Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция на рынке транспортных услуг




Для рынка характерно наличие конкуренции — соперничества или борьбы между двумя или несколькими более или менее четко обозначенными участниками рынка за достижение лучших хозяй­ственных результатов. В то же время конкуренция означает объек­тивную способность развития рынка за счет стремления произво­дителей к лучшему качественному и количественному предложе­нию по сравнению с конкурентами, что в целом отражается в улучшении свойств товаров (услуг) и структуры предложения рынка. Другими словами, конкуренция — это основной рычаг, движущая сила развития и инструмент управления (государствен­ного регулирования) формирующимся и функционирующим ры­ночным хозяйством отрасли.

Так как конкуренция предполагает наличие условий, при ко­торых идет борьба за клиента, получение дополнительного дохо­да, то государство, регулируя давление и условия конкуренции, может управлять развитием рынка, создавая соответствующую стратегию.

Экономические законы конкуренции регулируют отношения различных участников рынка, устанавливают баланс между по­треблением и производством, диктуют правила поведения в раз­личных рыночных ситуациях. В ходе конкуренции выявляется об­щественная необходимость в определенном виде услуг и дается его оценка в устанавливаемом среднеотраслевом уровне цен.

В то же время конкуренция ограничивает возможности каждо­го хозяйствующего субъекта воздействовать на положение дел на рынке, навязывать свою волю клиентам, чем ограничивается анар­хичность и неопределенность функционирования рынка — стано­вятся открытыми, предсказуемыми пути развития рынка, в це­лом экономическая система рынка приобретает устойчивость.

В Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г.,


2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г., 9 октября 2002 г.) сказано: «...конкуренция — состязательность хозяйствую­щих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ог­раничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют про­изводство тех товаров, которые требуются потребителю» (ст. 4).

Конкуренция, таким образом, — это не только обязательный признак рыночной системы, но и главная движущая сила. Поэто­му важнейшая задача перехода к рыночной экономике на транс­порте состоит в создании конкурентной среды производителей транспортных услуг, в развитии конкуренции, что невозможно без рационального сочетания свободы хозяйственной деятельнос­ти, потребления и регулирования отношений, складывающихся между субъектами рынка в ходе конкурентной борьбы.

Конкуренция на РТУ. Основными условиями возникновения и раз­вития конкуренции и, следовательно, конкурентной среды на РТУ являются:

• свобода производителя услуг;

• наличие множества производителей одновидовых услуг;

• наличие стандартизованных услуг, которые можно сравнить на основе единой нормативной базы и системы критериев.

Создание перечисленных условий не означает достаточности возникновения конкуренции для развития транспорта как от­расли. В зарубежной практике отмечены случаи, когда ожесто­ченная конкуренция приводила к деградации экономики отрас­ли, разрушая ее изнутри. Толчком, импульсом развития конку­ренции являются вступающие в комплексное взаимодействие движущие силы — потенциальные действия участников рынка, сочетание которых приводит к развитию конкуренции, к изме­нению рыночной ситуации, к изменению положения и ролей участников рынка.

Изучению движущих сил рынка посвящено такое направление в современной практике, как маркетинг (см. гл. 3). Именно прак­тике, так как первичные действия большинства участников РТУ в конкурентной борьбе интуитивны, а не продуманы, не использу­ют предшествующий опыт и знания, результаты научных иссле­дований и открытий. Маркетинг позволяет научно и объективно обосновать действия участников рынка в реальной рыночной си­туации на основе накопленного опыта, обобщений с использова­нием специальных методов и инструментов изучения и управле­ния конъюнктурой.

В модели конкуренции М. Портера [73], которая вполне адап­тивна для РТУ, состав движущих сил (а) и направления их дей­ствия (б) определены следующим образом:

• а — проникновение на. рынок или возникновение на нем но­вых конкурентов; б — направление их действия — рост производ-


ственных мощностей отрасли; падение цен или повышение из­держек; снижение среднеотраслевой нормы прибыли; снижение качества услуг;

• а — появление услуг-заменителей; б — направление действия — увеличение числа конкурентов в отрасли; примерное равенство их сил; медленный рост отрасли; увеличение уровня постоянных издержек; рост цен; снижение уровня спроса и объема продаж;

• а — возможности и требования покупателей; б — направле­ние действия — снижение среднеотраслевой нормы прибыли; уве­личение затрат на качество услуг; рост цен; отток клиентов;

• а — возможности и условия поставщиков; б — направление
' действия — рост цен и снижение качества услуг; падение спроса;
J сворачивание масштабов производства; снижение среднеотрасле-
i вой нормы прибыли;

• а — борьба между производителями услуг; б — направление
действия — повышение качества услуг; падение объемов произ­
водства и продаж; снижение цен; интенсификация инноваций;
отток инвестиций.

Для РТУ основным критерием, позволяющим определить, ка­кая именно модель рынка формируется или сформировалась, ка­кие движущие силы преобладают в настоящее время на рынке, является соотношение количества продавцов и степень стандар-тизованности предлагаемых ими услуг. Такие соотношения отра­жает структура рынка. Но структура рынка определяет и разви­тость конкуренции на нем.

Поэтому важной составляющей анализа конкуренции является рассмотрение конкурентных отношений и факторов, определяю­щих состояние конкретного объекта в сложившейся конкурент­ной среде.

Механизм конкуренции на рынке автотранспортных услуг, ос­новные его факторы и движущие силы в России. Экономические реформы на транспорте направлялись государственными воздей­ствиями на создание и развитие РТУ в форме свободной конку­ренции. При этом главной была ставка на формирование и в даль­нейшем на функционирование именно потенциала самооргани­зации участников рынка, согласование интересов которых опре­делено свободой их деятельности и связей. Государство избрало для себя в отношении рынка грузовых автотранспортных услуг роль стороннего наблюдателя, а воздействие на его участников было косвенным и не систематическим.

Самоорганизация конкуренции сложна, так как основана не | на согласовании совместных действий участников рынка, а на их противопоставлении, иногда противодействии, в конечном итоге вызывающем эффект согласования. Однако результатом самоорга­низации конкурентов является поддержание устойчивости рынка через регулирование взаимоотношений его участников по поводу


прибылей. Конкуренция реализует в экономике биологический принцип «естественного отбора» и развития более сильных, про­грессивных, жизнестойких участников рынка, усиливающих его потенциал, устойчивость, экономическую эффективность. Не­обратимость процессов развития, усложнение видов и форм борьбы являются следствиями конкуренции. Таким образом, для исследо­вания движущих сил конкуренции необходимо выделять ее виды, особенности их проявления в различных конъюнктурных ситуа­циях и на основе этого возможности регулирования конкуренции. Разнообразие видов конкуренции РТУ отождествляется с разно­образием возможностей в определении конкурентной стратегии любым участником рынка и в большей степени с самоорганиза­цией, чем с организацией.

Виды конкуренции. По масштабам охвата объектов экономики, экономических систем получили распространение такие виды кон­куренции, как глобальная — за позиции на мировом рынке; мно­гонациональная — охватывающая отрасли нескольких близких по позициям, интересам и возможностям государств; национальная — охватывающая производителей транспортных услуг на националь­ном рынке; территориальная — в границах какой-либо террито­рии; межфирменная — между двумя или несколькими особенно близкими производителями услуг; внутрифирменная — между под­разделениями одного производителя.

Использование цены в качестве основного конкурентного пре­имущества предопределило выделение ценовой конкуренции (кото­рая затрагивает возможности производителя снижать цены, ис­пользовать их как основной аргумент сделок на рынке) и нецено­вой (когда производитель не может себе позволить изменить по каким-либо причинам цену и переносит конкуренцию в область формирования других свойств услуги — повышения качества, предложения набора услуг, большей надежности, гибких условий продажи и т.д.). Ожесточенность конкуренции по ценам приводит и к возникновению двух ее опосредованных видов: скрытой (втай­не от основных конкурентов) и открытой — сознательно ориен­тированной на формирование отличий конкурентов.

Конкуренция регулируется государством на основе существу­ющего антимонопольного и конкурентного законодательства, что определяет выделение конкуренции добросовестной (с соблюде­нием принципов законности) и недобросовестной, связанной с их осознаваемым нарушением.

Обслуживание специфических транспортных потребностей де­лает необходимым выделения также функциональной конкурен­ции — в определенной функциональной сфере при производстве транспортных услуг, например погрузка-разгрузка, экспедирова­ние и т.д.; видовой — между видами транспорта; предметной — за выполнение конкретного набора (комплекса) услуг или услуги.


Регулирование конкуренции государством. Потребность анали­зировать, оценивать и регулировать конкуренцию возникает в ус­ловиях формирующегося и усиливается в условиях развивающего­ся рынка. В России на транспорте эта потребность до сих пор не удовлетворена. Государство слабо влияет на направленность ры­ночных процессов и их экономическую эффективность на транс­порте вообще, и на автомобильном грузовом транспорте в част­ности.

Развитие неконтролируемой конкуренции, какой она является сейчас на грузовом автотранспортном рынке, может вызвать ряд негативных последствий и серьезных проблем в экономике в це­лом, таких как создание монополистической или олигополисти-ческой верхушки, лоббирование ее интересов, снижение каче­ства услуг, неконтролируемый рост цен и т.д. Результат такой по­литики очевиден — конкуренция принимает самые жесткие фор­мы, негативные (по нерегулируемым последствиям) для всех уча­стников рынка, многие из которых не вьщерживают конкуренции и либо покидают рынок и отрасль, либо разоряются.

Рост количества производителей усиливает влияние конкурен­ции на процесс передела рынка и объемов производства услуг, общая результативность рынка при этом растет, что выгодно и государству, и отдельным участникам рынка. Стремительный рост спроса на качественные услуги, удовлетворяющие комплекс (а не одну из возможных) транспортных потребностей, одновременно ущемляет интересы слабых конкурентов и неплатежеспособных клиентов. Государство стремится предотвратить ужесточение борьбы между конкурентами, определяя их статус через соответствие стан­дартам (качества и безопасности производства; финансовой дея­тельности); лицензирование; защиту прав клиентов; регулирова­ние барьеров входа в отрасль.

Вмешательство российского государства в регулирование кон­куренции необходимо, так как ужесточение конкурентной борь­бы приводит к увеличению неустойчивости рынка, к ухудшению его состояния и усилению непредсказуемости поведения участ­ников, связано с назреванием кризисов.

В то же время, регулируя конкуренцию и тем самым сглаживая предпосылки возникновения кризисов, государство вызывает ре­акцию усиления самоорганизации конкурентов, поиска новых форм выживания. Развитие конкуренции на РТУ определяют фак­торы, перечисленные в табл. 10.1.

Комплекс конкурентообразующих факторов указывает на при­роду и принципы управления конкуренцией — рациональное ог­раничение и регулирование свободы участников рынка со сторо­ны государства. На практике влияние конкуренции является более сложным, так как конкуренция — это процесс адаптации участ­ников рынка к факторам внешней среды, изменение их внутрен-


Таблица 10.1. Факторы, влияющие на развитие конкуренции

 

Усиливающие конкуренцию Ослабляющие конкуренцию
Насыщение рынка производителями услуг Снижение числа клиентов
Ужесточение отношений соперничества между производителями Унификация и стандартизация используемых технологий
Повышение качества услуг Высокий уровень затрат
Рост цен на услуги Недостаток инвестиций на развитие
Борьба за передел рынка Низкая норма прибыли
Освоение или выход на новые рынки Регулирование деятельности со стороны государства
Дифференциация продукции Высокий уровень использования современных технологий
Разнообразие ассортимента Рост затрат на производство услуг
Кооперация и интеграция Изменения конъюнктуры

ней среды под воздействием мер из внешней среды, поиск новой линии поведения. Следовательно, конкуренция в большей степе­ни регулируема и именно государство здесь может оказывать силь­ное влияние на целенаправленность процесса в целом.

Регулирование конкуренции государством проводится с помо­щью установления барьеров входа-выхода отрасли, основных па­раметров и разнообразных ограничений — технических, техноло­гических, экономических, экологических, регистрационных и пр. Преодолеть установленные государством барьеры можно, соблю­дая установленные требования и имея исключительные конку­рентные преимущества: абсолютное преимущество в издержках; масштабное производство; низкий уровень капитальных затрат, необходимых для эффективного ухода с рынка; дифференциро­ванный набор услуг; стратегическое поведение фирм, ограничи­вающих вход на рынок потенциальных конкурентов.

Устойчивость сложившихся рыночных отношений и формиро­вание конкурентной среды на транспорте акцентируют внимание российского правительства и хозяйственников на совершенство­вании механизма управления прежде всего на подавление нега­тивного монопольного влияния крупных производителей транс­портных услуг и особых форм конкуренции, фиксируемых только для неразвитых рынков, кризисного или переходного периода


развития экономических систем. В этот период устанавливаются специфические барьеры входа-выхода отрасли такие, как адми­нистративные (запреты государства и местных органов власти); криминальные (угроза добросовестной конкуренции); личност­ные (связи бизнеса и власти); техногенные (результат неразвито­сти инфраструктуры рынка). Установление и смена барьеров дол­жны объективно отражать динамику формирования рыночной конъюнктуры, концентрироваться в руках федеральной и/или местной власти, приносить государству прибыль.

Регулирование уровня барьеров входа-выхода рынка позволяет поддерживать потенциал рынка и создает мощную основу для экономической эффективности отрасли. Барьеры следует рассмат­ривать как малозатратный, но прибыльный инструмент форми­рования инновационного потенциала отрасли.

Развитие конкуренции активизирует также и регулирующую реакцию государства на контроль и настройку самоорганизации, так как в результате происходит активная трансформация видов конкуренции и, следовательно, ее последствий. Регулирование конкуренции позволяет не только достичь прогнозируемости, но и мобилизовать необходимые средства, аккумулируя их потоки из разных источников на наиболее перспективных направлениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 10812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.