения коэффициента покрытия текущих обязательств необходимо пополнять собственный капитал предприятия и сдер­живать рост внеоборотных активов и долгосрочной дебиторской задолженности;

• необходимо выделить долю сомнительной дебиторской задол­женности в ее общей сумме. Тенденции к росту сомнительной (либо безнадежной) дебиторской задолженности свидетельствуют о сни­жении ликвидности. Обычно имеет смысл сравнивать динамику соотношения дебиторской и кредиторской задолженности.

Коэффициент покрытия текущих обязательств АТП относится к группе показателей ликвидности. К этой же группе относится коэффициент абсолютной ликвидности (см. табл. 6.1), который оп­ределяется как частное от деления суммы денежных средств АТП, краткосрочных финансовых вложений на сумму наиболее сроч­ных обязательств АТП. Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует мгновенную платежеспособность АТП.

Уровень ликвидности определяет, насколько быстро может АТП погасить долги, не объявляя себя неплатежеспособным должни­ком или банкротом. Уровень ликвидности определяется с некото­рым различием для поставщиков АТП, для банка и для держате­лей акций. Различие в расчете показателей ликвидности заключа­ется в составе учитываемых при расчете ликвидных средств в ак­тиве баланса. В зарубежной экономической практике показателям уровня ликвидности уделяют существенное внимание при оценке экономического положения фирм, так как опыт свидетельствует, что они могут погибать от нехватки ликвидных средств чаще, чем от нехватки долгосрочного капитала.

Деловую активность АТП (см. табл. 6.1) характеризуют показате­ли оборачиваемости производственных фондов, запасов, дебиторс­кой и кредиторской задолженностей, собственных средств и т.п. (отражающие скорость обращения средств, вложенных в активы).

Показатель, рассчитываемый как соотношение оборотных и основных активов АТП, может быть использован для определе-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 4145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.