КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование транспортной деятельности
ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Между транспортными организациями, клиентурой, органами государственной власти, прочими субъектами, участвующими в процессе организации и выполнения транспортных услуг, возникают определенные отношения. Создание правовой основы для регулирования подобных отношений — главная задача транспортного законодательства. В системе источников правового регулирования транспортной деятельности в качестве основных выделяют следующие [43]: 1) транспортное законодательство федерального уровня; 2) нормативные правовые акты, регулирующие деятельность различных отраслей транспорта (уставы и кодексы); 3) подзаконные нормативные правовые акты; 4) международные соглашения, к которым присоединилась Российская Федерация. Основу транспортного законодательства составляет Конституция Российской Федерации. Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации федеральный транспорт и пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации. Следующий по значению нормативный правовой акт — Гражданский кодекс Российской Федерации. Данный документ определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, иных транспортных обязательств; основные положения, связанные с ответственностью перевозчика, с порядком предъявления исков и т.д. (гл. 40 и 41). Регулирование основной части транспортных отношений осуществляется на основании специальных федеральных законов. Такие положения, как общие условия перевозки; методы организации перевозок; взаимоотношения сторон; обязательства перевозки; условия содержания транспортных средств, дорог, путей сообщения определяются на основании транспортных уставов и кодексов, иных законов. Поскольку законодательство, регулирующее транспортную деятельность, включает в себя как новые нормативные правовые акты, так и акты, принятые в СССР, то система источников правового регулирования включает в себя: а) новые общие транспортные законы: Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК РФ) от 08 июля 1999 г. № 150-ФЗ; Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (УЖДТ РФ) от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ; Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 26 мая 2001 г.); Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) от 07 марта 2001 г. № 24-ФЗ; б) транспортные уставы и кодексы, принятые в СССР (при Дополнительно к уставам и кодексам принимаются соответствующие правила перевозок, издаваемые Правительством РФ, а также транспортными ведомствами (Минтрансом России, федеральными транспортными службами). В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта. Например, Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 25 октября 1974 г. по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР), Правила перевозок грузов и буксировки плотов и судов речным транспортом, утвержденные Департаментом речного транспорта Минтранса России (действуют в части, не противоречащей КВВТ РФ), Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 277 (с изменениями и дополнениями от 29 января 2001 г.)). Кроме того, подзаконными актами — указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, положениями и инструкциями, издаваемыми министерствами и ведомствами — регулируются наиболее важные текущие проблемы транспортных обязательств, иные отношения. Например, Указ Президента РФ от 08 ноября 1997 г. № 1201 «О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 10 июня 2002 г. № 402 «О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», Постановление ыПравительства РФ рт 14 октября 1996 г. № 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы». Большое значение при регулировании транспортной деятельности имеют постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые содержат акты толкования, обеспечивающие единообразие судебной и арбитражной практики по разрешению споров, связанных с перевозками. Регулирование отношений, возникающих при выполнении международных перевозок, осуществляется на основе международных транспортных конвенций и соглашений. К числу наиболее важных относятся Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки груза 1956 г., Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (с изменениями и дополнениями), Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (с изменениями и дополнениями), Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. Некоторые положения международных соглашений используются при унификации российского транспортного права. Так, Российская Федерация не участвует в конвенциях, регулирующих морские перевозки, однако нормы внутреннего законодательства, изложенные в КТМ РФ 1999 г. применительно к международным сообщениям, полностью соответствуют положениям Брюссельской конвенции. 11.2. Транспортные обязательства Под транспортными понимаются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение груза иным способом [25]. Обязательство по перевозке является основным видом транспортных обязательств и возникает в результате заключения договора перевозки. В силу его действия перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату). Заключение договора перевозки требует наличия определенных организационных предпосылок, которые в соответствии со ст. 791 ГК РФ воплощаются в обязанности перевозчика подать под погрузку исправные транспортные средства, а грузоотправителя — предъявить груз к перевозке. В прямом смешанном сообщении наряду с договорами для организации перевозок используется система заявок (заказов). В заявке уточняется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку. Например, на железнодорожном и речном транспорте грузоотправитель обязан подавать заявки в управление железных дорог места отправления не менее чем за 10 сут до начала перевозок грузов (ст. 11 УЖДТ РФ); при экспортных перевозках заявки подают за 15 сут. При систематических перевозках грузов на долгосрочной основе применяется договор об организации перевозок грузов, характеризующийся следующими положениями: суть договора заключается в том, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в установленном объеме; заключение долгосрочных договоров об организации перевозок не является обязательным для сторон; долгосрочный договор об организации перевозок грузов заключается в письменной форме; срок действия договора определяется сторонами; договор определяет объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке; порядок расчетов; ответственность за нарушение предусмотренных обязательств; прочие условия организации перевозок; заключение договора об организации перевозок грузов не освобождает грузоотправителя от необходимости предоставления заявки на перевозку грузов в порядке и сроки, предусмотренные транспортным законодательством. Заключение договора об организации перевозок грузов предусмотрено уставами и кодексами различных видов транспорта. В обязанностях сторон, возникающих в связи с выполнением действий, указанных в ст. 791 ГК РФ, можно выделить несколько ключевых положений. Так, перевозчик обязан подать транспортные средства: 1) в исправном состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза; 2) в количестве, согласованном с грузоотправителем. В особых случаях и по согласованию с грузоотправителем допускается подача транспортных средств в большем количестве, чем указано в заявке; 3) в обусловленный срок. Сроки подачи транспортных средств определяются по согласованию сторон или в нормативном порядке; 4) в определенное место. Место подачи транспортных средств зависит от технико-технологических особенностей вида транспорта и возможностей грузоотправителя и перевозчика. Обязанность грузоотправителя состоит в предъявлении груза к перевозке в соответствии: 1) с общими условиями, в состав которых включают: а) количество, род и наименование груза. Определяются заяв б) определение тары. Грузы, подверженные порче, поврежде ляться к перевозке в таре. Тара должна быть исправна, соответствовать стандартам, обеспечивать полную сохранность груза, транспортных средств, обеспечивать безопасность движения (ст. 18 УЖДТ РФ, ст. 139 КТМ РФ, ст. 52 УАТ РСФСР), в противном случае перевозчик вправе отказать в приеме груза; в) определение веса. Выбор способа определения веса обуслов г) маркировка груза. Нанесение на груз определенных надпи д) объявление ценности груза; 2) со специальными условиями. Применяются при перевозке грузов, обладающих определенными свойствами и требующих соблюдения особых мер и условий транспортировки, например опасных, подкарантинных грузов, живых животных и пр. Указанные действия предваряют заключение договора перевозки, в результате исполнения которого реализуются принятые к исполнению заявки (заказы) на перевозку. Для заключения договора перевозки применяют систему единого документа, предусмотренную п. 2 ст. 785 ГК РФ. В зависимости от вида документа, служащего оформлению перевозки, выделяются: 1) система накладной (применяется на всех видах транспорта); 2) система коносамента (применяется на морском транспорте); 3) система чартера (применяется на морском транспорте). Договоры грузовой перевозки подразделяют по различным основаниям: по видам транспорта, по территориальному признаку, в зависимости от числа транспортных организаций, участвующих в транспортировке груза и т.д. В зависимости от того, каким транспортом перевозят грузы, перевозки подразделяют на железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные. Такая классификация обусловлена тем, что отношения, связанные с перевозкой грузов, регулируются законодательством, которое применяется к соответствующему виду перевозки [25, с. 377]. Различают перевозки, осуществляемые в местном, прямом и прямом смешанном сообщении. Местными называются перевозки, осуществляемые одной транспортной организацией, в преде- лах территориальных границ ее деятельности (железной дороги, пароходства и т. д.). Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвуют несколько предприятий одного вида транспорта. Прямой смешанной перевозкой считается перевозка, при которой на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта. Приведенная классификация применима ко всем видам транспорта. Кроме того, данная классификация может быть дополнена на основании классификаций перевозок, используемых на различных видах транспорта. На морском транспорте различают перевозки в малом каботаже, в большом каботаже и в заграничном сообщении. Под малым каботажем понимают перевозку грузов между российскими портами одного и того же моря. К большому каботажу относятся перевозки грузов, осуществляемые между российскими портами разных морей, даже если судно при этом проходит через иностранные воды. Перевозка из российских портов в иностранные порты или обратно признается перевозкой в заграничном сообщении. Воздушный кодекс не подразделяет перевозки на отдельные виды, однако содержит некоторые особые правила для международных перевозок (гл. XI ВК РФ). На автомобильном транспорте перевозки подразделяют на городские, пригородные, междугородные и международные. К городским перевозкам относят перевозки в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным — перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно; к междугородным — перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км и к международным — перевозки за пределы или из-за пределов Российской Федерации, с пересечением государственной границы. Таким образом, договор перевозки грузов сконструирован в Гражданском кодексе РФ по модели реального, двустороннего, возмездного договора: перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а грузоотправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату. Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортном документе. В качестве элементов обязательства грузовой перевозки выделяют субъекты обязательства, предмет договора перевозки, срок в обязательстве перевозки, провозную плату. Субъектами обязательства являются перевозчик и грузоотправитель. Перевозчиком может быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные, правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицен- зии. Отправителями грузов могут выступать любые субъекты гражданского права. Предмет договора перевозки — услуги по доставке вверенных перевозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения. Эти услуги включают не только собственно транспортировку грузов, но и иные действия, в частности, хранение, вьщачу груза получателю, выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Срок в обязательстве перевозки — это промежуток времени, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. В ряде случаев в автомобильных и морских перевозках сроки доставки определяются соглашением сторон, а при его отсутствии — обычно принятыми сроками (сроками, которые разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обязательств — ст. 152 КТМ РФ). Размер провозной платы устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено транспортным законодательством (ст. 790 ГК РФ). Такое исключение сделано для транспорта общего пользования, где провозная плата принимает форму твердого тарифа, утверждаемого в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Содержание договора перевозки составляют права и обязанности сторон. Так, основные обязанности перевозчика состоят в подаче отправителю исправных транспортных средств в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ) и доставке груза в пункт назначения (ст. 792 ГК РФ), отправителя — в уплате за перевозку груза установленной платы. В соответствии с п. 4 ст. 790 ГК РФ перевозчик вправе удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающейся ему провозной платы. Отправитель, в свою очередь, имеет право отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ). Следует отметить, что в ходе транспортировки договор перевозки может подвергнуться изменениям двух видов: 1) допускается изменение грузоотправителем указанного в накладной грузополучателя без изменения пункта (станции, порта) назначения; 2) допускается изменение пункта назначения груза, т.е. его переадресовка. Переадресовка разрешается лишь с согласия перевозчика. Общее правило об ответственности за нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки, сформулировано в ГК РФ применительно к перевозкам, осуществляемым всеми видами транспорта, и оно состоит в следующем. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Характерной чертой ответственности за нарушение обязательств по перевозке груза является ее ограниченный характер. Действительно, применительно к отдельным нарушениям условий договора перевозки груза ответственность установлена либо в форме возмещения прямого ущерба или его части, например за несохранность груза, либо в форме исключительной неустойки, в частности, за просрочку его доставки. Таким образом, ограничения распространяются на упущенную выгоду и в некоторых случаях даже на часть реального ущерба. Основаниями возникновения ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов являются: 1) несовершение действий, связанных с организацией перевозок: неподача транспортных средств перевозчиком; подача под погрузку неисправных транспортных средств или транспортных средств, непригодных для перевозки конкретных грузов; неиспользование отправителем поданных транспортных средств (непредъявление груза к перевозке); недогрузка поданных транспортных средств (например, из-за отсутствия груза). Возникающая при этом ответственность носит взаимный характер и вытекает, как правило, из договорного основания (принятая заявка, договор об организации перевозок, чартер). Перечень обстоятельств, при наступлении которых перевозчик или отправитель освобождаются от ответственности, установлен ГК, транспортными уставами и кодексами и включает в себя действие непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары), а также военные действия; прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом или кодексом; иные случаи, предусмотренные транспортными уставами или кодексами (прекращение производства на срок менее 3 сут, задержка отправителем судов под разгрузкой и др.); 2) нарушение обязательств по договору перевозки: несохранность груза и просрочка в доставке груза. Несохранность груза проявляется в утрате, т.е. невозможности выдать груз получателю в течение установленных сроков; недостаче (частичной утрате), т.е. наличии разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке и сданного получателю по накладной (коносаменту); порче, т.е. несоответствии качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. Ответственность в обязательствах по перевозке грузов имеет ограниченный характер. Ограничение касается как объема ответственности (поскольку во многих случаях ответственность исчер- пывается уплатой неустойки или штрафа, взыскание убытков проводится в случаях и пределах, установленных ГК РФ, транспортным законодательством, соглашением сторон), так и оснований ее возникновения; объем и характер ответственности зависят от содержания нарушенной обязанности. Ответственность за несовершение действий, связанных с организацией перевозок (в частности, за неподачу транспортных средств или за их неиспользование) в соответствии с транспортным законодательством имеет характер исключительной неустойки, взыскиваемой либо в твердо установленном размере за учетную единицу, либо в процентном отношении к провозной плате (ст. 94 УЖДТ РФ, ст. 180 КВВТ РФ, ст. 127 УАТ РСФСР и др.). Ответственность перевозчика за несохранность груза ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Размер возмещения ущерба, причиненного при перевозке груза, вследствие его утраты или порчи устанавливается равным стоимости утраченного груза, которая определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором; при отсутствии этих сведений — исходя из цены, которая при сравнимых условиях обычно взимается за аналогичные товары. В случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, ущерб возмещается в размере объявленной ценности. Провозная плата, взысканная за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, возвращается грузоотправителю (грузополучателю) только в том случае, если эта плата не входит в стоимость груза. Ответственность перевозчика за просрочку в доставке груза носит характер исключительной неустойки и в соответствии с транспортным законодательством исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Меры имущественной ответственности за нарушение обязательств по перевозке, предусмотренные транспортными уставами и кодексами, следует отличать от заранее установленного распределения риска убытков, которые могут возникнуть при транспортировке грузов. Примером могут служить известные морскому праву понятия общей и частной аварии. При общей аварии убытки причиняются намеренно и разумно в интересах всех участников перевозки, например в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Статья 284 КТМ РФ содержит признаки, при наличии которых те или иные убытки могут быть признаны общей аварией: намеренность и разумность действий, вызвавших убытки; чрезвычайный характер этих убытков; общая для судна, груза и фрахта опасность, во избежание которой были совершены эти действия. При отсутствии одного из признаков авария признается частной. Общая и частная аварии различаются также своими правовыми последствиями. Убытки по общей аварии распределяются между всеми участниками перевозочного процесса пропорционально стоимости судна, груза или фрахта. Убытки при частной аварии не подлежат распределению, их несет та сторона, которая их потерпела, либо сторона, ответственная за их причинение. Специфика рассмотрения споров по грузовой перевозке заключается в особой досудебной процедуре урегулирования споров до предъявления иска перевозчику (табл. 11.1). Право на предъявление претензии к перевозчику (письменного требования к перевозчику об уплате штрафа или возмещения) распределяется между отправителем и получателем груза в зависимости от сущности нарушенных или ненадлежащим образом исполненных обязательств по перевозке. Транспортные уставы и кодексы предусматривают следующий порядок предъявления претензий. Претензия с приложением необходимых документов должна быть заявлена: • на воздушном транспорте: при внутренних перевозках — в течение 6 мес, при международных перевозках — в течение 18 мес; • на железнодорожном транспорте: для обычных требований — 6 мес, для претензий в отношении взысканных Штрафов и пеней — 45 дней; • на морском транспорте — в течение всего срока исковой давности. В случае отклонения претензии (письменного требования к перевозчику об уплате штрафа или возмещения убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по перевозке) перевозчиком либо при неполучении в течение определенного срока (30 дней; на воздушном транспорте — 45 дней) ответа на нее можно предъявить иск. Срок исковой давности в любых отношениях по перевозке грузов составляет 1 год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Таблица 11.1. Распределение прав на предъявление претензии к перевозчику
Договор перевозки завершается доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя. Ответственность перевозчика простирается до момента выдачи груза, который определяется в зависимости от места, где эта операция выполняется, и от того, кем осуществляется выгрузка. Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в том случае, если качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность его полного или частичного использования. Грузополучатель вправе отказаться от груза, который был утрачен, а затем найден, но может и потребовать его вьщачи, возвратив полученное за его утрату возмещение (ст. 140 УАТ РСФСР). Прекращение договора перевозки груза может быть обусловлено невозможностью его исполнения, т. е. вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (п. 1 ст. 416 ГК РФ). Статья 131 УАТ РСФСР относит к таким обстоятельствам явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары и т. д.); военные действия; блокаду; эпидемии или иные обстоятельства, делающие невозможным выполнение обязательств договора перевозки.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 12255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |