Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль




ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛОЖЕНИЙ В ТРАНСПОРТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Инвестирование средств (капитала) является неотъемлемым элементом развития производства в деятельности любого хозяй­ствующего субъекта экономики. Эффективные инвестиции в транс­портную отрасль не только способствуют прогрессу субъектов от­расли, но и стимулируют расширение транспортно-экономичес-ких связей между отраслями, регионами страны и между разными странами, приводят к росту подвижности населения и улучше­нию условий его жизни.

Под инвестициями в транспортную отрасль понимают совокуп­ность долгосрочных вложений капитала в ее экономические объек­ты с целью получения предпринимательских доходов, процентов или иных выгод.

Инвестиции отличаются от текущих затрат, во-первых, тем, что носят единовременный характер, во-вторых, тем, что от мо­мента вложения капитала до получения отдачи проходит времен­ной период, гораздо более продолжительный, чем тот, который имеет место в текущем производстве в виде длительности оборота средств.

Виды инвестиций принято подразделять (в зависимости от на­значения):

• на реальные инвестиции {капитальные вложения), направлен­ные на создание, приобретение новых или реконструкцию дей­ствующих основных фондов и прирост оборотных средств, — это строительство и приобретение зданий, сооружений, транспорт­ных средств, оборудования, дополнительных запасов материалов. Капитальные вложения — самый распространенный вид инвес­тиций в транспортную отрасль;

финансовые инвестиции, связанные с вложением капитала в акции, облигации и другие ценные бумаги, а также в уставные фонды других организаций. Основная цель финансовых инвести­ций — формирование «портфеля» ценных бумаг, обеспечивающе­го инвестору получение стабильного процента вне зависимости от конъюнктуры в различных отраслях экономики. Инвестиции в ценные бумаги часто называют портфельными инвестициями;


ю*



нематериальные инвестиции связаны с приобретением объек­тов интеллектуальной собственности, с проведением научных исследований и разработок. В состав нематериальных инвестиций включают вложения капитала в подготовку и обучение персонала и другие виды интеллектуальных инвестиций.

Термины «капитальные вложения» и «инвестиции» часто по­нимают как синонимы. Сравните, как трактует Большой эконо­мический словарь* два эти термина.

Инвестиция — совокупность затрат, реализуемая в форме дол­госрочных вложений капитала в промышленность, сельское хо­зяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства.

Капитальные вложения — совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей народного хо­зяйства.

Несмотря на тождественность этих двух понятий, в отечествен­ной экономике установилась традиция относить термин «капи­тальные вложения» исключительно к реальным инвестициям.

Объектом реальных инвестиций в транспортную отрасль может являться транспортно-дорожныи комплекс страны и отдельных регионов, транспортные коммуникации, инфраструктура, отдель­ные предприятия транспорта и основные средства предприятий. Соотношение реальных инвестиций в активную часть основных фондов к общей сумме капитальных вложений называется техно­логической структурой реальных инвестиций. На многих предпри­ятиях автомобильного транспорта технологическая структура ин­вестиций близка к 100%, т.е. объектом капитальных вложений являются преимущественно транспортные средства, основные фон­ды производственного и административно-хозяйственного назна­чения практически не покупают, не строят, а имеющиеся зда­ния, сооружения, оборудования используют или приобретают на условиях аренды. Такая ситуация особенно характерна для малых и средних предприятий.

Значимость инвестиций в транспорт может подразделяться на федеральную, региональную, отраслевую значимость и значимость для хозяйствующего субъекта.

Федеральная значимость инвестиций в транспорт связана с ре­шением проблем государственного масштаба и обусловливается прежде всего стратегической значимостью объектов инвестиций, обеспечивающих безопасное и экологически устойчивое функцио­нирование транспортной системы, не исключает наличия негосу­дарственного оператора объекта инвестиций. В частности, феде­ральную значимость имеют инвестиционные проекты строитель-

* Большой экономический словарь / Под ред. А.Н.Азрилияна. — М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — 528 с.


ства и реконструкции автомобильных дорог. Развитие автомобиль­ных дорог способствует созданию условий для развития экономи­ки и национальных ресурсов, национальной безопасности, повы­шения уровня жизни и деловой активности населения.

Региональная значимость определяет влияние на решение от­раслевых проблем, важных для многих предприятий на опреде­ленной территории. Например, в Северо-Западном регионе транс­порт является отраслью, играющей особо важную роль в освое­нии экспортно-импортных и транзитных связей России. Инвести­ции в транспортную инфраструктуру (порты, мультитранспорт-ные терминалы и т.п.) будут способствовать созданию условий для раскрытия транзитного потенциала региона. Вместе с тем ин­вестиции в транспортную инфраструктуру необходимы для роста внешнеторговых перевозок через территорию региона и создания в нем благоприятных конкурентных условий активизации в транс­портном процессе российских перевозчиков.

Инвестиционный проект — это «план (программа) хозяйствен­ного мероприятия или предпринимательского проекта, реализа­ция которого требует привлечения инвестиций»*.

Инвестиционные проекты различаются по величине инвести­руемого капитала и размера получаемых результатов. Любой из них направлен в будущее, предвидеть которое с достаточной оп­ределенностью очень сложно. Поэтому инвестиционные проекты сопряжены с риском возникновения ситуаций, при которых фак­тические результаты капитальных вложений окажутся меньшими по сравнению с ожидаемыми.

При рассмотрении вариантов инвестиций на транспорте как в коммуникации и инфраструктуру, так и на уровне предприятий, важно учитывать степень связанности проектов.

Инвестиционные проекты по степени связанности разделяют:

• на альтернативные — это взаимоисключающие проекты, при­чем оцениваться они могут одновременно, а осуществляться од­новременно не могут. Например, на цели инвестиций выделена ограниченная сумма средств, а реализация одного из проектов полностью исчерпывает имеющиеся ресурсы. Значит, остальные проекты не могут быть внедрены вместе с таким инвестицион­ным проектом;

• независимые — это проекты, никак не влияющие друг на друга. Они могут оцениваться самостоятельно и осуществляться одновременно. Например, строительство дорог в разных регионах страны или приобретение транспортным предприятием автомо­биля и вложение средств в реконструкцию гаража;

* Завлин П.Н., Васильев А.В., Кноль А. И. Оценка экономической эффектив­ности инвестиционных проектов (современные подходы). — СПб.: Наука, 1995. — С. 31.


• взаимосвязанные — это проекты, принятие одного из кото­
рых зависит от принятия другого. Эти проекты оцениваются одно­
временно друг с другом как один проект, в результате принима­
ется одно решение, включающее оба проекта, или отклоняются
оба решения. Например, строительство морского порта и подъезд­
ных путей (автомобильных и/или железнодорожных).

Значимость инвестиционного проекта для отдельного хозяйству­ющего субъекта (отраслевая) оценивают с точки зрения целей деятельности этого субъекта на рынке.

Цели капитальных вложений в транспортную отрасль таковы:

• повышение эффективности транспортного производства. В этом случае инвестиции предназначены для снижения производствен­ных затрат за счет замены подвижного состава и оборудования на более новые, более производительные средства, за счет переме­щения вспомогательного производства или сервисных станций в районы с более выгодными условиями выполнения работ или за счет иных мероприятий;

• расширение транспортного производства. Инвестирование средств в соответствии с данной целью должно обеспечивать уве­личение объемов оказания транспортных услуг на уже освоенных рынках. Как правило, объектом инвестиций в этом случае являет­ся подвижной состав;

• создание новых транспортных производств или технологий. Инвестиции в этом случае могут быть направлены на создание новых предприятий, освоение новых рынков, открытие новых, ранее не оказываемых транспортных услуг;

• поддержание мощностей действующего транспортного про­изводства. Инвестированные средства направляются на проведе­ние капитальных ремонтов объектов, как правило, пассивной части основных фондов транспорта.

Способы превращения инвестиций в основные фонды следую­щие:

• новое строительство. На транспорте термин «новое строитель­ство» может быть применен только к объектам инфрастуктуры, путям сообщения, вновь создаваемым предприятиям. Отличитель­ный признак нового строительства — организация работ на новых площадках и по первоначально утвержденному в установленном порядке плану. Например, строительство новой автомобильной дороги в районе, где ее не было; строительство нового терминала в транспортном узле; создание нового транспортного предприя­тия, начиная со строительства производственных и администра­тивных корпусов;

• проведение организационно-технических и других мероприя­тий по расширению предприятий. Расширение предполагает воз­ведение новых объектов на новых площадях в дополнение к дей­ствующим. Примерами инвестиций с целью расширения транс-


портного производства могут служить строительство транспорт­ного терминала для увеличения пропускной способности действу­ющего терминального комплекса; приобретение подвижного со­става транспортными предприятиями с целью увеличения чис­ленности парка в связи с ростом рыночной доли предприятия;

• реконструкция и техническое перевооружение объектов транс­
портного производства. К реконструкции относятся полное или
частичное переоборудование производства без строительства но­
вых и расширения действующих объектов основного производ­
ства. При этом реконструкция может предусматривать строитель­
ство объектов обслуживающего, вспомогательного производства.
Примером реконструкции могут являться строительство трехпо­
лосной автодороги на месте двухполосной; перепланировка ре­
монтной зоны и гаража транспортного предприятия с целью вы­
деления свободных площадей. Техническое перевооружение — это
проведение комплекса плановых мероприятий по повышению тех­
нического уровня отдельных участков производств путем внедре­
ния новой техники, технологии, механизации, автоматизации и
замены устаревшего, изношенного оборудования новым, более
производительным. Техническое перевооружение производится без
расширения производственных площадей. Примером техническо­
го перевооружения является замена оборудования для проведе­
ния диагностических работ с автомобилями, замена изношенно­
го подвижного состава без увеличения численности парка.

Капитал, как известно, обладает свойством мобильности, что позволяет ему достаточно быстро и легко покидать сферы, где инвестиционные процессы становятся чрезмерно рисковыми и небезопасными. Однако реальные инвестиции являются иммоби-лизированными активами, инвестиционный капитал в значитель­ной степени теряет свойство подвижности, становится более уяз­вимым. Это становится важнейшей причиной того, что в области капитальных вложений предъявляются особые требования к обо­снованию инвестиций, к степени надежности оценки парамет­ров, эффективности проектов вложений капитала (инвестицион­ных проектов).

Разработке инвестиционного проекта предшествует изучение инвестиционного климата. Это позволяет осмыслить и обобщить разные характеристики исследуемого проекта. Совокупность по­литических, макро- и микроэкономических, социальных, психо­логических и других факторов, характеризующих целесообразность и надежность инвестиционных проектов, образует инвестицион­ный климат (среду), который определяет склонность экономи­ческих субъектов к инвестированию в ту или иную отрасль.

Инвестиционный климат имеет следующие составляющие:

• общие для ряда отраслей параметры: политическая ситуация,
государственная экономическая политика, тенденции развития


экономики, налоговая система и налоговое стимулирование ин­вестиций, таможенный режим, состояние и тенденции финансо­во-кредитной сферы и др.;

• отраслевые параметры: уровень доходов и рентабельности выполняемой деятельности, уровень предпринимательского рис­ка, длительность возврата вложенных средств, характеристика и тенденции рынка (широта, емкость, конкурентность, перспекти­вы развития), влияние развития отрасли на другие сферы эконо­мики и общество и т. п.

Оценка общеэкономических параметров инвестиционного кли­мата требует специальных исследований.

Оценка параметров инвестиционной среды транспортной от­расли может быть различной для разных регионов страны, для направлений развития услуг, например, перевозок в международ­ном и внутрироссийском сообщении, для предприятий разной величины.

Для принятия решения о капитальных вложениях необходима оценка параметров инвестиционного климата, которая позволяет установить возможность осуществления инвестиций в конкретных условиях и степень сопутствующих (инвестиционных, предпри­нимательских и др.) рисков. Однако следует учитывать неизбеж­ную субъективность оценки привлекательности инвестиционных проектов.

Если считать оценку инвестиционного климата в отрасли пер­вым этапом принятия инвестиционного решения, то следующим этапом является формирование критериальной базы оценки эф­фективности инвестиционных проектов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 4550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.