Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий




Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте

Рассмотренные в подразд. 14.2 методические подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов можно применять при всех формах инвестиций, направляемых на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение. Если проекты нового строительства и расширения не требуют внесе­ния изменений в основные формулы для расчета показателей эко­номической эффективности инвестиций, то проекты реконструк­ции или технического перевооружения имеют некоторые особен­ности оценки эффективности. В подразд. 14.1 даны понятия нового строительства, расширения, реконструкции и технического пе­ревооружения.

Уточним особенности оценки эффективности реконструкции и технического перевооружения.


Реконструкция предусматривает проведение строительно-мон­тажных работ на действующих площадях без остановки производ­ства с частичной заменой активной части основных фондов. Под техническим перевооружением понимается комплекс работ по замене и модернизации оборудования. При этом никаких строи­тельно-монтажных работ и не предусматривается.

Сравнение сущности реконструкции и технического перево­оружения позволяет заключить, что реконструкция может пре­дусматривать техническое перевооружение, а техническое пере­вооружение никогда не включает в себя реконструкцию. Поэтому особенности оценки эффективности проектов технического пе­ревооружения характерны и для реконструкции. Кроме того, ре­конструкция имеет свои особенные черты.

Особенности оценки эффективности проектов реконструкции и технического перевооружения по сравнению с новым строи­тельством или расширением производства касаются определения величины капитальных вложений.

Во-первых, техническое перевооружение связано (а реконст­рукция может быть связана) с заменой или выводом действую­щих основных фондов, поэтому сумма капитальных вложений должна быть увеличена на стоимость неамортизированной части основных фондов, выводимых из эксплуатации в связи с рекон­струкцией или техническим перевооружением, за вычетом вы­ручки от их реализации. Выручка от реализации выбывших основ­ных средств учитывается по цене реализации или по цене лома. Прочие затраты на вывод основных фондов из эксплуатации рас­сматриваются как ликвидационные.

Во-вторых, за период реконструкции может быть потеряна часть прибыли от эксплуатации объекта, подлежащего реконструкции. Например, на период реконструкции был закрыт склад времен­ного хранения грузов, услуги по хранению грузов не оказыва­лись, прибыли не было. Потери прибыли представляют собой аль­тернативные затраты и могут быть приравнены к капитальным вложениям, увеличивая таким образом их стоимость. Необходимо отметить, что при реконструкции учитываются потери прибыли только у собственника объекта реконструкции. Если из-за рекон­струкции какого-либо объекта потеряли часть прибыли хозяйству­ющие субъекты, пользующиеся объектом реконструкции на усло­виях договора или по причине того, что объект реконструкции является объектом общего пользования, то их потеря прибыли не учитывается (например, предприятия, хранящие грузы на складе временного хранения; транспортные предприятия, вынужденные организовывать перевозки в объезд автомобильной дороги, за­крытой на реконструкцию).

В-третьих, если для финансирования реконструкции привле­каются средства ремонтного фонда (например, фонда на капи-


тальный ремонт), то стоимость капитальных вложений на рекон­струкцию уменьшается на сумму средств, выделенных из ремонт­ного фонда.

Таким образом, общая сумма инвестиций в проект технического перевооружения может быть рассчитана по формуле

/=/т.п0р+ЛЗ,

где 1ТП — капитальные вложения, необходимые для технического перевооружения; С0 — неамортизированная стоимость выводимых основных фондов; Ср — стоимость реализации выводимых основ­ных фондов; ЛЗ — ликвидационные затраты.

Общая сумма инвестиций в проект реконструкции может быть определена по формуле

I = ^рек + С0 - Ср + АПреК - Зр.ф + ЛЗ,

где /рек — капитальные вложения, необходимые для реконструк­ции; АПрек — потери прибыли при реконструкции; Зр ф — затраты на реконструкцию, профинансированные за счет средств ремонт­ного фонда.

Если не требуется технического перевооружения, а достаточно частичного улучшения основных средств в целях увеличения про­изводительности, облегчения условий труда, повышения качества продукции или услуг, имеет место модернизация. Объектами мо­дернизации на предприятии транспорта чаще всего являются вспо­могательное оборудование, технология каких-либо работ. Чаще всего модернизация проводится совместно с капитальным ремон­том.

Проведение модернизации и технического перевооружения сопряжено с решением задачи определения оптимальных сроков службы транспортных средств, оборудования и других видов ос­новных фондов. Критериями оптимизации сроков службы могут являться удельные затраты на приобретение, капитальный ремонт и эксплуатацию основных фондов, прибыль от эксплуатации, иные критерии. Оценку эффективности проектов технического перево­оружения и модернизации необходимо сравнивать с эффективно­стью эксплуатации действующих основных фондов (за тот же пе­риод), особенно если их наработка находится в пределах опти­мального срока службы.

Объектом модернизации может выступать транспортная сеть, включающая в себя объекты транспортной инфраструктуры и пу­тей сообщения. Планы и принципы модернизации в этом случае определяются государством и включаются в стратегию развития транспортной системы страны.

Так, Транспортная стратегия Российской Федерации, приня­тая в 2003 г., предусматривает модернизацию транспортной инф­раструктуры на основе следующих принципов:


приоритетность: ликвидация разрывов и очевидных «узких мест», модернизация и развитие уже имеющихся мощностей по сравнению с новым строительством;

• оптимально необходимое отчуждение земель для транспорт­ных нужд, локализация и снижение негативных ландшафтных изменений, эффекта фрагментации территорий и загрязнения природных сред;

• максимальное использование объектов и коммуникаций для обеспечения внутренних, внешнеторговых и транзитных перево­зок;

• увязка развития транспортной инфраструктуры с развитием коммуникаций энергетики, связи, других инфраструктурных от­раслей;

• экономия ресурсов за счет сооружения объектов многоцеле­вого назначения;

• координация развития инфраструктуры различных видов транс­порта;

• развитие транспортной инфраструктуры в городах в соответ­ствии с рациональными принципами градостроительства и пла­нирования землепользования;

• специализация крупнейших объектов инфраструктуры сход­ного назначения, недопущение или ограничение конкуренции крупнейших инфраструктурных объектов;

• обеспечение необходимого резервирования земель для перс­пективного развития опорной транспортной сети;

• максимальная концентрация бюджетных и привлекаемых ре­сурсов на приоритетных проектах и всемерное ускорение их реа­лизации, в том числе с привлечением для этой цели иностранных заимствований.

Для европейской части России приоритеты — это модерниза­ция и комплексное развитие транспортной сети, в том числе в полосе основных международных транспортных коридоров (МТК); повышение пропускной способности автодорожной сети, ликвидация «узких мест» на подходах к крупным городам. Для ази­атской части страны основная задача — это формирование опор­ной транспортной сети и местной сети (обеспечивающей связь населенных пунктов с опорной транспортной сетью), а также со­здание коммуникаций, обеспечивающих освоение природных ре­сурсов.

В Российской Федерации разработаны Национальная програм­ма «Модернизация и развитие автомобильных дорог Российской Федерации до 2005 года» и проект Концепции Национальной про­граммы «Модернизация и развитие автомобильных дорог Россий­ской Федерации до 2025 года». Дальнейшее развитие дорожной сети страны должно обеспечивать повышение скорости движения автомобильного транспорта за счет увеличения пропускной спо-


собности перегруженных участков автомобильных дорог, улучше­ния транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, а также сокращения времени и издержек доставки грузов и пассажиров путем строительства автомобильных дорог и мостов по основным направлениям движения грузо- и пассажиропото­ков. Для достижения целевых показателей Национальных программ понадобится строительство, реконструкция и модернизация ав­томобильных дорог, развитие инфраструктуры отрасли и основ­ных ее технических элементов.

Внедрение новой техники на транспорте, как и в других отрас­лях экономики, осуществляется на основе расчетов экономичес­кой эффективности. При этом учитывается, что внедрение новой техники и прогрессивных перевозочных и производственных тех­нологий является инновациями на транспорте. Понятие «иннова­ция» более широкое, чем «новая техника», так как распространя­ется на новый продукт или услугу, способ их производства, нов­шество в организационной, финансовой и других сферах — в об­щем, на любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условие для такой экономии. Различают понятия «инновации» в качестве объекта (хозяйственного резуль­тата) и в качестве процесса его получения.

1. Инновацией в качестве объекта на транспорте можно назвать впервые реализуемые на определенном уровне организационной системы (в транспортной системе, транспортно-дорожном комп­лексе, на предприятии транспорта) результаты научных исследо­ваний и прикладных разработок, содержащие в себе изобретения и другие научно-технические достижения, а также новые или более совершенные технологии перевозок и производства, орудия и пред­меты труда, способы организации производства и труда. Синони­мом инновации как результата является понятие «нововведение».

Основное направление совершенствования транспортных тех­нологий в сфере грузодвижения — это интеграция производствен­ных и транспортных процессов на принципах транспортной логи­стики: создание мультимодальных логистических центров, муль-тимодальных транспортных операторов. Развитие мультимодаль­ных перевозок основывается, прежде всего, на контейнеризации системы товародвижения. Реализация принципов транспортной логистики на уровне отдельных грузопотоков является задачей бизнеса.

Организационные инновации, как правило, сопутствуют пер­вым продуктовым и процессным инновациям, но могут осуще-


ствляться и самостоятельно. Цели организационных инноваций — повышение эффективности аппарата и систем управления, со­вершенствование организационной структуры управления, повы­шение результативности производства.

Если сравнить продуктовые, процессные и организационные инновации по размерам инвестиций, то наибольший объем инве­стиций, как правило, требуется для продуктовых нововведений. На втором месте находятся процессные инновации, они (чаще всего) осуществляются путем реконструкции и модернизации. Меньшие затраты требуются для организационных инноваций, но они могут принести ощутимые положительные или отрица­тельные результаты. Последнее обстоятельство связано с психоло­гическим восприятием организационных нововведений.

В соответствии с той ролью, которую играют инновации в раз­витии транспортной системы, их можно разделить на новые для транспортной отрасли (в мире и стране), новые для отдельного региона, новые для отдельного предприятия.

2. Инновация в качестве процесса отличается от инвестицион­ного процесса, так как направлена на получение нового результа­та (инвестиционный процесс имеет целью получение финансово­го результата, максимального по своей величине). Разработка ин­новаций связана с большим по сравнению с инвестиционным процессом риском. Стратегия инноваций включает в себя иссле­довательский и инвестиционный циклы. Инвестиционный про­цесс в узком смысле слова начинается после завершения несколь­ких инновационных стадий.

Для оценки экономической эффективности инноваций могут использоваться формулы подразд. 14.2, с учетом того, что исходя­щие и входящие денежные потоки должны быть увеличены на величину затрат и результатов инновации. Затраты на внедрение новой техники, прогрессивной технологии или на иной проект увеличиваются на величину затрат, связанных с подготовкой и осуществлением исследовательской стадии инновационного про­цесса. Результаты инноваций могут проявиться в приросте прибы­ли, увеличении объема реализуемых услуг, повышении произво­дительности, снижении издержек, получении конкурентных пре­имуществ и т. п. Все результаты от инновации следует измерять в стоимостном выражении.

Особое значение при инновационном процессе имеют инно­вационный, технологический и коммерческий риски. Реализация нововведения является вероятностным процессом. На исследова­тельской или производственной стадии инновационного процес­са может проявиться несостоятельность инновации, что ведет к потере вложенных в инновацию средств (инновационный и тех­нологический риски). Технологический риск может также про­явиться в воспроизведении инновации конкурентами. Коммерчес-


кии риск реализуется как неопределенность принятия инновации рынком.

Повышенный риск инноваций потребует учета риска при оценке экономической эффективности. Например, индекс доходности проекта (см. формулу (14.3)) может быть умножен на вероятность успеха инновации, которую можно определить как 1 - Р, где Р — произведение инновационного, технологического и коммерчес­кого рисков. Определение степени указанных рисков является пред­метом специальных исследований, которые для транспортной от­расли имеют большое значение.

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются инвестиции от текущих затрат?

2. Что такое инвестиции и капитальные вложения?

3. С какой целью проводят инвестиции в транспорт?

4. Что является объектами инвестиций в транспортной отрасли?

5. Приведите примеры инвестиций в транспортную отрасль, различа­ющихся по степени связанности.

6. Как оценивают эффект и эффективность инвестиций в транспорт­ную отрасль?

7. Как классифицируют методы экономической эффективности инве­стиций?

8. В чем состоят достоинства, и каковы недостатки статических и ди­намических методов оценки капитальных вложений?

9. Что такое дисконтирование, какие показатели могут использовать­ся в качестве ставки дисконтирования?

 

10. Каковы источники финансирования инвестиций на транспорте?

11. Каковы особенности определения суммы капитальных вложений в проект реконструкции и технического перевооружения?

12. Приведите примеры инноваций, реализуемых на транспорте.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абалонин С. М. Коммерческая деятельность на автотранспорте: Учеб. пособие. — Саратов: Изд-во СГТУ, 1999.

2. Абалонин С. М. Конкурентоспособность транспортных услуг: Учеб. пособие. — М.: Академкнига, 2004.

3. Антикризисное управление: Учеб. пособие для техн. вузов / Под ред. Э.С.Минаева и В.П.Панагушина. — М.: ПРИОР, 1999.

4. Апель А.Л., Бабаянская Н. С. Коммерческое право России: Конспект лекций. — СПб.: Питер, 2003.

5. Арсенов В. И. Основные положения программы «Модернизация транс­портной системы России» // Бюллетень транспортной информации. — 2001.-№11.-С. 3-5.

6. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. Учебник: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1999.

7. Белов И.В., Персианов В. А. Экономическая теория транспорта в СССР: Исторический опыт, современные проблемы и решения, взгляд в буду­щее. — М.: Транспорт, 1993.

8. Белый О. В. Транспорт России на рубеже веков // Материалы науч.-практ. конф. — М.: Изд-во ГКД, 1999.

9. Белый О. В. Транспортные сети России: системный анализ, управле­ние, перспективы. — СПб.: Изд-во СПбГУВК, 1999.

 

10. БляхманЛ. С. Экономика фирмы: Учеб. пособие. — СПб.: ПБОЮЛ В. А. Михайлова, 1999.

11. Будрина Е.В. Основы транспортно-экспедиционной деятельности: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2000.

12. Будрина Е.В. Проблемы формирования и управления развитием регионального рынка транспортных услуг. — СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2002.

13. Будрина Е. В. Рынок транспортных услуг: особенности формирова­ния и развития: Учеб. пособие: В 2 ч. — СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2000— 2001.

14. Бучин Е.Д., Костров В.Н. Маркетинг на транспорте. — Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 1996.

15. Быков А.Г., Половинник Д. И., Савичев Г.П. Основы автотранспорт­ного права. — М.: Юридическая литература, 1974.

16. Вельможин А. В., Гудков В.А., Миротин Л. Б. Теория транспортных процессов и систем. — М.: Транспорт, 1998.

17. Вечканов Г. С, Вечканова Г. Р. Современная экономическая энцик­лопедия. — СПб.: Лань, 2002.

18. Витрянский В. В. Договор перевозки. — М.: Статут, 2001.

19. Галабурда В.Г., Абрамов А. П., Иванова Е.И. Маркетинг на транс­порте. - М.: Изд-во МГУ ПС, 2001.

20. Галабурда В. Г., Деружинский В.Е. Транспортный маркетинг: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ ПС, 1994.

21. Голубков Е. П. Основы маркетинга. Учебник. — М.: Финпресс, 1999.


22. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. — М.: Изд-во ИМЭМО, 2000.

23. Гражданский кодекс Российской Федерации. — СПб.: Торговый Дом «Герда», 2000.

24. Гражданское право: Учебник/ Отв. ред. ЕАСуханов. — М.: Бек, 2001.

25. Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П.Сергеева, Ю. К.Тол­стого. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ПБОЮЛ Л.В.Рожников, 2000.

26. Гуияр Фр. Ж., Келли Дж. Н. Преобразование организации: Пер. с англ. — М.: Дело, 2000.

П.Дафт Р. Организации. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

28. Деружинский В. Е. Транспорт в условиях рыночных отношений. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1992.

29. Дунаев О. Н. Транспорт региона в условиях перехода к рынку. — М.: Транспорт, 1992.

30. Единая транспортная система: Учебник / В. Г. Галабурда, В. А. Перси-анов, А. А. Тимошин и др. — М.: Транспорт, 1996.

31. Елиазаров В. А. Транспортное право. — М.: ИНФРА: Норма, 2002.

32. ЕфановА.Н., Коваленок Г. Я. Анализ производственно-финансовой деятельности железной дороги: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во ПГУ ПС, 2000.

33. Завельский М.Г. Экономика и социология труда. — М.: КноРус, 1998.

34. Звеков В. П. Международное частное право: Курс лекций. — М.: ИНФРА: Норма, 1999.

35. Иловайский Н.Д., Король В. А. Маркетинг в перевозках грузов. — М.: Транспорт, 1995.

36. Информационно-аналитический бюллетень Министерства транспорта Российской Федерации. — М.: Изд-во Минтранса России, 2000.

37. Иоффе О. С. Обязательственное право. — М.: Юридическая литера­тура, 1975.

38. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: Учебник. — М.: ИН-ФРА-М, 2003.

39. Кизим А.А. Транспорт и логистика: организация и планирование сервисных услуг. — Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2002.

40. Клочков В. Н. Адаптация и конкурентоспособность автотранспорт­ных систем в рыночных условиях. — СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 1999.

41. Ковалев В. В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ПБОЮЛ Е. М. Гриженко, 2000.

42. Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С. Н. Брату-ся, О. Н. Садикова. — М.: Юридическая фирма «Контракт»: ИНФРА-М, 1997.

43. Коммерческое право: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Ф. Попондопуло, В.Ф.Яковлевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2002.

44. Кононова Г. А. Экономика транспортного предприятия: Учеб. посо­бие. - СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2003.

45. Концепция государственной транспортной политики РФ: Поста­новление Правительства РФ от 8 сентября 1997. № 1143.

46. Концепция развития транспортного комплекса в условиях перехо­да к рыночным отношениям. — М.: Изд-во Минтранса России, 1992.


47. Корчагин В.А. Сорокин В. И., Логинов В. А. Маркетинг на транспорте: Учеб. пособие. —Липецк: Изд-во ЛГТУ, 1998.

48. Котиков Ю.Г. Основы теории транспортных систем. — СПб.: Изд-во СПбГАСУ, 2000.

49. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. — М.: АСС, 2000.

50. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Анализ, планирование, вне­дрение, контроль: Пер. с англ. — СПб.: ПитерКом, 1998.

51. Краев В.И., Пантина Т.А. Экономическая оценка инвестиций на водном транспорте / Под ред. В. И. Краева. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.

52. Курбатова А.В., Кузнецова Е.Ю. Особенности управления транс­портной системой: Учеб. пособие. — Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1999.

53. Курбатова А. В. Управление транспортными потоками в России и за рубежом: Учеб. пособие. — М.: Изд-во ГУУ, 2001.

54. Курбатова А. В., Кузнецова Е. Ю. Прогнозирование развития транс­портных систем: идеология, инструментарий, расчеты. — Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 2000.

55. Курбатова А. В., Кузнецова Е.Ю. Транспортный комплекс России: пер­спективы развития. — Екатеринбург: Изд-во Уральского отд-я РАН, 2000.

56. Ламбен Ж. -Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспекти­ва: Пер. с фр. — СПб.: Наука, 1996.

57. Лапидус Б.М. Экономические проблемы управления железнодо­рожным транспортом России в период становления рыночных отноше­ний (системный анализ). — М.: Изд-во МГУ, 2001.

58. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических си­стемах: Учеб. пособие / Под ред. Л. Б. Миротина. — М.: Юристь, 2002.

59. Мазур И. И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компа­ний / Под ред. И. И. Мазура. — М.: Высш. шк., 2000.

60. Международные автомобильыне перевозки: Учеб. пособие: В 2 ч. / В.С.Лукинский, Е.В.Будрина, Е.И.Зайцев и др. — Ч. 1. — СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 2000; Ч. 2. - СПб: Изд-во СПбГПЭУ, 2001.

61. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992.

62. Милославская СВ., Плужников К.И. Мультимодальные и интермо­дальные перевозки. — М.: РосКонсульт, 2001.

63. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 1999.

64. Миротин Л.Б., Гольдин А. Г., Колик А. В. Основы маркетинга на грузовом автотранспорте. Учеб. пособие. — М.: Изд-во МАЛИ, 1991.

65. Миротин Л. Б., Тышбаев Ы.Э., Поромина О. Г. Эффективная логис­тика. — М.: Экзамен, 2002.

66. Организация коммерческой работы на автомобильном транспор­те: Учебник для вузов / Под ред. Л. Б. Миротина. — М.: Брандес, 1997.

67. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях: Учебник / Под ред. М. П.Улицкого. — М.: Транспорт, 1994.

68. Основные положения государственной транспортной политики и национальная программа «Транспорт России» // Проблемы транспорта. — 1998.-№5. -С. 9-13.

69. Основы маркетинга: Пер с англ. — 2-е европ. изд. / Ф. Котлер, Г.Армстронг, Д.Сондерс, В.Вонг. — М.; СПб.; Киев: ИД «Вильяме», 1999.


70. Основы управления персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Б. М. Ген-кина. — М.: Высш. шк., 1996.

71. Парахина В.Н. Управление развитием пассажирского транспорта как социально-экономической подсистемы города. — СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 1999.

72. Персианов В. А. Глобализация экономики и транспорт // Бюллетень транспортной информации. — 2001. — № 2.

73. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993.

74. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. — М.:
Транспорт, 1984.

75. Пригожин А. И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003.

76. Приказ Минтранса РФ от 24 июня 2003 г. № 153 «Об утверждении инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельно­сти на автомобильном транспорте». Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 июня 2003 г. Per. № 4916.

77. Проблемы управления транспортными системами. — СПб.: Изд-во СПбГУВК, 2000.

78. Регионы России: Инф.-стат. сб. / Госкомстат России. — М.: Финан­сы и статистика, 2000.

79. Романенко И. В. Управление персоналом: Конспект лекций. — СПб: ПБОЮЛ В. А. Михайлова, 2000.

80. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — 5-е изд. — Минск: Новое знание, 2001.

81. Савичев Г. П., Витрянский В.В. Правовое обеспечение сохранности грузов при перевозках. — М.: Юридическая литература, 1989.

82. Сергеев В. И. Менеджмент в бизнес-логистике. — М.: Информаци­онно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1997.

83. Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2001.

84. Словарь иностранных слов. — М.: Рус. яз., 1989.

85. Советский Энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.

86. Спирин И. В. Транспортное право: Учеб. пособие. — М.: Транспорт, 2001.

87. Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапуста. — М.: ИНФРА-М, 1999.

88. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник / В. В. Осмо-левский, Л. И. Кравченко, Н. А. Русак и др.; Под. общ. ред. В. В. Осмолевс-кого. — Минск: Новое знание, 2001.

89. Тренев Н. Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управле­ние. Оздоровление: Учеб. пособие для вузов. — М.: ПРИОР, 2000.

90. Трудовой кодекс Российской Федерации. — СПб.: ПБОЮЛ
В.А. Михайлова, 2002.

91. Улицкий М.П., Тихомиров Е. Ф. Методические рекомендации по вы­бору способа инвестирования для предприятий, выполняющих между­народные автомобильные перевозки. — М.: Изд-во АСМАП, 1994.

92. Управление персоналом / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Ерелина. —. М.: Банки и биржи: ЮНИТП, 1998.


93. Усков Н. С. Организация управления территориальными и произ­водственно-транспортными комплексами: Учебник. — М.: Изд-во МГУУ, 1999.

94. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестици­онной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

95. Федина Т. В., Метелкин П. В. Научно-методические основы форми­рования организационных структур управления транспортом: Учеб. по­собие. — М.: Изд-во ГУУ, 2000.

96. Федина Т.В., Метелкин П. В. Стратегический менеджмент на транс­порте: Учеб. пособие. — М.: Изд-во ГУУ, 2000.

97. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. — М.: Политиздат, 1991.

98. Хаскельберг Б.Л. Ответственность за несохранность груза. — М.: Юри­дическая литература, 1970.

99. Хершген X. Маркетинг: Учебник: Пер. с нем. — М.: ИНФРА-М, 2000.

100. Ходунов М. Е. Правовое регулирование деятельности транспорта. —
М.: Юридическая литература, 1965.

101. Чевертон П. Теория и практика современного маркетинга: пол­ный набор стратегий, инструментов и техник. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

102. Черчилль Г. Маркетинговые исследования. — СПб.: Питер, 2003.

103. Шайкин В. И. Планирование маркетинговой деятельности АТП: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 1996.

104. Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобиль­ном транспорте. — М.: Юридическая литература, 1966.

105. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. — М.: ИНФРА-М, 1997.

106. Щербинин Ю. Транспортные связи России в 1999—2000 гг. и на перспективу: Справочник. — М.: Агентство Бизнесс-Пресс, 2000. — ПОЛ­ПРЕД.

107. Эглит Я.Я. Маркетинг на транспорте: Учеб. пособие. — СПб.: Ака­демия транспорта Балтии, 1996.

108.Экономика и организация внешнеторговых перевозок: Учебник/ Под ред. К. В.Холопова. — М.: Юристь, 2000.

109.Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А.Швандра. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

110. Handbook of International Road Transport, International Transport Union, Geneva, 1995.

111. Mohr N., Distribution for the small business, Kogan Page Limited, London, Great Britain, 1990.

112. Palmer A., Principles of services marketing / McGraw — Hill Publishing Company, Maidenhead, England, 1994.

 

113. Morgan N., Professional Services Marketing / Heineman, London, 1991.

114. Wilson A., The Marketing of Professional Services / McGraw — Hill Publishing Company, Maidenhead, England, 1972.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие................................................................................................................ 3

РАЗДЕЛ I ЭКОНОМИКА АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Глава 1. Автотранспортное предприятие как социально-экономическая

организация.................................................................................................. 7

Глава 2. Ресурсы автотранспортного предприятия.................................................. 17

2.1. Общая характеристика.................................................................................... 17

2.2. Особенности формирования и эффективность использования основных фондов автотранспортного предприятия 19

2.3. Особенности формирования

и использования оборотных фондов автотранспортного
предприятия....................................................................................................... 27

2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия............................. 36

2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика

трудовых ресурсов автотранспортного предприятия

и показатели их использования.......................................................... 36

2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами................................. 43

Глава 3. Маркетинговая деятельность на транспорте............................. 55

3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия 55

3.2. Исследовательско-аналитическая функция маркетинга

на транспорте.................................................................................................... 61

3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия 66

3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия............................... 73

Глава 4. Организационные аспекты деятельности автотранспортного

предприятия................................................................................................ 79

4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия < 79

4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия 87

Глава 5. Коммерческая деятельность предприятия................................................. 94

5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия 94

5.2. Задачи коммерческой службы автотранспортного предприятия...... 95

Глава 6. Экономические результаты деятельности

автотранспортного предприятия........................................................... 111

6.1. Себестоимость автотранспортных услуг................................................ 111

6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия 124


6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия 130

6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия.. 135

Глава 7. Аналитическая деятельность на автотранспортном

предприятии............................................................................................. 143

7.1. Организация аналитической работы

на автотранспортном предприятии.......................................................... 143

7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка 147

7.3. Источники информации и их идентификация......................................... 153

Глава 8. Развитие автотранспортного предприятия.............................................. 160

8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия................ 160

8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных

предприятий..................................................................................................... 166

РАЗДЕЛ II ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Глава 9. Транспорт как отрасль материального производства............................ 172

9.1. Предмет и содержание экономики транспорта

(транспортной отрасли)............................................................................... 172

9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства 175

9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация........................ 178

9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли......................... 183

Глава 10. Координация экономических процессов на рынке

транспортных услуг............................................................................... 192

10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы.................................. 192

10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг

и процессов, определяющих его динамику........................................... 198

10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг......................................... 205

10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг........................................ 211

10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг 217

10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг..................... 223

Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной

деятельности....................................................................................... 228

11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности..................... 228

11.2. Транспортные обязательства.................................................................... 230

11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности...... 238

11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров 244

Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия

видов транспорта................................................................................... 250

12.1. Развитие транспорта России.................................................................... 250


12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями
экономики. Место и роль видов транспорта

в транспортной системе.......................................................... 255

12.3.Экономические критерии размещения предприятий транспорта.. 262

12.4.Экономически эффективные выбор видов транспорта

и организация доставки товаров и пассажиров........................... 267

Глава 13. Современное состояние и тенденции развития

отечественного автомобильного транспорта.................. 273

13.1. Позиции в транспортной системе мира и России........................ 273

13.2. Технологии, логистика, организация, координация

в деятельности автомобильного транспорта.............................. 277

13.3. Инновационная стратегия США и России................................. 283

Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений

в транспортную деятельность........................................ 291

14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную

отрасль................................................................................. 291

14.2. Методические подходы к оценке эффективности

инвестиций в транспорт..................................................... 296

14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте 305

14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники

и прогрессивных технологий................................................... 309

Список литературы........................................................................ 312




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.198 сек.