КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники информации и их идентификация
Информация приобретает ценность только при ее востребованности, т. е. при взаимодействии пользователей (как внешних, так и внутренних) и источников данных. Все источники обрабатываемых в ходе анализа данных АТП, можно сгруппировать следующим образом. Источники информации. По характеру источники данных бывают плановые, учетно-аналитические и нормативно-справочные. К плановым источникам данных традиционно относят все виды планов, разрабатываемых на АТП, — текущие, оперативные, перспективные. Сюда можно отнести еще и внутренние нормативные материалы, разработанные на самом АТП: требования к качеству перевозок грузов и пассажиров, качеству технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава и др. Внутренние нормативы относятся к постоянным источникам информации, поскольку не изменяются в течение длительного периода времени. Учетно-аналитические источники данных — это документы оперативного, статистического и бухгалтерского учета, а также все виды отчетности, первичной учетной документации. Информация из таких источников — база для планирования, анализа, управления и контроля за выполнением плановых заданий, эффективностью использования производственных ресурсов предприятия. При помощи документов учетно-аналитического характера устанавливают степень ответственности исполнителей за порученную или выполненную работу. К нормативно-справочным источникам данных относят документы, которые регулируют финансово-хозяйственную деятельность предприятия, а также источники информации, не отнесенные к перечисленным ранее: • официальные документы, регламентирующие деятельность АТП: законы государства; указы президента; постановления правительства и местных органов власти; акты ревизий, обследований и проверок; инструкции финансовых и банковских учреждений; приказы и распоряжения руководителя АТП и др.; • хозяйственно-правовые документы: договоры перевозки; заявки на обслуживание; трудовые контракты; решения арбитража и судебных органов; рекламации, полученные от грузовладельцев и др.; • материалы собраний трудового коллектива АТП в целом и отдельных его структурных подразделений; • техническая и технологическая документация, касающаяся непосредственно процессов перевозки, эксплуатации автомобилей (подвижного состава), управления и обслуживания на АТП; • материалы специальных обследований, проводимых на АТП (личные наблюдения, фотографии рабочего дня, хронометраж и др.); • сведения о занимаемой позиции АТП на рынке транспортных услуг, полученные из средств массовой информации, Интернета, книг и отраслевых периодических изданий; • устная информация, получаемая менеджерами во время общения с производственным коллективом на своем АТП или с представителями других организаций. По отношению к объекту исследования (АТП) источники данных могут быть внешними и внутренними. Внутренняя информа- I ция генерируется в подразделениях АТП и, как правило, за рам- I ки предприятия не выходит. Таким образом, внутренние источни- I ки информации можно сгруппировать следующим образом: I • учредительные документы; I • первичные документы, фиксирующие обеспеченность основ- I ными и оборотными средствами, их состояние и использование; 1 • юридические документы, фиксирующие отношения с грузо- | владельцами, поставщиками горюче-смазочных материалов и за- ; пасных частей, инвесторами, вкладчиками и др.; I • данные, поступающие из плановых и учетно-аналитических \ источников; • бизнес-планы и др. Наряду с внутренними источниками информации для аналитической деятельности необходимо располагать информацией о \ состоянии внешней среды, т.е. данными, поступающими из источников информации, находящихся вне АТП. В ее состав входят: • политическая информация, характеризующая позицию го- ': • экономическая информация о состоянии спроса и предложе-; ния на отечественных и зарубежных рынках транспортных услуг, о процентных ставках за кредит, о колебаниях курсов иностран-I ных валют, о состоянии и тенденциях развития отрасли транспорта и др.; • информация о перспективах взаимодействия АТП с субъекта- • информация об имидже, деловой репутации возможных эко Источниками внешней информации являются периодические издания (в том числе и отраслевые), телевидение, Интернет, органы государственной статистики, конференции, деловые встречи, личные наблюдения менеджеров, а также фирмы, специализирующиеся на сборе и обработке информации по заказам пользователя. По отношению к предмету исследования источники данных могут формироваться из основной и вспомогательной информации. Вспомогательная информация необходима для более полной, ' развернутой характеристики рассматриваемой предметной области на АТП. По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам '' регулярной информации относят производственные задания, нор- мативы, отчетные данные о состоянии анализируемого объекта на АТП. Понятно, что такая информация сохраняет свое значение в течение определенного периода времени (длительного или непродолжительного). Эпизодическая информация формируется по мере необходимости и надобности (например, сведения о новом появившемся на рынке транспортных услуг конкуренте или потенциальном грузовладельце). Наконец, последним признаком группировки источников информации АТП является ее отношение к процессу обработки. Так, информация может быть первичной и вторичной. Первичная информация возникает в ходе производственного процесса АТП как открытой системы, т.е. предприятие в ходе своей деятельности активно взаимодействует с внешней средой, используя ее ресурсы и предоставляя ей свою продукцию, и в соответствии с этим постоянно изменяется. В ходе регистрации такого изменения появляются текущие первичные данные, или данные первичного учета. Источниками подобных данных являются первичные документы (путевой лист), инвентаризация, обследования и наблюдения различных явлений и процессов, анкетные опросы и интервью сотрудников своего или представителей других предприятий. Вторичная информация возникает в результате определенной обработки или преобразования данных из отчетов, сводных планов, актов проверок, сведений, полученных из статистических справочников, отраслевых журналов и т.п. Наиболее удобная и целесообразная последовательность использования различных источников данных на АТП следующая. Вначале изучают и анализируют учетно-аналитическую и плановую документацию. При дальнейшем более детальном рассмотрении привлекают нормативно-справочные данные, а также сведения первичного учета, которые нельзя получить непосредственно из отчетности. Идентификация информации. Аналитической обработке данных предшествует процедура их идентификации*, т.е. проверка того, насколько полно и адекватно они отражают исследуемые процессы и на самом АТП, и при его взаимодействии с внешней средой. Недостоверность информации вызывается рядом причин различного характера. Среди них принято выделять объективные (независимые) и субъективные, присущие АТП. Объективная причина несоответствия информации реальному состоянию АТП и действительным результатам его деятельности — это прежде всего несовпадение законодательно установленных правил оценки стоимости имущественного комплекса и факти- * Идентификация (от лат. idem — тот же самый, facere — делать) — уподобление, установление равнозначности, тождества каких-либо объектов на основе тех или иных признаков. ческой его рыночной стоимости. Определение размеров дохода и I затрат, и, следовательно, финансовых результатов в известной ', мере условно, поскольку зависит от принятой учетной политики и правил их признания. Отклонение информации от реальной действительности вызывается и другими объективными причинами, к числу которых относятся неточность определения физического, морального, экономически целесообразного и рационального сроков службы основных фондов, уровня производственного риска, а также обесценивание имущества АТП вследствие инфляции и др. Субъективной причиной получения недостоверной информации является недостаточная квалификация персонала (качество подготовки), вызывающая ошибки в оформлении первичной документации и составлении отчетов, аналитических записок. К субъективным причинам может также относиться и сознательное искажение внутренней и внешней информации ее составителями с целью получения определенных экономических выгод и др. Все перечисленные объективные и субъективные причины вызывают необходимость идентификации данных и внесения корректив в данные, способствующих их приближению к реальному состоянию деятельности АТП. Процесс идентификации информации об объекте (АТП) может включать в себя несколько этапов. Аналитик в зависимости от типа данных может воспользоваться только одним этапом их идентификации, а при более детальном распознавании — несколькими. Первый этап — прямая счетная проверка, т. е. соответствие полученных данных повторному их пересчету (если показатели выводятся один из другого путем сложения, вычитания, деления или умножения). На предприятии целесообразно разработать специальные таблицы счетной проверки, в которых указывается, какие данные должны сопоставляться и какие именно арифметические действия должны проводиться по отдельным показателям для выявления их совпадения. Второй этап — встречная проверка, т. е. сопоставление информации из разных источников. При этом сопоставляют внутренние данные, а также данные, полученные из внешних источников; выясняют причины выявленных расхождений, что существенно для идентификации информации и по возможности в нее вносят необходимые корректировки. Третий этап — логическая проверка. На этом этапе аналитик с учетом сложившейся обстановки выясняет, насколько можно доверять внутренней и внешней информации об объекте рассмотрения. Логическая проверка достаточно субъективна и слабо поддается формализации, поэтому выводы аналитика носят в основном предварительный характер и во многом зависят от его квалификации и опыта практической деятельности. Более детально характеристики информации представлены на рис. 7.2 в виде определенной иерархической структуры. Все перечисленные на рис. 7.2 характеристики достаточно легко интерпретировать, поэтому поясним только некоторые из них. Верифицируемость — установление осмысленности информации, т.е. возможности информации оказаться истинной или ложной. Информация, согласно принципу верификации, считается научно осмысленной, если можно указать логический способ ее проверки. Достоверность — возможность информации отражать реально существующие экономические процессы на предприятии с заданной точностью. Релевантность — соответствие содержания информации образу отображаемого объекта деятельности АТП. Такая информация об объекте поступает пользователю к определенному заданному сроку, является полной и ценной для построения прогнозов развития АТП. Релевантность может выражаться в трех формах: • синтаксической адекватности, связанной с воспроизведением формально структурных характеристик отражения абстрагирование от смысловых и пользовательских параметров информации; • семантической, учитывающей смысловое содержание информации; • прагматической, отражающей соответствие информации цели управления. Прагматический аспект связан с ценностью, полезностью информации для выявления альтернатив и выбора среди них лучших управленческих решений. Известно, что эффективность аналитической деятельности определяется показателем качества. Есть правила, следуя которым, • можно установить заданное качество информационных материалов АТП: • целесообразно выявить соответствие отчетности утвержден-, ным (действующим) формам; • определить полноту представления отчетности;
• в первую очередь рассмотреть правильность заполнения форм, подсчетов и вычислений, преемственность и сопоставимость отчетных данных по объему транспортной продукции; доходу от реализации услуг; тарифам; методике расчета показателей и т.п.; • уточнить правильность и своевременность отражения в учете и отчетности финансово-хозяйственных операций; • проанализировать полноту, сроки проведения инвентаризации имущественного комплекса АТП, расчетов, выполнения краткосрочных и долгосрочных обязательств и т. п. Соблюдение этих правил на АТП способствует совершенствованию аналитической деятельности, что приводит к повышению эффективности принимаемых менеджерами решений. Контрольные вопросы 1. Приведите примеры по каждому типу запросов на выдачу и обработку информации, используемой в АТП (см. подразд. 7.2). 2. Назовите несколько конкретных макроэкономических показателей и индикаторов, формирующих одноименный массив информации в АТП. 3. Объясните, для чего менеджеры сопоставляют информацию, полученную ими из массивов внешней и внутренней среды предприятия? 4. Для чего нужна группировка источников данных АТП? 5. Информация, содержащаяся в статистических ежегодниках и отраслевых периодических журналах, является первичной или вторичной? Почему? 6. Каким образом высокий уровень нестабильности внешней среды влияет на достоверность получаемой в АТП информации? 7. Что такое полезность информации для принятия решений? 8. Кого включают в аналитическую команду при проведении комплексного анализа деятельности АТП? 9. Назовите факторы, повышающие эффективность аналитической деятельности команды. ГЛАВА 8
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |