КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг
Выбор и формирование модели рынка во многом предопределены особенностями структуры будущих участников рыночных отношений. В классической экономической теории в настоящее время по данному критерию выделяют следующие модели рынков: чистой (совершенной) конкуренции, монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой конкуренции все другие модели характеризуют рынок несовершенной конкуренции. В хозяйственной практике в чистом виде ни одна из перечисленных моделей не существует. Как правило, действующие модели представляют собой комбинации и вариации, учитывающие самые разнообразные факторы производства в отрасли или на территории государства. Существенным здесь является фактор общего государственного политического и территориально-отраслевого влияния, а также культурные традиции, климат, география, технологическая концепция развития и многие другие факторы. Решение государства о развитии рыночных отношений в экономике должно быть основано на оценке преимуществ внедряемой модели рынка и моделей рынка в смежных отраслях (которые должны учитывать специфику того или иного вида транспорта). Транспортная отрасль не представляет в этом вопросе исключения. При формировании рыночной модели в транспортной отрасли на основании процессов реструктуризации, приватизации, регулирования, интеграции для каждого из видов транспорта выбрана модель, которая в большей степени отражает комплекс основных экономических и других отношений как между участниками рынка и государством, так и между участниками рынка (в его самоорганизующейся среде). Большинство перечисленных выше моделей рассматриваются как идеальные. Идеальное в жизни, однако, встречается редко: реальная модель обычно находится где-то в промежуточной зоне между чистой конкуренцией и чистой монополией. Подобные модели (соответствующие реально существующим экономическим системам и чаще всего называемые смешанными) имеют в структуре отраслей национальной экономики микромодели — монополии, олигополии, конкуренции, которые в комбинациях создают условия для развития конкуренции вообще и для существования почти всех видов конкуренции в частности. Современный рынок транспортных услуг (РТУ) России представляет собой смешанную модель, основанную на механизме свободной конкуренции. Отдельные сферы этого рынка представлены разнообразными моделями конкуренции, часто кардинально противоположными и лоббирующими интересы различных групп участников рынка. В последнее время экономические законы, лежащие в основе созданной модели рынка, стали приходить в противоречие с мерами государственного регулирования, предпринимаемыми Правительством России. Еще актуальнее в этих условиях становится задача согласования стратегии и политики развития экономики страны и отраслевого РТУ, методов и инструментов регулирования РТУ со стороны государства. Для этого необходимо знание конъюнктуры, умение управлять ею, формирование соответствующих этим условиям видов конкуренции. Реализация государственного регулирования российского РТУ должна учитывать такие факторы, как: отношение спроса и предложения на транспортные услуги прямо пропорционально динамике реальных доходов предприятий транспорта и отражается в динамике цен на транспортные услуги. Развитие рынка увеличивает амплитуду циклических колебаний в развитии экономики с течением времени. Следовательно, для регулирования рынка важно определить диапазон делового цикла РТУ для отрасли в целом и каждого вида транспорта отдельно; потенциал, объемные и другие возможности РТУ изменяются прямо пропорционально росту цен на транспортные услуги и ог- i раничены реальной платежеспособностью клиентов. Снижение '■ потенциала вызывает ациклические, несинхронные колебания I конъюнктуры, которые при государственном регулировании сле-' дует прогнозировать и соответственно разрабатывать систему мер;. по их сглаживанию или предотвращению; цены на основные средства для производства транспортных ус-, луг изменяются прямо пропорционально объему спроса и колебаниям цен на транспортные услуги, с запаздыванием на период 3 — 6 мес, что позволяет разработать предупреждающие меры по регулированию рынка, особенно при регулировании ситуаций с отрицательными экономическими результатами; темпы старения производственной базы транспортной отрасли опережают темпы ее обновления, обновление подвижного состава в условиях рынка перекладывается на участников рынка, а инновационное развитие РТУ обеспечивается в основном за счет собственных резервов и возможностей участников рынка. Однако при высокой стоимости транспортных средств необходима политика поддержки участников рынка государством. Кроме того, развитие инфраструктуры по-прежнему остается в сфере государственных интересов. Сейчас вложения государства в развитие инфраструктуры не обеспечивают реальных потребностей и темпов развития РТУ, следовательно, необходимы решения, привлекающие частное финансирование в эту сферу. Соответственно политика. государственного регулирования должна быть хорошо продуман-f ной и сбалансированной, учитывающей интересы всех участников рынка, в том числе государства как контрольного органа, поддерживающего баланс интересов частных и общественных без ущемления последних. Эти выводы и рекомендации должны учитываться при формировании государственной и региональной транспортной политики и далее отражаться в программах, мерах и методах государственного регулирования. На РТУ ни одна из взаимодействующих сторон не обладает полной рыночной властью в отношении других сторон, если рынок представлен в форме свободной конкуренции. Культивируемое представление о «могучей руке» рынка, о ее невидимой простому глазу силе, которая объективно регулирует будущее развитие, предопределяя его пути, не более, чем великое заблуждение. Рынок и предпринимательство, свободное ценообразование и конкуренция — это, по выражению В. Леонтьева, только «паруса» экономики, и без рулевого, без управления, методом проб и ошибок рынок долго и трудно будет искать направление и траекторию устойчивого, рационального развития. Государственное регулирование, заменяя конкуренцию или воздействуя (сдерживая или способствуя) на ее развитие, использует совокупность инструментов политического и экономического менеджмента (разрабатывая экономическую стратегию и поли- тику отрасли, на более организованной, чем рыночная (стихийно самоорганизующейся), основе). Необходимость государственного регулирования рынка доказана многими учеными, в том числе и в прикладной транспортной экономике [8, 20, 30, 55, 73, 92 и др.]. Подробно рассмотрены возможности проектирования организационной структуры отрасли и соответствующей системы государственного регулирования. Однако комплексного рассмотрения системы государственного регулирования (охватывающей и корректирующей процессы самоорганизации РТУ в общем или регионального РТУ) в виде документов, определяющих направленность государственной и региональной транспортной политики, недостаточно. Эту задачу должна решить разработка и реализация пакета документов, таких как Концепция региональной транспортной политики, согласованная с Концепцией государственной транспортной политики [45, 46]. Государственное регулирование на транспорте в первую очередь направлено на гармонизацию интересов различных видов транспорта, на содействие формированию и развитию РТУ для всех видов транспорта и ускорению перехода транспорта на более высокий организационно-управленческий и технологический уровень. Логика государственного регулирования процессов формирования, функционирования и развития РТУ подчинена системе (методических подходов, методов, принципов, критериев, и параметров), в которой выделены организационные и самоорганизационные аспекты управления. Основанием для государственного регулирования является необходимость согласовать и стимулировать процессы интеграции и координации деятельности участников РТУ, автотранспортных отраслевых и региональных органов управления, правительственных, правовых, производственных, научно-исследовательских, профессиональных и общественных объединений и организаций. Устойчивое развитие этих процессов в условиях жесткой международной и национальной конкуренции, динамичного прогресса науки и техники могло бы способствовать формированию и развитию российского РТУ. Цель государственного регулирования РТУ— создать равные и благоприятные условия для осуществления свободной продажи транспортных услуг в географических границах России и отдельного региона, создать единое транспортное пространство и условия для динамичной интеграции российского РТУ в мировой. Регулирование должно решить две наиболее важные задачи. С одной стороны, необходимо сформировать и обеспечить функционирование и развитие рыночных отношений в российской транспортной отрасли и на отдельных видах транспорта, укрепить устойчивость и улучшить результативность экономики отрасли. С другой стороны, необходимо управлять рыночными отношениями и способствовать их развитию, обеспечивая удовлетворение транспортных потребностей России и ее отдельных территорий при сочетании индивидуальных интересов участников рынка и общественных интересов. Частными задачами регулирования РТУ являются укрепление и расширение сферы рыночных отношений, формирование единого транспортного пространства; реализация стратегии развития рынка транспортных услуг путем поддержания оптимальных пропорций между видами транспорта, наращивание его потенциала при эффективном использовании региональных факторов и с учетом особенностей транспортной системы; стимулирование деловой активности и предпринимательства, привлечение инвестиций; организация системы непрерывного мониторинга функционирования РТУ; обеспечение систематической оценки мер государственного регулирования. Цели, задачи, особенности и механизм государственного регулирования должны быть отражены в транспортной политике территории, региона или национальной. Формирование механизма государственного регулирования РТУ основано на системе экономических методов: индикаторов развития, встроенных стабилизаторов и регуляторов, управляющих организацией и корректирующих самоорганизацию РТУ. Индикаторы развития — комплекс показателей-факторов, состояние и изменение которых позволяет оценить динамику конъюнктуры и структуры рынка. Обычно их устанавливает государство, информируя участников РТУ об особенностях прочтения и источниках информации об индикаторах. Встроенные стабилизаторы представляют собой показатели-факторы, которые являются для участников РТУ нормируемыми со стороны государства. Использование стабилизаторов направлено на сглаживание негативных последствий развития ситуации на РТУ. Регуляторы представляют собой показатели, меры и методы, используя которые, государство настраивает систему национальной экономики и отдельных отраслей на позитивное, бескризисное, эффективное развитие. Использование системы этих показателей-факторов практикуется во многих экономически развитых странах, однако в России на транспорте и отдельных его видах такая система пока не сформирована. Учитывая важность и специфические особенности региональных проблем транспорта, представляется необходимой разработка системы критериев и показателей диагностики и анализа состояния РТУ, основанной на регионально-ориентированном ме- тодическом подходе. К основным критериям с этой точки зрения следует отнести: • материально-техническую базу и производственный потенциал участников рынка; • цены на транспортные услуги и их динамику; • стоимость нового подвижного состава и других основных фондов; • уровень среднеотраслевых затрат; • способность функционировать в условиях режима расширенного воспроизводства; • границы критической зависимости экономики региона от импорта/экспорта услуг и товаров; • госконтроль над стратегическими ресурсами; • устойчивость финансовой системы; • поддержание научного и инновационного потенциала; • сохранение и развитие экономического и транспортного пространства в регионе; • обеспечение необходимого уровня государственного регулирования с целью формирования условий для нормального функционирования и развития РТУ. Определение критериев функционирования и развития РТУ для целей государственного регулирования решает задачи выделения основного направления, определения возможностей его корректирования; выбора необходимых для этого инструментов. Детализация, уточнение и мониторинг состояния и поведения РТУ должны осуществляться на основе системы индикаторов, стабилизаторов и регуляторов, динамика которых позволяет выбрать наиболее приемлемый из возможных вариантов развития и определять адекватный набор методов регулирования. В целом реализация системы регулирования требует серьезной разработки целевых и отраслевых программ по видам транспорта с выделением следующих этапов. 1. Построение моделей, прогноза состояния РТУ, корректи 2. Выбор соответствующих конъюнктуре и динамике РТУ методов и инструментов управления его состоянием (в виде пакета мероприятий государственного регулирования для федерального, регионального и муниципального уровней управления). 3. Адаптация организационно-экономической системы РТУ к рекомендуемому набору инструментов управления. 4. Реализация транспортной политики. Эффект от воздействия системы государственного регулирования РТУ может быть трех видов: изменение состава участников рынка, изменение структуры рынка, изменение взаимодействия с окружением. Все три вида эффектов влияют на общую результативность рынка. Таким образом, повышение управляемости, устойчивости и эффективности РТУ связано с лояльным государственным регулированием, использующим средства и методы не только организации рыночных отношений и ее усложнения, но и самоорганизации рынка. Исследовано и доказано, что действие конкуренции как самоорганизующей силы приводит к социальному расслоению общества, к подавлению социальной справедливости, в конечном итоге к состоянию экономического хаоса, из которого возникает новое качество системы рыночных отношений в новой его форме [2, 3, 14, 40, 73, 93, 96, 105]. С социальной и экономической точек зрения контроль и регулирование конкуренции на транспорте определяют решение проблемы социального равенства участников сложившегося рынка транспортных услуг; антикризисного развития экономики в целом и отдельных ее отраслей. Однако до сих пор механизм воздействия на конкуренцию детально не изучен, а использование государством ограниченного набора методов ее регулирования (в основном административного характера) малоэффективно.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |