КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы регулирования рынка транспортных услуг
Рынок как система определяет добровольный характер взаимоотношений и соглашений его участников. Функция управления, выполняемая государством, постепенно с 1992 г. в связи с развитием рыночных отношений преобразуется в функцию регулирования. Принципиальной разницей между этими функциями является наличие как организационного начала (системы регулирования отрасли), так и самоорганизационного начала (конкурентной среды участников рынка). Управление транспортом в условиях рынка должно быть подчинено рыночным приоритетам. Рынком нельзя управлять в полной мере, так как он имеет большой потенциал самоорганизации его участников. Рынок можно и нужно регулировать, чтобы сглаживать кризисы и их последствия, вызванные слабо координируемой деятельностью свободных участников рынка. Функцию регулирования в случае формирования в отрасли рыночной модели экономики принимает на себя государство. Именно оно формирует программу мер по регулированию рынка, определяя приоритетные и проблемные области развития каждой отрасли во взаимосвязи с транспортом и транспортной системой. В систему рынка встроен координируемый государством механизм регулирования в виде подсистемы органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального значения, а также подсистемы надзорных органов — Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), Российской транспортной инспекции (РТИ), экологического надзора, налоговой инспекции. Наличие такого механизма регулирования вооружает государство законными правами принуждения участников рынка к определенному типу экономического поведения. Государство выполняет функции: аллокационную, корректирующую места локализации ресурсов в экономике; распределительную — перераспределение процессов и формирование пропорций экономики с целью распределения доходов от экономической деятельности; стабилизационную — поддерживающую макроравновесие системы экономики и мидиравновесие территориальных экономических систем. При этом государство лишь косвенно влияет на равновесие микроэкономических систем (предприятий и организаций — участников рынка). Совокупность предприятий — участников рынка должна прийти к какому-либо согласованному движению, самостоятельно реагируя на воздействия государства, приспосабливаясь к ним. Динамичное формирование государством рыночных основ хозяйства в России, а также объективная интеграция экономик отдельных регионов в общегосударственное и мировое экономическое пространство определяют (регулируют) приоритеты развития РТУ для страны в целом и РТУ наиболее значимых регионов. Региональные РТУ могут стать катализатором динамики экономического развития определенной территории и национальной экономики, мощным, надежным источником финансирования, так как обеспечивают перемещения товарных масс и ускоряют оборот финансовых ресурсов. Основные системные принципы регулирования государством РТУ в связи с этим таковы: • целеполагание (как причина целенаправленных действий участников рынка, направленных к достижению цели, поставленной государством) необходимо для разработки единой согласованной экономической стратегии и политики, создания условий роста объема производства транспортных услуг, привлечения инвестиций, формирования активных действий по защите рынка от недобросовестной конкуренции, согласованности и лоббирования интересов участников рынка в транспортном пространстве региона, территории и России, достижения высокой эффективности функционирования отрасли и комплекса отраслей экономики. Целью государственного регулирования деятельности транспорта в рыночной экономике должно стать создание цивилизованного (регулируемого) рынка транспортных услуг, основными критериями которого могут быть высокое качество предоставляемых услуг, кооперация ресурсов и действий участников рынка, сотрудничество, а не только конкуренция между ними, информативность, экономическая эффективность рынка как системы, ускоряющей экономические процессы в регионе, стране. Безусловно, цивилизованный рынок невозможен без создания высокотехнологичной материальной основы в виде транспортной сети региона, парка транспортных средств и погрузочных машин, механизмов и оборудования и т.д., а также необходимых для этого инвестиций; • координация — согласование коллективных действий участников рынка (для достижения целей, намечаемых государственными (национальной и региональной) транспортными стратегией и политикой, позволяющее сбалансировать рынок, способствующее его гармоничному и устойчивому развитию в соответствии не только с экономическими выгодами, но и с достижением определенных социальных эффектов; • распределение государством функций, прав и ответственности участников рынка транспортных услуг, определяющее характер возникающих между ними отношений, соответствует законодательству, способствует экономическому росту региона, страны, более справедливому распределению материальных ресурсов и доходов (в то же время соответствуя целям бизнеса). Формулирование принципов регулирования транспортной отрасли в стране и регионе должно учитывать следующие особенности отрасли: • пространственное размещение взаимодействующих объектов транспорта на большой территории и непрерывность работы многих из них; • необходимость четкого выполнения технологических функций, обеспечивающих безопасность всех видов транспортировки; • необходимость координации перевозочного процесса и управления им (основанной на дисциплинированности и ответственности взаимосвязанных участников перевозок); • самоорганизация участников рынка, ее влияние на развитие страны, региона, поведение и потенциал РТУ проявляются в виде координации действий участников РТУ через профессиональные объединения, влияние на которые также оказывает государство. Регулирование следует рассматривать как набор методов, адекватных этапу формирования и развития рыночных отношений. Автомобильный транспорт (AT) является элементом систем более высокого порядка: национального и мирового РТУ. Роль AT в функционировании и развитии экономик региона, государства и мировой велика: связь производства и потребления, катализатор активности экономики и движения товарно-материальных потоков. Развитие AT зависит от решения проблем создания и осуществления общей национальной транспортной стратегии развития, форм и методов регулирования транспортной отрасли, места и роли транспорта в экономической системе региона, роли региона 8 3. 509 в экономике страны, использования набора методов регулирования, соответствующих условиям конъюнктуры. Сформированный и функционирующий рыночный механизм регулирования транспортной отрасли является отображением государственной политики, результатом кооперации действий и ресурсов государства и смешанных предпринимательских форм, проявления взаимосвязи процессов организации и самоорганизации. Причем указанные тенденции не одномоментны и переходят друг в друга в зависимости от воздействия конкретных факторов. Функционирование и развитие РТУ зависит от решения следующих проблем транспортной отрасли в целом и отдельных видов транспорта: • недостаток инвестиций на модернизацию и развитие материально-технической базы транспорта, низкие темпы обновления основных фондов; • государственное регулирование не учитывает влияния самоорганизации участников рынка на состояние и поведение рынка, не использует возможные положительные эффекты самоорганизации; • правовые и законодательные нормы не позволяют добиться согласованного поведения участников рынка; • влияние транспорта на окружающую среду и здоровье человека является самым негативным по сравнению с другими отраслями экономики; • повышение безопасности транспортной деятельности и др. и продавцов транспортных услуг и приводят к дисгармоничному развитию рынка. Комплексное решение проблем AT на основе продуманного использования принципов регулирования в условиях рыночной экономики не только обеспечит развитие AT, но и повысит эффективность и безопасность транспортного обслуживания, повысит конкурентоспособность региональной и национальной транспортной отрасли. Укреплению позиций участников РТУ, снижению или снятию административных и других барьеров в работе на данном рынке, развитию отношений сотрудничества должны способствовать единая государственная транспортная политика и формируемые на ее основе региональные транспортные политики. При этом не должны игнорироваться общие рыночные принципы — учет потребностей государства и населения; состояние и динамика спроса на транспортные услуги в регионе и государстве; создание условий для максимального соответствия качества и объема транспортных услуг общей структуре и объему спроса и требованиям специфических групп потребителей; активизация и стимулирование спроса на транспортные услуги. Контрольные вопросы 1. Приведите разные толкования понятия «рынок транспортных услуг» (РТУ), укажите их сходства и различия. 2. Дайте ваше собственное понимание понятия РТУ, в котором будут отражены основные экономические взаимоотношения и процессы, свойственные рыночной организации хозяйства. 3. Перечислите особенности производства транспортных услуг, определяющие особенности рыночных процессов и взаимоотношений в этой сфере. 4. Какие основные процессы, совпадающие с функциями регулирования транспортной отрасли, имеют важное значение для определения экономичности доставки грузов и пассажиров? 5. В чем различия и сходства планирования и прогнозирования транспортной деятельности? 6. Какие виды планирования определяют неколичественные результаты развития транспортного предприятия или отрасли, а качественные? Назовите и приведите обоснование. 7. Перечислите основные условия возникновения и развития конкуренции на РТУ. 8. Дайте определение движущих сил конкуренции, назовите их состав. Какие факторы усиливают конкуренцию? 9. Перечислите основные модели рынка, выделяемые в экономической теории. Приведите примеры моделей рынка на видах транспорта и охарактеризуйте их принципиальные отличия.
10. В чем сущность аллокационной, распределительной и стабилизационной функций государства при регулировании РТУ? Перечислите основные задачи регулирования РТУ. 11. Для чего необходимы встроенные стабилизаторы в модели регулируемого государством РТУ? 12. Определите наиболее существенный признак различия в формировании государственной и региональной транспортной политик? ГЛАВА 11
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |