КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и методы развития автотранспортного предприятия
РАЗВИТИЕ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Необходимость непрерывного и целенаправленного развития АТП определяется тем, что экономически эффективные преобразования АТП — это предпосылка удлинения его жизненного цикла. Каждое АТП проходит через определенные стадии перемен. Иногда причина этих перемен определена внешней средой. Так, массовое разукрупнение отечественных АТП в 90-е гг. XX в. происходило в связи с общей экономической ситуацией в стране. В других случаях менеджеры предприятий сами приходят к мысли о необходимости нововведений, например, признают необходимость приобретения таких автомобилей, которые позволили бы освоить международные перевозки, и/или необходимость расширения функции маркетинга при определенной ситуации на рынке транспортных услуг. Изменения, если объединить их по области реализации, могут касаться: • техники, используемой на АТП, и технологии производства транспортных услуг. Такие изменения затрагивают методы организации перевозок и технического воздействия на подвижной состав, влияют на состав и структуру парка автомобилей и других основных фондов и т. п. Изменения заключаются и в обновлении знаний и навыков работников, соответствующем технико-технологическим новациям; • перечня и структуры производимых АТП транспортных и других услуг. Это могут быть как изменения параметров качества уже освоенных транспортных услуг, так и выполнение новых для данного АТП услуг или его выход на новый сегмент рынка и т.п.; • структуры организации управления АТП. Изменения здесь касаются не только размера АТП или типа его организационной структуры, но и системы вознаграждений работников, организации трудовых отношений, системы контроля и информации, финансовой отчетности и методов планирования и т.п.; • корпоративной культуры. Здесь речь идет об изменениях в установках, ожиданиях, поведении работников, об изменениях принятых на АТП норм и правил и т.д.; • другие изменения. Обоснование и выбор стратегии развития АТП. Изменения, проводимые в АТП, должны отвечать стратегии АТП (см. рис. 3.5), за разработку которой отвечают работники высших уровней управления. В существующих сегодня условиях хозяйствования обоснование стратегии развития АТП — одна из ведущих задач управления его производственно-финансовой деятельностью. При этом следует иметь в виду, что зачастую стратегию развития АТП определяют без помощи современных методов, в результате чего стратегия подменяется долгосрочным планом развития АТП. Такая подмена неоправданна, поскольку долгосрочное планирование в связи с бурной динамикой внешней среды в настоящее время зачастую оказывается несостоятельным. Стратегия развития АТП предполагает использование такой формы управляемого развития как нововведение. Те изменения, которые происходят в АТП помимо воли менеджеров, не относятся к нововведениям. Не считается также нововведением и простое нарастание качества или количества по какому-либо определенному признаку (например, рост численности водителей, обновление однотипного подвижного состава и т.п.). Нововведением можно назвать то целенаправленное изменение, которое вносит в АТП новые относительно стабильные элементы. Это знак перехода АТП как системы из одного состояния в другое (более стабильное). Обоснование стратегии развития выполняется на основе анализа внешней среды АТП и внутренних факторов эффективности его деятельности с учетом их взаимосвязей и обусловленного этими взаимосвязями синергетического эффекта. В настоящем учебном пособии мы не детализируем содержание и методы анализа, предшествующего разработке стратегии, так как они являются предметом рассмотрения учебной дисциплины «Стратегическое планирование». Литература по этим вопросам представлена достаточно широко [80, 88]. Кроме того, в гл. 7 дано общее описание организации аналитической работы на предприятии. Не останавливаясь на процедуре анализа, все же подчеркнем, что правильный выбор стратегии развития АТП во многом зависит от качества его комплексной диагностики. Стратегия развития предприятия должна отражать не только направленность в решении его основных проблем, но и реальные возможности АТП (финансовые, организационные, кадровые), а также учитывать наиболее вероятные изменения внешней и внутренней среды. Характерными особенностями стратегии являются ее непрерывность и трансформация, что определяет необходимость постоянного управления развитием АТП. Кроме общей для АТП стратегии развития, в крупном АТП могут разрабатываться также: • деловая стратегия, направленная на обеспечение эффективных стратегий развития отдельных видов деятельности, напри- 6 3. 509 мер: контейнерных перевозок; экспедиционной деятельности; международных перевозок и т.д.; • операционная стратегия, устанавливаемая для основных структурных единиц, например для территориально отделенного филиала АТП; • функциональная стратегия, формируемая для каждого функционального направления определенной сферы деятельности АТП. Так, это может быть разрабатываемая АТП стратегия логистики, стратегия финансов, стратегия маркетинга, кадровая стратегия, стратегия информационно-аналитического обеспечения управления предприятием и др. Развитие АТП в соответствии с выбранной им стратегией может происходить в форме организационного перепроектирования, которое достигается следующими взаимосвязанными действиями: • определение перспективы и целей развития АТП, разработка показателей достижения этих целей и общей программы необходимых действий по преобразованию АТП; • реструктуризация (структурное реформирование) — проведение совокупности мероприятий по комплексному переустройству АТП в соответствии со стратегией его развития. Это цепь взаимосвязанных организационных инноваций, предназначенных для обретения предприятием способности адекватно реагировать на динамичные изменения внешней среды и достижения им текущей и долгосрочной конкурентоспособности; • установление четких процедур совершенствования связи АТП с внешней средой, что позволяет повысить адаптивность АТП путем внутриорганизационных перестроек; • обеспечение работников АТП новыми знаниями, новыми навыками и задачами, формирование позитивного представления работников об ожидаемых в результате реструктуризации выгодах и системах вознаграждения за труд. Реструктуризацию АТП можно считать высокоэффективным рычагом повышения конкурентоспособности АТП, так как она предполагает совершенствование структуры и функций управления; технические и технологические преобразования; изменение финансово-экономической политики АТП. Реализация программы реструктуризации АТП непосредственно связана с его инно-вационностью — способностью осваивать новации в технико-технологической, управленческой и других сферах финансово-хозяйственной деятельности АТП. Как правило, реструктуризация включает в себя реструктуризацию активов АТП. Определение приоритета задач реструктуризации и очередности их решения. Несмотря на то, что реструктуризация должна быть комплексной, все же в ее ходе следует установить приоритет решаемых задач и определить очередность внедрения проектов. Такая оценка может быть проведена на основе анализа задач развития АТП, выявленных в результате его диагностики. К таким задачам могут относиться обновление подвижного состава; использование субконтрактных отношений; переход к другому типу организационной структуры; слияние с другим транспортным предприятием; использование прогрессивных методов организации перевозок; освоение предприятием производства других услуг (другой продукции); внедрение системы управления качеством перевозок или общей системы управления качеством; децентрализация управления и формирование центров ответственности; изменение схемы материально-технического снабжения; оптимизация административной нагрузки; внедрение адекватных информационных технологий; введение норм поведения работников АТП и т.д. Составив общий перечень задач реструктуризации, следует упорядочить этот перечень — исключить дублирование задач, их взаимовключение, а также уравнять масштаб задач. Неудовлетворяющие этим требованиям формулировки задач должны быть исключены из их общего перечня. Таким образом достигаются сопоставимость, взаимосвязь и одновременно некоторая автономность задач. Уточненный перечень задач реструктуризации должен подвергнуться экспертной оценке, в результате которой устанавливают ранг (значимость) каждой задачи и отбирают задачи, наиболее актуальные для АТП в данный момент его существования. Задачи, не требующие немедленного решения, могут быть либо исключены из списка, либо помещены в список задач следующей очереди. Наиболее актуальные задачи реструктуризации оценивают затем с позиций вероятности их успешного решения. Здесь учитываются как финансовые возможности АТП, так и степень его компетенции в решении отдельных задач, т. е. насколько возможно в ходе решения задач преодолеть влияние внешних факторов. На этом этапе снова происходит отбор задач, т.е. список их вновь сокращается. Те задачи, которые удачно сформулированы и одновременно оцениваются как особо актуальные, а также могут быть решены в основном силами самого АТП, рассматриваются далее с точки зрения стратегии АТП: выясняется, насколько решение этих задач соответствует стратегическим целям. В программу реструктуризации включают те задачи, которые удовлетворяют этому требованию. Такой многоэтапный отбор задач позволяет обеспечить эффективность мероприятий, предусмотренных программой реструктуризации АТП и избежать распыления сил и средств предприятия. Реструктуризация (реформирование структуры) может включать в себя любые изменения в номенклатуре услуг, производимых АТП: изменение в структуре его капитала; образование биз- нес-единиц; процедуры слияния предприятий и т.д. Поэтому реструктуризация — это категория не только экономическая и организационно-управленческая, но и юридическая. Чаще всего реструктуризация включает в себя четыре основных этапа: 1) диагностика финансового положения АТП, анализ его технико-экономического состояния, оценка сильных и слабых сторон, маркетинговые исследования на рынке транспортных услуг, ранжирование проблем, выявление основных задач реструктуризации; 2) уточнение стратегии развития предприятия с учетом результатов диагностики и выделения отдельных стратегических подцелей. Формирование организационной концепции развития АТП; 3) проектирование изменений в составе и организационной структуре управления и в составе и структуре управленческого персонала АТП. Если предполагаются радикальные изменения (реорганизация предприятия), то необходима разработка детального проекта этих изменений, предусматривающая решение вопросов подбора персонала, юридической поддержки, инженерного и информационного обеспечения деятельности новых структурных единиц, внутреннего ценообразования, финансового контроля и т.п.; 4) разработка и реализация программы мероприятий по реструктуризации предприятия в соответствии с выводами, принятыми в ходе первых двух этапов. В программе указьшаются не только конкретные мероприятия, но и сроки их выполнения, ответственные исполнители, а также необходимые финансовые средства. Преодоление социально-психологических проблем реформирования АТП. Следует выделить группу социальных факторов развития АТП. Особое внимание к социальным факторам объясняется следующим. Необходимость поиска общих решений экономических и социальных проблем, возникающих в процессе трудовой деятельности человека в рамках определенного АТП, определяется тем, что экономические явления АТП следует анализировать и проектировать с учетом интересов и работников, и АТП, а не только в связи с конечными результатами производственно-финансовой деятельности АТП. При проектировании решений, направленных на развитие АТП, чаще всего исходят из той посылки, что все работники безусловно разделяют эту цель и подчиняют ей свои прочие интересы. Однако существуют факторы, дополняющие, уточняющие, ограничивающие или даже заменяющие цель развития АТП для конкретного работника {группы работников). Ниже перечислены некоторые из этих факторов. 1. Стремясь сохранить хорошие взаимоотношения и не нанести обиды сотрудникам, работники могут отказаться от жесткого соблюдения тех процедур, которые обеспечивают процесс развития АТП. Так, менеджер по перевозкам может сознательно ослабить контроль за деятельностью водителей, исходя из желания не вступать с ними в конфликт, и дать возможность приписок объемов работ, работы «на стороне» и т.п. 2. Часть исполнителей может воздержаться от предложений и действий, направленных на развитие АТП, так как в противном случае это будет нарушать порядок, заведенный и пропагандируемый руководителем. Это относится, например, к широко используемой практике привлечения водителей к ремонтно-обслужива-ющим работам, что является экономически нерациональным, но, к сожалению, традиционным для многих АТП решением. 3. Стремление работников избежать риска может стать причиной отказа от реализации некоторых методов развития, даже если эти методы достаточно проверены и оправдали себя в практике других предприятий. На автомобильном транспорте такое стремление особенно характерно для малых предприятий, предпочитающих уклонение от риска. 4. Интересы работников могут быть направлены прежде всего на свою заработную плату, и эта заинтересованность часто более сильна, чем заинтересованность в прибыли АТП, доходах его собственников и т.п. 5. Возможно, что заинтересованность в развитии АТП отходит на задний план в силу желания определенной группы руководителей (менеджеров) сохранить контроль в своих руках. В частности, борьба за власть, стремление к повышению статуса и т.п. могут привести к принятию решений, противоречащих целям развития АТП. 6. На пути мер, обеспечивающих развитие АТП, могут встать и такие, казалось бы неожиданные, факторы, как желание руководителя осуществлять благотворительную деятельность или стремление быть в ладу с собственной совестью, а также стремление работников к особому мастерству, самоценная демонстрация своих профессиональных возможностей и т. п. Эти факторы могут с большой вероятностью войти в противоречие с отдельными решениями. 7. При наличии осознанного стремления работников к развитию АТП эта цель все же может быть не достигнута в полной мере в связи с недостаточным уровнем их профессиональной компетентности, что может и не осознаваться работниками или осознаваться ими не в полной мере. Итак, можно отметить, что каждая из проблем реструктуризации АТП связана с принятием достаточно сложных решений, с преодолением не только информационной неопределенности, но и традиционной недооценки социально-психологических проблем реформирования. Однако если в ходе преобразований пренебречь этими проблемами, то структурное реформирование (реструктуризация) АТП не достигнет цели, и предприятие не перейдет в качественно новое высокоэффективное состояние. Общий экономический эффект реструктуризации складывается из четырех компонентов: эффекта с точки зрения собственника (руководителя) предприятия, с точки зрения кредиторов, с точки зрения бюджета и социального эффекта. Как правило, развитие предприятия требует вложений денежных средств, и здесь на первый план выходит проблема инвестирования предприятия, кратко представленная в следующем подразделе и более подробно рассмотренная в гл. 14.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 9337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |