КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационная стратегия США и России
I. Единая технология транспортирования предполагает непрерывность транспортного обслуживания с минимизацией возможных рисковых ситуаций, требует детального расчета потребности в типах и количествах транспортных средств, перегрузочной техники, согласования операций по видам транспорта и видам работ (в соответствии с графиками производственного процесса и организацией обращения товаров). Примерами могут служить графики работы морских портов, сложных транспортных узлов на железной дороге, аэропортов, где выполнение различных технологических операций ложится на плечи множества участников этого процесса: автомобильного, морского или другого перевозчика, экспедитора и др. Обеспечение непрерывности процесса транспортного обслуживания возможно на основе организации бесперегрузочного сообщения, мультимодальной и интермодальной перевозки, доставки точно вовремя, доставки от двери до двери и др. Технологию перевозок, при которой в роли экспедитора выступает один из видов транспорта, а взаимодействующие с ним виды транспорта являются его клиентами, называют мультимодальной. Чаще других в роли координатора здесь выступает морской или автомобильный транспорт в силу сложившегося международного транспортного законодательства и в силу преобладающего значения этих видов транспорта. Под интермодальной перевозкой по терминологии, принятой Европейской комиссией министров транспорта (ЕКМТ), понимают последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта (в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве) без перегрузки самого груза при его перевалке на другие виды транспорта. Разработка интермодальной перевозки потребовала разработки системы технологических решений для использования разных видов транспорта в одной доставке: трейлерные перевозки — системы перемещения железнодорожного вагона на тележках-тяжеловозах автомобильного транспорта; контрейлерные перевозки — системы перевозки автотранспортных средств по железной дороге на вагоне-платформе, имеющем пониженную высоту (перевозки автомобилей, съемных кузовов, контейнеров); роудрейлерные — системы перевозки полуприцепов автомобилей на железнодорожных тележках с помощью седельного тягача; ролкерные — системы перевозки автотранспортных средств (автомобилей и полуприцепов) в морских судах специального типа и паромах и др. Эффект от применения прямой доставки обусловлен ускорением доставки грузов, высвобождением оборотных средств, сни- жением затрат, сокращением площади складских помещений, числа перегрузочных механизмов и многими другими факторами. Контейнеры и пакеты получили широкое распространение как укрупненные грузовые единицы, позволяющие совершенствовать технологию. Эффективность применения контейнеров основана на уменьшении времени на перегрузочные операции, их стоимости, затрат на тару, упаковку и маркировку, использовании контейнера как склада временного хранения, повышении сохранности груза и целом ряде других факторов. Именно использование контейнеров на AT во многом повлияло на повышение надежности перевозок, а также на экономию времени на ожидание погрузки-выгрузки, так как в связи с использованием контейнеров многие экспедиторы и перевозчики обзавелись оборотным парком полуприцепов, а между странами был создан оборотный парк поддонов, имеющий маркировку страны происхождения. Существенным недостатком контейнерных перевозок является необходимость возврата контейнера после доставки владельцу, что создает целый ряд трудностей технического и технологического характера. При осуществлении интермодальных перевозок укрупненные грузовые единицы (контейнеры или пакеты) доставляются по; согласованному расписанию движения участвующих видов транс-порта под контролем экспедитора, который несет ответственность за выполнение условий перевозки, координирует транспортный ■ процесс, оформляет документы, проводит расчетные и информационные операции. Такая форма организации и координации работы участников доставки обеспечивает высокую надежность транспортного процесса, снижение затрат прежде всего в связи с не- • прерывностью движения груза, а также более высоким качеством обслуживания. Развитие технологий транспортирования обусловило необходимость хорошей организации всех участников одного технологического процесса доставки, в основе которой лежало требование экономической эффективности. Так, например, развитие разнообразия систем перевозок было вызвано необходимостью сократить контейнерные перевозки из-за их большой стоимости, заня-: тости территорий транспортных узлов терминальными системами и площадками для хранения, громоздкости и дороговизны изготовления и эксплуатации контейнеров. В настоящее время эти вопросы решены на основе развития индустрии новых материалов для изготовления контейнеров и единой политики стандартизации их типоразмеров в мире, что существенно ограничило области распространения перечисленных систем. В зарубежной практике в совершенствование технологий серьезный вклад внесли экспедиторы. Обслуживая перевозки как посредники в продаже транспортных услуг, экспедиторы в настоя-'щее время выполняют и роль координаторов процесса доставки, способствуют выстраиванию сложных, но наиболее экономичных для клиента маршрутов и цепей поставок, в которых может участвовать множество фирм разного профиля и перевозчиков различными видами транспорта. Такая работа экспедиторов — четкое выполнение операций по времени и с наименьшими затратами — имеет целью отладить взаимодействие видов транспорта (в том числе транспортных средств разных видов и специализации, перегрузочной техники, оборудования). В основу организации работы крупного транспортного узла положены следующие принципы: рациональное размещение узла относительно обслуживаемой клиентуры; оснащенность погрузоч-но-разгрузочных фронтов и мест временного складирования высокопроизводительными перегрузочными средствами и механизмами; наличие информационной и коммуникационной систем; соответствие пропускной способности техники и мощностей транспортных узлов с учетом перспектив развития транспорта и производства товаров, составляющих основной грузопоток. Организация работы в транспортных узлах происходит только при условии согласования, координации технической политики, в частности параметров подвижного состава и перегрузочной техники, организации движения транспортных средств на территории узла по единой технологии, организации завоза-вывоза грузов с использованием избранных клиентом технологий. Для того чтобы достичь высокой экономической эффективности эксплуатации транспорта в условиях столь сложной организации работы многих участников, требуется не просто закрепленная в документах, прогрессивная и гибкая технология работы внутри узла, но и координация работы всех участников транспортного обслуживания. Организация регулирования транспортной деятельности (и автотранспортной в том числе) осуществляется через сформированный механизм государственного регулирования, представленный федеральными и местными органами власти. Транспортную стратегию и политику разрабатывают и реализуют Министерства транспорта РФ, однако в разработке этих документов принимают участие, влияют на избираемые направления развития еще Министерство по налогам и сборам и МВД России. Экономические рычаги регулирования транспортной деятельности, используемые в системе налогов и сборов и на местах, реализуются налоговыми инспекциями. Техническое состояние и безопасность движения, его организация и допуск транспортных средств к деятельности осуществляется через ГИБДД, подчиненную МВД России. Регулирование сформированного рынка через систему допуска к транспортной деятельности и ее организацию на предприятиях и на обслуживаемых маршрутах (лицензирование) входит в сферу дея- тельности Российской транспортной инспекции. При этом из сферы влияния государственного регулирования практически исключены технологические аспекты деятельности автотранспортных предприятий (АТП). В связи с этим введена сертификация качества транспортных услуг и деятельности АТП на базе международных стандартов ИСО. Координация осуществляется организационно-управленческими, планово-экономическими и правовыми методами. Организационно-управленческие методы включают в себя создание предприятий и организаций по координации деятельности; создание сети организаций для координации деятельности транс-портно-экспедиционного обслуживания и управления ею; обеспечение необходимыми погрузочно-разгрузочными мощностями; создание единой для всех видов транспорта информационной системы; внедрение современных технологий доставки; оперативное регулирование перевозок грузов в смешанных сообщениях. Планово-экономические методы ориентированы на регулирование тенденций и пропорций развития видов транспорта; внедрение и использование единой унифицированной номенклатуры грузов; унификацию документооборота видов транспорта; координацию перевалки грузов между видами транспорта. Правовые методы предусматривают единое правовое регулирование взаимоотношений клиентуры и прочих субъектов РТУ; определение и разделение ответственности за выполнение сроков и условий перевозки, договоров о совместной деятельности. Выбор того или иного вида технологии, организации и координации деятельности участников транспортного обслуживания определен либо спецификой грузопотока транспортного узла, либо особенностями перевозки вида груза, в соответствии с которыми (клиентом или его экспедитором) выбирается тип обслуживания и условия перевозки. И тот и другой фактор находятся в сфере компетентности прежде всего перевозчика или экспедитора, ориентированных на удовлетворение потребностей клиента; минимум затрат; установление требований клиента и получение достаточной прибыли. Использование современных технологий, а также рациональная организация и координация деятельности участников транспортного процесса являются важными условиями его эффективности. Инновационному развитию транспорта в последнее время уделяется серьезное внимание, более того, государство отмечает необходимость инноваций на транспорте. Инновацию (от англ. innovation) в научной трактовке понимают чаще всего как общественный технический экономический процесс, который благодаря практическому использованию идей и изобретений в определенной области приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, услуг, и в случае если инновация ориентируется на экономическую выгоду (прибыль), появление инновации на рынке может принести добавочный доход. По характеру достигаемых общественных целей инновации можно разделить на следующие виды: экономические, ориентированные на прибыль (производство экспортируемых услуг); экономические, не ориентированные на прибыль (экономия топлива, запасных частей и др.); специальные (технические и технологические или в разных сферах экономики — военные, образовательные и т.д.). Однако экономическая точка зрения на инновации специфична — любой новый подход к конструированию, производству и сбыту товара или услуг, в результате чего инвестор и его компания, изобретающие и внедряющие инновацию в свое производство, получают преимущества перед конкурентами, означает прежде всего получение дополнительной прибыли. Инновация — длительный и дорогостоящий процесс, ускоряющий экономический рост отдельного предприятия, часто в значительной степени влияющий на ход экономического развития отрасли или даже экономики страны. Инновация охватывает весь спектр видов деятельности предприятия — от исследований и разработок до маркетинга, ориентируя производство на создание продукта, индивидуального, качественного, отличного от создаваемых другими производителями. В транспортной отрасли в равной степени разрабатывают, используют, внедряют инновации-продукты (как новые виды услуг) и инновации-технологии (как новые формы организации процесса производства с использованием новых или усовершенствованных технических элементов производства, машин и механизмов). В условиях рынка отдельные транспортные предприятия и виды транспорта, борясь с тенденцией снижения нормы прибыли, вынуждены расширять объемы производства, продаж и прибыли, увеличивать производительность труда, снижая фондоемкость продукции, ускорять оборачиваемость капитала. На постепенно насыщаемом услугами, а затем и перенасыщенном рынке это возможно, с одной стороны, сознательно формируя новые потребности покупателей в особой с индивидуальными свойствами услуге, а затем или одновременно создавая и выбрасывая на рынок качественно новую, индивидуализированную услугу или комплекс услуг, а с другой стороны, модернизируя и революционизируя технологию их производства. Инновационные изменения — это насущная потребность ускорения развития AT. Долгое время отставание в техническом плане, в основном связанное с производством не самых современных и слабо отвечающих требованиям потребителей автомобилей, а также формирование нового технологического уклада отрасли, связанного с развитием рынка и интеграционных, глобализационных процессов, определило необходимость инновационных изменений как главного по влиянию фактора перспективного развития автомобильной отрасли. Участие в обслуживании современных производств различных отраслей экономики и динамичное включение AT в обслуживание сферы обращения требуют продуманной инновационной стратегии. Понимание транспортными предприятиями необходимости инноваций важно в целом для развития отрасли. Однако управление инновациями только на предприятиях не позволяет координировать их действия в отношении будущего согласованного развития, цели предприятий могут существенно различаться. Со временем это приведет к возникновению кризисной ситуации. Поэтому инновационная стратегия должна стать одним из разделов транспортной стратегии и политики на федеральном и местных уровнях. В настоящее время в различных отраслях экономики наука, техника и производство слились (при ведущей роли последнего) в единую порождающую и использующую инновации машину. Этот процесс пока слаб на транспорте. Теоретически необходимость постоянных радикальных нововведений {инновационного предпринимательства) как средства преодоления экономических кризисов была обоснована И. Шумпетером еще в начале XX в. В современной экономике это выглядит как производство стремительно обновляемой продукции, невиданный ранее рост ее разнообразия, поразительно короткие сроки выполнения сложных заказов и т. п. Для предприятий инновация означает отказ от жестких и инерционных организационных и технологических структур, создание рисковых сфер деятельности и капиталов, необходимость диверсификации производства, дифференциацию производителей на одноименных рынках в виде крупных и малых фирм, постоянное переобучение кадров, переход на наукоемкие производства и т.д. Существовавшая долгое время технологическая блокада социалистических стран и России предопределила отставание уровня развития экономики транспортной отрасли, технической и технологической баз этой отрасли. Способность к технологическому развитию зависит от уровня технологий и накопленных знаний в отрасли, осуществляющей исследования и разработки. На транспорте практически всегда не хватало средств на иссле- дования в этой области, хотя исследовательские структуры формально существуют и сейчас, например разнообразные НИИ автомобильного транспорта, институты по проблемам транспорта РАН. Однако они решают либо конкретные технические задачи — испытание автомобилей, оборудования и т.д., либо координационные задачи и задачи управления вообще, оставляя вне сферы своего внимания необходимость технологических инноваций на разных видах транспорта и отдельных предприятиях. Такое положение, связанное с недостатком системно мыслящих специалистов, финансирования, закладывает технологическое отставание отрасли от уровня развития многих стран мира. Транспорт России вынужден применять иностранные инновации, которые не дают уже такого эффекта, как при первичной реализации и, следовательно, предопределяют отставание от мировой технологической динамики. Инновационная стратегия США. Существенным фактором является то, что большинство стран, продающих инновации, не будут сознательно способствовать развитию конкурентных преимуществ экономики других стран. В силу чего при продаже инноваций выполняется оценка получаемого от их внедрения эффекта, которой необходимо придавать серьезное значение. Анализируя механизм и эффективность «передачи» инновационных технологий, Министерство обороны США определило особенно эффективными несколько форм сотрудничества между Востоком и Западом. Очень эффективными признаны формы передачи технологий в виде поставок комплексных объектов под ключ, закупки лицензий вместе с интенсивной подготовкой персонала, создание совместных предприятий, постоянный обмен специалистами и опытом в научно-технической области. К эффективным формам отнесены закупки «ноу-хау», предоставление технической документации и данных по отдельным проектам, консультации. Самыми неэффективными названы деловые визиты, закупки обрабатывающего оборудования без ноу-хау, передача полного комплекта документации по проектам, товарные поставки, публикации и выставки. Инновационная стратегия — важное направление государственного регулирования экономики и внешней политики США, где реализуются технологические концепции в следующих основных направлениях: • использование научно-технического потенциала в области техники и поддержание абсолютного американского превосходства в военных исследованиях; • использование достижений научно-технического прогресса (НТП) в интересах внешнеторговой экспансии; • создание новых, косвенных форм технологической зависимости экономически слаборазвитых стран; • «привязка» других стран к американскому научно-технологическому потенциалу; • использование новейших достижений научно-технического развития в формировании внешней политики страны. Наиболее важная установка инновационной стратегии США — сохранение или даже увеличение технологического превосходства по наиболее прогрессивным направлениям НТП. Именно такая продуманная и четко ограниченная стратегия инноваций позволяет США удерживать технологическое лидерство в различных стратегических отраслях, причем основана эта стратегия на государственном регулировании и стимулировании наиболее перспективных направлений. Инновационная стратегия России. Научно-технический прогресс (НТП) воздействует на важнейшие характеристики и методы планирования. Ассоциации рыночной экономики в России в начале экономических реформ способствовали разрушению существовавшей социалистической системы планирования. Действительно, социалистическое планирование было слишком централизованным и ограниченным, не позволяло учитывать особенности процессов рыночной самоорганизации. Однако по оценкам специалистов, планирование в СССР создало развитый аппарат методов, которые позволяли учесть в том числе и особенности инновационной динамики экономики и ее отдельных отраслей. Этот аппарат необходимо и возможно использовать и в настоящее время при определенных условиях адаптации. Инновационное развитие транспорта требует совершенствования методов планирования. Во все более широком масштабе применяют методы оперативного исследования, эконометричес-кие модели, системный анализ. Планирование охватывает исследования и разработки, материально-техническое снабжение, производство, сбыт, подготовку кадров и т.д. Существенно удлиняются охватываемые планом периоды деятельности транспортных отраслей и предприятий. Лишь долгосрочный план способен «идти в ногу» с имеющими, как правило, долгосрочный характер инновационными программами, определять стратегические цели. В связи с необходимостью разработки и реализации инновационной стратегии для российского транспорта возникает масса проблем, требующих безотлагательного решения: проблема размещения ресурсов и уровня их цен, которая определяет уровень цен на транспортные услуги; использование идей и маркетинга, обеспечивающих исследование спроса и формирование будущих потребностей в транспортных услугах и их качестве; повышение конкурентоспособности отечественных транспортных услуг в международном масштабе и на национальном рынке; проникновение и распространение инноваций (развивающейся вширь технико-технологической модернизации производства услуг). Зарубежная практика транспортной деятельности показывает, что для быстрого распространения инноваций необходима развитая инфраструктура отрасли, создание и модернизацию которой в большинстве развитых стран государство оставляет под своим контролем и использует как инструмент регулирования транспортной отрасли, обеспечения высоких темпов развития национальной экономики. На сферу использования инноваций влияют масштабы бизнеса. Глубокие инновации может позволить себе в основном крупный бизнес, так как инновации дорогостоящи и реализуемы в течение довольно длительного периода. Крупному транспортному бизнесу такие проекты выгодны и способствуют развитию. Маленькие транспортные предприятия вынуждены искать более дешевые формы развития бизнеса, не всегда соответствующие требованиям технологического прогресса и законам. Инновации определяют необходимость правовой защиты производства и сферы разработки и внедрения технологий. Все перечисленные моменты указывают на необходимость усиления роли государства в области инноваций: с одной стороны, необходимо централизованно воздействовать на НТП в отрасли, повышать роль национальной политики в области науки и промышленного развития, с другой стороны, к этому же подталкивает усиление международного разделения труда и рыночной конкуренции. В результате государство превращается в один из важнейших факторов роста современной национальной экономики и экономики транспортной отрасли, что ведет к усилению позиций государственных монополий в отдельных подотраслях. Эффективная национальная инновационная стратегия сегодня уже не сможет обойтись без централизованной разработки ее направлений (по видам деятельности и видам транспорта) и без помощи, посредством которой государство «выручает» предприятия отрасли в «переломных» для них ситуациях. Высвобождение новых ресурсов, создание фондов компенсации рисков и предоставление займов, содействие информационному обмену и решению многих других задач требует адекватного государственного регулирования в этой сфере. Во многих странах испытывают новые методы стимулирования инноваций, такие, например, как организация специальных целевых фондов поддержки малого бизнеса и предпринимательства; организация содействия инновациям (государственные гарантии, кредитование и финансирование на льготных условиях, премирование разработок, ускоренная амортизация и специальное налогообложение прибыли), которые в России есть, но влияют на инновации пока слабо. Инвестиционная привлекательность автомобильного транспорта. Привлекательность AT для инвестиций в инновации очень высока в силу высокой эффективности и скорости окупаемости даже низких капитальных вложений. В автомобильной отрасли естественным образом сформированы предпосылки для быстрой реализации инноваций: срок службы основных фондов, обеспечивающих наибольший доход, — автомобилей — в среднем составляет 5 — 12 лет, в то время как в отраслях промышленности в среднем 15 — 35 лет; средняя норма прибыли 5... 18 %, в то время как в промышленности около 20 %; средний период окупаемости автомобилей при интенсивной эксплуатации и современных технологиях перевозки — 2 — 5 лет, в то время как промышленного оборудования —. более 25 лет. Есть и другие факторы инвестиционной привлекательности отрасли: высокая конкурентоспособность, мобильность в изменении сфер и направлений деятельности, организационная гибкость, низкий уровень постоянных затрат в общих затратах на производство услуг и др. Точная оценка инвестиционной привлекательности отрасли или производства имеет значение как для предприятий транспорта, так и для инвестора. В этом случае следует учитывать специфические факторы отрасли: • отраслевые особенности структуры инвестиций, которая характеризуется значительной долей вложения капитала в основные средства, что определяет высокий производственный риск; • большая потребность в инвестициях в связи с неблагоприятной возрастной структурой подвижного состава в сочетании с ограниченностью собственных источников обновления основных фондов; • необходимость привлечения значительного по размерам заемного капитала, что определяет высокий финансовый риск; • организационное различие процессов инвестирования в капитальное строительство и в подвижной состав. В настоящее время тенденции сокращения и старения парка подвижного состава не оставили резерва в уровне качества услуг транспортных предприятий, которым можно было бы пожертвовать в процессе реорганизации транспортной системы. Длительные сроки эксплуатации большинства объектов транспортной отрасли подтверждают необходимость их реконструкции, а для транспортных предприятий существенным является формирование новой материально-технической базы и внедрение современных технологий, что непосредственно связано с процессами инвестирования. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте особенности позиции AT России в настоящее время по сравнению с периодом до 2000 г. 10 3. 509 2. Докажите, что AT развивается быстрее, чем другие виды транспорта. Свяжите это с основными свойствами AT, важными для клиентов. 3. Опишите технические и технологические проблемы, тормозящие развитие AT. 4. Расскажите о возможных перспективах развития AT. С чем они связаны? 5. Дайте определение технологии производства транспортных услуг. 6. В чем суть и необходимость процессов организации и координации деятельности участников транспортного обслуживания? 7. Перечислите основные логистические принципы, лежащие в основе современных транспортных и автотранспортных технологий. Приведите примеры направлений использования логистических технологий на AT. ГЛАВА 14
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |