КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системеТранспорт, выполняя в национальной экономике роль силы, перемещающей грузы и пассажиров в пространстве и тем самым влияющей на оборот национального капитала, регулирует скорость оборота и развития не только материальных ресурсов, но и обслуживающих этот оборот финансовых, информационных, трудовых ресурсов. Транспорт и поддержание и развитие производственно-экономических связей различных отраслей национальной экономики. Потребность в транспортных услугах, спрос на них определяется на основе производства материальных продуктов в отдельных отраслях (определяющего объем перевозок грузов) и транспортной подвижности населения (определяющей объем перевозок пассажиров). Современная экономика с развитой специализацией производств и интеграцией территориальных и функциональных систем невозможна без обслуживания транспортом, который обеспечивает обмен не только готовыми продуктами, но сырьем, полуфабрикатами, комплектующими дифференцированные, специализирующиеся отрасли и подотрасли. Если при этом учесть масштабы экономики страны, освоенной территории, особенности размещения ресурсов, производительных сил, то объемы перевозок грузов и грузооборот отрасли должны в несколько раз превышать объемы товаров, произведенных в определенной отрасли и в масштабах национального хозяйства. Что собственно и подтверждается аналитическими расчетами. Так, коэффициент повторнос-ти перевозок единицы груза по разным отраслям экономики составляет 2,5—4,5. Деятельность транспорта адаптируют к выполнению этих задач: используют специализированный или унифицированный подвижной состав, вносят изменения в технологии, изобретают разнообразные приспособления и оборудование, облегчающие транспортировку и сопутствующие ей операции. Так, например, для ускорения доставки и повышения эффективности погрузки-разгрузки при перевозке навалочных грузов следует применять автомобили-самосвалы. Использование для такого вида перевозок, например, бортовых автомобилей увеличивает время погрузки-разгрузки в несколько раз, эффективность доставки за счет этого уменьшается, а большие затраты живого труда на выполнение основных операций существенно удорожают доставку. Обслуживая потребности в перемещениях обширной номенклатуры грузов для различных отраслей, транспорт и его отдельные виды постепенно специализируются, а сам процесс производства транспортных услуг значительно удорожается. Так, усиление роли AT при обслуживании перевозок дорогостоящих грузов потребовало совершенствования технологий упаковки и маркировки, повлияло на рост контейнеризации и пакетирования как процессов, стандартизирующих такую перевозку. В настоящее время технологической основой совершенствования транспортного производства все чаще выступает концепция логистики. Основная цель логистики — это удовлетворение потребностей клиентов в транспортных услугах при экономии всех видов ресурсов [30]. Следствием внедрения этой концепции в практику транспортной деятельности является унификация транспортных средств и всего комплекса подъемно-транспортного оборудования для достижения наибольшей синхронности в работе транспортных и других предприятий, связанных единой технологической цепочкой,, экономии времени и всех видов ресурсов при выполнении операций технологической цепочки доставки грузов. Для автомобильного перевозчика это означает, что он может обслуживать практически любые транспортные потребности в перевозках самой широкой номенклатуры грузов, используя подвижной состав автопоездов: тягачи и все разнообразие полуприцепов или прицепов. Транспорт и создание территориально-производственных комплексов. Транспорт выравнивает диспропорции в размещении производительных сил с учетом создания новых территориально-производственных комплексов. Освоение различных территорий в стране идет крайне неравномерно, что обусловлено историческими факторами развития, условиями сосредоточения основных видов природных ресурсов по территории страны, особенностями расселения людей. Наиболее развитые промышленно районы Россия имеет в западной части. Сибирь, Восток и Север начали осваивать гораздо позднее, как только появилась необходимость и технологические, экономические возможности разработки труднодоступных месторождений природных ресурсов, новых территорий для заселения и освоения сельским хозяйством и другими отраслями промышленности. Каждая территория, регион, район создает структуру производства в соответствии с естественными (климатическими, географическими, ресурсными) возможностями, где исторически складываются традиционные, базовые отрасли, определяющие структуру экономики региона. Именно базовые отрасли — основа для формирования комплексов связанных отраслей. Например, лесные богатства определяют как базовую лесозаготовительную отрасль, с ней в комплексе обычно развиваются лесопользование, лесное хозяйство, лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и т.д., продукция одних из названных отраслей является сырьем для производства других отраслей, входящих в данный комплекс. Связи и обмен продукцией между отраслями, составляющими комплекс, обслуживает транспорт. Существенно наличие не только природных ресурсов и энер- * гии, но и трудовых ресурсов, которых при освоении новых территорий почти всегда не хватает. 9 3. 509 И в случае формирования территориально-промышленных комплексов, и в случае освоения новых территорий транспорт играет без сомнения весомую роль. Обеспечивая торгово-экономические связи, транспорт выступает в данных решениях как весомый экономический фактор: минимальность транспортной составляющей в цене готовой продукции — это один из критериев экономической эффективности развития региона. Транспорт и развитие общества. Транспорт влияет на культурное развитие общества, нации и обеспечивает распространение мировых культурных ценностей даже в самых отдаленных районах страны. Перемещая людей от мест проживания к местам обучения, работы, учреждениям здравоохранения, театрам, музеям, на отдых, транспорт обслуживает значительную сферу человеческих потребностей в общении, передаче опыта, культуры, традиций и знаний [30]. Техническое и технологическое совершенствование транспорта формирует ряд его неоценимых для потребителей свойств — скорость доставки, комфортность поездки, мобильность, надежность и др. Дальние расстояния уже не становятся препятствием для обмена профессиональным, производственным, социальным и культурным опытом народов разных стран. Благодаря возможностям современных видов транспорта самые прогрессивные достижения народов, наций и культур находят широкое применение во всем мире. Транспорт и обороноспособность страны. Транспорт обеспечивает мобильность вооруженных сил страны, влияет на ее обороноспособность. В период чрезвычайных обстоятельств, ведения активных боевых действий, развертывания вооруженных сил транспорт — базовый элемент системы обороноспособности страны. От мощности, мобильности, технического совершенства транспорта зависит скорость перемещения вооруженных сил, быстрота реакции на операции противника и многое другое. Именно поэтому транспорт России до сих пор остается отраслью, в большой степени контролируемой государством. Место и роль отдельных видов транспорта. В транспортной системе России роль и место отдельных видов транспорта неравнозначны. Железнодорожный транспорт — один из ведущих видов в транспортной системе страны. В настоящее время в общем грузообороте всех видов транспорта доля железнодорожного транспорта составляет около 38 %; трубопроводного — 52,5, автомобильного — 3,7, морского — 3, внутреннего водного — 2,2, воздушного — 0,1 %. Это свидетельствует о том, что по ряду перевозок железнодорожный транспорт уже утратил позиции естественного монополиста и испытывает острую конкуренцию со стороны других видов транспорта. Победить в этой конкуренции можно, лишь применив гибкие тарифы для грузоотправителей, улучшив качество перевозок, более полно удовлетворяя требования клиентуры, прогнозируя изменения спроса на услуги. Уже в течение нескольких лет перевозки грузов по железной дороге сокращаются стабильно, в то время как пассажирские перевозки динамично увеличиваются. Состояние железнодорожного транспорта в последние годы не улучшалось, что предопределило решение о необходимости проведения реформ на основе реструктуризации и приватизации данной подотрасли. Наибольшее внимание здесь должно уделяться поиску и формированию гибкого организационно-экономического механизма с максимальной ориентацией на использование рыночных инструментов (например, конкуренции) в хозяйственной деятельности железных дорог. Это вызывает необходимость на железнодорожном транспорте серьезной плановой и организационной работы, например учета размера партий грузов для повышения заинтересованности грузоотправителей в создании цельных маршрутов (а не перевозок на коротких отрезках пути). Эта мера позволит установить новую шкалу стоимости перевозок по железной дороге на короткие расстояния, которая может сравняться с ценой, предлагаемой перевозчиками автомобильным транспортом. Тогда многим грузоотправителям придется переориентироваться на автотранспорт, а значит, удастся перенаправить освободившиеся вагоны на длинные расстояния. Кроме того, из тарифа будет выделена составляющая на обновление вагонного парка и инфраструктуру. Сформируется среда свободно хозяйствующих субъектов. В итоге на этом рынке активизируется конкуренция. Автомобильным транспортом (AT) в России выполняют более 85 % всего объема перевозок грузов внутри страны и более половины всех перевозок пассажиров. В международном сообщении AT имеет долю от европейского рынка перевозок — 21 %. Россия отстает в сфере AT от промышленных развитых стран в среднем на 10 лет. Количество легковых автомобилей, приходящихся на 1000 жителей России, в 3 — 4 раза меньше, чем в странах Западной Европы и США, еще больше проблем по грузовым автомобилям. Очевидно, что с развитием экономики в России следует ожидать роста количества автомобилей на 1000 жителей в несколько раз. В последние 5 лет рост этого показателя достаточно интенсивен: в отдельных городах и регионах (в Москве, Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке) парк автомобилей увеличился в 5 — 9 раз. Международными перевозками в настоящее время занимаются 2500 отечественных компаний, имеющих 15 тыс. тягачей и более 11 тыс. автобусов; 80 % этих компаний — частные предприятия с парком 2—10 машин. Одной из основных причин низкой конкурентоспособности российских международных перевозчиков является отсутствие производства отечественных автомашин, соот- 9* ветствующих требованиям зарубежного законодательства, где установлены высокие стандарты по экологии и безопасности. Парк автотранспортных средств России, подчиняясь рыночным условиям, по своим параметрам, структуре и типам используемых автотранспортных средств, приближается к характерному для промышленно развитых стран. Автомобильный транспорт, являясь основной частью современного мирового хозяйства, развивается одновременно с другими отраслями и отражает изменения, которые происходят в мировом производственном процессе. Однако доля AT в общем грузообороте России составляет всего 9 % по сравнению с такими развитыми странами, как Великобритания (83 %), Дания (72 %), Финляндия (68 %), Германия (61,2 %), Франция (59 %), Польша (37 %), Австрия (32 %), США (25 %). Одна из главных причин сильного отставания развития AT России — это плачевное состояние автомобильных дорог и инфраструктуры автомобильной подотрасли, которые требуют емких единовременных вложений в реконструкцию и новое строительство и существенных средств для поддержания в нормальном эксплуатационном состоянии. Внутренний водный транспорт не имеет решающего значения для транспортной системы России, его доля даже во времена «процветания» составляла не более 4...7% от общего грузооборота всех видов транспорта. Однако его значение велико для обеспечения транспортно-экономических связей в северных и восточных районах страны. При этом главное конкурентное преимущество доставки внутренним водным транспортом — это относительно невысокие цены. В период экономических реформ внутренний водный транспорт оказался на грани выживания. Затяжному кризисному состоянию способствовало многократное сокращение производства сельскохозяйственной продукции (и сырья) в южных областях, которая затем поставлялась на север и в центральные районы. Спрос на круизные речные туры по центральной части России и по Волге с началом перестройки практически исчез. За годы реформ пришел в упадок основной флот и необходимая инфраструктура. Отсутствие средств на улучшение фарватеров основных судоходных рек не дает возможности в полной мере использовать этот вид транспорта в соответствии с возрастающим спросом на его услуги. Морской транспорт, долгое время бывший в экономике России первым и основным в обеспечении международных перевозок массовых грузов, во все большей мере в настоящее время эти позиции утрачивает в связи с сильнейшей конкуренцией со стороны AT. Основные мощности морского транспорта, обеспечивающие его высокую эффективность, были сосредоточены в бывших социалистических республиках и с распадом СССР перешли в собственность отделившихся стран. По оценкам специалистов, Россия потеряла на данном виде транспорта порядка 30...45% имевшихся основных фондов и около 50...60 % грузооборота. В период реформ потребовалось формирование новой портовой инфраструктуры и флота, который смог бы эффективно, как и во времена СССР, обслуживать морские перевозки грузов. Дальнейшая реструктуризация подотрасли привела к значительному сокращению размеров и эффективности экспорта транспортных услуг. Сравнительные конкурентные преимущества морского транспорта — высокая провозная способность и большие объемы перевозок — определяют привлекательность капитальных вложений в эту подотрасль, рост грузооборота которой (в связи с развитием < внутреннего производства и ориентацией России на экспорт) — < тики. Развитие морского транспорта и его портовых мощностей Воздушный транспорт в социалистической экономике был видом, обеспечивающим массовые перевозки пассажиров в основном на дальние и средние расстояния. Для многих районов страны он и до сих пор остается основным, обеспечивающим связь с центральными районами. Современное состояние воздушного транспорта заставляет с сожалением констатировать, что коммерциализация сделала этот вид транспорта доступным только наиболее обеспеченным категориям пассажиров. Основная масса бывших клиентов предпочитает в настоящее время менее скоростные, но более дешевые виды транспорта. Об этом свидетельствуют и цифры существенного сокращения пассажиропотока, парка самолетов, слабого его обновления. Единственное направление, где положение воздушного транспорта в последние годы улучшилось, — это международные авиаперевозки. В целом на долю воздушного транспорта в настоящее время приходится чуть больше 1 % грузооборота страны и около 3,5 % пассажирооборота. Трубопроводный транспорт занимает в транспортной системе России значительное место. В экономике страны, традиционно экспортирующей топливные виды сырья, на долю трубопроводного транспорта приходится в общем грузообороте всех видов транспорта около 35... 45 %, и доля эта возрастает при практически отсутствующем приросте новых мощностей. Определяя стратегию динамики транспортной системы, многие специалисты прогнозируют развитие транспорта вообще в связи с развитием и совершен- / ствованием материально-технической базы трубопроводного транс- \ порта. 12.3. Экономические критерии размещения предприятий транспорта Транспорт, обслуживая увеличивающиеся возможности производства и грузооборота продукции, расширяющуюся систему потребления, становится поистине кровеносной системой страны, играет первостепенную роль в развитии территорий и отраслей экономики. Рассматривая принципы территориального размещения предприятий транспорта, необходимо учитывать потребности каждой территории и ее населения, сопоставляя эти потребности со стратегическими позициями России, ее государственными планами и политикой. Решающий критерий выбора мест размещения транспортных предприятий, строительства новых дорог, объектов транспортной и дорожной инфраструктуры — экономическая эффективность использования этих объектов. Экономическую целесообразность развития и размещения производительных сил транспортной отрасли устанавливают по минимуму затрат на производство продукта, включая транспортные затраты на доставку к месту потребления. Таким образом, при определении мест размещения транспортных предприятий в качестве основного критерия принимают стремление к минимуму транспортной составляющей (транспортных затрат) в цене готовой продукции. Экономическая эффективность работы предприятий отраслей промышленности — критерий, в равной степени важный как для решений, принимаемых государственными органами, определяющими транспортную политику в сопоставлении с экономической политикой (и на федеральном, и на местном уровне), так и для решений, принимаемых руководителями транспортных предприятий и предпринимателями в этой сфере. Для государственных решений более важна ориентация на растущие экономические интересы регионов и в связи с этим на развитие транспорта, отдельных его видов и направлений. Для частных решений эффективной признается достаточная (или высокая) норма прибыли на вложенный капитал. Задачу оптимального размещения предприятий транспорта обычно решают (особенно при освоении новых территорий), исходя из соотношения массы сырья, топлива и массы готовой продукции. При этом учитывают влияние дальности транспортировки того и другого (вначале к местам производства, затем к местам потребления) на транспортные затраты (которые следует минимизировать). Соотношение это неодинаково для различных отраслей. Оно зависит от естественных свойств среды территорий (дальности расположения, климата, географии, освоенности территории) и может изменяться во времени. Поэтому необходим дифференцированный подход к учету влияния транспортных затрат на размещение обслуживаемых транспортом предприятий различных отраслей и размещение обслуживающих предприятий транспорта. С этой точки зрения в структуре экономики выделяют несколько основных отраслей, которые представляют собой перспективные интересы для страны. Предприятия добывающей отрасли располагают вблизи месторождений. С учетом минимальности транспортных затрат определяют рациональную очередность ввода в эксплуатацию месторождений и оптимальные размеры добычи. В первую очередь исходя из данной установки в эксплуатацию и транспортное обслуживание вводят месторождения с наименьшими затратами на добычу природных ресурсов (в сопоставлении с транспортными затратами). Яркий пример — освоение Норильского месторождения никеля на Крайнем Севере страны, где масса добываемого сырья хотя и велика, но затраты на его добычу и вывоз, тем не менее, покрываются прибылью от его использования. Это делает Норильское месторождение и его освоение (даже с большими транспортными затратами) экономически эффективным. Предприятия обрабатывающих отраслей размещают с учетом соотношения массы сырья и топлива, используемых для производства продукции, и массы готовой продукции. Если масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, то предприятия транспорта размещают в районах добычи или первичной обработки, вблизи сырьевой и энергетической базы. Если масса сырья и топлива меньше массы готовой продукции, то предприятия транспорта размещают в местах потребления готовой продукции. При одинаковых величинах этих показателей выбор места расположения предприятия транспорта обусловлен преобладанием других факторов: наличия трудовых ресурсов (где есть трудовые ресурсы, там и размещают предприятия транспорта), сложности транспортного освоения территории (откуда легче проложить пути, там и размещают предприятия транспорта) и т.д. В некоторых случаях предприятия обрабатывающих отраслей размещают там, где это необходимо, исходя из особенностей и потребностей комплексного развития территории, даже если на первых этапах освоения не будет получено достаточного экономического эффекта. В этом случае транспортные затраты учитывают лишь как косвенный фактор при принятии решения о размещении предприятий транспорта. Приоритетными при таких условиях признают другие виды эффектов, например, социальный, сбалансированности развития территории, повышения ее самостоятельности и т.д. Транспорт влияет на ряд важных процессов в отраслях экономики, которые в сочетании являются решающими при выборе экономически эффективных мест размещения предприятий транс- порта и развития как материально-технических элементов транспортной системы, так и видов транспорта. Транспорт оказывает влияние на концентрацию обслуживаемого производства. При этом важно определить оптимальные размеры предприятий на основе оценки себестоимости продукции и услуг и наличия рабочей силы. Рост масштабов транспортной деятельности либо основан на увеличивающейся концентрации обслуживаемых производств, либо стимулирует концентрацию за счет роста неудовлетворенных потребностей. И в том, и в другом случае транспорт может влиять на концентрацию обслуживаемого производства: увеличение дальности перевозок готовой продукции вызывает рост транспортных затрат и, следовательно, цены перевозимых товаров; такое же влияние оказывает научно-технический прогресс и интеграция транспортной системы территории. Концентрация производства приводит к расширению района потребления, созданию комплексов и увеличению транспортных затрат в цене продукции. Таким образом, увеличение мощности производящего предприятия ведет к снижению себестоимости. Однако концентрация производства ограничена затратами не только на производствб, но и на транспортировку продукции. Целесообразным признается соотношение себестоимости готовой продукции и транспортных затрат на ее доставку к местам потребления, когда прирост транспортных затрат не превышает затрат на концентрацию производства. Для развития и размещения предприятий транспорта необходимо учитывать и оптимальные границы специализации производства в других отраслях. Специализация производства вызвана, как правило, необходимостью экономии производственных затрат. Но производство продукции специализирующихся предприятий требует расширения сферы обмена, что означает увеличение транспортных затрат. В этом случае место расположения транспортного предприятия существенно влияет на возможность экономии транспортных затрат. Специализацию признают экономически эффективной до тех пор, пока экономия от снижения издержек производства на специализирующемся предприятии больше дополнительных транспортных расходов. Относительно кооперации производства — целесообразно, если экономия от снижения производственных издержек кооперирующихся производящих предприятий больше дополнительных издержек транспорта, вызванных увеличением дальности перевозок грузов. Аргументы по размещению транспортного предприятия в этом случае те же, что и при усилении концентрации или специализации. Транспорт играет важную роль в комплексном развитии экономических районов, формировании структуры основных отраслей эко- номики, в правильном разделении труда между ними, наиболее полном использовании природных и трудовых ресурсов, что приводит к расширению межрайонных экономических связей и соответственно повышению роли транспорта. При этом именно за счет развития транспортной системы выравнивается экономическое развитие регионов, создаются условия для подъема их экономики и культуры. Результат — территориальное разделение труда углубляется, растут межрайонные, территориальные, международные транспортно-экономические связи; транспорт получает новый импульс к развитию. Недооценка роли транспортных затрат при размещении производства и развитии единой транспортной системы вызывает непроизводительные расходы всех видов ресурсов. Немаловажна для освоения территории оценка размещения транспортных предприятий с точки зрения удобства, доступности транспорта для населения. При проектировании развития транспортной системы на определенных участках и территориях решение о качестве и перспективных мощностях транспортного обслуживания принимают на основании показателей транспортной обеспеченности и доступности, провозной и пропускной возможности (соответственно транспорта и транспортных путей, сооружений), протяженности сети путей сообщения, конфигурации размещения транспортных линий и других факторов. Показатель густоты сети [30, с. 27] характеризует обеспеченность стран, регионов и территорий транспортными путями. Соотношение протяженности дорог к площади территории отражает возможности выбора оптимального маршрута доставки. Чем гуще сеть, тем больше возможностей для оптимизации маршрутов транспортных средств. Показатель транспортной обеспеченности, характеризующий возможности населения пользоваться транспортной сетью, определяют как соотношение протяженности дорог территории к численности населения данной территории. Приведенные показатели, хотя и не отражают достаточности или оптимальности развития транспортной сети, являются важным индикатором уровня обеспеченности населения путями для отдельных видов транспорта. Для определения комплексного показателя густоты сети различных видов транспорта предложено указывать приведенную длину путей сообщения и учитывать только обжитую площадь рассматриваемой территории. До настоящего времени Россия имеет наиболее низкие показатели транспортной обеспеченности, что свидетельствует о низком уровне транспортного обслуживания населения и требует усиления мер государственного характера в этом направлении, создания программ для дальнейшего развития сети дорог. Макроэкономическим показателем уровня транспортного обслуживания считают объем приведенного грузооборота в тонна-километрах, приходящегося на единицу валового внутреннего продукта (национального дохода) страны. Об уровне транспортного обслуживания населения можно судить и по основным показателям транспортной работы. Однако в условиях нестабильной экономики сопоставить данные показатели даже по отдельным периодам представляется достаточно сложным, так как эти значения следует корректировать на уровень инфляции, темпы роста цен на товарную продукцию и услуги транспорта и учитывать условия конъюнктуры сформировавшегося рынка транспортных услуг (РТУ — см. гл. 10). В условиях стабильного развития экономики темпы роста удельной транспортной работы должны соответствовать темпам прироста валового внутреннего продукта, что определено государственной транспортной политикой, направленной на оптимизацию транспортной работы, сокращение транспортных затрат, рационализацию размещения и развития производительных сил и предприятий транспорта. Экономия живого труда является одним из возможных следствий интенсификации работы транспорта. Транспорт снижает цены готовой продукции в производящих отраслях, сокращая затраты времени на перемещение грузов и пассажиров. Показатель, позволяющий получить такие оценки, называется транспортной доступностью территории и определяется по грузовым перевозкам как отношение суммарного времени доставки грузов в регионе за определенный период к объему транспортных услуг на транспортной сети определенной конфигурации и густоты. Для пассажирских перевозок в составе показателя меняется только числитель — суммарное время перемещения пассажиров в регионе за определенный период. Провозная возможность транспорта разных видов оценивается исходя из грузоподъемности наличных транспортных средств при максимальной продолжительности времени в эксплуатации и за определенный период. В расчетах учитывают условия эксплуатации, организацию работы транспорта, полезную составляющую этой работы и т.д. Пропускная способность путей сообщения закладывается при проектировании и строительстве и предопределяет максимальную интенсивность и мощность грузо- или пассажиропотока на данном участке пути. Перечисленные показатели весьма существенно различаются по видам транспорта и территориям Российской Федерации. Так, например, транспортная доступность и обеспеченность путями в центральном регионе — самая высокая на всей территории России: в 8—10 раз превышает аналогичные показатели на востоке и севере страны.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 5665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |