Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства




Глобализация мировой экономики и практически свободный перелив капиталов, в том числе и в виде прямых инвестиций в основные фонды, породили серьезные сдвиги в международном


разделении труда, в территориальном размещении производства. В сочетании со значительным ростом населения это привело к существенному увеличению объемов перевозок всеми видами транспорта. Мировые грузопотоки испытывают воздействие кри­зисных явлений в экономике, которые отражаются на междуна­родной торговле в целом.

Мощному прогрессу на транспорте, быстрому увеличению объе­мов грузопотоков способствовали бурный рост мировой эконо­мики в XX в., интеграционные процессы, политика сотрудниче­ства и взаимодействия государств. При этом транспорт рассматри­вается как важный фактор и экономики, и геополитики.

Транспорт в геополитике используется в качестве инструмента структурирования мирового экономического пространства. Реаль­ное установление и поддержание государственной власти на кон­кретной территории невозможно без адекватной работы транс­порта.

Место и роль транспорта России в мировой транспортной систе­ме. Транспорт России занимает особое место в мировой транспорт­ной системе не только в силу выгодного территориального место­положения (наибольшая по величине территория самого крупно­го континентального материка, связывающая внутренними путя­ми многие государства), но и в силу стабильно функционирую­щей, сбалансированной транспортной системы, динамично раз­вивающейся в настоящее время и готовой к интеграции в миро­вую транспортную систему. Предоставляя свои мощности, мате­риально-техническую базу и ресурсы для обеспечения перемеще­ний импортных и транзитных грузо- и пассажиропотоков через территорию страны, транспорт России обслуживает потребности не только внутреннего, но и международного оборота.

В XX в. транспорт изменился количественно и качественно: воз­никли и имеют к настоящему времени современную технологи­ческую основу целые транспортные отрасли — автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта.

В общем объеме перевозок грузов в России всеми видами транс­порта, в том числе транзитных, доля автомобильного транспорта составляет 54,6 %, а в перевозках пассажиров — 57,1%.

На транспорт России приходится около 18 % мирового объема перевозок, что обеспечивает 4...6% валового внутреннего про­дукта и около 3,5 % всех налогов в государственный бюджет. Меж­дународные автомобильные перевозки (МАП) являются одной из важных сфер транспортной отрасли, «добывающей» валюту. Рос­сийский AT обслуживает 28 % всех внешнеторговых грузов, по­ставляя значительную долю в валютные запасы страны.

Доля AT России на мировом рынке растет. Начиная с 2000 г., усиливается конкурентное давление российского AT на европей­ский рынок.


I Россия перевозит грузы на автомобилях в 46 стран мира и пас­сажиров на международных автобусах по 360 регулярным марш­рутам. Российские автомобили на международных линиях перево­зят около 6 млн т грузов и 4 млн пассажиров в год.

Особенности транспорта как отрасли материального производ­ства. Вместе с тем транспорт как отрасль материального произ­водства имеет некоторые специфические особенности, отличаю­щие его от других отраслей экономики [30, с. 8].

Во-первых, труд работников транспортных предприятий явля­ется производительным, при этом его результаты не воплощены в вещественной форме, как в случае производства материальных товаров. Продуктом труда или продукцией на транспорте является транспортная услуга. Полезный эффект от услуги и есть потреби­тельская стоимость транспортной продукции. Стоимость труда ра­ботников существенно изменяет стоимость грузов, предъявляе­мых к перемещению. Отсюда вытекает основная задача транспор­та в настоящее время — снижение (минимизация) величины транс­портных затрат в цене готовой продукции.

Во-вторых, транспортная услуга может рассматриваться как существенно отличающаяся от других видов продукции.

В-третьих, при производстве транспортных услуг не исполь­зуется сырье, а в затратах на производство транспортных услуг велика доля заработной платы. В сравнении с отраслями, произво­дящими вещественную продукцию, доля материальных ресурсов на транспорте составляет 15...20%, в промышленности — 40...80%; доля заработной платы — 30...45% на транспорте и 10... 15 % в промышленности. Высокая доля заработной платы и нематериальность транспортных услуг определяют также и невоз­можность исправления допущенного производственного «брака». В этом случае потребитель услуги может только предъявить санк­ции в отношении недобросовестного производителя услуг в виде штрафов, неустоек, прямых платежей за потери.

В-четвертых, производство транспортных услуг сильно зави­сит от внешней среды. Полнота, сохранность, своевременность, экономичность, безопасность доставки груза зависят не только от качества планирования доставки, квалификации персонала, орга­низации работы, но в большей степени от реальных условий экс­плуатации, дорожной ситуации, климата, географии маршрута, политической и социальной ситуации на территориях, через ко-|торые доставляется груз и т.д.

В-пятых, ущерб окружающей среде от деятельности транспор­та в несколько раз выше, чем в других отраслях материального iпроизводства. Так, по исследованиям экологов в развитых про­мышленных районах, около 70 % самых токсичных выбросов в атмосферу приходится на долю транспорта, в том числе более г 80 % токсичных выбросов транспорта — на долю автомобильного.


9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация

Продукция какого-либо производства может быть представле­на в двух формах — материально-вещественной (в виде товара) и нематериальной (в виде услуги, работы определенного вида, вы­полненной по требованию и желанию клиента).

Традиционно товар рассматривают как материальный продукт (который предназначен для обмена и удовлетворения некоторых потребностей и желаний человека или организации), услугу — как процесс удовлетворения потребностей и желаний с помощью совершения и предоставления чего-либо нематериального, каких-либо действий или видов работ. Отличия товара и услуги пред­ставлены в табл. 9.1.

Таблица 9.1. Свойства материального и нематериального продуктов труда

 

Товар Услуга
Материален, физически воплощен Нематериальна
Права собственности при продаже переходят Права собственности при продаже не переходят
Может быть продемонстрирован до закупки Не может быть продемонстриро­вана до закупки
Может храниться у покупателя или продавца Не может храниться у покупателя или продавца
Производство и потребление, производство и продажа разделены во времени и пространстве Производство и потребление, производство и продажа пересекаются или одновременны во времени и пространстве
Может быть продан через посредника Может быть продана через посредника в некоторых случаях
Может быть перепродан несколько раз (из рук в руки) Может быть продана только один раз
Покупатель доводит товар до готовности, участвуя в производстве Покупатель прямо участвует в производстве услуги
Можно транспортировать Нельзя транспортировать
Стандартизуем Трудно стандартизуема
Спрос можно отложить, передав товар на временное хранение Несохраняема, спрос нельзя отложить

Продукция транспорта (транспортные услуги) представляет со­бой специфический вид продукции по перемещению грузов и пассажиров, а также по выполнению сопутствующих и дополня­ющих этот процесс операций.

Сохраняя общие свойства услуг, транспортные услуги имеют особенности с учетом видов деятельности по перемещению в про­странстве и времени людей и/или грузов, выполнению операций по подготовке людей и/или грузов к перемещению, сдаче их по­лучателю, сопровождению их в пути следования и размещению (сдаче) на месте прибытия.

Современный ассортимент транспортных услуг чрезвычайно

широк и растет вместе со спросом и углубляющейся технологи-

(ческой и инновационной революцией отраслевого производства.

Однако спрос на услуги во многом зависит от свойств услуг и

условий их реализации.

Свойства продукции транспорта (транспортных услуг) таковы: нематериальность, неделимость, неодинаковость, непродолжи­тельность, неравномерность во времени.

Нематериальность для потребителя услуги означает невозмож­ность ощутить услугу как материальный объект. Ее нельзя уви­деть, услышать, потрогать или ощутить каким-либо другим спо­собом. Однако услуга связана с изменением пространственного положения и иногда качества материальных товаров, предъявляе­мых к транспортному обслуживанию.

Неделимость чаще всего понимается как невозможность разры­ва связи между услугой и теми, кто ее выполняет. Например, пе­ревозка груза невыполнима, если отсутствует водитель, следова­тельно, услуга не будет произведена. А вот производитель и мате­риальный товар в процессе производства могут быть временно разделены, например когда товар временно передается на склад до завершения его производства; когда товар уже произведен. Свой­ство неделимости существенно ограничивает количество потре­бителей услуг.

Неодинаковость свидетельствует о том, что не существует двух одинаковых по качеству (тождественно идентичных) услуг по пе­ревозке одной и той же партии груза, одним и тем же транспорт- '•■ ным средством, по тому же маршруту, так как производство ус-;, луги сильно зависит от многих факторов внешней среды: от пси­хофизиологического состояния водителя до условий перевозки, климата, географии и пр.

Непродолжительность связана с невозможностью сохранить услугу при возникновении повышенного спроса. Спрос на транс­портные услуги невозможно отложить, необходимо искать спосо-J< бы для его удовлетворения. Это свойство определяет также и не- >[ возможность перепроизводства услуг и формирования «запаса», л так как производство и реализация услуги — совпадающие про-

I 179


цессы. Ушедший, не получивший услугу клиент, неперевезенный груз означают навсегда упущенную экономическую выгоду.

Неравномерность во времени определяется сезонностью спроса на транспортные услуги.

Рассмотренные общие для любых (в том числе транспортных) услуг свойства принимают специфический вид особенностей при детализации требований клиентов и производителей к услугам (первые хотят приобрести услуги, а вторые — продать их). К дого­воренности клиенты и производители транспортных услуг могут прийти только тогда, когда они твердо оценивают собственные позиции и хорошо представляют, чего от них ждет другая сторо­на сделки. Сопоставление этих позиций позволяет планировать качества, свойства транспортной услуги, которая будет востре­бована потребителями. С этой точки зрения необходимо выде­лить две группы свойств транспортной услуги: потребительские и экономические.

Потребительские свойства продукции транспорта отражают тре­бования клиентуры к транспортным услугам. Потребительские свойства могут быть представлены на текущий момент времени и как комплекс будущих требований, определяемых уровнем разви­тия и использования современных технологий или ожиданиями клиентов.

Экономические свойства продукции транспорта отражают воз­можности производителя услуг по удовлетворению требований клиентуры. Например, одним из постоянных в перечне потреби­тельских свойств клиента является требование высокого качества, которое для транспортной услуги уточняется через конкретные показатели-характеристики (срочность доставки, полноту достав­ки, сохранность груза в пути следования, безопасность доставки груза клиенту и др.). Для производителя транспортной услуги обес­печение срочности, полноты, сохранности, безопасности коли­чественно выражается в уровне затрат. И принимая решение об уровне качества транспортных услуг, производитель оценивает соотношение доходов и затрат. Если их соотношение выгодно, т. е. позволяет достичь прибыли и заданного клиентом отношения цена/ качество, то клиент и производитель в такой ситуации макси­мально удовлетворены, а сама ситуация может быть признана продуктивной для развития рынка в целом и поддержания благо­приятной конъюнктуры.

Продукция транспорта в виде перемещений (перевозок) гру­зов и пассажиров (транспортных услуг) измеряется обычно нату­ральными показателями, характеризующими конечный экономи­ческий эффект и отражающими количество перевезенных грузов или пассажиров на определенное расстояние.

Для этого на каждом виде транспорта используют специфичес­кую систему технико-эксплуатационных и экономических пока-


Цзателей (см. гл. 5), учитывающих особенности производства видо-|вых услуг и внутриотраслевого деления (по признаку специализа-| ции транспортных средств на две группы: для грузовых и пасса-* жирских перевозок).

! Кроме того, индивидуальные особенности транспортных услуг; возникают в зависимости от видов клиентов. Транспорт общего пользования (см. рис. 9.1) доступен как клиентам любых отраслей, организаций, так и индивидуальным клиентам — семьям и от­дельным потребителям. Ведомственный транспорт объединяет зна­чительную группу транспортных средств и другой техники как неотъемлемую часть производственного процесса предприятий-производителей товаров, осуществляет перевозки грузов и пасса-' жиров как внутри производства, так и для его нужд во внешней среде; позволяет экономить на транспортных затратах и умень­шать зависимость производящего товары предприятия от внеш­ней среды и от свободных, самостоятельных перевозчиков, а так­же от профессиональных перевозчиков транспорта общего пользо­вания. Внутрипроизводственный транспорт не выделяют в само­стоятельную отрасль транспортного производства, а рассматрива­ют как составную часть той отрасли (ведомства), в которой он функционирует.

Многообразие тенденций и перспектив развития AT определя­ет дифференциацию видов услуг. Внедрение в России новых тех­нологий (например, логистики) еще более увеличивает разнооб­разие транспортных услуг. Многие производящие товары предпри­ятия предпочитают перекладывать часть функций и операций, технологически связанных с основным производством товаров, но определяющих скорость и качество процессов обращения то­вара (а следовательно, скорости и объемы получения прибыли), на перевозчиков или посредников в продаже транспортных услуг. Традиционно к транспортным услугам относили перевозку, погрузку-разгрузку, счет, взвешивание, расстановку в кузове, контроль за грузами в пути следования и другие операции, кото­рые называли транспортными. Постепенно перевозчики прини­мают на себя обязанности контроля сдачи груза; информирова­ния в пути следования; документального оформления транспорт­ных, сопутствующих и других операций, а выполняемые в этой сфере операции называют экспедиционными.

Классификация продукции транспорта (транспортных услуг) представлена на рис. 9.1.

Развитие логистики и ее технологической базы предопределя­ет перевод некоторых транспортных и экспедиционных операций в состав логистических операций, выполняемых, как правило, посредниками в продаже транспортно-логистических услуг. Чет­кое, ясное представление состава логистических услуг до сих пор не сформировано, в силу того, что и сама логистика транспорта



 


находится в стадии становления. Но уже сейчас предопределено, что часть операций на стыке производства и грузооборота товаров отнесена к логистике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 4566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.