КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛОЖЕНИЙ В ТРАНСПОРТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Инвестирование средств (капитала) является неотъемлемым элементом развития производства в деятельности любого хозяйствующего субъекта экономики. Эффективные инвестиции в транспортную отрасль не только способствуют прогрессу субъектов отрасли, но и стимулируют расширение транспортно-экономичес-ких связей между отраслями, регионами страны и между разными странами, приводят к росту подвижности населения и улучшению условий его жизни. Под инвестициями в транспортную отрасль понимают совокупность долгосрочных вложений капитала в ее экономические объекты с целью получения предпринимательских доходов, процентов или иных выгод. Инвестиции отличаются от текущих затрат, во-первых, тем, что носят единовременный характер, во-вторых, тем, что от момента вложения капитала до получения отдачи проходит временной период, гораздо более продолжительный, чем тот, который имеет место в текущем производстве в виде длительности оборота средств. Виды инвестиций принято подразделять (в зависимости от назначения): • на реальные инвестиции {капитальные вложения), направленные на создание, приобретение новых или реконструкцию действующих основных фондов и прирост оборотных средств, — это строительство и приобретение зданий, сооружений, транспортных средств, оборудования, дополнительных запасов материалов. Капитальные вложения — самый распространенный вид инвестиций в транспортную отрасль; • финансовые инвестиции, связанные с вложением капитала в акции, облигации и другие ценные бумаги, а также в уставные фонды других организаций. Основная цель финансовых инвестиций — формирование «портфеля» ценных бумаг, обеспечивающего инвестору получение стабильного процента вне зависимости от конъюнктуры в различных отраслях экономики. Инвестиции в ценные бумаги часто называют портфельными инвестициями; ю* • нематериальные инвестиции связаны с приобретением объектов интеллектуальной собственности, с проведением научных исследований и разработок. В состав нематериальных инвестиций включают вложения капитала в подготовку и обучение персонала и другие виды интеллектуальных инвестиций. Термины «капитальные вложения» и «инвестиции» часто понимают как синонимы. Сравните, как трактует Большой экономический словарь* два эти термина. Инвестиция — совокупность затрат, реализуемая в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства. Капитальные вложения — совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Несмотря на тождественность этих двух понятий, в отечественной экономике установилась традиция относить термин «капитальные вложения» исключительно к реальным инвестициям. Объектом реальных инвестиций в транспортную отрасль может являться транспортно-дорожныи комплекс страны и отдельных регионов, транспортные коммуникации, инфраструктура, отдельные предприятия транспорта и основные средства предприятий. Соотношение реальных инвестиций в активную часть основных фондов к общей сумме капитальных вложений называется технологической структурой реальных инвестиций. На многих предприятиях автомобильного транспорта технологическая структура инвестиций близка к 100%, т.е. объектом капитальных вложений являются преимущественно транспортные средства, основные фонды производственного и административно-хозяйственного назначения практически не покупают, не строят, а имеющиеся здания, сооружения, оборудования используют или приобретают на условиях аренды. Такая ситуация особенно характерна для малых и средних предприятий. Значимость инвестиций в транспорт может подразделяться на федеральную, региональную, отраслевую значимость и значимость для хозяйствующего субъекта. Федеральная значимость инвестиций в транспорт связана с решением проблем государственного масштаба и обусловливается прежде всего стратегической значимостью объектов инвестиций, обеспечивающих безопасное и экологически устойчивое функционирование транспортной системы, не исключает наличия негосударственного оператора объекта инвестиций. В частности, федеральную значимость имеют инвестиционные проекты строитель- * Большой экономический словарь / Под ред. А.Н.Азрилияна. — М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — 528 с. ства и реконструкции автомобильных дорог. Развитие автомобильных дорог способствует созданию условий для развития экономики и национальных ресурсов, национальной безопасности, повышения уровня жизни и деловой активности населения. Региональная значимость определяет влияние на решение отраслевых проблем, важных для многих предприятий на определенной территории. Например, в Северо-Западном регионе транспорт является отраслью, играющей особо важную роль в освоении экспортно-импортных и транзитных связей России. Инвестиции в транспортную инфраструктуру (порты, мультитранспорт-ные терминалы и т.п.) будут способствовать созданию условий для раскрытия транзитного потенциала региона. Вместе с тем инвестиции в транспортную инфраструктуру необходимы для роста внешнеторговых перевозок через территорию региона и создания в нем благоприятных конкурентных условий активизации в транспортном процессе российских перевозчиков. Инвестиционный проект — это «план (программа) хозяйственного мероприятия или предпринимательского проекта, реализация которого требует привлечения инвестиций»*. Инвестиционные проекты различаются по величине инвестируемого капитала и размера получаемых результатов. Любой из них направлен в будущее, предвидеть которое с достаточной определенностью очень сложно. Поэтому инвестиционные проекты сопряжены с риском возникновения ситуаций, при которых фактические результаты капитальных вложений окажутся меньшими по сравнению с ожидаемыми. При рассмотрении вариантов инвестиций на транспорте как в коммуникации и инфраструктуру, так и на уровне предприятий, важно учитывать степень связанности проектов. Инвестиционные проекты по степени связанности разделяют: • на альтернативные — это взаимоисключающие проекты, причем оцениваться они могут одновременно, а осуществляться одновременно не могут. Например, на цели инвестиций выделена ограниченная сумма средств, а реализация одного из проектов полностью исчерпывает имеющиеся ресурсы. Значит, остальные проекты не могут быть внедрены вместе с таким инвестиционным проектом; • независимые — это проекты, никак не влияющие друг на друга. Они могут оцениваться самостоятельно и осуществляться одновременно. Например, строительство дорог в разных регионах страны или приобретение транспортным предприятием автомобиля и вложение средств в реконструкцию гаража; * Завлин П.Н., Васильев А.В., Кноль А. И. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов (современные подходы). — СПб.: Наука, 1995. — С. 31. • взаимосвязанные — это проекты, принятие одного из кото Значимость инвестиционного проекта для отдельного хозяйствующего субъекта (отраслевая) оценивают с точки зрения целей деятельности этого субъекта на рынке. Цели капитальных вложений в транспортную отрасль таковы: • повышение эффективности транспортного производства. В этом случае инвестиции предназначены для снижения производственных затрат за счет замены подвижного состава и оборудования на более новые, более производительные средства, за счет перемещения вспомогательного производства или сервисных станций в районы с более выгодными условиями выполнения работ или за счет иных мероприятий; • расширение транспортного производства. Инвестирование средств в соответствии с данной целью должно обеспечивать увеличение объемов оказания транспортных услуг на уже освоенных рынках. Как правило, объектом инвестиций в этом случае является подвижной состав; • создание новых транспортных производств или технологий. Инвестиции в этом случае могут быть направлены на создание новых предприятий, освоение новых рынков, открытие новых, ранее не оказываемых транспортных услуг; • поддержание мощностей действующего транспортного производства. Инвестированные средства направляются на проведение капитальных ремонтов объектов, как правило, пассивной части основных фондов транспорта. Способы превращения инвестиций в основные фонды следующие: • новое строительство. На транспорте термин «новое строительство» может быть применен только к объектам инфрастуктуры, путям сообщения, вновь создаваемым предприятиям. Отличительный признак нового строительства — организация работ на новых площадках и по первоначально утвержденному в установленном порядке плану. Например, строительство новой автомобильной дороги в районе, где ее не было; строительство нового терминала в транспортном узле; создание нового транспортного предприятия, начиная со строительства производственных и административных корпусов; • проведение организационно-технических и других мероприятий по расширению предприятий. Расширение предполагает возведение новых объектов на новых площадях в дополнение к действующим. Примерами инвестиций с целью расширения транс- портного производства могут служить строительство транспортного терминала для увеличения пропускной способности действующего терминального комплекса; приобретение подвижного состава транспортными предприятиями с целью увеличения численности парка в связи с ростом рыночной доли предприятия; • реконструкция и техническое перевооружение объектов транс Капитал, как известно, обладает свойством мобильности, что позволяет ему достаточно быстро и легко покидать сферы, где инвестиционные процессы становятся чрезмерно рисковыми и небезопасными. Однако реальные инвестиции являются иммоби-лизированными активами, инвестиционный капитал в значительной степени теряет свойство подвижности, становится более уязвимым. Это становится важнейшей причиной того, что в области капитальных вложений предъявляются особые требования к обоснованию инвестиций, к степени надежности оценки параметров, эффективности проектов вложений капитала (инвестиционных проектов). Разработке инвестиционного проекта предшествует изучение инвестиционного климата. Это позволяет осмыслить и обобщить разные характеристики исследуемого проекта. Совокупность политических, макро- и микроэкономических, социальных, психологических и других факторов, характеризующих целесообразность и надежность инвестиционных проектов, образует инвестиционный климат (среду), который определяет склонность экономических субъектов к инвестированию в ту или иную отрасль. Инвестиционный климат имеет следующие составляющие: • общие для ряда отраслей параметры: политическая ситуация, экономики, налоговая система и налоговое стимулирование инвестиций, таможенный режим, состояние и тенденции финансово-кредитной сферы и др.; • отраслевые параметры: уровень доходов и рентабельности выполняемой деятельности, уровень предпринимательского риска, длительность возврата вложенных средств, характеристика и тенденции рынка (широта, емкость, конкурентность, перспективы развития), влияние развития отрасли на другие сферы экономики и общество и т. п. Оценка общеэкономических параметров инвестиционного климата требует специальных исследований. Оценка параметров инвестиционной среды транспортной отрасли может быть различной для разных регионов страны, для направлений развития услуг, например, перевозок в международном и внутрироссийском сообщении, для предприятий разной величины. Для принятия решения о капитальных вложениях необходима оценка параметров инвестиционного климата, которая позволяет установить возможность осуществления инвестиций в конкретных условиях и степень сопутствующих (инвестиционных, предпринимательских и др.) рисков. Однако следует учитывать неизбежную субъективность оценки привлекательности инвестиционных проектов. Если считать оценку инвестиционного климата в отрасли первым этапом принятия инвестиционного решения, то следующим этапом является формирование критериальной базы оценки эффективности инвестиционных проектов.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 4550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |