КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкуренция на рынке транспортных услуг
Для рынка характерно наличие конкуренции — соперничества или борьбы между двумя или несколькими более или менее четко обозначенными участниками рынка за достижение лучших хозяйственных результатов. В то же время конкуренция означает объективную способность развития рынка за счет стремления производителей к лучшему качественному и количественному предложению по сравнению с конкурентами, что в целом отражается в улучшении свойств товаров (услуг) и структуры предложения рынка. Другими словами, конкуренция — это основной рычаг, движущая сила развития и инструмент управления (государственного регулирования) формирующимся и функционирующим рыночным хозяйством отрасли. Так как конкуренция предполагает наличие условий, при которых идет борьба за клиента, получение дополнительного дохода, то государство, регулируя давление и условия конкуренции, может управлять развитием рынка, создавая соответствующую стратегию. Экономические законы конкуренции регулируют отношения различных участников рынка, устанавливают баланс между потреблением и производством, диктуют правила поведения в различных рыночных ситуациях. В ходе конкуренции выявляется общественная необходимость в определенном виде услуг и дается его оценка в устанавливаемом среднеотраслевом уровне цен. В то же время конкуренция ограничивает возможности каждого хозяйствующего субъекта воздействовать на положение дел на рынке, навязывать свою волю клиентам, чем ограничивается анархичность и неопределенность функционирования рынка — становятся открытыми, предсказуемыми пути развития рынка, в целом экономическая система рынка приобретает устойчивость. В Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г., 9 октября 2002 г.) сказано: «...конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю» (ст. 4). Конкуренция, таким образом, — это не только обязательный признак рыночной системы, но и главная движущая сила. Поэтому важнейшая задача перехода к рыночной экономике на транспорте состоит в создании конкурентной среды производителей транспортных услуг, в развитии конкуренции, что невозможно без рационального сочетания свободы хозяйственной деятельности, потребления и регулирования отношений, складывающихся между субъектами рынка в ходе конкурентной борьбы. Конкуренция на РТУ. Основными условиями возникновения и развития конкуренции и, следовательно, конкурентной среды на РТУ являются: • свобода производителя услуг; • наличие множества производителей одновидовых услуг; • наличие стандартизованных услуг, которые можно сравнить на основе единой нормативной базы и системы критериев. Создание перечисленных условий не означает достаточности возникновения конкуренции для развития транспорта как отрасли. В зарубежной практике отмечены случаи, когда ожесточенная конкуренция приводила к деградации экономики отрасли, разрушая ее изнутри. Толчком, импульсом развития конкуренции являются вступающие в комплексное взаимодействие движущие силы — потенциальные действия участников рынка, сочетание которых приводит к развитию конкуренции, к изменению рыночной ситуации, к изменению положения и ролей участников рынка. Изучению движущих сил рынка посвящено такое направление в современной практике, как маркетинг (см. гл. 3). Именно практике, так как первичные действия большинства участников РТУ в конкурентной борьбе интуитивны, а не продуманы, не используют предшествующий опыт и знания, результаты научных исследований и открытий. Маркетинг позволяет научно и объективно обосновать действия участников рынка в реальной рыночной ситуации на основе накопленного опыта, обобщений с использованием специальных методов и инструментов изучения и управления конъюнктурой. В модели конкуренции М. Портера [73], которая вполне адаптивна для РТУ, состав движущих сил (а) и направления их действия (б) определены следующим образом: • а — проникновение на. рынок или возникновение на нем новых конкурентов; б — направление их действия — рост производ- ственных мощностей отрасли; падение цен или повышение издержек; снижение среднеотраслевой нормы прибыли; снижение качества услуг; • а — появление услуг-заменителей; б — направление действия — увеличение числа конкурентов в отрасли; примерное равенство их сил; медленный рост отрасли; увеличение уровня постоянных издержек; рост цен; снижение уровня спроса и объема продаж; • а — возможности и требования покупателей; б — направление действия — снижение среднеотраслевой нормы прибыли; увеличение затрат на качество услуг; рост цен; отток клиентов; • а — возможности и условия поставщиков; б — направление • а — борьба между производителями услуг; б — направление Для РТУ основным критерием, позволяющим определить, какая именно модель рынка формируется или сформировалась, какие движущие силы преобладают в настоящее время на рынке, является соотношение количества продавцов и степень стандар-тизованности предлагаемых ими услуг. Такие соотношения отражает структура рынка. Но структура рынка определяет и развитость конкуренции на нем. Поэтому важной составляющей анализа конкуренции является рассмотрение конкурентных отношений и факторов, определяющих состояние конкретного объекта в сложившейся конкурентной среде. Механизм конкуренции на рынке автотранспортных услуг, основные его факторы и движущие силы в России. Экономические реформы на транспорте направлялись государственными воздействиями на создание и развитие РТУ в форме свободной конкуренции. При этом главной была ставка на формирование и в дальнейшем на функционирование именно потенциала самоорганизации участников рынка, согласование интересов которых определено свободой их деятельности и связей. Государство избрало для себя в отношении рынка грузовых автотранспортных услуг роль стороннего наблюдателя, а воздействие на его участников было косвенным и не систематическим. Самоорганизация конкуренции сложна, так как основана не | на согласовании совместных действий участников рынка, а на их противопоставлении, иногда противодействии, в конечном итоге вызывающем эффект согласования. Однако результатом самоорганизации конкурентов является поддержание устойчивости рынка через регулирование взаимоотношений его участников по поводу прибылей. Конкуренция реализует в экономике биологический принцип «естественного отбора» и развития более сильных, прогрессивных, жизнестойких участников рынка, усиливающих его потенциал, устойчивость, экономическую эффективность. Необратимость процессов развития, усложнение видов и форм борьбы являются следствиями конкуренции. Таким образом, для исследования движущих сил конкуренции необходимо выделять ее виды, особенности их проявления в различных конъюнктурных ситуациях и на основе этого возможности регулирования конкуренции. Разнообразие видов конкуренции РТУ отождествляется с разнообразием возможностей в определении конкурентной стратегии любым участником рынка и в большей степени с самоорганизацией, чем с организацией. Виды конкуренции. По масштабам охвата объектов экономики, экономических систем получили распространение такие виды конкуренции, как глобальная — за позиции на мировом рынке; многонациональная — охватывающая отрасли нескольких близких по позициям, интересам и возможностям государств; национальная — охватывающая производителей транспортных услуг на национальном рынке; территориальная — в границах какой-либо территории; межфирменная — между двумя или несколькими особенно близкими производителями услуг; внутрифирменная — между подразделениями одного производителя. Использование цены в качестве основного конкурентного преимущества предопределило выделение ценовой конкуренции (которая затрагивает возможности производителя снижать цены, использовать их как основной аргумент сделок на рынке) и неценовой (когда производитель не может себе позволить изменить по каким-либо причинам цену и переносит конкуренцию в область формирования других свойств услуги — повышения качества, предложения набора услуг, большей надежности, гибких условий продажи и т.д.). Ожесточенность конкуренции по ценам приводит и к возникновению двух ее опосредованных видов: скрытой (втайне от основных конкурентов) и открытой — сознательно ориентированной на формирование отличий конкурентов. Конкуренция регулируется государством на основе существующего антимонопольного и конкурентного законодательства, что определяет выделение конкуренции добросовестной (с соблюдением принципов законности) и недобросовестной, связанной с их осознаваемым нарушением. Обслуживание специфических транспортных потребностей делает необходимым выделения также функциональной конкуренции — в определенной функциональной сфере при производстве транспортных услуг, например погрузка-разгрузка, экспедирование и т.д.; видовой — между видами транспорта; предметной — за выполнение конкретного набора (комплекса) услуг или услуги. Регулирование конкуренции государством. Потребность анализировать, оценивать и регулировать конкуренцию возникает в условиях формирующегося и усиливается в условиях развивающегося рынка. В России на транспорте эта потребность до сих пор не удовлетворена. Государство слабо влияет на направленность рыночных процессов и их экономическую эффективность на транспорте вообще, и на автомобильном грузовом транспорте в частности. Развитие неконтролируемой конкуренции, какой она является сейчас на грузовом автотранспортном рынке, может вызвать ряд негативных последствий и серьезных проблем в экономике в целом, таких как создание монополистической или олигополисти-ческой верхушки, лоббирование ее интересов, снижение качества услуг, неконтролируемый рост цен и т.д. Результат такой политики очевиден — конкуренция принимает самые жесткие формы, негативные (по нерегулируемым последствиям) для всех участников рынка, многие из которых не вьщерживают конкуренции и либо покидают рынок и отрасль, либо разоряются. Рост количества производителей усиливает влияние конкуренции на процесс передела рынка и объемов производства услуг, общая результативность рынка при этом растет, что выгодно и государству, и отдельным участникам рынка. Стремительный рост спроса на качественные услуги, удовлетворяющие комплекс (а не одну из возможных) транспортных потребностей, одновременно ущемляет интересы слабых конкурентов и неплатежеспособных клиентов. Государство стремится предотвратить ужесточение борьбы между конкурентами, определяя их статус через соответствие стандартам (качества и безопасности производства; финансовой деятельности); лицензирование; защиту прав клиентов; регулирование барьеров входа в отрасль. Вмешательство российского государства в регулирование конкуренции необходимо, так как ужесточение конкурентной борьбы приводит к увеличению неустойчивости рынка, к ухудшению его состояния и усилению непредсказуемости поведения участников, связано с назреванием кризисов. В то же время, регулируя конкуренцию и тем самым сглаживая предпосылки возникновения кризисов, государство вызывает реакцию усиления самоорганизации конкурентов, поиска новых форм выживания. Развитие конкуренции на РТУ определяют факторы, перечисленные в табл. 10.1. Комплекс конкурентообразующих факторов указывает на природу и принципы управления конкуренцией — рациональное ограничение и регулирование свободы участников рынка со стороны государства. На практике влияние конкуренции является более сложным, так как конкуренция — это процесс адаптации участников рынка к факторам внешней среды, изменение их внутрен- Таблица 10.1. Факторы, влияющие на развитие конкуренции
ней среды под воздействием мер из внешней среды, поиск новой линии поведения. Следовательно, конкуренция в большей степени регулируема и именно государство здесь может оказывать сильное влияние на целенаправленность процесса в целом. Регулирование конкуренции государством проводится с помощью установления барьеров входа-выхода отрасли, основных параметров и разнообразных ограничений — технических, технологических, экономических, экологических, регистрационных и пр. Преодолеть установленные государством барьеры можно, соблюдая установленные требования и имея исключительные конкурентные преимущества: абсолютное преимущество в издержках; масштабное производство; низкий уровень капитальных затрат, необходимых для эффективного ухода с рынка; дифференцированный набор услуг; стратегическое поведение фирм, ограничивающих вход на рынок потенциальных конкурентов. Устойчивость сложившихся рыночных отношений и формирование конкурентной среды на транспорте акцентируют внимание российского правительства и хозяйственников на совершенствовании механизма управления прежде всего на подавление негативного монопольного влияния крупных производителей транспортных услуг и особых форм конкуренции, фиксируемых только для неразвитых рынков, кризисного или переходного периода развития экономических систем. В этот период устанавливаются специфические барьеры входа-выхода отрасли такие, как административные (запреты государства и местных органов власти); криминальные (угроза добросовестной конкуренции); личностные (связи бизнеса и власти); техногенные (результат неразвитости инфраструктуры рынка). Установление и смена барьеров должны объективно отражать динамику формирования рыночной конъюнктуры, концентрироваться в руках федеральной и/или местной власти, приносить государству прибыль. Регулирование уровня барьеров входа-выхода рынка позволяет поддерживать потенциал рынка и создает мощную основу для экономической эффективности отрасли. Барьеры следует рассматривать как малозатратный, но прибыльный инструмент формирования инновационного потенциала отрасли. Развитие конкуренции активизирует также и регулирующую реакцию государства на контроль и настройку самоорганизации, так как в результате происходит активная трансформация видов конкуренции и, следовательно, ее последствий. Регулирование конкуренции позволяет не только достичь прогнозируемости, но и мобилизовать необходимые средства, аккумулируя их потоки из разных источников на наиболее перспективных направлениях.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 10812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |