КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий
Под инвестиционной деятельностью АТП понимают его деятельность, связанную с капитальными вложениями в земельные участки, производственные здания, подвижной состав и другие виды недвижимости, а также с осуществлением долгосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг. Чаще всего инвестициями могут быть физические или реальные активы; денежные активы; нематериальные активы. В соответствии с источниками финансирования выделяют: • субсидии, гранты, дотации от государства. Это наиболее предпочтительные с позиций интересов развития АТП инвестиции; • денежные средства с фиксированной суммой процента, которые состоят из кредитов (банков, государства, предприятий, других коммерческих и некоммерческих структур), облигаций (акционерных обществ и государства) и т.п.; • привлеченные средства, на которые выплачиваются дивиденды. При помощи внешних инвестиций АТП как открытая социально-экономическая система даже в кризисной ситуации может реконструировать себя, избежать ликвидации или расшириться. С этой точки зрения следует отметить особую роль инвестиций в выравнивании жизненного цикла АТП. Рассматривая АТП как открытую социально-экономическую систему, можно считать инвестиции не только средством внутрипроизводственного воспроизводства основного и оборотного капитала АТП, но и фактором активизации взаимосвязей АТП с его внешней средой. Непосредственно эта взаимосвязь осуществляется в форме инвестиционных потоков, а опосредованно — через появление новых субъектов внешней среды, вовлеченных (на основе инвестирования) во взаимодействие с АТП в связи с повышением уровня его конкурентоспособности. Поскольку АТП находится в постоянной и тесной взаимосвязи с факторами внешней среды, то результаты его деятельности определяют не только достижение определенного благосостояния наемных работников АТП и его акционеров (владельцев), но и степень удовлетворения потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров, а также полноту возврата кредитов, постоянство спроса на продукцию поставщиков и т.д. Следовательно, процесс инвестирования затрагивает интересы многих субъектов внутренней и внешней среды АТП. От стратегии развития АТП — к инвестиционному проектированию. Представляется, что в качестве базового обоснования решений по поводу инвестирования может быть названа общая стратегическая направленность развития АТП в определенном промежутке времени. Другими словами, цель развития АТП как социально-экономической системы обеспечивается осуществлением высокоэффективных инвестиционных проектов. С экономической точки зрения осуществление инвестиций обеспечивает предприятию формирование чистого денежного потока за счет амортизационных отчислений на восстановление износа его основных фондов и в результате поступления внешних инвестиций. При переходе от стратегии социально-экономического развития АТП к конкретным инвестиционным проектам необходимы разработка и реализация комплекса управленческих решений. Ук-рупненно схема принятия таких решений и методы, обеспечивающие их обоснованность, показаны на рис. 8.1. Немаловажно установление приоритета тактических целей предприятия, в соответствии с которыми определяется и приоритет инвестиционных программ. Критерием отбора наиболее приоритетных проектов может быть принято достижение (в результате реализации этих проектов) определенных конкурентных преимуществ. Конкурентное преимущество в свете проблем инвестирования может быть определено как объективно или субъективно сформированная способность АТП иметь более выгодные условия ресурсного обеспечения производства и соответственно предоставлять конкурентоспособные услуги по перевозке грузов и пассажиров. Очевидно, что АТП, получающее или усиливающее в результате инвестирования какое-либо конкурентное преимущество, приобретает в свою очередь более высокую инвестиционную привлекательность, являющуюся предпосылкой дальнейшего усиления его конкурентоспособности. Таким образом, можно говорить не просто о влиянии инвестирования на формирование или усиление конкурентных преимуществ АТП, но и о влиянии особого, волнового, характера, возобновляющемся во времени.
Рис. 8.1. Методы принятия управленческих решений по инвестиционному проектированию Управление инвестициями на предприятиях инфраструктуры, к которым по праву относят АТП, требует особого внимания и тщательного подхода при выборе направлений инвестирования. Хозяйственной деятельности предприятий инфраструктуры присущ ряд особенностей. В частности, как известно, результат их деятельности нельзя резервировать или складировать, ибо он проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д. Продукция отраслей инфраструктуры не существует самостоятельно, вне производственного процесса. С этим связана другая особенность — отсутствие высокой вероятности пространственной взаимозаменяемости элементов инфраструктуры. Действительно, поскольку процесс потребления транспортных услуг нераз- рывно слит с самим процессом их производства, концентрация АТП в каком-либо одном месте не может компенсировать недостаток их в другом, территориально отдаленном месте. Именно свойство пространственной автономности такого рода услуг определяет важность рассмотрения и решения проблем инвестирования в развитие АТП в конкретном регионе. Этот тезис прежде всего относится к предприятиям городского пассажирского транспорта в связи с локальностью рынков транспортных услуг, оказываемых населению города. Инвестиционная привлекательность АТП. Проблема формирования инвестиционной привлекательности непосредственно связана с проблемой выявления и стимулирования мотивации разного вида инвесторов при выборе ими наиболее выгодного объекта инвестирования или при принятии решения об объеме инвестирования. Факторами, определяющими готовность принять решения о прямых инвестициях, можно назвать: • емкость рынка транспортных услуг и степень существующей на нем конкуренции, что определяет целесообразность принятия инновационного решения, направленного на создание нового или расширение существующего производства транспортных услуг; • технологические особенности организации конкретного бизнеса, его размещение, источники удовлетворения потребности АТП в материальных ресурсах, квалификация персонала, капиталоемкость транспортных услуг, экологическая безопасность перевозок и т.п.; • затраты на создание инновации. Это размер инвестиций и уровень издержек на производство единицы транспортных услуг, соотношение которых определяет рентабельность создаваемого или расширяемого производства, окупаемость инвестиций и в конечном счете влияние инвестиций на конкурентоспособность АТП; • финансовые, экономические, производственные и другие риски, сопряженные с реализацией каждого из вариантов инвестирования; • территориальный фактор, определяемый по признаку удаленности объекта инвестиций от самого инвестора, а также от источников материальных ресурсов, от развитого рынка рабочей силы и от непосредственных потребителей транспортных услуг. Для определения реальных возможностей АТП по формированию собственной инвестиционной привлекательности нужно знать те мотивы инвестирования, которые принимаются в расчет инвестором и одновременно находятся в компетенции предприятия. Инвестора, как показывает отраслевой опыт, может привлечь: • общая высокая оценка бизнеса, включающая в себя оценку • высокая квалификация персонала АТП, соответствующая характеру и сложности выполняемых работ, а также виду выполняемых предприятием перевозок; • успешные результаты предшествующих усилий АТП по обеспечению дорожной и экологической безопасности перевозок; • высокая степень освоения предприятием прогрессивных технологий перевозок и технического воздействия на подвижной состав автомобильного транспорта, а также наличие в АТП условий для опережающего развития инноваций; • меньший, чем средний по отрасли, уровень расходов на производство единицы транспортных услуг; • эффективная система страхования финансовых, производственных и других рисков, действующая в АТП; • наличие стабильных связей с поставщиками материальных ресурсов, отвечающих критерию оптимизации соотношения цены и качества ресурсов. Исходя из этого можно определить состав конкретных управленческих решений, принимаемых в предприятии с целью формирования факторов, выступающих непротиворечиво по отношению к мотивам инвестора или, иными словами, с целью повышения инвестиционной привлекательности АТП. Инвестиционная привлекательность АТП определяется достаточно большим числом факторов. Необходим выбор основных факторов инвестиционной привлекательности, на которые в первую очередь ориентируется инвестор. Структура и приоритет мотивов потенциальных инвесторов должны учитываться при принятии управленческих решений по организации процесса инвестирования, в частности, при формулировании условий и уточнении предпочтений в инвестиционных договорах, а также при подготовке презентаций инвестиционных проектов и других рекламных мероприятий. В процессе информирования потенциальных инвесторов АТП должно формировать и активно использовать следующие блоки информации, соответствующей действительности и представленной в положительном плане: • положение АТП на рынке транспортных услуг (стаж работы на рынке, клиентская база, объем перевозок и т.п.), качество перевозок, основные направления деятельности, потенциал роста АТП; • финансовое состояние АТП за ряд последних лет и прогноз финансового состояния на следующие 2 — 3 года. Потенциальному инвестору при этом могут быть представлены комментарии к балансу, отдельные финансово-экономические показатели деятельности АТП и т.д.; • менеджмент и организационная структура АТП, в частности уровень квалификации руководителей и специалистов; • история и основные достижения АТП в предыдущие годы, а также стратегия его развития в будущем; • структура собственности предприятия. Для обеспечения инвестиционной привлекательности АТП может быть составлен информационный меморандум, обобщающий описанную выше информацию. Контрольные вопросы 1. В чем может заключаться реструктуризация активов предприятия? 2. Каким образом можно заинтересовать работников АТП в нововведениях? 3. По каким показателям кредитор АТП может оценить эффект его реструктуризации? 4. Какие решения в области инвестиционной политики АТП целесообразно принимать на стадии его роста? 5. Чем определяется инвестиционная привлекательность АТП? 6. Каков критерий отбора наиболее приоритетных инвестиционных проектов? РАЗДЕЛ II
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 5856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |