КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рынок транспортных услуг в качестве системы
КООРДИНАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ Разные авторы раскрывают понятие «рынок» в зависимости от собственного понимания, условий и контекста употребления. Наибольшее распространение получили следующие значения: рынок — это координирующий развитие экономики механизм [6]; место, где встречаются покупатель и продавец [105]; сфера обмена товарами или услугами [74]; количество покупателей конкретного вида услуг [66]. Рынок транспортных услуг в качестве экономического механизма. Определения понятия рынка транспортных услуг (РТУ) многочисленны, разнообразны и, следовательно, трудно сопоставимы по сущности, содержанию. Большинство авторов определений РТУ склонны представлять его как организационный экономический механизм. В экономической теории заимствованный из естественных наук термин «механизм» получил широкое распространение и понимается как необходимая взаимосвязь, естественно возникающая между различными экономическими явлениями, воздействие на которую (взаимосвязь) передается связанным ею элементам, вызывая определенный результат. Другими словами, механизм представляет собой структурный элемент системы, позволяющий изменять ее состояние и динамику. Различают механизмы организационный, экономический, управления, регулирования, финансовый, валютный и т.д. В отношении РТУ уместно использовать термин «экономический механизм» как некое исходное экономическое явление, влекущее за собой ряд других, причем они следуют одно за другим в определенной последовательности и ведут к неким очевидным результатам. К экономическому механизму относят и систему целенаправленных экономических инструментов, рычагов управления, вызывающих определенную организацию структуры рынка, экономический эффект. Например, использование свободного или регулируемого ценообразования в различных рыночных условиях позволяет формировать, регулировать доходность разного уровня участников рынка. Предшествующие наблюдения, накопленные знания о взаимосвязях экономических явлений позволяют прогнозировать и моделировать варианты трансформаций экономического механизма, направлений и силы его воздействий, оценивать величину и разнообразие возникающих при этом эффектов. В экономическом механизме следует различать статику — экономические явления, события, их состояния и динамику — экономические процессы, а сам механизм как комплекс способов, методов, инструментов управления может быть использован для регулирования экономических отношений. Рынок транспортных услуг в качестве экономической системы. Анализ состава основных атрибутивных признаков РТУ как экономической системы убедительно доказывает это. 1. Система РТУ состоит из элементов: производителей транспортных услуг, клиентов, поставщиков, посредников, государства (механизма государственного управления транспортом) и др. 2. Элементы системы РТУ взаимосвязаны и взаимозависимы, сложившаяся система связей находится в постоянном динамичном движении. Разрушение связей хотя бы между двумя элементами приводит к сбоям во всей системе рыночных отношений, к кризисам (локальным или глобальным системным). Система РТУ представлена четырьмя основными группами связей: материальными (поставки материальных ресурсов и техники); финансовыми (операции с денежными ресурсами); коммерческими (продажа услуг); информационными (передача документов, сведений, обмен данными). 3. Система РТУ имеет сложную структуру, так как участники рынка (элементы структуры РТУ) качественно разнообразны, например отраслевая принадлежность производителей, специфика и дифференциация производства услуг, конъюнктура цен на услуги, ассортимент услуг и технологий их производства и т.д. Изменение структуры или возникновение новой структуры экономических взаимоотношений ведет к формированию новых системных качеств и свойств РТУ, несводимых к прежним (или, как говорят, к новой рыночной ситуации). 4. Система РТУ проявляет основные свойства систем: прямой и обратной связи, стабильности, адаптации, синергии (эффекта самоорганизации), эмерджентности, иерархичности (соподчинен-ности), эквифинальности (существования различных путей к достижению одной цели), необходимого разнообразия, нестационарности. 5. Расширение функций управляющей (государственный механизм управления) и управляемой (участники рынка) систем, с акцентом на информационной функции, поглощающей другие. Создание системы РТУ необходимо для формирования рыночного технологического уклада в отрасли транспорта, регулирова- 7 3. 509 ния экономических границ, концентрации и централизации производства, обоснования экономической эффективности регулирования транспортной отрасли (см. подразд. 10,5; 10.6). Рынок транспортных услуг, представляемый в качестве механизма, сужает возможности организации управления отраслью; РТУ, представляемый в качестве системы, — есть подобие живого организма, в котором существует постоянно регулируемый баланс организации и самоорганизации элементов, с ориентацией на положительный, экономически эффективный результат. Когда все средства государственного вмешательства нерезультативны, наступает период хаоса, или беспорядочного движения элементов системы. Движущей силой периода хаоса на рынке является синергия (самоорганизация), рождающая новое качество системы и ее новую структуру. Таким образом, через организационный механизм рынка реализуется функция государственного регулирования. И, следовательно, понимание РТУ в качестве системы следует считать расширительным (более точным) в отличие от понимания РТУ как механизма или организационного механизма. Анализ различных подходов к пояснению сущности понятия «рынок» позволяет нам сформулировать определение: РТУ— это система со встроенным организационным механизмом управления транспортной отраслью, посредством которого формируются отношения обмена между покупателями (клиентами) и продавцами (производителями и посредниками в продаже) транспортных услуг; регулируется удовлетворение потребностей государства и общества в этих услугах с помощью экономических инструментов; выделяется сфера рыночного и географического пространства продаж транспортных услуг; экономика государства работает с заданной эффективностью. В зарубежных работах [6, 26, 49, 50, 56, 61, 105] признано, что свободный рынок — лучший организационно-экономический механизм хозяйства, а изменения и несовершенства в этом механизме могут влиять на прогресс в удовлетворении экономических потребностей. Для России в качестве основы реформирования перспективной может быть признана модель регулируемого рынка. Основная задача РТУ — распределение ограниченных ресурсов отрасли и производимых услуг с лучшим экономическим результатом для отрасли и экономики в целом. Решение о формировании в России рыночных отношений определило необходимость разработки и развития теории рынка транспортных услуг и ее предмета — изучения рыночного подхода к организации управления транспортной отраслью. Исследоваться должны и рыночные процессы, направляющие деятельность производителей услуг на удовлетворение спроса, условия, факторы, влияние нарушений и направленности этих процессов на развитие и результативность экономики. Из определения РТУ как системы следует, что это понятие отражает возможности экономической организации производства транспортных услуг; регулирования баланса между потребностями клиентуры и интересами производителей транспортных услуг; акцентирует внимание на выгодах обеих сторон при сохранении интересов государства и общества в целом; характеризует экономический потенциал отрасли и ее возможный прогресс. Нельзя сказать, что определение РТУ в качестве системы — полное и всеобъемлющее. Изучение отраслевого РТУ и на этой основе формирование, например, компьютерной модели для системы РТУ находится в самом начале пути. Исследование РТУ и разработка методов управления его развитием важны не только для изучения транспортных услуг, предлагаемых на РТУ, их свойств, количества, качества и других параметров. Более важно выявить общие законы, закономерности, тенденции, особенности, пропорции формирования рыночной среды, процессы функционирования и развития РТУ, его конъюнктуру, факторы, определяющие устойчивость рыночных процессов и отношений. Особенно актуальными подобные исследования стали для региональных РТУ, отличающихся, как правило, значительной спецификой, структурой и пр. Эволюция РТУ. Как правило, эволюция охватывает три этапа. A. Формирование адекватных экономических взаимоотношений Б. Функционирование, т. е. определение функций отдельных элементов РТУ и обеспечение условий их нормальной деятельности. B. Развитие, т.е. необратимое, направленное, закономерное А. Формирование РТУ. Как участники рынка, так и государство ведут постоянный поиск более совершенной (с точки зрения общего экономического результата) формы взаимоотношений. Так, например, на железнодорожном транспорте реализуется реформа, способствующая устранению негативных проявлений естественной монополии. Эксперты в воздушном и водном видах транспорта, пытаясь преодолеть олигополистические препятствия, предлагают концеп- те' цию логистического решения данной проблемы. Автомобильный транспорт, сформировав развитую конкурентную среду, преодолевает последствия ужесточения конкуренции — регулируя барьеры входа-выхода отрасли. Таким образом, этап формирования рынка не заканчивается после того, как созданы модель регулирования и структура рынка. В соответствии со складывающимися условиями и под влиянием внешней среды формы взаимоотношений на рынке меняются. Б. Функционирование РТУ происходит с учетом специфики не только перечисленных свойств транспортной услуги в качестве товара, а также заданных форм организации рынка, но и специфики организации транспортного производства. 1. Отсутствие определенного во времени и пространстве места, где могут заключаться сделки купли-продажи услуг. Это обусловлено невещественностью транспортной услуги, особенностями ее потребления во время производства. Для РТУ пространство весьма условно ограничено транспортными сетями региона и их пропускной способностью. 2. Объемы производства (а они всегда равны объемам продаж) услуг не равны объемам производства вещественной продукции потому, что с помощью транспорта происходит многократное (до 4—5 раз) перемещение производимой продукции. Это обусловливается повторностью перевозок одних и тех же партий грузов. Например, товар из Дальневосточного региона доставляют в Санкт-Петербург железнодорожным транспортом, а затем по городу развозят автомобилями. В данном случае один и тот же товар перемещают дважды, а услуги предоставляют разные. 3. Оплата выполненной работы предшествует, как правило, получению клиентом выполненных услуг. Эта особенность присуща многим сферам выполнения услуг (и не только транспортных). По договоренности с клиентами можно использовать схемы частичной предварительной оплаты. В условиях нестабильности экономики производитель услуг требует 100%-ной предоплаты в качестве гарантии оплаты выполнения услуг вообще. Требование предоплаты объясняется и необходимостью подготовить транспортное средство к перевозке (покупка бензина, техническое обслуживание) и оформить необходимые документы (лицензирование, регистрация деятельности, подготовка товарно-сопроводительной документации, получение разрешений на перемещения, оплата сборов и дорожных налогов и т.д.). 4. Кругооборот средств и денег на РТУ отличается от кругооборота на рынках производственных компонентов, потребительских товаров, финансовых рынках. На РТУ формула кругооборота имеет вид Д'—Д". Для прочих рынков — Д—Т—Д'. Для производства транспортных услуг характерно только приобретение готовой продукции для начала производства (отсутствует стадия приоб- ретения сырья), что и меняет содержание традиционной формулы. 5. Наряду с государственным регулированием развития и функционирования на автомобильном сегменте РТУ (вида транспорта) присутствует развитая конкурентная среда, свободное ценообразование для грузовых перевозок, разнообразие условий заключения и реализации сделок. Наличие государственного регулирования данной сферы вызвано стратегической значимостью транспорта для экономики в целом. Свободное же ценообразование является саморегулятором развития. Именно поэтому различные секторы РТУ (виды транспорта) представлены смешанными формами рыночных отношений. 6. РТУ и условия его функционирования зависят от состояния товарных рынков. Так, спад объемов товарного производства на 20 % в период экономических реформ в нашей стране определил уменьшение объемов перевозки грузов и пассажиров на 40...60%. 7. Ущерб, наносимый окружающей среде от транспортной деятельности, в несколько раз выше, чем от любого другого вида материального производства. Это также определяет необходимость регулирования рынка государством; допуска к деятельности ограниченного количества производителей транспортных услуг; введения стандартов и требований к качеству и условиям деятельности и других ограничений. 8. Развитие РТУ в качестве процесса, направленного в буду В прикладной экономике наименее исследованы: проблемы диагностики и оценки состояния, тенденций и особенностей функционирования и развития РТУ; проблемы перехода низкого качества системы рынка в более высокое; проблемы формализации развития системы РТУ (например, с помощью компьютеризации). Понятие системы РТУ — центральное для настоящего этапа развития экономики транспорта. Поэтому оно требует детализации и определения условий и обстоятельств применения с помощью формализованных и качественных параметров и характеристик, методов, методики, других инструментов управления отраслью и ее экономическим развитием. 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику Под структурой рынка (от англ. market structure) в экономической теории понимается способ организации рынка. Понятие «структура рынка» концентрируется на тех аспектах, которые воздействуют на поведение производителей и покупателей, на действенность их рынка. Основные характеристики структуры рынка — это размер предприятий; степень сходства услуг; степень отличий услуг разных производителей; легкость входа на рынок и ухода с него; количество предприятий, предлагающих рынку однотипные услуги; доступность рыночной информации; способность предприятий действовать не на одном, а на нескольких рынках. Структура рынка воздействует на рыночное поведение его участников (игроков, элементов) и действенность рынка [85]. Структура рынка транспортных услуг. Как совокупность устойчивых связей между элементами-РТУ, обеспечивающих целостность РТУ (при сохранении его основных свойств) под воздействием внешних и внутренних факторов, структура РТУ формирует представление о полиструктурности видов деятельности и транспортных услуг. Другими словами, в структуре РТУ переплетены разнокачественные подсистемы, представляющие собой несколько связанных между собой иерархий (отраслевую, рыночную, ассортиментную, производственно-технологическую, территориальную, институциональную, социальную и др.). Структура РТУ как экономической системы подвижна. Она формируется, приспосабливаясь к условиям функционирования, к воздействиям внешней и внутренней среды. Свойства структуры РТУ во многом определяют поведение участников РТУ. В экономике транспорта структуру системы определяют как ее строение плюс внутренние и внешние связи. Структура является своеобразным «качеством» системы: чем совершеннее структура, тем выше производительность системы рынка. При исследовании рынка используют разные аналитические инструменты. Структурные «срезы» описываются абсолютными параметрами (количеством продавцов и покупателей услуг) и определяют состояние; структурные «сдвиги» описываются относительными параметрами (темпами роста или темпами прироста чего-либо) и определяют — движение. Срезы позволяют оценить, что происходит, сдвиги — как происходит или как изменяется состояние. Еще один подход к структурированию — характеристика РТУ как совокупности участников рынка во всей сложности и многоаспектное™ возникающих при этом рыночных отношений. Это позволяет акцентировать внимание структурного анализа на учете специфики организации и самоорганизации рынка, производства транспортных услуг и обмена. Отраслевая структура РТУ отражает комплекс видов транспорта, взаимодействующих в экономике региона, страны (часто «транспортная отрасль» используется как синоним). В региональной отраслевой структуре РТУ выделяют автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный, авиационный, трубопроводный виды транспорта. Более глубоко детализируют отраслевую структуру РТУ: по специализации — выделяют грузовой и пассажирский транспорт; виду сообщения — транспорт, работающий в международном, междугородном, пригородном, городском сообщении; принадлежности — ведомственный и общего пользования и/или коммерческий и государственный транспорт; по месту применения. Рыночная структура отражает конъюнктуру РТУ — взаимоотношения множества элементов РТУ— производителей транспортных услуг и их клиентов. Производителей услуг можно разделять по следующим признакам: масштабу производства, качеству обслуживания, уровню цен, доле рынка, концентрации производства и т.д. Клиентов можно разделять по типу потребления транспортных услуг: для личного пользования (индивидуальные клиенты); для производственного потребления (организации и предприятия). Под воздействием рыночной структуры (условий рынка) складывается конъюнктура РТУ — соотношение (в некоторых случаях равновесие) спроса и предложения на транспортные услуги на определенный момент времени на некоторой территории, задающее уровень цен и формирующее уровень затрат производителей услуг. Это влияние взаимно, т. е. и рыночная структура динамично приспосабливается к меняющейся конъюнктуре. Организационная структура РТУ отражает уровень управляемости и иерархию взаимоотношений участников рынка, а также взаимоотношения участников (игроков) РТУ и государственных органов управления. Организационная структура рынка — это фактор регулирования его устойчивости как системы и критерий уровня анархии и/или регулирования рыночных процессов (благодаря созданному организационному механизму управления отраслью). Ассортиментная структура РТУ отражает потребности и ожидания клиентуры. Производители ориентируются на производство востребованных клиентами экономичных, качественных, современных, технологичных услуг. В ассортиментной структуре принято выделять основные услуги (перевозка грузов и пассажиров) и дополнительные (услуги, сопровождающие и обеспечивающие перевозку). Наряду с перечисленными структурами в зависимости от целей диагностики и анализа рынка и его состояния могут быть выделе- ны и другие виды структур: технологическая, информационная, интеграционная, продуктовая, маркетинговая, сервисная и т.д. Такие исследования имеют узкую специализацию. Их, как правило, применяют при изучении конкретных проблем с точки зрения экономических интересов какой-либо из групп участников рынка. Структурный анализ рынка транспортных услуг. Выделим в качестве элементов РТУ— продавцов услуг (в лице производителей и посредников); клиентов; государство (организационно-экономический механизм регуляции отрасли); механизм самоорганизации (саморегулирования). Рассмотрим подробнее последовательность структурного анализа рынка. 1. Оценка статического потенциала РТУ— это характеристика числа и структуры клиентов, объемов спроса, существенных факторов спроса, определение отраслевой и рыночной структур РТУ. Один из элементов РТУ — клиенты, предъявляющие к транспортной услуге разнородные требования. Значительная номенклатура грузов для перевозки, специфические свойства и характеристики партий грузов, особенности деятельности грузополучателя/ отправителя — все это требует выделить особенности и оценить потребности каждого сегмента (группы клиентов, предъявляющих однородные требования к услуге). Параметры выделения отраслевой и рыночной структур РТУ — это уровни и признаки сегментации, оценки спроса и предложения, характеристики совокупности клиентов, выявление и оценка сегментов рынка. Особенность РТУ — это специализация на некоторых видах транспортных услуг, созданных в основном естественными или сравнительными преимуществами месторасположения клиентов и предприятий транспорта и объективными предпосылками государственного регулирования в регионе. Вьщеляемые для целей изучения рынка уровни сегментации определяют степень унификации/специализации рынка, качество, другие дополнительные характеристики. Основным мотивом выделения сегментов является выбор наиболее привлекательных из них и, следовательно, повышение общей экономической эффективности транспортных предприятий. Выделение общих принципов, признаков сегментирования важно и для государства (для регулирования рынка, формирования и проведения единой транспортной политики). Так, например, лицензирование деятельности на транспорте основано на выделении зон (сегментов) деятельности участников рынка: внутреннее (по России) и/или международное сообщение — и обособленном рассмотрении отдельных видов транспорта. 2. Основа анализа динамического потенциала РТУ — это определение числа и структуры продавцов и производителей транспорт- ных услуг с выделением групп посредников, их характеристика, выяснение вида зависимости устанавливаемого уровня взаимоотношений от нормы прибыли на РТУ и количества клиентов. Характеристика структуры продавцов и производителей транспортных услуг основана на оценке неравенства их положения в отрасли и определяется через доли, контролируемые ими на рынке. В более выгодном положении находятся предприятия с высокой концентрацией капитала. Критерий, отражающий это неравенство, называется индексом концентрации рынка [106] и определяется как доля от общих продаж РТУ или вида транспорта, приходящаяся на несколько крупных фирм, ранжированных в соответствии с долей рынка. Индекс концентрации рынка рассчитывают для количества предприятий, оценка положения и капитала которых важна как характеристика рынка. Данные об индексах концентрации рынка для разного количества предприятий дают больше информации о структуре отрасли, чем коэффициент только по одной группе (например, по лидирующим четырем предприятиям или по одному виду транспорта). Наиболее распространенный обобщающий показатель зависимости численности предприятий и неравенства их положения на рынке, который может быть использован и для оценки РТУ, — это индекс Херфиндаля—Хиршмана (7НН) [106, с. 67], определяемый по формуле /нн = £#, ы где /цн — индекс Херфиндаля—Хиршмана; D, — доля рынка /-го предприятия в процентах от общего объема предложения рынка; N — число предприятий на рынке. Значение индекса снижается с увеличением числа предприятий и возрастает с увеличением неравенства между ними при любом их количестве, что указывает на колебания устойчивости структуры РТУ. Чем ниже коэффициент, тем ниже устойчивость рынка. При возведении в квадрат долей рынка индекс дает более высокий вес показателям крупных фирм, чем мелких. Формирование структуры взаимоотношений участников рынка повышает устойчивость и результативность РТУ. Выделение уровней взаимоотношений проводят в соответствии со схемой: базисный уровень — продавцы не интересуются дальнейшей судьбой проданных транспортных услуг; реагирующий — устанавливающий контактные отношения между продавцом и клиентом в момент продажи услуги; ответственный — продавцы стремятся получить отзывы об уже выполненных услугах; активный — продавцы, работая с клиентом, предлагают усовершенствование услуг; партнерский — продавцы постоянно работают с клиентами в поисках способов предложения лучшего сервиса. Цель формирования такой структуры — предоставление клиентам более совершенных услуг, результат — высокая приверженность клиентуры к рынку, отдельным сегментам, продавцам. Для анализа и диагностики состояния и динамики структуры РТУ можно выделять наряду с качественным описанием группы участников рынка, по величине бизнеса, весу имиджа и другим параметрам которых можно сделать необходимые заключения об изменении характера применяемых ими методов обработки рынка. Установление взаимоотношений продавцы—клиенты происходит и на разных предметных уровнях: экономическом, социальном, техническом, юридическом и др., которые требуют раздельной оценки. 3. Об общем уровне экономической активности крупных транспортных предприятий можно судить по степени концентрации продавцов транспортных услуг, определять которую следует через насыщенность РТУ производителями и их мощность, возможность аккумулировать все виды ресурсов. Особенно важна степень концентрации продавцов транспортных услуг для характеристики РТУ при дифференциации видов транспорта и клиентурных групп (сегментов), а также оценке статического потенциала рынка. Во многом концентрация, отражаясь в количественных показателях, есть явление, которое может быть полно представлено только описательно, без точных количественных оценок. То же можно сказать и о барьерах вхождения в отрасль, структурных подвижках и акцентах, границах и масштабности рынка, конъюнктурных моментах. Некоторые из этих показателей могут быть представлены только в виде соотношений или функций, но не в абсолютном выражении. 4. Общая активность и влияние конкуренции на конъюнктуру определяется количеством лидеров на РТУ (одной из возможных характеристик). Выдвижение на лидерские позиции и сохранение их, как правило, является признаком наличия элементов олигополии или монополии. При большом количестве и концентрации продавцов услуг стремление к лидерству серьезно не влияет на конъюнктуру, если сам лидер не обладает достаточной концентрацией капитала, чтобы определять состояние рынка. Оценка количества лидеров и их поведения важны для видов транспорта, форма рыночных отношений которых регулируется и регламентируется государством. Наличие национальных (или мировых) лидеров и их концентрация на территории региона свидетельствуют о приоритетном положении данного регионального РТУ в развитии национального (или мирового) РТУ. 5. Уровень дифференциации услуг как показатель степени конку Уровень дифференциации услуг — лишь один из показателей конкуренции на рынке. 6. Уровни вертикальной и горизонтальной интеграции. Интегра Вертикальная интеграция отражает производственную кооперацию участников РТУ, способствует ускорению рыночных процессов, присуща как РТУ в целом и его участникам, так и транспортной системе. От других видов интеграции вертикальная интеграция для РТУ отличается слабой регулируемостью. Поэтому участники РТУ, понимая все аспекты эффективности интеграции, часто на общественных началах самостоятельно создают органы продвижения интеграции — общественные и профессиональные организации, координационные советы и совещания и др. Горизонтальная интеграция рассматривается как отраслевое единство участников рынка, производство которых характеризуется технологической общностью и однородностью выпускаемых услуг, имеет важное значение на этапе смены технологий и формирования новой материально-технической базы. Этот вид интеграции является проявлением контрольно-распределительной функции, которую могут выполнять как государственные органы, так и участники рынка. 7. Финансовая и экономическая интеграция. Сфера действия фи процесса, государственных расходов, системы экономического контроля за деятельностью участников рынка. Экономическая интеграция предполагает сближение и приспособление специализирующихся рынков или участников рынков, обеспечивается концентрацией и переплетением капиталов, проведением согласованной государственной и региональной транспортной политики. Этот вид интеграции регулируется государством и связан с образованием объединений, способствующих развитию рынка, а именно: 1) выделению зон свободной торговли (географических зон, где деятельность участников рынка характеризуется отменой таможенных барьеров во взаимной торговле); 2) формированию таможенных союзов (объединению на основе соглашения о свободном перемещении товаров и услуг внутри группировки); 3) формированию общего рынка (образованию, ликвидирующему барьеры доступа на рынок); 4) формированию экономических союзов (объединению, координирующему проведение участниками единой экономической политики). 8. Диверсификация, понимаемая как распределение риска возможных потерь, возникает, когда рынок достиг динамической устойчивости, но отрасль, в которой он функционирует, препятствует его дальнейшему развитию либо когда в других отраслях перспективы роста производства услуг гораздо привлекательнее, а барьеры входа-выхода ниже. Обе ситуации являются признаком начала кризисного или переходного периода, или началом потери устойчивости и снижения экономической эффективности рынка. Актуальна для современной ситуации на РТУ диверсификация экономической деятельности — распространение активности крупных производителей услуг и видов транспорта за рамки основного бизнеса (под которым понимается производство транспортных услуг), например транспортные предприятия начинают бизнес в строительстве домов, банковском деле и т.д. Диверсификация экономической деятельности — важнейший признак усиления самоорганизации участников рынка и стремления производителей услуг в условиях конкуренции упрочить свое положение на рынке, своевременно отреагировать на изменения экономической конъюнктуры, защитить себя от возможных ее колебаний и экономических кризисов, обеспечить экономическую эффективность своей коммерческой деятельности в целом (не только в сфере транспортных услуг). Реальная диверсификация транспортных услуг отвечает интересам потребителей услуг и повышает эффективность функционирования рынка. Диверсификация услуг — это характеристика рынка со стабильным спросом и предложением и развитой конкуренцией. Диагностику диверсификации следует выполнять, опираясь на результаты анализа концентрации продавцов и производителей услуг. Анализ можно дополнить результатами диагностики ассортимента транспортных услуг и мотивации его динамики. Интеграция и диверсификация — процессы, обеспечивающие самоорганизационную устойчивость развития рынка. Интеграция создает условия стабильности отношений участников рынка и поэтому поддерживается государством. В результате улучшается адаптация участников рынка к конъюнктуре и влиянию внешней среды, формируются устойчивые интеграционные структуры. Высшей стадией развития интеграции является формирование структуры РТУ как структуры интегрированной системы. Параметром оценки уровня интеграции можно принять стабильность отношений между участниками рынка и устойчивость среды рынка.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 4466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |