Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы регулирования рынка транспортных услуг




Рынок как система определяет добровольный характер взаи­моотношений и соглашений его участников. Функция управления, выполняемая государством, постепенно с 1992 г. в связи с разви­тием рыночных отношений преобразуется в функцию регулирова­ния. Принципиальной разницей между этими функциями являет­ся наличие как организационного начала (системы регулирова­ния отрасли), так и самоорганизационного начала (конкурентной среды участников рынка). Управление транспортом в условиях рынка должно быть подчинено рыночным приоритетам. Рынком нельзя управлять в полной мере, так как он имеет большой потен­циал самоорганизации его участников. Рынок можно и нужно регу­лировать, чтобы сглаживать кризисы и их последствия, вызван­ные слабо координируемой деятельностью свободных участников рынка. Функцию регулирования в случае формирования в отрасли рыночной модели экономики принимает на себя государство. Именно оно формирует программу мер по регулированию рынка, определяя приоритетные и проблемные области развития каждой отрасли во взаимосвязи с транспортом и транспортной системой.

В систему рынка встроен координируемый государством меха­низм регулирования в виде подсистемы органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального значе­ния, а также подсистемы надзорных органов — Государственной


инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), Россий­ской транспортной инспекции (РТИ), экологического надзора, налоговой инспекции. Наличие такого механизма регулирования вооружает государство законными правами принуждения участ­ников рынка к определенному типу экономического поведения.

Государство выполняет функции: аллокационную, корректиру­ющую места локализации ресурсов в экономике; распределитель­ную — перераспределение процессов и формирование пропорций экономики с целью распределения доходов от экономической де­ятельности; стабилизационную — поддерживающую макроравно­весие системы экономики и мидиравновесие территориальных эко­номических систем. При этом государство лишь косвенно влияет на равновесие микроэкономических систем (предприятий и орга­низаций — участников рынка). Совокупность предприятий — уча­стников рынка должна прийти к какому-либо согласованному дви­жению, самостоятельно реагируя на воздействия государства, при­спосабливаясь к ним.

Динамичное формирование государством рыночных основ хо­зяйства в России, а также объективная интеграция экономик от­дельных регионов в общегосударственное и мировое экономичес­кое пространство определяют (регулируют) приоритеты развития РТУ для страны в целом и РТУ наиболее значимых регионов. Ре­гиональные РТУ могут стать катализатором динамики экономи­ческого развития определенной территории и национальной эко­номики, мощным, надежным источником финансирования, так как обеспечивают перемещения товарных масс и ускоряют обо­рот финансовых ресурсов.

Основные системные принципы регулирования государством РТУ в связи с этим таковы:

целеполагание (как причина целенаправленных действий уча­стников рынка, направленных к достижению цели, поставленной государством) необходимо для разработки единой согласованной экономической стратегии и политики, создания условий роста объема производства транспортных услуг, привлечения инвести­ций, формирования активных действий по защите рынка от не­добросовестной конкуренции, согласованности и лоббирования интересов участников рынка в транспортном пространстве регио­на, территории и России, достижения высокой эффективности функционирования отрасли и комплекса отраслей экономики.

Целью государственного регулирования деятельности транс­порта в рыночной экономике должно стать создание цивилизо­ванного (регулируемого) рынка транспортных услуг, основными критериями которого могут быть высокое качество предоставля­емых услуг, кооперация ресурсов и действий участников рынка, сотрудничество, а не только конкуренция между ними, инфор­мативность, экономическая эффективность рынка как системы,


ускоряющей экономические процессы в регионе, стране. Безус­ловно, цивилизованный рынок невозможен без создания высо­котехнологичной материальной основы в виде транспортной сети региона, парка транспортных средств и погрузочных машин, ме­ханизмов и оборудования и т.д., а также необходимых для этого инвестиций;

координация — согласование коллективных действий участни­ков рынка (для достижения целей, намечаемых государственны­ми (национальной и региональной) транспортными стратегией и политикой, позволяющее сбалансировать рынок, способствующее его гармоничному и устойчивому развитию в соответствии не толь­ко с экономическими выгодами, но и с достижением определен­ных социальных эффектов;

распределение государством функций, прав и ответственности участников рынка транспортных услуг, определяющее характер возникающих между ними отношений, соответствует законода­тельству, способствует экономическому росту региона, страны, более справедливому распределению материальных ресурсов и доходов (в то же время соответствуя целям бизнеса).

Формулирование принципов регулирования транспортной отрасли в стране и регионе должно учитывать следующие особен­ности отрасли:

• пространственное размещение взаимодействующих объектов транспорта на большой территории и непрерывность работы мно­гих из них;

• необходимость четкого выполнения технологических функ­ций, обеспечивающих безопасность всех видов транспортировки;

• необходимость координации перевозочного процесса и уп­равления им (основанной на дисциплинированности и ответствен­ности взаимосвязанных участников перевозок);

• самоорганизация участников рынка, ее влияние на развитие страны, региона, поведение и потенциал РТУ проявляются в виде координации действий участников РТУ через профессио­нальные объединения, влияние на которые также оказывает го­сударство.

Регулирование следует рассматривать как набор методов, адек­ватных этапу формирования и развития рыночных отношений.

Автомобильный транспорт (AT) является элементом систем более высокого порядка: национального и мирового РТУ. Роль AT в функционировании и развитии экономик региона, государства и мировой велика: связь производства и потребления, катализа­тор активности экономики и движения товарно-материальных потоков. Развитие AT зависит от решения проблем создания и осу­ществления общей национальной транспортной стратегии раз­вития, форм и методов регулирования транспортной отрасли, места и роли транспорта в экономической системе региона, роли региона


8 3. 509



в экономике страны, использования набора методов регулирова­ния, соответствующих условиям конъюнктуры.

Сформированный и функционирующий рыночный механизм регулирования транспортной отрасли является отображением го­сударственной политики, результатом кооперации действий и ресурсов государства и смешанных предпринимательских форм, проявления взаимосвязи процессов организации и самоорганиза­ции. Причем указанные тенденции не одномоментны и переходят друг в друга в зависимости от воздействия конкретных факторов.

Функционирование и развитие РТУ зависит от решения следу­ющих проблем транспортной отрасли в целом и отдельных видов транспорта:

• недостаток инвестиций на модернизацию и развитие матери­ально-технической базы транспорта, низкие темпы обновления основных фондов;

• государственное регулирование не учитывает влияния само­организации участников рынка на состояние и поведение рынка, не использует возможные положительные эффекты самооргани­зации;

• правовые и законодательные нормы не позволяют добиться согласованного поведения участников рынка;

• влияние транспорта на окружающую среду и здоровье чело­века является самым негативным по сравнению с другими отрас­лями экономики;

• повышение безопасности транспортной деятельности и др.
Накопившиеся проблемы ослабляют позиции производителей

и продавцов транспортных услуг и приводят к дисгармоничному развитию рынка.

Комплексное решение проблем AT на основе продуманного использования принципов регулирования в условиях рыночной экономики не только обеспечит развитие AT, но и повысит эф­фективность и безопасность транспортного обслуживания, повы­сит конкурентоспособность региональной и национальной транс­портной отрасли.

Укреплению позиций участников РТУ, снижению или снятию административных и других барьеров в работе на данном рынке, развитию отношений сотрудничества должны способствовать еди­ная государственная транспортная политика и формируемые на ее основе региональные транспортные политики. При этом не должны игнорироваться общие рыночные принципы — учет потребнос­тей государства и населения; состояние и динамика спроса на транспортные услуги в регионе и государстве; создание условий для максимального соответствия качества и объема транспортных услуг общей структуре и объему спроса и требованиям специфи­ческих групп потребителей; активизация и стимулирование спро­са на транспортные услуги.


Контрольные вопросы

1. Приведите разные толкования понятия «рынок транспортных ус­луг» (РТУ), укажите их сходства и различия.

2. Дайте ваше собственное понимание понятия РТУ, в котором будут отражены основные экономические взаимоотношения и процессы, свой­ственные рыночной организации хозяйства.

3. Перечислите особенности производства транспортных услуг, опре­деляющие особенности рыночных процессов и взаимоотношений в этой сфере.

4. Какие основные процессы, совпадающие с функциями регулиро­вания транспортной отрасли, имеют важное значение для определения экономичности доставки грузов и пассажиров?

5. В чем различия и сходства планирования и прогнозирования транс­портной деятельности?

6. Какие виды планирования определяют неколичественные резуль­таты развития транспортного предприятия или отрасли, а качествен­ные? Назовите и приведите обоснование.

7. Перечислите основные условия возникновения и развития конку­ренции на РТУ.

8. Дайте определение движущих сил конкуренции, назовите их состав. Какие факторы усиливают конкуренцию?

9. Перечислите основные модели рынка, выделяемые в экономичес­кой теории. Приведите примеры моделей рынка на видах транспорта и охарактеризуйте их принципиальные отличия.

 

10. В чем сущность аллокационной, распределительной и стабилиза­ционной функций государства при регулировании РТУ? Перечислите основные задачи регулирования РТУ.

11. Для чего необходимы встроенные стабилизаторы в модели регули­руемого государством РТУ?

12. Определите наиболее существенный признак различия в форми­ровании государственной и региональной транспортной политик?


ГЛАВА 11




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.