КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров
Конкуренция как основная движущая сила сформированных рыночных отношений в транспортной отрасли проявляется не только в соперничестве производителей услуг одного вида транспорта, но и в нарастающей конкуренции между видами транспорта за больший объем рынка, за лучших клиентов (потребителей транспортных услуг), за дополнительную прибыль. Развитие межвидовой конкуренции, как правило, усиливает позиции одних видов транспорта и значительно ослабляет позиции других. При сильной межвидовой конкуренции клиент свободен выбирать наиболее ответственного, надежного и в то же время недорогого перевозчика, т. е. выбирать способ доставки грузов или пассажиров (ориентируясь на максимальную экономическую эффективность этой доставки для себя (клиента)). При этом немаловажны условия доставки — немедленно или с планируемым сроком, т.е. с доставкой в течение какого-либо периода. В первом случае учитывают особенности настоящего положения транспортной системы: путей и видов транспорта, во втором — возможности и перспективы развития мощностей и технологий доставки. И в том и в другом случае для клиента определяющий фактор — цена транспортных услуг, которая назначается перевозчиком исходя из двух основных оценок — уровня планируемых затрат на транспортную работу и среднеотраслевого уровня цен на услуги (в том числе услуги-заменители, оказываемые конкурирующими видами транспорта). Кроме того, потребитель определяет круг важных свойств предлагаемой на рынке транспортной услуги — дальность перевозки, сроки и скорость доставки, надежность доставки, сохранность грузов и безопасность перевозки пассажиров, гарантии перевозчика или экспедитора, комплексность обслуживания и другие свойства, перечень которых зависит от вида груза и его специфики. Региональные транспортные системы в своем составе имеют ограниченные природными возможностями комплексы видов транспорта. Например, завоз грузов в труднодоступные и осваиваемые районы осуществляют в основном «сезонными» видами транспорта: речным, морским (если это невозможно, то воздушным). Массовые навалочные грузы (уголь, руду) перевозят в основном по железным дорогам и подъездным путям, специально проложенным получателями и отправителями таких грузов. Во многих районах сохраняется естественно-монопольное сообщение одним видом массового транспорта при ограниченных возможностях выбора других. Развивающаяся конкуренция существенно влияет и на выбор клиентами вида транспорта при пассажирских перевозках: в дальнем следовании железнодорожный «перетянул» на себя объемы пассажироперевозок воздушного и внутреннего водного транспорта; в пригородном и местном сообщении конкуренция ослабляет позиции железнодорожного транспорта в пользу автомобильного. Туристические перевозки и по стране, и за рубежом пассажиры предпочитают сейчас совершать на автобусах — мобильном, гибком, комфортном и недорогом (в сравнении с самолетами) транспорте. При выборе вида транспорта для клиента — производителя товара главная задача — многофакторный учет всех обстоятельств доставки товара с наименьшими затратами времени, денег и других видов ресурсов. Следовательно, главный результат — экономическая эффективность доставки (снижение транспортной составляющей (транспортных затрат) в цене товара, готовой продукции). Основные критерии выбора клиентом вида транспорта для перевозок грузов (товара) следующие. 1. Минимальная цена транспортной услуги или комплексного транспортного обслуживания (транспортных затрат) для клиента. При этом основные требования к перевозке — согласование маршрута, количества перевалок, количество участников транспортного обслуживания, риски клиента и условия их предотвращения, гарантии и другие показатели — определяют уровень цены. 2. Условия сохранности груза и надежности доставки. Современные технологии доставки (контейнеризация и пакетирование) позволяют клиенту существенно экономить на таре, упаковке, маркировке и других подобных затратах, обеспечивая высокое качество, сохранность и надежность доставки. 3. Комплексность обслуживания. Заказ доставки у нескольких участников на разных видах транспорта по сложному маршруту обычно для клиента дороже, чем комплексное обслуживание у одного экспедитора, координирующего и сопровождающего всю доставку и выполнение операций каждым ее участником. В этом случае эффективного снижения цены (см. критерий 1) транспортной услуги (транспортных затрат) достигают за счет согласования действий участников и экономии на повторяющихся или дублирующихся операциях, а также за счет ее более точного планирования. 4. Сопоставимость стоимостных и натуральных показателей для видов транспорта. Как правило, доставку планируют в нескольких возможных вариантах, из которых клиент выбирает наиболее приемлемый. При этом важно показать клиенту сопоставимость выполненных оценок и источники возникновения экономии. 5. Информированность клиента. И на этапе планирования доставки, и на этапе ее реализации клиент должен быть хорошо ин- формирован. Это позволит ему не только выбрать наиболее оптимальный и экономичный вариант доставки груза, но и отслеживать его реальное перемещение в пути следования. Кроме того, информирование, извещение о различных стадиях доставки позволяет клиенту адаптировать свой производственный процесс, его ритм под темпы и объемы транспортной работы. Можно было бы остановиться и на других критериях, связанных со спецификой вида транспорта, самой доставки, предъявляемого к перемещению груза, но эти факторы учитываются при определении особенностей и существенном влиянии на стоимость или выбор варианта доставки по другим признакам, конкретизирующим маршрут, количество перевалок груза, количество участников перевозки и обслуживания и т.д. Для выбора вида транспорта перевозчики используют методы расчета экономического эффекта варианта перевозок; определения рациональной сферы применения вида транспорта; равновыгодного расстояния использования того или иного вида транспорта. В основе всех перечисленных методов лежит определение транспортных затрат и сравнение их величин, приходящихся на какой-либо другой показатель. В первом случае — на всю доставку с различием по вариантам, во втором — с разложением на доли затрат, приходящиеся на виды транспорта, участвующие в доставке, и в третьем случае — с разложением затрат в сопоставлении с длиной участка маршрута доставки, обслуживаемого одним видом транспорта, и сравнении этого показателя по другим видам транспорта, участвующим в доставке. Каждый из перечисленных методов имеет свой алгоритм расчета. Кроме того, в зависимости от периода или условий расчета (текущих или перспективных) может меняться и содержание элементов затрат сопоставляемых вариантов перевозки. Выбор варианта перевозок определяется видом транспорта, который выполняет основную по дальности перемещения груза часть транспортной работы. Различают железнодорожный, автомобильный, речной (водный), трубопроводный и смешанные варианты перевозок. Наиболее простая схема доставки — автомобилями, непосредственно от склада отправителя до склада получателя без перегрузки. Наиболее сложны варианты доставки по железнодорожному и смешанным вариантам, включающим в себя перевалку на другие виды транспорта. Во многих случаях связывают в единую схему два (и более) вида транспорта, где для обслуживания подвоза-вывоза используется автомобильный транспорт. В отличие от автомобильного транспорта (операции осуществляют у грузовладельцев) железнодорожные станции используют как технологическую базу перевалки грузов: здесь грузопотоки не зарождаются и не погашаются, они проходят через железнодо- рожные станции, за счет использования мощностей которых ускоряется доставка. Обычно оценка равновыгодности варианта доставки различными видами транспорта основана на альтернативе: если перевозки на расстояние меньше полученной равновыгодной дальности, то следует использовать автомобильный транспорт; если больше — железнодорожный, морской, речной и другие виды. Окончательное решение базируется на определении технологических свойств рода перевозимого груза и обеспечении его сохранности, схем транспортировки, типа автомобилей и другого подвижного состава, категории дорог и условий перевозки. В условиях нестабильных цен на рынке транспортных услуг или их роста выбор вида транспорта для доставки осуществляют на основании сравнения более сопоставимых показателей себестоимости: переменных затрат, зависящих от объемов перевозок или части переменных затрат, при наличии резервов провозных возможностей. Дополнительные расходы на доставку, различные потери и ущербы увеличивают себестоимость доставки и, следовательно, снижают экономическую эффективность использования вида транспорта, что также учитывается при окончательном решении по выбору вида доставки. Перспективные расчеты по выбору вида транспорта проводят сопоставляя варианты приведенных капитальных вложений, вводимых в эксплуатацию к определенному времени. Выгодным, экономически эффективным признают вариант с наименьшими приведенными затратами, обеспечивающий равные с другими вариантами прочие условия доставки. При этом один из важных факторов — учет экологического ущерба, который закладывается в цену транспортной услуги как один из видов налогов и косвенно в виде части затрат (например, на более технологичное, качественное и, следовательно, дорогое топливо). Расчеты по определению рациональных сфер применения видов транспорта важны для современных логистических предприятий, которые выявляют возможные резервы экономии за счет технологических инноваций, связывающих процесс производства и обращения. Предпочтение здесь обычно отдают наиболее гибким вариантам доставки, имеющим наименьший комплексный риск повреждения или утраты груза и более дешевым, надежным по другим свойствам доставки. Выбор вида транспорта для пассажирских перевозок связан с другими определяющими факторами. Клиенты пассажирского транспорта — в основном индивидуальные пользователи, требования которых существенно различаются в зависимости от платежеспособности, психотипа, жизненных приоритетов и связаны с целью поездки, ее продолжительностью, стоимостью проезда, удобством расписания движения транспорта, качеством обслужи- вания до, во время и после поездки, доступности вида транспорта, развитости транспортной сети и другими факторами. Основные критерии выбора вида транспорта для перевозок пассажиров таковы: экономия средств клиентов, скорость и комфортность перемещения, экономия времени, рациональное использование свободного времени населения, что определяет значение пассажирских перевозок как социально-значимых для государства и его экономики. При выборе способа доставки в настоящем пассажир руководствуется собственной оценкой качества транспортных услуг, сопоставляя для разных видов транспорта удобство расписания и время следования, стоимость, комфортность и прочие факторы — льготы, скидки, рекламу, комплекс услуг. При решении перспективных задач выбора вида транспортного обслуживания населения главные факторы определяет государство. К ним относят развитие городов, межрегиональных и международных транспортно-экономических связей, строительство новых промышленных объектов, зон отдыха и спорта и т.д. Выполняют такие оценки обычно по результатам сравнения проектов развития транспортной сети и системы, отдельных видов транспорта, сравнения их технико-экономических обоснований, где возможные социальные эффекты сопоставляются с экономическими и эффекты, получаемые отдельными организациями, — с эффектами, получаемыми обществом в целом. Сопоставление проводят на основе полного учета капитальных вложений и предстоящих текущих затрат, с возможной экономией времени и затрат при новом варианте транспортного обслуживания пассажиров. Из нескольких сравниваемых вариантов наиболее эффективен тот, который показывает минимальное значение приведенных затрат. При планировании и организации перевозок часто приходится делать выбор между конкурирующими вариантами доставки грузов и перемещения пассажиров. Поскольку не всегда есть возможность делать подробные сравнительные расчеты, для грузовых перевозок применяют заранее обоснованные и проверенные типовые схемы эффективного использования видов транспорта. Они различаются по видам грузов, возможным схемам транспортировки, видам сообщений и условиям перевозок. Контрольные вопросы 1. Докажите, что транспорт России имеет важное значение для мировой транспортной системы, поддержания ее целостности и эффективности. 2. Оцените состояние транспорта России в настоящее время и определите наиболее перспективные направления его развития. 3. Перечислите процессы, связанные с развитием транспортно-экономических связей России и зарубежья. 4. Определите основные направления развития транспортно-эконо-мических связей России. 5. Назовите несколько основных факторов, определяющих место и роль транспорта по отношению к другим отраслям. 6. Приведите примеры ситуаций, когда транспортная отрасль, определяет установление и изменение характера социально-экономических взаимосвязей разных отраслей. 7. Какой экономический критерий является определяющим при территориальном размещении предприятий транспорта? 8. Для чего и как в экономике транспорта определяют показатели транспортной доступности и транспортной обеспеченности территории для населения и предприятий разных отраслей? 9. Каким образом транспорт влияет на кооперацию, концентрацию и специализацию производства в других отраслях? Существуют ли при этом какие-либо ограничения? Приведите примеры.
10. На основе каких критериев выбирают вид транспорта для организации доставки товаров? 11. На основе каких критериев выбирают вид транспорта для организации доставки пассажиров? ГЛАВА 13
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |