Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок транспортных услуг в качестве системы




КООРДИНАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Разные авторы раскрывают понятие «рынок» в зависимости от собственного понимания, условий и контекста употребления. Наибольшее распространение получили следующие значения: рынок — это координирующий развитие экономики механизм [6]; место, где встречаются покупатель и продавец [105]; сфера обмена товарами или услугами [74]; количество покупателей кон­кретного вида услуг [66].

Рынок транспортных услуг в качестве экономического механиз­ма. Определения понятия рынка транспортных услуг (РТУ) много­численны, разнообразны и, следовательно, трудно сопоставимы по сущности, содержанию. Большинство авторов определений РТУ склонны представлять его как организационный экономический механизм.

В экономической теории заимствованный из естественных наук термин «механизм» получил широкое распространение и пони­мается как необходимая взаимосвязь, естественно возникающая между различными экономическими явлениями, воздействие на которую (взаимосвязь) передается связанным ею элементам, вы­зывая определенный результат. Другими словами, механизм пред­ставляет собой структурный элемент системы, позволяющий из­менять ее состояние и динамику. Различают механизмы организа­ционный, экономический, управления, регулирования, финан­совый, валютный и т.д.

В отношении РТУ уместно использовать термин «экономичес­кий механизм» как некое исходное экономическое явление, вле­кущее за собой ряд других, причем они следуют одно за другим в определенной последовательности и ведут к неким очевидным результатам. К экономическому механизму относят и систему це­ленаправленных экономических инструментов, рычагов управле­ния, вызывающих определенную организацию структуры рынка, экономический эффект. Например, использование свободного или регулируемого ценообразования в различных рыночных условиях позволяет формировать, регулировать доходность разного уровня участников рынка.


Предшествующие наблюдения, накопленные знания о взаи­мосвязях экономических явлений позволяют прогнозировать и моделировать варианты трансформаций экономического механиз­ма, направлений и силы его воздействий, оценивать величину и разнообразие возникающих при этом эффектов. В экономическом механизме следует различать статику — экономические явления, события, их состояния и динамику — экономические процессы, а сам механизм как комплекс способов, методов, инструментов управления может быть использован для регулирования экономи­ческих отношений.

Рынок транспортных услуг в качестве экономической системы. Анализ состава основных атрибутивных признаков РТУ как эко­номической системы убедительно доказывает это.

1. Система РТУ состоит из элементов: производителей транс­портных услуг, клиентов, поставщиков, посредников, государ­ства (механизма государственного управления транспортом) и др.

2. Элементы системы РТУ взаимосвязаны и взаимозависимы, сло­жившаяся система связей находится в постоянном динамичном дви­жении. Разрушение связей хотя бы между двумя элементами при­водит к сбоям во всей системе рыночных отношений, к кризисам (локальным или глобальным системным). Система РТУ представ­лена четырьмя основными группами связей: материальными (по­ставки материальных ресурсов и техники); финансовыми (опера­ции с денежными ресурсами); коммерческими (продажа услуг); информационными (передача документов, сведений, обмен дан­ными).

3. Система РТУ имеет сложную структуру, так как участники рынка (элементы структуры РТУ) качественно разнообразны, например отраслевая принадлежность производителей, специфи­ка и дифференциация производства услуг, конъюнктура цен на услуги, ассортимент услуг и технологий их производства и т.д. Изменение структуры или возникновение новой структуры эко­номических взаимоотношений ведет к формированию новых сис­темных качеств и свойств РТУ, несводимых к прежним (или, как говорят, к новой рыночной ситуации).

4. Система РТУ проявляет основные свойства систем: прямой и обратной связи, стабильности, адаптации, синергии (эффекта са­моорганизации), эмерджентности, иерархичности (соподчинен-ности), эквифинальности (существования различных путей к до­стижению одной цели), необходимого разнообразия, нестацио­нарности.

5. Расширение функций управляющей (государственный механизм управления) и управляемой (участники рынка) систем, с акцен­том на информационной функции, поглощающей другие.

Создание системы РТУ необходимо для формирования рыноч­ного технологического уклада в отрасли транспорта, регулирова-


7 3. 509



ния экономических границ, концентрации и централизации про­изводства, обоснования экономической эффективности регули­рования транспортной отрасли (см. подразд. 10,5; 10.6).

Рынок транспортных услуг, представляемый в качестве меха­низма, сужает возможности организации управления отраслью; РТУ, представляемый в качестве системы, — есть подобие живо­го организма, в котором существует постоянно регулируемый ба­ланс организации и самоорганизации элементов, с ориентацией на положительный, экономически эффективный результат. Когда все средства государственного вмешательства нерезультативны, наступает период хаоса, или беспорядочного движения элемен­тов системы. Движущей силой периода хаоса на рынке является синергия (самоорганизация), рождающая новое качество систе­мы и ее новую структуру.

Таким образом, через организационный механизм рынка реа­лизуется функция государственного регулирования. И, следова­тельно, понимание РТУ в качестве системы следует считать рас­ширительным (более точным) в отличие от понимания РТУ как механизма или организационного механизма.

Анализ различных подходов к пояснению сущности понятия «рынок» позволяет нам сформулировать определение: РТУ— это система со встроенным организационным механизмом управления транспортной отраслью, посредством которого формируются от­ношения обмена между покупателями (клиентами) и продавцами (производителями и посредниками в продаже) транспортных ус­луг; регулируется удовлетворение потребностей государства и об­щества в этих услугах с помощью экономических инструментов; выделяется сфера рыночного и географического пространства про­даж транспортных услуг; экономика государства работает с за­данной эффективностью.

В зарубежных работах [6, 26, 49, 50, 56, 61, 105] признано, что свободный рынок — лучший организационно-экономичес­кий механизм хозяйства, а изменения и несовершенства в этом механизме могут влиять на прогресс в удовлетворении экономи­ческих потребностей. Для России в качестве основы реформиро­вания перспективной может быть признана модель регулируемого рынка.

Основная задача РТУ — распределение ограниченных ресурсов отрасли и производимых услуг с лучшим экономическим резуль­татом для отрасли и экономики в целом.

Решение о формировании в России рыночных отношений оп­ределило необходимость разработки и развития теории рынка транспортных услуг и ее предмета — изучения рыночного подхода к организации управления транспортной отраслью. Исследоваться дол­жны и рыночные процессы, направляющие деятельность произ­водителей услуг на удовлетворение спроса, условия, факторы,


влияние нарушений и направленности этих процессов на разви­тие и результативность экономики.

Из определения РТУ как системы следует, что это понятие отражает возможности экономической организации производства транспортных услуг; регулирования баланса между потребностя­ми клиентуры и интересами производителей транспортных услуг; акцентирует внимание на выгодах обеих сторон при сохранении интересов государства и общества в целом; характеризует эконо­мический потенциал отрасли и ее возможный прогресс. Нельзя сказать, что определение РТУ в качестве системы — полное и всеобъемлющее.

Изучение отраслевого РТУ и на этой основе формирование, например, компьютерной модели для системы РТУ находится в самом начале пути.

Исследование РТУ и разработка методов управления его раз­витием важны не только для изучения транспортных услуг, пред­лагаемых на РТУ, их свойств, количества, качества и других пара­метров. Более важно выявить общие законы, закономерности, тен­денции, особенности, пропорции формирования рыночной сре­ды, процессы функционирования и развития РТУ, его конъюнк­туру, факторы, определяющие устойчивость рыночных процессов и отношений.

Особенно актуальными подобные исследования стали для ре­гиональных РТУ, отличающихся, как правило, значительной спе­цификой, структурой и пр.

Эволюция РТУ. Как правило, эволюция охватывает три этапа.

A. Формирование адекватных экономических взаимоотношений
между участниками рынка, а также между государством и участ­
никами рынка, позволяющих достичь поставленной экономичес­
кой цели.

Б. Функционирование, т. е. определение функций отдельных эле­ментов РТУ и обеспечение условий их нормальной деятельности.

B. Развитие, т.е. необратимое, направленное, закономерное
изменение, в результате которого возникает новое качественное
состояние объекта (РТУ), позволяющее качественно изменять
продукт труда (транспортной услуги) и на более высоком уров­
не удовлетворять все разнообразие потребностей в транспортных
услугах.

А. Формирование РТУ. Как участники рынка, так и государство ведут постоянный поиск более совершенной (с точки зрения об­щего экономического результата) формы взаимоотношений. Так, например, на железнодорожном транспорте реализуется рефор­ма, способствующая устранению негативных проявлений есте­ственной монополии.

Эксперты в воздушном и водном видах транспорта, пытаясь преодолеть олигополистические препятствия, предлагают концеп-


те'



цию логистического решения данной проблемы. Автомобильный транспорт, сформировав развитую конкурентную среду, преодо­левает последствия ужесточения конкуренции — регулируя барь­еры входа-выхода отрасли. Таким образом, этап формирования рынка не заканчивается после того, как созданы модель регули­рования и структура рынка. В соответствии со складывающимися условиями и под влиянием внешней среды формы взаимоотно­шений на рынке меняются.

Б. Функционирование РТУ происходит с учетом специфики не только перечисленных свойств транспортной услуги в качестве товара, а также заданных форм организации рынка, но и специ­фики организации транспортного производства.

1. Отсутствие определенного во времени и пространстве места, где могут заключаться сделки купли-продажи услуг. Это обуслов­лено невещественностью транспортной услуги, особенностями ее потребления во время производства. Для РТУ пространство весь­ма условно ограничено транспортными сетями региона и их про­пускной способностью.

2. Объемы производства (а они всегда равны объемам продаж) услуг не равны объемам производства вещественной продукции потому, что с помощью транспорта происходит многократное (до 4—5 раз) перемещение производимой продукции. Это обусловли­вается повторностью перевозок одних и тех же партий грузов. На­пример, товар из Дальневосточного региона доставляют в Санкт-Петербург железнодорожным транспортом, а затем по городу раз­возят автомобилями. В данном случае один и тот же товар переме­щают дважды, а услуги предоставляют разные.

3. Оплата выполненной работы предшествует, как правило, получению клиентом выполненных услуг. Эта особенность прису­ща многим сферам выполнения услуг (и не только транспортных). По договоренности с клиентами можно использовать схемы час­тичной предварительной оплаты. В условиях нестабильности эко­номики производитель услуг требует 100%-ной предоплаты в ка­честве гарантии оплаты выполнения услуг вообще. Требование пре­доплаты объясняется и необходимостью подготовить транспорт­ное средство к перевозке (покупка бензина, техническое обслу­живание) и оформить необходимые документы (лицензирование, регистрация деятельности, подготовка товарно-сопроводительной документации, получение разрешений на перемещения, оплата сборов и дорожных налогов и т.д.).

4. Кругооборот средств и денег на РТУ отличается от кругообо­рота на рынках производственных компонентов, потребительских товаров, финансовых рынках. На РТУ формула кругооборота име­ет вид Д'—Д". Для прочих рынков — Д—Т—Д'. Для производства транспортных услуг характерно только приобретение готовой продукции для начала производства (отсутствует стадия приоб-


ретения сырья), что и меняет содержание традиционной фор­мулы.

5. Наряду с государственным регулированием развития и функционирования на автомобильном сегменте РТУ (вида транс­порта) присутствует развитая конкурентная среда, свободное це­нообразование для грузовых перевозок, разнообразие условий заключения и реализации сделок. Наличие государственного ре­гулирования данной сферы вызвано стратегической значимос­тью транспорта для экономики в целом. Свободное же ценообра­зование является саморегулятором развития. Именно поэтому различные секторы РТУ (виды транспорта) представлены сме­шанными формами рыночных отношений.

6. РТУ и условия его функционирования зависят от состоя­ния товарных рынков. Так, спад объемов товарного производ­ства на 20 % в период экономических реформ в нашей стране определил уменьшение объемов перевозки грузов и пассажи­ров на 40...60%.

7. Ущерб, наносимый окружающей среде от транспортной дея­тельности, в несколько раз выше, чем от любого другого вида материального производства. Это также определяет необходимость регулирования рынка государством; допуска к деятельности огра­ниченного количества производителей транспортных услуг; вве­дения стандартов и требований к качеству и условиям деятельно­сти и других ограничений.

8. Развитие РТУ в качестве процесса, направленного в буду­
щее, принципиально важно, так как характеризует смену каче­
ственных состояний рынка. Как этап развитие характеризуется
стабильностью условий и форм РТУ. Как процесс развитие РТУ
представляет собой накопление потенциала более высокого ка­
чества всей системы рыночных отношений, основанного на ма­
териально-технической базе, инновационной стратегии и тех­
нологиях производства транспортных услуг, и имеет некоторую
цикличность.

В прикладной экономике наименее исследованы:

проблемы диагностики и оценки состояния, тенденций и осо­бенностей функционирования и развития РТУ;

проблемы перехода низкого качества системы рынка в более высокое;

проблемы формализации развития системы РТУ (например, с помощью компьютеризации).

Понятие системы РТУ — центральное для настоящего этапа развития экономики транспорта. Поэтому оно требует детализа­ции и определения условий и обстоятельств применения с помо­щью формализованных и качественных параметров и характерис­тик, методов, методики, других инструментов управления отрас­лью и ее экономическим развитием.


10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику

Под структурой рынка (от англ. market structure) в экономичес­кой теории понимается способ организации рынка. Понятие «струк­тура рынка» концентрируется на тех аспектах, которые воздей­ствуют на поведение производителей и покупателей, на действен­ность их рынка.

Основные характеристики структуры рынка — это размер пред­приятий; степень сходства услуг; степень отличий услуг разных производителей; легкость входа на рынок и ухода с него; количе­ство предприятий, предлагающих рынку однотипные услуги; дос­тупность рыночной информации; способность предприятий дей­ствовать не на одном, а на нескольких рынках. Структура рынка воздействует на рыночное поведение его участников (игроков, элементов) и действенность рынка [85].

Структура рынка транспортных услуг. Как совокупность устой­чивых связей между элементами-РТУ, обеспечивающих целост­ность РТУ (при сохранении его основных свойств) под воздей­ствием внешних и внутренних факторов, структура РТУ форми­рует представление о полиструктурности видов деятельности и транспортных услуг. Другими словами, в структуре РТУ перепле­тены разнокачественные подсистемы, представляющие собой не­сколько связанных между собой иерархий (отраслевую, рыноч­ную, ассортиментную, производственно-технологическую, тер­риториальную, институциональную, социальную и др.). Структу­ра РТУ как экономической системы подвижна. Она формируется, приспосабливаясь к условиям функционирования, к воздействи­ям внешней и внутренней среды. Свойства структуры РТУ во мно­гом определяют поведение участников РТУ.

В экономике транспорта структуру системы определяют как ее строение плюс внутренние и внешние связи. Структура является своеобразным «качеством» системы: чем совершеннее структура, тем выше производительность системы рынка.

При исследовании рынка используют разные аналитические инструменты. Структурные «срезы» описываются абсолютными па­раметрами (количеством продавцов и покупателей услуг) и опре­деляют состояние; структурные «сдвиги» описываются относитель­ными параметрами (темпами роста или темпами прироста чего-либо) и определяют — движение. Срезы позволяют оценить, что происхо­дит, сдвиги — как происходит или как изменяется состояние.

Еще один подход к структурированию — характеристика РТУ как совокупности участников рынка во всей сложности и много­аспектное™ возникающих при этом рыночных отношений. Это позволяет акцентировать внимание структурного анализа на учете


специфики организации и самоорганизации рынка, производства транспортных услуг и обмена.

Отраслевая структура РТУ отражает комплекс видов транс­порта, взаимодействующих в экономике региона, страны (часто «транспортная отрасль» используется как синоним). В региональ­ной отраслевой структуре РТУ выделяют автомобильный, желез­нодорожный, морской, внутренний водный, авиационный, тру­бопроводный виды транспорта. Более глубоко детализируют от­раслевую структуру РТУ: по специализации — выделяют грузовой и пассажирский транспорт; виду сообщения — транспорт, рабо­тающий в международном, междугородном, пригородном, город­ском сообщении; принадлежности — ведомственный и общего пользования и/или коммерческий и государственный транспорт; по месту применения.

Рыночная структура отражает конъюнктуру РТУ — взаимоот­ношения множества элементов РТУ— производителей транспорт­ных услуг и их клиентов.

Производителей услуг можно разделять по следующим призна­кам: масштабу производства, качеству обслуживания, уровню цен, доле рынка, концентрации производства и т.д.

Клиентов можно разделять по типу потребления транспортных услуг: для личного пользования (индивидуальные клиенты); для производственного потребления (организации и предприятия). Под воздействием рыночной структуры (условий рынка) складывает­ся конъюнктура РТУ — соотношение (в некоторых случаях равно­весие) спроса и предложения на транспортные услуги на опреде­ленный момент времени на некоторой территории, задающее уро­вень цен и формирующее уровень затрат производителей услуг. Это влияние взаимно, т. е. и рыночная структура динамично при­спосабливается к меняющейся конъюнктуре.

Организационная структура РТУ отражает уровень управляемости и иерархию взаимоотношений участников рынка, а также взаимо­отношения участников (игроков) РТУ и государственных органов управления. Организационная структура рынка — это фактор регу­лирования его устойчивости как системы и критерий уровня анар­хии и/или регулирования рыночных процессов (благодаря создан­ному организационному механизму управления отраслью).

Ассортиментная структура РТУ отражает потребности и ожи­дания клиентуры. Производители ориентируются на производство востребованных клиентами экономичных, качественных, совре­менных, технологичных услуг. В ассортиментной структуре при­нято выделять основные услуги (перевозка грузов и пассажиров) и дополнительные (услуги, сопровождающие и обеспечивающие перевозку).

Наряду с перечисленными структурами в зависимости от целей диагностики и анализа рынка и его состояния могут быть выделе-


ны и другие виды структур: технологическая, информационная, интеграционная, продуктовая, маркетинговая, сервисная и т.д. Такие исследования имеют узкую специализацию. Их, как прави­ло, применяют при изучении конкретных проблем с точки зрения экономических интересов какой-либо из групп участников рынка.

Структурный анализ рынка транспортных услуг. Выделим в ка­честве элементов РТУ— продавцов услуг (в лице производителей и посредников); клиентов; государство (организационно-экономи­ческий механизм регуляции отрасли); механизм самоорганизации (саморегулирования).

Рассмотрим подробнее последовательность структурного ана­лиза рынка.

1. Оценка статического потенциала РТУ— это характеристика числа и структуры клиентов, объемов спроса, существенных фак­торов спроса, определение отраслевой и рыночной структур РТУ.

Один из элементов РТУ — клиенты, предъявляющие к транс­портной услуге разнородные требования. Значительная номенкла­тура грузов для перевозки, специфические свойства и характери­стики партий грузов, особенности деятельности грузополучателя/ отправителя — все это требует выделить особенности и оценить потребности каждого сегмента (группы клиентов, предъявляю­щих однородные требования к услуге).

Параметры выделения отраслевой и рыночной структур РТУ — это уровни и признаки сегментации, оценки спроса и предложе­ния, характеристики совокупности клиентов, выявление и оцен­ка сегментов рынка.

Особенность РТУ — это специализация на некоторых видах транспортных услуг, созданных в основном естественными или сравнительными преимуществами месторасположения клиентов и предприятий транспорта и объективными предпосылками госу­дарственного регулирования в регионе. Вьщеляемые для целей изучения рынка уровни сегментации определяют степень унифи­кации/специализации рынка, качество, другие дополнительные характеристики. Основным мотивом выделения сегментов являет­ся выбор наиболее привлекательных из них и, следовательно, повышение общей экономической эффективности транспортных предприятий.

Выделение общих принципов, признаков сегментирования важ­но и для государства (для регулирования рынка, формирования и проведения единой транспортной политики). Так, например, ли­цензирование деятельности на транспорте основано на выделе­нии зон (сегментов) деятельности участников рынка: внутреннее (по России) и/или международное сообщение — и обособленном рассмотрении отдельных видов транспорта.

2. Основа анализа динамического потенциала РТУ — это опре­деление числа и структуры продавцов и производителей транспорт-


ных услуг с выделением групп посредников, их характеристика, выяснение вида зависимости устанавливаемого уровня взаимоот­ношений от нормы прибыли на РТУ и количества клиентов.

Характеристика структуры продавцов и производителей транс­портных услуг основана на оценке неравенства их положения в отрасли и определяется через доли, контролируемые ими на рын­ке. В более выгодном положении находятся предприятия с высо­кой концентрацией капитала.

Критерий, отражающий это неравенство, называется индек­сом концентрации рынка [106] и определяется как доля от общих продаж РТУ или вида транспорта, приходящаяся на несколько крупных фирм, ранжированных в соответствии с долей рынка. Индекс концентрации рынка рассчитывают для количества пред­приятий, оценка положения и капитала которых важна как ха­рактеристика рынка. Данные об индексах концентрации рынка для разного количества предприятий дают больше информации о струк­туре отрасли, чем коэффициент только по одной группе (напри­мер, по лидирующим четырем предприятиям или по одному виду транспорта).

Наиболее распространенный обобщающий показатель зависи­мости численности предприятий и неравенства их положения на рынке, который может быть использован и для оценки РТУ, — это индекс Херфиндаля—Хиршмана (7НН) [106, с. 67], определя­емый по формуле

/нн = £#,

ы

где /цн — индекс Херфиндаля—Хиршмана; D, — доля рынка /-го предприятия в процентах от общего объема предложения рынка; N — число предприятий на рынке.

Значение индекса снижается с увеличением числа предприя­тий и возрастает с увеличением неравенства между ними при любом их количестве, что указывает на колебания устойчивости структуры РТУ. Чем ниже коэффициент, тем ниже устойчивость рынка. При возведении в квадрат долей рынка индекс дает более высокий вес показателям крупных фирм, чем мелких.

Формирование структуры взаимоотношений участников рын­ка повышает устойчивость и результативность РТУ. Выделение уровней взаимоотношений проводят в соответствии со схемой:

базисный уровень — продавцы не интересуются дальнейшей судьбой проданных транспортных услуг;

реагирующий — устанавливающий контактные отношения между продавцом и клиентом в момент продажи услуги;

ответственный — продавцы стремятся получить отзывы об уже выполненных услугах;


активный — продавцы, работая с клиентом, предлагают усо­вершенствование услуг;

партнерский — продавцы постоянно работают с клиентами в поисках способов предложения лучшего сервиса.

Цель формирования такой структуры — предоставление кли­ентам более совершенных услуг, результат — высокая привержен­ность клиентуры к рынку, отдельным сегментам, продавцам. Для анализа и диагностики состояния и динамики структуры РТУ можно выделять наряду с качественным описанием группы участ­ников рынка, по величине бизнеса, весу имиджа и другим пара­метрам которых можно сделать необходимые заключения об из­менении характера применяемых ими методов обработки рын­ка. Установление взаимоотношений продавцы—клиенты проис­ходит и на разных предметных уровнях: экономическом, социаль­ном, техническом, юридическом и др., которые требуют раздель­ной оценки.

3. Об общем уровне экономической активности крупных транс­портных предприятий можно судить по степени концентрации продавцов транспортных услуг, определять которую следует через насыщенность РТУ производителями и их мощность, возможность аккумулировать все виды ресурсов. Особенно важна степень кон­центрации продавцов транспортных услуг для характеристики РТУ при дифференциации видов транспорта и клиентурных групп (сег­ментов), а также оценке статического потенциала рынка. Во мно­гом концентрация, отражаясь в количественных показателях, есть явление, которое может быть полно представлено только описа­тельно, без точных количественных оценок. То же можно сказать и о барьерах вхождения в отрасль, структурных подвижках и ак­центах, границах и масштабности рынка, конъюнктурных моментах. Некоторые из этих показателей могут быть представлены только в виде соотношений или функций, но не в абсолютном выраже­нии.

4. Общая активность и влияние конкуренции на конъюнктуру определяется количеством лидеров на РТУ (одной из возможных характеристик). Выдвижение на лидерские позиции и сохранение их, как правило, является признаком наличия элементов олиго­полии или монополии. При большом количестве и концентрации продавцов услуг стремление к лидерству серьезно не влияет на конъюнктуру, если сам лидер не обладает достаточной концент­рацией капитала, чтобы определять состояние рынка. Оценка ко­личества лидеров и их поведения важны для видов транспорта, форма рыночных отношений которых регулируется и регламенти­руется государством. Наличие национальных (или мировых) ли­деров и их концентрация на территории региона свидетельствуют о приоритетном положении данного регионального РТУ в разви­тии национального (или мирового) РТУ.


5. Уровень дифференциации услуг как показатель степени конку­
ренции дополняет количественные оценки структуры продавцов
транспортных услуг. Нарастание конкуренции вызывает рост стан­
дартизации услуг, т. е. соответствие услуг системе стандартов, при­
нятых в отрасли, стране, увеличивается. Разницу в привлекатель­
ности или ценности конкурирующих услуг невозможно явно оп­
ределить до тех пор, пока услуга не приобретена. Усиливающая­
ся ценовая конкуренция снижает чистую прибыль и не способ­
ствует развитию рынка. Поэтому регулирование дифференциа­
ции услуг на РТУ создает ряд преимуществ для субъектов рынка
и получения экономических эффектов. Для этого необходимо
развивать интерактивный маркетинг, совершенствовать процесс
предоставления услуги. В отличие от естественных, создаваемые
искусственно преимущества рынка или производителя услуг но­
сят временный характер и требуют постоянного обновления. Но
эффект от использования дифференциации транспортных услуг
региона выше, чем при использовании только естественных пре­
имуществ.

Уровень дифференциации услуг — лишь один из показателей конкуренции на рынке.

6. Уровни вертикальной и горизонтальной интеграции. Интегра­
ция на РТУ — это объединение экономических процессов и/или
элементов РТУ для достижения общих целей его устойчивого раз­
вития. Одновременно усложняется иерархия отношений и усили­
вается государственное регулирование в отрасли.

Вертикальная интеграция отражает производственную коопе­рацию участников РТУ, способствует ускорению рыночных про­цессов, присуща как РТУ в целом и его участникам, так и транс­портной системе.

От других видов интеграции вертикальная интеграция для РТУ отличается слабой регулируемостью. Поэтому участники РТУ, понимая все аспекты эффективности интеграции, часто на об­щественных началах самостоятельно создают органы продвиже­ния интеграции — общественные и профессиональные органи­зации, координационные советы и совещания и др.

Горизонтальная интеграция рассматривается как отраслевое единство участников рынка, производство которых характеризу­ется технологической общностью и однородностью выпускаемых услуг, имеет важное значение на этапе смены технологий и фор­мирования новой материально-технической базы. Этот вид интег­рации является проявлением контрольно-распределительной функ­ции, которую могут выполнять как государственные органы, так и участники рынка.

7. Финансовая и экономическая интеграция. Сфера действия фи­
нансовой
интеграции — это процессы гармонизации и унифика­
ции налоговых систем, бюджетной классификации, бюджетного


процесса, государственных расходов, системы экономического контроля за деятельностью участников рынка.

Экономическая интеграция предполагает сближение и приспо­собление специализирующихся рынков или участников рынков, обеспечивается концентрацией и переплетением капиталов, про­ведением согласованной государственной и региональной транс­портной политики. Этот вид интеграции регулируется государством и связан с образованием объединений, способствующих разви­тию рынка, а именно:

1) выделению зон свободной торговли (географических зон, где деятельность участников рынка характеризуется отменой та­моженных барьеров во взаимной торговле);

2) формированию таможенных союзов (объединению на осно­ве соглашения о свободном перемещении товаров и услуг внутри группировки);

3) формированию общего рынка (образованию, ликвидирую­щему барьеры доступа на рынок);

4) формированию экономических союзов (объединению, ко­ординирующему проведение участниками единой экономической политики).

8. Диверсификация, понимаемая как распределение риска воз­можных потерь, возникает, когда рынок достиг динамической устойчивости, но отрасль, в которой он функционирует, пре­пятствует его дальнейшему развитию либо когда в других отрас­лях перспективы роста производства услуг гораздо привлекатель­нее, а барьеры входа-выхода ниже. Обе ситуации являются при­знаком начала кризисного или переходного периода, или нача­лом потери устойчивости и снижения экономической эффектив­ности рынка.

Актуальна для современной ситуации на РТУ диверсификация экономической деятельности — распространение активности круп­ных производителей услуг и видов транспорта за рамки основного бизнеса (под которым понимается производство транспортных услуг), например транспортные предприятия начинают бизнес в строительстве домов, банковском деле и т.д.

Диверсификация экономической деятельности — важнейший признак усиления самоорганизации участников рынка и стремле­ния производителей услуг в условиях конкуренции упрочить свое положение на рынке, своевременно отреагировать на изменения экономической конъюнктуры, защитить себя от возможных ее колебаний и экономических кризисов, обеспечить экономичес­кую эффективность своей коммерческой деятельности в целом (не только в сфере транспортных услуг).

Реальная диверсификация транспортных услуг отвечает интере­сам потребителей услуг и повышает эффективность функциони­рования рынка. Диверсификация услуг — это характеристика рынка


со стабильным спросом и предложением и развитой конкурен­цией. Диагностику диверсификации следует выполнять, опираясь на результаты анализа концентрации продавцов и производите­лей услуг. Анализ можно дополнить результатами диагностики ас­сортимента транспортных услуг и мотивации его динамики.

Интеграция и диверсификация — процессы, обеспечивающие самоорганизационную устойчивость развития рынка. Интеграция создает условия стабильности отношений участников рынка и поэтому поддерживается государством. В результате улучшается адаптация участников рынка к конъюнктуре и влиянию внеш­ней среды, формируются устойчивые интеграционные структу­ры. Высшей стадией развития интеграции является формирова­ние структуры РТУ как структуры интегрированной системы. Параметром оценки уровня интеграции можно принять стабиль­ность отношений между участниками рынка и устойчивость сре­ды рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 4340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.