КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
Глобализация мировой экономики и практически свободный перелив капиталов, в том числе и в виде прямых инвестиций в основные фонды, породили серьезные сдвиги в международном разделении труда, в территориальном размещении производства. В сочетании со значительным ростом населения это привело к существенному увеличению объемов перевозок всеми видами транспорта. Мировые грузопотоки испытывают воздействие кризисных явлений в экономике, которые отражаются на международной торговле в целом. Мощному прогрессу на транспорте, быстрому увеличению объемов грузопотоков способствовали бурный рост мировой экономики в XX в., интеграционные процессы, политика сотрудничества и взаимодействия государств. При этом транспорт рассматривается как важный фактор и экономики, и геополитики. Транспорт в геополитике используется в качестве инструмента структурирования мирового экономического пространства. Реальное установление и поддержание государственной власти на конкретной территории невозможно без адекватной работы транспорта. Место и роль транспорта России в мировой транспортной системе. Транспорт России занимает особое место в мировой транспортной системе не только в силу выгодного территориального местоположения (наибольшая по величине территория самого крупного континентального материка, связывающая внутренними путями многие государства), но и в силу стабильно функционирующей, сбалансированной транспортной системы, динамично развивающейся в настоящее время и готовой к интеграции в мировую транспортную систему. Предоставляя свои мощности, материально-техническую базу и ресурсы для обеспечения перемещений импортных и транзитных грузо- и пассажиропотоков через территорию страны, транспорт России обслуживает потребности не только внутреннего, но и международного оборота. В XX в. транспорт изменился количественно и качественно: возникли и имеют к настоящему времени современную технологическую основу целые транспортные отрасли — автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта. В общем объеме перевозок грузов в России всеми видами транспорта, в том числе транзитных, доля автомобильного транспорта составляет 54,6 %, а в перевозках пассажиров — 57,1%. На транспорт России приходится около 18 % мирового объема перевозок, что обеспечивает 4...6% валового внутреннего продукта и около 3,5 % всех налогов в государственный бюджет. Международные автомобильные перевозки (МАП) являются одной из важных сфер транспортной отрасли, «добывающей» валюту. Российский AT обслуживает 28 % всех внешнеторговых грузов, поставляя значительную долю в валютные запасы страны. Доля AT России на мировом рынке растет. Начиная с 2000 г., усиливается конкурентное давление российского AT на европейский рынок. I Россия перевозит грузы на автомобилях в 46 стран мира и пассажиров на международных автобусах по 360 регулярным маршрутам. Российские автомобили на международных линиях перевозят около 6 млн т грузов и 4 млн пассажиров в год. Особенности транспорта как отрасли материального производства. Вместе с тем транспорт как отрасль материального производства имеет некоторые специфические особенности, отличающие его от других отраслей экономики [30, с. 8]. Во-первых, труд работников транспортных предприятий является производительным, при этом его результаты не воплощены в вещественной форме, как в случае производства материальных товаров. Продуктом труда или продукцией на транспорте является транспортная услуга. Полезный эффект от услуги и есть потребительская стоимость транспортной продукции. Стоимость труда работников существенно изменяет стоимость грузов, предъявляемых к перемещению. Отсюда вытекает основная задача транспорта в настоящее время — снижение (минимизация) величины транспортных затрат в цене готовой продукции. Во-вторых, транспортная услуга может рассматриваться как существенно отличающаяся от других видов продукции. В-третьих, при производстве транспортных услуг не используется сырье, а в затратах на производство транспортных услуг велика доля заработной платы. В сравнении с отраслями, производящими вещественную продукцию, доля материальных ресурсов на транспорте составляет 15...20%, в промышленности — 40...80%; доля заработной платы — 30...45% на транспорте и 10... 15 % в промышленности. Высокая доля заработной платы и нематериальность транспортных услуг определяют также и невозможность исправления допущенного производственного «брака». В этом случае потребитель услуги может только предъявить санкции в отношении недобросовестного производителя услуг в виде штрафов, неустоек, прямых платежей за потери. В-четвертых, производство транспортных услуг сильно зависит от внешней среды. Полнота, сохранность, своевременность, экономичность, безопасность доставки груза зависят не только от качества планирования доставки, квалификации персонала, организации работы, но в большей степени от реальных условий эксплуатации, дорожной ситуации, климата, географии маршрута, политической и социальной ситуации на территориях, через ко-|торые доставляется груз и т.д. В-пятых, ущерб окружающей среде от деятельности транспорта в несколько раз выше, чем в других отраслях материального iпроизводства. Так, по исследованиям экологов в развитых промышленных районах, около 70 % самых токсичных выбросов в атмосферу приходится на долю транспорта, в том числе более г 80 % токсичных выбросов транспорта — на долю автомобильного. 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация Продукция какого-либо производства может быть представлена в двух формах — материально-вещественной (в виде товара) и нематериальной (в виде услуги, работы определенного вида, выполненной по требованию и желанию клиента). Традиционно товар рассматривают как материальный продукт (который предназначен для обмена и удовлетворения некоторых потребностей и желаний человека или организации), услугу — как процесс удовлетворения потребностей и желаний с помощью совершения и предоставления чего-либо нематериального, каких-либо действий или видов работ. Отличия товара и услуги представлены в табл. 9.1. Таблица 9.1. Свойства материального и нематериального продуктов труда
Продукция транспорта (транспортные услуги) представляет собой специфический вид продукции по перемещению грузов и пассажиров, а также по выполнению сопутствующих и дополняющих этот процесс операций. Сохраняя общие свойства услуг, транспортные услуги имеют особенности с учетом видов деятельности по перемещению в пространстве и времени людей и/или грузов, выполнению операций по подготовке людей и/или грузов к перемещению, сдаче их получателю, сопровождению их в пути следования и размещению (сдаче) на месте прибытия. Современный ассортимент транспортных услуг чрезвычайно широк и растет вместе со спросом и углубляющейся технологи- (ческой и инновационной революцией отраслевого производства. Однако спрос на услуги во многом зависит от свойств услуг и условий их реализации. Свойства продукции транспорта (транспортных услуг) таковы: нематериальность, неделимость, неодинаковость, непродолжительность, неравномерность во времени. Нематериальность для потребителя услуги означает невозможность ощутить услугу как материальный объект. Ее нельзя увидеть, услышать, потрогать или ощутить каким-либо другим способом. Однако услуга связана с изменением пространственного положения и иногда качества материальных товаров, предъявляемых к транспортному обслуживанию. Неделимость чаще всего понимается как невозможность разрыва связи между услугой и теми, кто ее выполняет. Например, перевозка груза невыполнима, если отсутствует водитель, следовательно, услуга не будет произведена. А вот производитель и материальный товар в процессе производства могут быть временно разделены, например когда товар временно передается на склад до завершения его производства; когда товар уже произведен. Свойство неделимости существенно ограничивает количество потребителей услуг. Неодинаковость свидетельствует о том, что не существует двух одинаковых по качеству (тождественно идентичных) услуг по перевозке одной и той же партии груза, одним и тем же транспорт- '•■ ным средством, по тому же маршруту, так как производство ус-;, луги сильно зависит от многих факторов внешней среды: от психофизиологического состояния водителя до условий перевозки, климата, географии и пр. Непродолжительность связана с невозможностью сохранить услугу при возникновении повышенного спроса. Спрос на транспортные услуги невозможно отложить, необходимо искать спосо-J< бы для его удовлетворения. Это свойство определяет также и не- >[ возможность перепроизводства услуг и формирования «запаса», л так как производство и реализация услуги — совпадающие про- I 179 цессы. Ушедший, не получивший услугу клиент, неперевезенный груз означают навсегда упущенную экономическую выгоду. Неравномерность во времени определяется сезонностью спроса на транспортные услуги. Рассмотренные общие для любых (в том числе транспортных) услуг свойства принимают специфический вид особенностей при детализации требований клиентов и производителей к услугам (первые хотят приобрести услуги, а вторые — продать их). К договоренности клиенты и производители транспортных услуг могут прийти только тогда, когда они твердо оценивают собственные позиции и хорошо представляют, чего от них ждет другая сторона сделки. Сопоставление этих позиций позволяет планировать качества, свойства транспортной услуги, которая будет востребована потребителями. С этой точки зрения необходимо выделить две группы свойств транспортной услуги: потребительские и экономические. Потребительские свойства продукции транспорта отражают требования клиентуры к транспортным услугам. Потребительские свойства могут быть представлены на текущий момент времени и как комплекс будущих требований, определяемых уровнем развития и использования современных технологий или ожиданиями клиентов. Экономические свойства продукции транспорта отражают возможности производителя услуг по удовлетворению требований клиентуры. Например, одним из постоянных в перечне потребительских свойств клиента является требование высокого качества, которое для транспортной услуги уточняется через конкретные показатели-характеристики (срочность доставки, полноту доставки, сохранность груза в пути следования, безопасность доставки груза клиенту и др.). Для производителя транспортной услуги обеспечение срочности, полноты, сохранности, безопасности количественно выражается в уровне затрат. И принимая решение об уровне качества транспортных услуг, производитель оценивает соотношение доходов и затрат. Если их соотношение выгодно, т. е. позволяет достичь прибыли и заданного клиентом отношения цена/ качество, то клиент и производитель в такой ситуации максимально удовлетворены, а сама ситуация может быть признана продуктивной для развития рынка в целом и поддержания благоприятной конъюнктуры. Продукция транспорта в виде перемещений (перевозок) грузов и пассажиров (транспортных услуг) измеряется обычно натуральными показателями, характеризующими конечный экономический эффект и отражающими количество перевезенных грузов или пассажиров на определенное расстояние. Для этого на каждом виде транспорта используют специфическую систему технико-эксплуатационных и экономических пока- Цзателей (см. гл. 5), учитывающих особенности производства видо-|вых услуг и внутриотраслевого деления (по признаку специализа-| ции транспортных средств на две группы: для грузовых и пасса-* жирских перевозок). ! Кроме того, индивидуальные особенности транспортных услуг; возникают в зависимости от видов клиентов. Транспорт общего пользования (см. рис. 9.1) доступен как клиентам любых отраслей, организаций, так и индивидуальным клиентам — семьям и отдельным потребителям. Ведомственный транспорт объединяет значительную группу транспортных средств и другой техники как неотъемлемую часть производственного процесса предприятий-производителей товаров, осуществляет перевозки грузов и пасса-' жиров как внутри производства, так и для его нужд во внешней среде; позволяет экономить на транспортных затратах и уменьшать зависимость производящего товары предприятия от внешней среды и от свободных, самостоятельных перевозчиков, а также от профессиональных перевозчиков транспорта общего пользования. Внутрипроизводственный транспорт не выделяют в самостоятельную отрасль транспортного производства, а рассматривают как составную часть той отрасли (ведомства), в которой он функционирует. Многообразие тенденций и перспектив развития AT определяет дифференциацию видов услуг. Внедрение в России новых технологий (например, логистики) еще более увеличивает разнообразие транспортных услуг. Многие производящие товары предприятия предпочитают перекладывать часть функций и операций, технологически связанных с основным производством товаров, но определяющих скорость и качество процессов обращения товара (а следовательно, скорости и объемы получения прибыли), на перевозчиков или посредников в продаже транспортных услуг. Традиционно к транспортным услугам относили перевозку, погрузку-разгрузку, счет, взвешивание, расстановку в кузове, контроль за грузами в пути следования и другие операции, которые называли транспортными. Постепенно перевозчики принимают на себя обязанности контроля сдачи груза; информирования в пути следования; документального оформления транспортных, сопутствующих и других операций, а выполняемые в этой сфере операции называют экспедиционными. Классификация продукции транспорта (транспортных услуг) представлена на рис. 9.1. Развитие логистики и ее технологической базы предопределяет перевод некоторых транспортных и экспедиционных операций в состав логистических операций, выполняемых, как правило, посредниками в продаже транспортно-логистических услуг. Четкое, ясное представление состава логистических услуг до сих пор не сформировано, в силу того, что и сама логистика транспорта
находится в стадии становления. Но уже сейчас предопределено, что часть операций на стыке производства и грузооборота товаров отнесена к логистике.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 4659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |