КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров
Особенностью международных транспортных отношений является наличие иностранного элемента: перевозка выполняется за границу, причем иностранный элемент присущ процессу перемещения, составляющему суть транспортной деятельности. В связи с этим основными источниками правового регулирования международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа являются международные соглашения. Поскольку каждый вид транспорта имеет свои особенности, проявляющиеся главным образом в условиях коммерческой и технической эксплуатации, а создание единой правовой нормы, отражающей данную специфику, достаточно затруднительно, поскольку международные транспортные конвенции и соглашения разработаны для каждого вида транспорта в отдельности. Таким образом, система действующих транспортных конвенций и соглашений обладает существенным количеством и многообразием элементов, однако общепринятый принцип систематизации международных договоров по объекту правового регулирования к этой системе применен. Остановимся на рассмотрении международных конвенций и соглашений по видам транспорта подробнее. Особенность регулирования международных железнодорожных перевозок проявляется в наличии двух различных правовых систем: • в Российской Федерации и странах СНГ действуют Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашение о международном железнодорожном пассажирском сообщении (СМПС) 1950 г.; • в странах Центральной и Западной Европы — Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ — CIM-COTIF) 1980 г., объединившее Бернскую конвенцию о железно- дорожных перевозках грузов и Бернскую конвенцию о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа. СМ ГС применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних; сообщениях стран-участниц. Соглашение имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов. Транзитные перевозки грузов по железным дорогам стран—участниц Соглашения из стран или в страны, из которых по крайней мере одна не является участницей СМГС, осуществляются на условиях, предусмотренных транзитными тарифами, применяемыми национальными железными дорогами для данного международного сообщения, если не применяется другое соглашение о прямом международном железнодорожном грузовом сообщении. Соглашением установлены правила составления накладной, подтверждающей заключение договора перевозки; правила приема и выдачи груза, процедура составления коммерческого акта; правила определения срока доставки груза; порядок исчисления и взимания провозных платежей; ответственность железной дороги и порядок предъявления претензий и исков по договору перевозки. Железнодорожные перевозки в странах Европы регламентируются Бернскими грузовыми конвенциями. Россия не является уча-» стницей Бернских конвенций и Соглашения КОТИФ 1980 г., но их положения, связанные с ними инструкции и другие нормативные акты применяются при перевозках российских внешнеторговых грузов в страны Европы и из этих стран в Россию. Соглашение КОТИФ учредило Организацию международно-, го железнодорожного транспорта, определило ее задачи, полно-I мочия органов, порядок деятельности. Соглашение 1980 г. упро-' стило порядок пересмотра условий перевозок, определило предел ответственности железных дорог при международных перевозках в расчетных единицах Международного валютного фонда — «специальных правах заимствования» (СПЗ/SDR), внесло некоторые уточнения в правила, относящиеся к основаниям освобождения перевозчика от ответственности за недостачу груза, а,: также к ответственности перевозчика при просрочке в доставке груза. 1 Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ 1RU) конвенции и соглашения, регулирующие международные автомобильные перевозки, объединены в шесть групп в зависимости от объекта правового регулирования: правовые аспекты договора перевозки груза; таможенные процедуры; особые условия перевозок некоторых специфических категорий грузов; налоговые процедуры и правила; организация дорожного движения; режим труда и отдыха водителей на международных рейсах. Правовые аспекты договора перевозки груза автомобильным транспортом в международном сообщении регламентированы в Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов — Convention relative au contrat de transport international de marchandises par roure (КДПГ CMR). Конвенция разработана под эгидой Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, подписана в Женеве 19 мая 1956 г. Конвенцией установлены: • процедуры заключения, исполнения и расторжения договора международной дорожной перевозки грузов (правила приема груза к перевозке, выдачи груза, сроки доставки груза); • необходимость наличия накладной CMR, перечень обязательных и дополнительных сведений, содержащихся в данном документе, правила использования накладной; • ответственность перевозчика за сохранность груза; • процедуры предъявления и урегулирования претензий и исков. Выполнение международных автомобильных перевозок связано с пересечением грузами территорий различных государств, что связано с применением действующих в каждом из них национальных таможенных систем и процедур контроля. Несмотря на существенные различия данных систем, они обладают общей чертой: необходимостью проведения осмотра грузов на каждой национальной границе и применения национальных гарантийных требований. Таможенное регулирование международных автомобильных перевозок грузов в значительной степени упрощается за счет применения различных таможенных транзитных систем. В настоящее время наиболее эффективной универсальной транзитной системой является транзитный режим МДП, действующий в рамках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП TIR). Конвенция регламентирует требования к подвижному составу (стандарты конструкций, процедуры допущения), допущенному к перевозкам в рамках данной системы; систему гарантий уплаты пошлин и сборов, в отношении которых существует риск неуплаты; правила оформления сопроводительных документов — книжки МДП {Carnet TIR); международное признание мер таможенного контроля. Перевозка специфических категорий грузов — опасных и скоропортящихся — осуществляется при применении Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 г. и Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), 1970 г. соответственно. Единые правила дорожного движения, требования к автотранспортным средствам и регистрационным номерам, образцы международных водительских удостоверений установлены Конвенцией о дорожном движении 1968 г. и Европейским соглашением, дополняющим данную Конвенцию, 1971 г. Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), 1970 г. содержит требования, которым должны соответствовать водители транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, устанавливает продолжительность ежедневного отдыха и управления транспортным средством, еженедельного отдыха, максимальное время непрерывного управления, максимальную недельную и двухнедельную продолжительность управления автотранспортным средством. Нормы права, действующие в области торгового мореплавания, образуют одну из наиболее развитых подсистем международного частного права и могут быть объединены в следующие группы: правовые нормы, регламентирующие отношения, опосредуемые договорами перевозки пассажиров, багажа и грузов; правовые нормы, регламентирующие отношения по осуществлению вещных прав на морские суда; правовые нормы, регламентирующие отношения, связанные с риском мореплавания (морское страхование, общая и частная авария, столкновение судов, спасание на море и др.). К наиболее авторитетным многосторонним международным I договорам, регламентирующим перевозку грузов в торговом мо-' реплавании, относятся Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся коносаментов, 1924 г. (Гаагские правила), протоколы 1968 г. (правила Висби) и 1979 г. о ее изменении; Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила). Сопоставление Гаага-Висбийских и Гамбургских правил по- I зволяет сделать вывод о более широкой сфере применения после-■■ дних. Гамбургские правила применяются ко всем договорам мор-" ской перевозки между двумя различными государствами, если порт г, погрузки или порт разгрузки, предусмотренные в договоре морской перевозки, находятся в одном из государств — участников Конвен-I ции или один из опционных портов разгрузки, предусмотренный I. в договоре морской перевозки, является фактическим портом разгрузки и такой порт находится в одном из государств—участии-; ков Конвенции, или коносамент или другой документ, подтверждающий договор морской перевозки, выдан в одном из Договаривающихся государств, или коносамент или другой документ, J подтверждающий договор морской перевозки, предусматривает, что договор должен регулироваться положениями Конвенции или законодательством любого государства, вводящего их в действие..Положения Конвенции 1978 г. применяются независимо от национальной принадлежности судна, перевозчика, фактического пе- ревозчика, грузоотправителя, грузополучателя или любого друго- Г° SSSSlK^SS» регламентирует вопросы отвегствен-™^£юзчика и грузоотправителя, причем в основе лежит Нп™ТпрезюХуемой вины перевозчика. Кроме того, в Гам-принцип nPejIU_"^„TimnpH пепиод ответственности перевозчи- Т£5£^^%^™**о груз находится в ве-дениГп^озчика'в порту погрузки, в процессе перевозки и В Тл^ду^тм^гить, что Конвенция 1978 г. пока не вступила в сил? однако Те положения активно используют на практике, ™м числе судовладельцы Российской Федерации. В МедаарадньТе воздушные перевозки регламентируются в ос- \^ю!нвенцией о Международной гражданской авиации (Чи- Н° Z *пГенция? 1944 Ги Конвенцией для унификации неко- Z^Z—шся международных воздушных перевозок *Т£££%^1™**- o6p^t основусистемыS" ™оГьк договоров, регулирующих воздушные перевозки. Кон- ^ZZlTSuTplZ^no^ учреждения и функционирования Международной организации гражданской авиации (И Шавовые условия международных перевозок грузов и паа»-™ пппелеляются Варшавской конвенцией 1929 г. В 1955 г. Вар-Гавская ^нвТнпия была изменена Гаагским протоколом, в пос-шавская k°°°""V Гвадалахарской конвенцией 1961 г., Гва- Т&^ши7^пшТ9П г. 'и Монреальскими протоколами (№Я1я^ша)вск1я конвенция (с изменениями, внесенными Гаагским РШпп2 опоеделяет сферу применения конвенции (понятие ПР°Т Тп^ных дареТозок перевозка несколькими последующи- TZZo^uI^oJnn, предъявляемые к реквизитам М РГ™Глокументов (проездного билета, багажной квитан- ^Z^m^S^Z^nol порядку их выдачи, последствиям ToVcwcS неправильности в оформлении, утери; правила об ответственности перевозчика, пределы ответственности перевоз- ЧИКГвадалахарская конвенция распространила действие Варшав ам Гд^в%Тизм?нИеЧния, внесенные Гватемальским про- токолом и Монреальскими протоколами, касаются изменения предела и размеров ответственности перевозчика. Контрольные вопросы 1. Опишите систему основных источников правового регулирования транспортной деятельности. 2. Опишите транспортное законодательство Российской Федерации. 3. Что такое «транспортные обязательства»? Приведите примеры. 4. Каковы организационные предпосылки заключения договора перевозки? В каких правовых формах они воплощаются? 5. Каковы особенности договора об организации перевозок? 6. Дайте определение договора перевозки груза, приведите его основные характеристики. 7. Опишите классификацию договоров перевозки. 8. Какие элементы выделяются в обязательстве грузовой перевозки? Приведите характеристику элементов. 9. Каковы основания возникновения ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов?
10. Охарактеризуйте виды имущественной ответственности в обязательствах по перевозке грузов. 11. Какова специфика рассмотрения споров по грузовой перевозке? 12. Опишите особенности договоров перевозки грузов на различных видах транспорта. 13. Каковы лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации? 14. В чем состоит особенность правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров? ГЛАВА 12
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |