КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте Рассмотренные в подразд. 14.2 методические подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов можно применять при всех формах инвестиций, направляемых на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение. Если проекты нового строительства и расширения не требуют внесения изменений в основные формулы для расчета показателей экономической эффективности инвестиций, то проекты реконструкции или технического перевооружения имеют некоторые особенности оценки эффективности. В подразд. 14.1 даны понятия нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения. Уточним особенности оценки эффективности реконструкции и технического перевооружения. Реконструкция предусматривает проведение строительно-монтажных работ на действующих площадях без остановки производства с частичной заменой активной части основных фондов. Под техническим перевооружением понимается комплекс работ по замене и модернизации оборудования. При этом никаких строительно-монтажных работ и не предусматривается. Сравнение сущности реконструкции и технического перевооружения позволяет заключить, что реконструкция может предусматривать техническое перевооружение, а техническое перевооружение никогда не включает в себя реконструкцию. Поэтому особенности оценки эффективности проектов технического перевооружения характерны и для реконструкции. Кроме того, реконструкция имеет свои особенные черты. Особенности оценки эффективности проектов реконструкции и технического перевооружения по сравнению с новым строительством или расширением производства касаются определения величины капитальных вложений. Во-первых, техническое перевооружение связано (а реконструкция может быть связана) с заменой или выводом действующих основных фондов, поэтому сумма капитальных вложений должна быть увеличена на стоимость неамортизированной части основных фондов, выводимых из эксплуатации в связи с реконструкцией или техническим перевооружением, за вычетом выручки от их реализации. Выручка от реализации выбывших основных средств учитывается по цене реализации или по цене лома. Прочие затраты на вывод основных фондов из эксплуатации рассматриваются как ликвидационные. Во-вторых, за период реконструкции может быть потеряна часть прибыли от эксплуатации объекта, подлежащего реконструкции. Например, на период реконструкции был закрыт склад временного хранения грузов, услуги по хранению грузов не оказывались, прибыли не было. Потери прибыли представляют собой альтернативные затраты и могут быть приравнены к капитальным вложениям, увеличивая таким образом их стоимость. Необходимо отметить, что при реконструкции учитываются потери прибыли только у собственника объекта реконструкции. Если из-за реконструкции какого-либо объекта потеряли часть прибыли хозяйствующие субъекты, пользующиеся объектом реконструкции на условиях договора или по причине того, что объект реконструкции является объектом общего пользования, то их потеря прибыли не учитывается (например, предприятия, хранящие грузы на складе временного хранения; транспортные предприятия, вынужденные организовывать перевозки в объезд автомобильной дороги, закрытой на реконструкцию). В-третьих, если для финансирования реконструкции привлекаются средства ремонтного фонда (например, фонда на капи- тальный ремонт), то стоимость капитальных вложений на реконструкцию уменьшается на сумму средств, выделенных из ремонтного фонда. Таким образом, общая сумма инвестиций в проект технического перевооружения может быть рассчитана по формуле /=/т.п+С0-Ср+ЛЗ, где 1ТП — капитальные вложения, необходимые для технического перевооружения; С0 — неамортизированная стоимость выводимых основных фондов; Ср — стоимость реализации выводимых основных фондов; ЛЗ — ликвидационные затраты. Общая сумма инвестиций в проект реконструкции может быть определена по формуле I = ^рек + С0 - Ср + АПреК - Зр.ф + ЛЗ, где /рек — капитальные вложения, необходимые для реконструкции; АПрек — потери прибыли при реконструкции; Зр ф — затраты на реконструкцию, профинансированные за счет средств ремонтного фонда. Если не требуется технического перевооружения, а достаточно частичного улучшения основных средств в целях увеличения производительности, облегчения условий труда, повышения качества продукции или услуг, имеет место модернизация. Объектами модернизации на предприятии транспорта чаще всего являются вспомогательное оборудование, технология каких-либо работ. Чаще всего модернизация проводится совместно с капитальным ремонтом. Проведение модернизации и технического перевооружения сопряжено с решением задачи определения оптимальных сроков службы транспортных средств, оборудования и других видов основных фондов. Критериями оптимизации сроков службы могут являться удельные затраты на приобретение, капитальный ремонт и эксплуатацию основных фондов, прибыль от эксплуатации, иные критерии. Оценку эффективности проектов технического перевооружения и модернизации необходимо сравнивать с эффективностью эксплуатации действующих основных фондов (за тот же период), особенно если их наработка находится в пределах оптимального срока службы. Объектом модернизации может выступать транспортная сеть, включающая в себя объекты транспортной инфраструктуры и путей сообщения. Планы и принципы модернизации в этом случае определяются государством и включаются в стратегию развития транспортной системы страны. Так, Транспортная стратегия Российской Федерации, принятая в 2003 г., предусматривает модернизацию транспортной инфраструктуры на основе следующих принципов: • приоритетность: ликвидация разрывов и очевидных «узких мест», модернизация и развитие уже имеющихся мощностей по сравнению с новым строительством; • оптимально необходимое отчуждение земель для транспортных нужд, локализация и снижение негативных ландшафтных изменений, эффекта фрагментации территорий и загрязнения природных сред; • максимальное использование объектов и коммуникаций для обеспечения внутренних, внешнеторговых и транзитных перевозок; • увязка развития транспортной инфраструктуры с развитием коммуникаций энергетики, связи, других инфраструктурных отраслей; • экономия ресурсов за счет сооружения объектов многоцелевого назначения; • координация развития инфраструктуры различных видов транспорта; • развитие транспортной инфраструктуры в городах в соответствии с рациональными принципами градостроительства и планирования землепользования; • специализация крупнейших объектов инфраструктуры сходного назначения, недопущение или ограничение конкуренции крупнейших инфраструктурных объектов; • обеспечение необходимого резервирования земель для перспективного развития опорной транспортной сети; • максимальная концентрация бюджетных и привлекаемых ресурсов на приоритетных проектах и всемерное ускорение их реализации, в том числе с привлечением для этой цели иностранных заимствований. Для европейской части России приоритеты — это модернизация и комплексное развитие транспортной сети, в том числе в полосе основных международных транспортных коридоров (МТК); повышение пропускной способности автодорожной сети, ликвидация «узких мест» на подходах к крупным городам. Для азиатской части страны основная задача — это формирование опорной транспортной сети и местной сети (обеспечивающей связь населенных пунктов с опорной транспортной сетью), а также создание коммуникаций, обеспечивающих освоение природных ресурсов. В Российской Федерации разработаны Национальная программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог Российской Федерации до 2005 года» и проект Концепции Национальной программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года». Дальнейшее развитие дорожной сети страны должно обеспечивать повышение скорости движения автомобильного транспорта за счет увеличения пропускной спо- собности перегруженных участков автомобильных дорог, улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, а также сокращения времени и издержек доставки грузов и пассажиров путем строительства автомобильных дорог и мостов по основным направлениям движения грузо- и пассажиропотоков. Для достижения целевых показателей Национальных программ понадобится строительство, реконструкция и модернизация автомобильных дорог, развитие инфраструктуры отрасли и основных ее технических элементов. Внедрение новой техники на транспорте, как и в других отраслях экономики, осуществляется на основе расчетов экономической эффективности. При этом учитывается, что внедрение новой техники и прогрессивных перевозочных и производственных технологий является инновациями на транспорте. Понятие «инновация» более широкое, чем «новая техника», так как распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой и других сферах — в общем, на любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условие для такой экономии. Различают понятия «инновации» в качестве объекта (хозяйственного результата) и в качестве процесса его получения. 1. Инновацией в качестве объекта на транспорте можно назвать впервые реализуемые на определенном уровне организационной системы (в транспортной системе, транспортно-дорожном комплексе, на предприятии транспорта) результаты научных исследований и прикладных разработок, содержащие в себе изобретения и другие научно-технические достижения, а также новые или более совершенные технологии перевозок и производства, орудия и предметы труда, способы организации производства и труда. Синонимом инновации как результата является понятие «нововведение». Основное направление совершенствования транспортных технологий в сфере грузодвижения — это интеграция производственных и транспортных процессов на принципах транспортной логистики: создание мультимодальных логистических центров, муль-тимодальных транспортных операторов. Развитие мультимодальных перевозок основывается, прежде всего, на контейнеризации системы товародвижения. Реализация принципов транспортной логистики на уровне отдельных грузопотоков является задачей бизнеса. Организационные инновации, как правило, сопутствуют первым продуктовым и процессным инновациям, но могут осуще- ствляться и самостоятельно. Цели организационных инноваций — повышение эффективности аппарата и систем управления, совершенствование организационной структуры управления, повышение результативности производства. Если сравнить продуктовые, процессные и организационные инновации по размерам инвестиций, то наибольший объем инвестиций, как правило, требуется для продуктовых нововведений. На втором месте находятся процессные инновации, они (чаще всего) осуществляются путем реконструкции и модернизации. Меньшие затраты требуются для организационных инноваций, но они могут принести ощутимые положительные или отрицательные результаты. Последнее обстоятельство связано с психологическим восприятием организационных нововведений. В соответствии с той ролью, которую играют инновации в развитии транспортной системы, их можно разделить на новые для транспортной отрасли (в мире и стране), новые для отдельного региона, новые для отдельного предприятия. 2. Инновация в качестве процесса отличается от инвестиционного процесса, так как направлена на получение нового результата (инвестиционный процесс имеет целью получение финансового результата, максимального по своей величине). Разработка инноваций связана с большим по сравнению с инвестиционным процессом риском. Стратегия инноваций включает в себя исследовательский и инвестиционный циклы. Инвестиционный процесс в узком смысле слова начинается после завершения нескольких инновационных стадий. Для оценки экономической эффективности инноваций могут использоваться формулы подразд. 14.2, с учетом того, что исходящие и входящие денежные потоки должны быть увеличены на величину затрат и результатов инновации. Затраты на внедрение новой техники, прогрессивной технологии или на иной проект увеличиваются на величину затрат, связанных с подготовкой и осуществлением исследовательской стадии инновационного процесса. Результаты инноваций могут проявиться в приросте прибыли, увеличении объема реализуемых услуг, повышении производительности, снижении издержек, получении конкурентных преимуществ и т. п. Все результаты от инновации следует измерять в стоимостном выражении. Особое значение при инновационном процессе имеют инновационный, технологический и коммерческий риски. Реализация нововведения является вероятностным процессом. На исследовательской или производственной стадии инновационного процесса может проявиться несостоятельность инновации, что ведет к потере вложенных в инновацию средств (инновационный и технологический риски). Технологический риск может также проявиться в воспроизведении инновации конкурентами. Коммерчес- кии риск реализуется как неопределенность принятия инновации рынком. Повышенный риск инноваций потребует учета риска при оценке экономической эффективности. Например, индекс доходности проекта (см. формулу (14.3)) может быть умножен на вероятность успеха инновации, которую можно определить как 1 - Р, где Р — произведение инновационного, технологического и коммерческого рисков. Определение степени указанных рисков является предметом специальных исследований, которые для транспортной отрасли имеют большое значение. Контрольные вопросы 1. Чем отличаются инвестиции от текущих затрат? 2. Что такое инвестиции и капитальные вложения? 3. С какой целью проводят инвестиции в транспорт? 4. Что является объектами инвестиций в транспортной отрасли? 5. Приведите примеры инвестиций в транспортную отрасль, различающихся по степени связанности. 6. Как оценивают эффект и эффективность инвестиций в транспортную отрасль? 7. Как классифицируют методы экономической эффективности инвестиций? 8. В чем состоят достоинства, и каковы недостатки статических и динамических методов оценки капитальных вложений? 9. Что такое дисконтирование, какие показатели могут использоваться в качестве ставки дисконтирования?
10. Каковы источники финансирования инвестиций на транспорте? 11. Каковы особенности определения суммы капитальных вложений в проект реконструкции и технического перевооружения? 12. Приведите примеры инноваций, реализуемых на транспорте. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абалонин С. М. Коммерческая деятельность на автотранспорте: Учеб. пособие. — Саратов: Изд-во СГТУ, 1999. 2. Абалонин С. М. Конкурентоспособность транспортных услуг: Учеб. пособие. — М.: Академкнига, 2004. 3. Антикризисное управление: Учеб. пособие для техн. вузов / Под ред. Э.С.Минаева и В.П.Панагушина. — М.: ПРИОР, 1999. 4. Апель А.Л., Бабаянская Н. С. Коммерческое право России: Конспект лекций. — СПб.: Питер, 2003. 5. Арсенов В. И. Основные положения программы «Модернизация транспортной системы России» // Бюллетень транспортной информации. — 2001.-№11.-С. 3-5. 6. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. Учебник: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1999. 7. Белов И.В., Персианов В. А. Экономическая теория транспорта в СССР: Исторический опыт, современные проблемы и решения, взгляд в будущее. — М.: Транспорт, 1993. 8. Белый О. В. Транспорт России на рубеже веков // Материалы науч.-практ. конф. — М.: Изд-во ГКД, 1999. 9. Белый О. В. Транспортные сети России: системный анализ, управление, перспективы. — СПб.: Изд-во СПбГУВК, 1999.
10. БляхманЛ. С. Экономика фирмы: Учеб. пособие. — СПб.: ПБОЮЛ В. А. Михайлова, 1999. 11. Будрина Е.В. Основы транспортно-экспедиционной деятельности: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2000. 12. Будрина Е.В. Проблемы формирования и управления развитием регионального рынка транспортных услуг. — СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2002. 13. Будрина Е. В. Рынок транспортных услуг: особенности формирования и развития: Учеб. пособие: В 2 ч. — СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2000— 2001. 14. Бучин Е.Д., Костров В.Н. Маркетинг на транспорте. — Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 1996. 15. Быков А.Г., Половинник Д. И., Савичев Г.П. Основы автотранспортного права. — М.: Юридическая литература, 1974. 16. Вельможин А. В., Гудков В.А., Миротин Л. Б. Теория транспортных процессов и систем. — М.: Транспорт, 1998. 17. Вечканов Г. С, Вечканова Г. Р. Современная экономическая энциклопедия. — СПб.: Лань, 2002. 18. Витрянский В. В. Договор перевозки. — М.: Статут, 2001. 19. Галабурда В.Г., Абрамов А. П., Иванова Е.И. Маркетинг на транспорте. - М.: Изд-во МГУ ПС, 2001. 20. Галабурда В. Г., Деружинский В.Е. Транспортный маркетинг: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ ПС, 1994. 21. Голубков Е. П. Основы маркетинга. Учебник. — М.: Финпресс, 1999. 22. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. — М.: Изд-во ИМЭМО, 2000. 23. Гражданский кодекс Российской Федерации. — СПб.: Торговый Дом «Герда», 2000. 24. Гражданское право: Учебник/ Отв. ред. ЕАСуханов. — М.: Бек, 2001. 25. Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П.Сергеева, Ю. К.Толстого. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ПБОЮЛ Л.В.Рожников, 2000. 26. Гуияр Фр. Ж., Келли Дж. Н. Преобразование организации: Пер. с англ. — М.: Дело, 2000. П.Дафт Р. Организации. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 28. Деружинский В. Е. Транспорт в условиях рыночных отношений. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1992. 29. Дунаев О. Н. Транспорт региона в условиях перехода к рынку. — М.: Транспорт, 1992. 30. Единая транспортная система: Учебник / В. Г. Галабурда, В. А. Перси-анов, А. А. Тимошин и др. — М.: Транспорт, 1996. 31. Елиазаров В. А. Транспортное право. — М.: ИНФРА: Норма, 2002. 32. ЕфановА.Н., Коваленок Г. Я. Анализ производственно-финансовой деятельности железной дороги: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во ПГУ ПС, 2000. 33. Завельский М.Г. Экономика и социология труда. — М.: КноРус, 1998. 34. Звеков В. П. Международное частное право: Курс лекций. — М.: ИНФРА: Норма, 1999. 35. Иловайский Н.Д., Король В. А. Маркетинг в перевозках грузов. — М.: Транспорт, 1995. 36. Информационно-аналитический бюллетень Министерства транспорта Российской Федерации. — М.: Изд-во Минтранса России, 2000. 37. Иоффе О. С. Обязательственное право. — М.: Юридическая литература, 1975. 38. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: Учебник. — М.: ИН-ФРА-М, 2003. 39. Кизим А.А. Транспорт и логистика: организация и планирование сервисных услуг. — Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2002. 40. Клочков В. Н. Адаптация и конкурентоспособность автотранспортных систем в рыночных условиях. — СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 1999. 41. Ковалев В. В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ПБОЮЛ Е. М. Гриженко, 2000. 42. Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С. Н. Брату-ся, О. Н. Садикова. — М.: Юридическая фирма «Контракт»: ИНФРА-М, 1997. 43. Коммерческое право: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Ф. Попондопуло, В.Ф.Яковлевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2002. 44. Кононова Г. А. Экономика транспортного предприятия: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2003. 45. Концепция государственной транспортной политики РФ: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1997. № 1143. 46. Концепция развития транспортного комплекса в условиях перехода к рыночным отношениям. — М.: Изд-во Минтранса России, 1992. 47. Корчагин В.А. Сорокин В. И., Логинов В. А. Маркетинг на транспорте: Учеб. пособие. —Липецк: Изд-во ЛГТУ, 1998. 48. Котиков Ю.Г. Основы теории транспортных систем. — СПб.: Изд-во СПбГАСУ, 2000. 49. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. — М.: АСС, 2000. 50. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль: Пер. с англ. — СПб.: ПитерКом, 1998. 51. Краев В.И., Пантина Т.А. Экономическая оценка инвестиций на водном транспорте / Под ред. В. И. Краева. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. 52. Курбатова А.В., Кузнецова Е.Ю. Особенности управления транспортной системой: Учеб. пособие. — Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1999. 53. Курбатова А. В. Управление транспортными потоками в России и за рубежом: Учеб. пособие. — М.: Изд-во ГУУ, 2001. 54. Курбатова А. В., Кузнецова Е. Ю. Прогнозирование развития транспортных систем: идеология, инструментарий, расчеты. — Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 2000. 55. Курбатова А. В., Кузнецова Е.Ю. Транспортный комплекс России: перспективы развития. — Екатеринбург: Изд-во Уральского отд-я РАН, 2000. 56. Ламбен Ж. -Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с фр. — СПб.: Наука, 1996. 57. Лапидус Б.М. Экономические проблемы управления железнодорожным транспортом России в период становления рыночных отношений (системный анализ). — М.: Изд-во МГУ, 2001. 58. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: Учеб. пособие / Под ред. Л. Б. Миротина. — М.: Юристь, 2002. 59. Мазур И. И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний / Под ред. И. И. Мазура. — М.: Высш. шк., 2000. 60. Международные автомобильыне перевозки: Учеб. пособие: В 2 ч. / В.С.Лукинский, Е.В.Будрина, Е.И.Зайцев и др. — Ч. 1. — СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 2000; Ч. 2. - СПб: Изд-во СПбГПЭУ, 2001. 61. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992. 62. Милославская СВ., Плужников К.И. Мультимодальные и интермодальные перевозки. — М.: РосКонсульт, 2001. 63. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 1999. 64. Миротин Л.Б., Гольдин А. Г., Колик А. В. Основы маркетинга на грузовом автотранспорте. Учеб. пособие. — М.: Изд-во МАЛИ, 1991. 65. Миротин Л. Б., Тышбаев Ы.Э., Поромина О. Г. Эффективная логистика. — М.: Экзамен, 2002. 66. Организация коммерческой работы на автомобильном транспорте: Учебник для вузов / Под ред. Л. Б. Миротина. — М.: Брандес, 1997. 67. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях: Учебник / Под ред. М. П.Улицкого. — М.: Транспорт, 1994. 68. Основные положения государственной транспортной политики и национальная программа «Транспорт России» // Проблемы транспорта. — 1998.-№5. -С. 9-13. 69. Основы маркетинга: Пер с англ. — 2-е европ. изд. / Ф. Котлер, Г.Армстронг, Д.Сондерс, В.Вонг. — М.; СПб.; Киев: ИД «Вильяме», 1999. 70. Основы управления персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Б. М. Ген-кина. — М.: Высш. шк., 1996. 71. Парахина В.Н. Управление развитием пассажирского транспорта как социально-экономической подсистемы города. — СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 1999. 72. Персианов В. А. Глобализация экономики и транспорт // Бюллетень транспортной информации. — 2001. — № 2. 73. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993. 74. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. — М.: 75. Пригожин А. И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003. 76. Приказ Минтранса РФ от 24 июня 2003 г. № 153 «Об утверждении инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте». Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 июня 2003 г. Per. № 4916. 77. Проблемы управления транспортными системами. — СПб.: Изд-во СПбГУВК, 2000. 78. Регионы России: Инф.-стат. сб. / Госкомстат России. — М.: Финансы и статистика, 2000. 79. Романенко И. В. Управление персоналом: Конспект лекций. — СПб: ПБОЮЛ В. А. Михайлова, 2000. 80. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — 5-е изд. — Минск: Новое знание, 2001. 81. Савичев Г. П., Витрянский В.В. Правовое обеспечение сохранности грузов при перевозках. — М.: Юридическая литература, 1989. 82. Сергеев В. И. Менеджмент в бизнес-логистике. — М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1997. 83. Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2001. 84. Словарь иностранных слов. — М.: Рус. яз., 1989. 85. Советский Энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. 86. Спирин И. В. Транспортное право: Учеб. пособие. — М.: Транспорт, 2001. 87. Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапуста. — М.: ИНФРА-М, 1999. 88. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник / В. В. Осмо-левский, Л. И. Кравченко, Н. А. Русак и др.; Под. общ. ред. В. В. Осмолевс-кого. — Минск: Новое знание, 2001. 89. Тренев Н. Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: Учеб. пособие для вузов. — М.: ПРИОР, 2000. 90. Трудовой кодекс Российской Федерации. — СПб.: ПБОЮЛ 91. Улицкий М.П., Тихомиров Е. Ф. Методические рекомендации по выбору способа инвестирования для предприятий, выполняющих международные автомобильные перевозки. — М.: Изд-во АСМАП, 1994. 92. Управление персоналом / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Ерелина. —. М.: Банки и биржи: ЮНИТП, 1998. 93. Усков Н. С. Организация управления территориальными и производственно-транспортными комплексами: Учебник. — М.: Изд-во МГУУ, 1999. 94. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». 95. Федина Т. В., Метелкин П. В. Научно-методические основы формирования организационных структур управления транспортом: Учеб. пособие. — М.: Изд-во ГУУ, 2000. 96. Федина Т.В., Метелкин П. В. Стратегический менеджмент на транспорте: Учеб. пособие. — М.: Изд-во ГУУ, 2000. 97. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. — М.: Политиздат, 1991. 98. Хаскельберг Б.Л. Ответственность за несохранность груза. — М.: Юридическая литература, 1970. 99. Хершген X. Маркетинг: Учебник: Пер. с нем. — М.: ИНФРА-М, 2000. 100. Ходунов М. Е. Правовое регулирование деятельности транспорта. — 101. Чевертон П. Теория и практика современного маркетинга: полный набор стратегий, инструментов и техник. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 102. Черчилль Г. Маркетинговые исследования. — СПб.: Питер, 2003. 103. Шайкин В. И. Планирование маркетинговой деятельности АТП: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 1996. 104. Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. — М.: Юридическая литература, 1966. 105. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. — М.: ИНФРА-М, 1997. 106. Щербинин Ю. Транспортные связи России в 1999—2000 гг. и на перспективу: Справочник. — М.: Агентство Бизнесс-Пресс, 2000. — ПОЛПРЕД. 107. Эглит Я.Я. Маркетинг на транспорте: Учеб. пособие. — СПб.: Академия транспорта Балтии, 1996. 108.Экономика и организация внешнеторговых перевозок: Учебник/ Под ред. К. В.Холопова. — М.: Юристь, 2000. 109.Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А.Швандра. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 110. Handbook of International Road Transport, International Transport Union, Geneva, 1995. 111. Mohr N., Distribution for the small business, Kogan Page Limited, London, Great Britain, 1990. 112. Palmer A., Principles of services marketing / McGraw — Hill Publishing Company, Maidenhead, England, 1994.
113. Morgan N., Professional Services Marketing / Heineman, London, 1991. 114. Wilson A., The Marketing of Professional Services / McGraw — Hill Publishing Company, Maidenhead, England, 1972. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие................................................................................................................ 3 РАЗДЕЛ I ЭКОНОМИКА АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Глава 1. Автотранспортное предприятие как социально-экономическая организация.................................................................................................. 7 Глава 2. Ресурсы автотранспортного предприятия.................................................. 17 2.1. Общая характеристика.................................................................................... 17 2.2. Особенности формирования и эффективность использования основных фондов автотранспортного предприятия 19 2.3. Особенности формирования и использования оборотных фондов автотранспортного 2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия............................. 36 2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования.......................................................... 36 2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами................................. 43 Глава 3. Маркетинговая деятельность на транспорте............................. 55 3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия 55 3.2. Исследовательско-аналитическая функция маркетинга на транспорте.................................................................................................... 61 3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия 66 3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия............................... 73 Глава 4. Организационные аспекты деятельности автотранспортного предприятия................................................................................................ 79 4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия < 79 4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия 87 Глава 5. Коммерческая деятельность предприятия................................................. 94 5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия 94 5.2. Задачи коммерческой службы автотранспортного предприятия...... 95 Глава 6. Экономические результаты деятельности автотранспортного предприятия........................................................... 111 6.1. Себестоимость автотранспортных услуг................................................ 111 6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия 124 6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия 130 6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия.. 135 Глава 7. Аналитическая деятельность на автотранспортном предприятии............................................................................................. 143 7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии.......................................................... 143 7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка 147 7.3. Источники информации и их идентификация......................................... 153 Глава 8. Развитие автотранспортного предприятия.............................................. 160 8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия................ 160 8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий..................................................................................................... 166 РАЗДЕЛ II ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ Глава 9. Транспорт как отрасль материального производства............................ 172 9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)............................................................................... 172 9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства 175 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация........................ 178 9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли......................... 183 Глава 10. Координация экономических процессов на рынке транспортных услуг............................................................................... 192 10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы.................................. 192 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику........................................... 198 10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг......................................... 205 10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг........................................ 211 10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг 217 10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг..................... 223 Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной деятельности....................................................................................... 228 11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности..................... 228 11.2. Транспортные обязательства.................................................................... 230 11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности...... 238 11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров 244 Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия видов транспорта................................................................................... 250 12.1. Развитие транспорта России.................................................................... 250 12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями в транспортной системе.......................................................... 255 12.3.Экономические критерии размещения предприятий транспорта.. 262 12.4.Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров........................... 267 Глава 13. Современное состояние и тенденции развития отечественного автомобильного транспорта.................. 273 13.1. Позиции в транспортной системе мира и России........................ 273 13.2. Технологии, логистика, организация, координация в деятельности автомобильного транспорта.............................. 277 13.3. Инновационная стратегия США и России................................. 283 Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений в транспортную деятельность........................................ 291 14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль................................................................................. 291 14.2. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в транспорт..................................................... 296 14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте 305 14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий................................................... 309 Список литературы........................................................................ 312
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |