Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия экономики транспортной отрасли




Транспорт как отрасль материального производства, сформи­ровавшаяся в России в социалистический период, до сих пор от­ражает следующие особенности социалистической организации производства:

1) с момента образования и до настоящего времени транспорт сохраняет позиции отрасли, имеющей для государства стратеги­ческое значение;

2) основной понятийный аппарат экономики транспорта сфор­мирован в период планового управления экономикой страны, когда производственные отношения на транспорте, в том числе и на автомобильном, имели яркую политическую окраску.

Экономические реформы изменили приоритеты в развитии транспорта, определив в качестве основных не стратегическую значимость транспорта (как отрасли, важной для поддержания независимости государства), а экономические выгоды основных производителей транспортной отрасли и эффективность нацио­нальной экономики в целом. Становление на транспорте рыноч­ных отношений определило необходимость пересмотра основных понятий, характеризующих состояние и развитие рынка транс­портных услуг (РТУ), транспорта, его различных подотраслей (ав­томобильной и др.), их взаимосвязей и динамики.

Повышенный интерес государства к отраслевым рынкам на транспорте вызван двумя важнейшими причинами.

Во-первых, отраслевая структура транспорта и происходящие на сформированном РТУ процессы непосредственно влияют на формирование и реализацию государственной экономической политики, эффективность государственного регулирования, а так­же международную торговлю, и поэтому требуют изучения и уче­та в практике государственного регулирования РТУ.

Во-вторых, изучение и оценка влияния процессов самоорга­низации участников РТУ (производителей услуг, клиентов, кон­курентов, посредников, поставщиков) и исследование характера связи, устанавливаемой между структурой РТУ и параметрами его результативности, позволят регулировать развитие экономики России в целом и отдельных регионов.

Становление рыночной экономики в транспортной отрасли определило необходимость развития понятий экономики транс­порта, уточнения используемых, их нового прочтения. Наилуч-


шим образом сложившаяся ситуация охарактеризована И.В.Бе­ловым и В. А. Персиановым: «С переходом нашей экономики на рыночные отношения мы лишились превосходства в разработке ряда общетеоретических вопросов экономики транспорта: в тео­рии транспортного рынка, маркетинга, тарифов и других вопро­сов оказались в лучшем случае на положении любознательных уче­ников» [7, с. 406]. В данном учебном пособии рынку транспортных услуг («транспортному рынку») посвящена гл. 10, маркетингу — гл. 3, тарифам — гл. 6.

Изменения экономики отрасли в период реформ внесли суще­ственные дополнения и коррективы в используемый понятийный аппарат экономической теории транспорта, систему показателей оценки транспортной деятельности. Формирование современной терминологии экономики отрасли позволяет заложить основы те­ории отраслевого и региональных рынков транспортных услуг, исследовать процессы функционирования и развития этих эконо­мических форм, рационально их регулировать, достигая эффек­тивности, а также устойчивости экономики транспортной отрас­ли и страны в целом.

Одной из главных особенностей транспортной отрасли России является ее дифференцированная территориальная структура. Рас­сматривая регион, как часть территории страны, представляющую собой производственный комплекс, обладающий общностью при­родных и социально-экономических условий, следует учитывать обособленность транспортных систем регионов, являющихся со­ставными частями единого комплекса более высокого уровня — транспортной системы России. Подобная организация структуры экономики повышает ее управляемость. Однако по-прежнему важ­ны самостоятельные функциональные элементы экономики от­расли, к числу которых следует отнести транспорт, транспортную систему, транспортно-дорожный комплекс (ТДК), транспортную отрасль, рынок транспортных услуг.

Ключевые понятия в терминологии современной экономики транспорта следующие.

Транспорт представляет собой комплекс технических средств для транспортирования (перемещения) грузов и пассажиров. Транс­порт, часто рассматривается и в качестве отрасли экономики стра­ны, обеспечивающей бесперебойное и своевременное удовлетво­рение потребностей народного хозяйства и населения в перевоз­ках.

Первое определение дает представление о транспорте как транс­портных средствах и отражает узкое понимание. В узком смысле, употребление понятия транспорт связано с акцентированием вни­мания на его технических характеристиках: показателях функцио­нирования парка транспортных средств по мощности, объему; параметрах эксплуатационных условий. Определение мощности,


производительности транспорта всегда связано с потребностью оценки экономического результата его деятельности, т. е. сопос­тавления с достигнутыми показателями — характеристиками про­изводительности, интенсивности, эффективности производства транспортных услуг. Понятие транспорт в широком смысле явля­ется общим, объединяющим все аспекты транспортной деятель­ности (рис. 9.2), где разделение проводится не только по призна­кам, относящимся к характеристике транспортных средств, но и по признакам организации процессов в транспортной отрасли, их специфики.

Транспортный комплекс и транспортно-дорожный комплекс (ТДК) часто упоминают как одноименные и совпадающие по сущ­ности понятия. Нередко их употребляют как синонимы понятия транспорт.

При раскрытии сущности транспортного комплекса акцент переносят на предметно-материальную сторону использования транспортных средств, процессы и производства, обеспечиваю­щие кооперацию ресурсов транспорта с другими видами ресурсов поддерживающих отраслей, кооперацию деятельности видов транс­порта между собой и с отраслями инфраструктуры.

Используемые специалистами определения подчеркивают не­существенную на первый взгляд разницу. Транспортный комплекс чаще всего отождествляется с транспортной отраслью или транс­портной системой, одновременно для транспортно-дорожного комплекса выделяется и обосновывается особая роль транспорт­ных средств, техники, путей сообщения.

Наиболее распространены следующие подходы к рассмотре­нию понятий транспортный комплекс и ТДК. Отраслевой подход


определяет транспортный комплекс как совокупность предприя­тий и организаций, осуществляющих перегрузку и перевозку гру­зов от грузоотправителей грузополучателям. Межотраслевой под­ход представляет собой расширительное толкование транспорт­ного комплекса, как комплекса транспортных предприятий; орга­низаций по поддержанию подвижного состава в нормальном экс­плуатационном состоянии; перегрузочной техники; перевозчиков; экспедиторов и других посредников, включая инфраструктурные и сервисные предприятия.

Под транспортным комплексом следует понимать организаци­онное единство процесса транспортного обслуживания как фор­му технологического и экономического объединения субъектов хозяйствования различных видов транспорта и инфраструктурных предприятий с целью обеспечения потребностей экономики в доставке грузов и пассажиров. Транспортный комплекс, следова­тельно, как понятие экономики транспорта отражает структуру (отношения) кооперации деятельности предприятий в производ­ственной, а не товарной или экономической форме, это не объе­динение предприятий, а интеграция их ресурсов.

Как синонимическое по отношению к понятию транспортный комплекс, часто используют понятие транспортно-дорожный ком­плекс.

Транспортно-дорожный комплекс — совокупность транспортных средств, путей сообщения, оборудования для перемещения гру­зов и для обеспечения строительства и развития дорожной инф­раструктуры, т. е. понятие ТДК характеризует технико-технологи­ческий потенциал транспорта и обеспечивающих его работоспо­собность отраслей.

Понятие транспортная отрасль используют для определения (см. подразд. 12.2) места и роли транспорта и отдельных его видов в структуре экономики страны, определения динамики и про­порций развития отрасли и их влияния на улучшение состояния экономики государства в целом. Специалисты склонны рассмат­ривать транспортную отрасль как отрасль материального произ­водства, представляющую собой комплекс видов транспорта в экономике России, скоординированная деятельность которых обес­печивает удовлетворение существующих транспортных потребно­стей страны, «выполняет главную задачу — интегрального, транс­портного обслуживания общества и государства, для обеспечения их жизнеспособности и жизнестойкости» [8, с. 3]. «Транспортная отрасль любого государства представляет собой производственную инфраструктуру или среду, в которую «погружены» различные функциональные хозяйственные комплексы: добывающие, про­изводящие, потребляющие, оборонные и др.» [8, с. 51].

Таким образом, транспортная отрасль представляет собой си­стему видов/комплексов транспорта, имеющую определенную


структуру, отвечающую целям государственного регулирования S подоазд 10.5; 10.6) и удовлетворения реальных потребностей в услугах транспорта) страны (территории), где потенциал каж­дого элемента (вида транспорта, используемых им путей и транс-пГтньгГсредств?инфраструктуры и т.д.) оценивается через про­возное возможности, техническую оснащенность и экономичес­кий вквдц в развитие страны. Приоритет процессов организации и Жирования в понятии транспортной отрасли отражен в орга-ниХционной структуре управления (встроенный механизм госу-Хственного регулирования) отраслью, имеющей устойчивые 2вязи между элементами управления на разных уровнях и пред-

nPSecTBe°™oe различие между понятиями «транспорт» и «транс­портная отрасль» отражает комплекс отношении, которые они

0таПоЬнВя™е' транспорт используется как характеристика техни­ческая масштабная - количество наличных транспортных средств, их дифференциация для обслуживания специфических процессов ™ошводства в отрасли (транспортные средства для перевозки в£дов грузов - навалочные, наливные, контейнерные и др., а т"а^е доя перевозки пассажиров - для перевозок по городу, между тпояами между странами и др.).

Понятие транспортная отрасль акцентирует внимание на свя­занности технических средств транспорта с технологиями про­изводства услуг, обеспечивающими и поддерживающими отрас­ли инФшстр™^^^ развитостью сети путей и дорожным хо- ^ствоию^эпыыъик системы, где устойчивые взаи­мосвязи между этими элементами обеспечивают возможность Сканирования всей системы и ее развитие через управляю-цГеТрегулирующие) воздействия государства. Понятие транс­портея отрасль используется и для характеристики состояния и динамики объемов производства транспортных услуг в отрасли, эффективности регулирования со стороны государства, зачас-т^о без глубокого изучения взаимосвязей и влияния элементов

ДР5НеНверно^отребление в профессиональной терминологии по­нятий транспорт и транспортная отрасль как синонимов [2, 9, 16 и по 1 Оба указанных понятия имеют принципиальную разницу не только по сути, но и по широте охватываемых в них явлении. Г точки зрения системного подхода сущность понятия транс­портная система заключается в определении ее как целеориенти-пованной искусственной материальной системы, т.е. совокупнос-?и элементов, созданных человеком (транспортных средств, пу­тей объектов инфраструктуры, сосредоточенных в рамках пред-поиятия (предприятий) и объединяемых единством управления), находящихся во взаимосвязи (в том числе иерархической) и вза-


имодействии и представляющих собой единое целое. Акцент здесь в отличие от понятия транспортная отрасль делается на матери­альности искусственной системы, поддержание целостности ко­торой осуществляется посредством организации, регулирования со стороны государства в большей степени технического и мате­риального элементов. Представление транспорта как системы ука­зывает на необходимость изучения его зависимости от внешней среды. Дифференциация географии территорий и соответствую­щих им климатических, природных условий, развитость, связан­ность путей сообщения в сети дорог и в системе грузонакопитель-ных и грузоперерабатывающих центров — далеко не все, но, по­жалуй, наиболее влиятельные факторы внешней среды по отно­шению к транспортной системе.

Определение транспорта как системы связано в первую оче­редь с необходимостью оценки целеориентированности, устой­чивости, экономической эффективности системы в целом. По­скольку транспортная система искусственна, то основная цель, к которой направлена система, — упорядочение функционирова­ния элементов и управление ими при планируемой экономичес­кой эффективности. Эта цель достигается путем регулирования государством деятельности элементов (регламентация и органи­зация движения транспортных средств, путей сообщения, систем контроля движения, систем информирования и т.д.) и влияния на установившуюся между ними систему связей.

Таким образом, понятие транспортная система отражает не­обходимость управления техническими элементами системы; ре­гулирования комплекса возникающих по этому поводу отноше­ний между элементами; адаптации системы к воздействиям внеш­ней среды; организации упорядоченных действий и взаимодей­ствий элементов системы для достижения ее основной цели, в данном случае — удовлетворения потребностей экономики стра­ны в перемещениях грузов и пассажиров с заданной экономичес­кой эффективностью.

Правильным следует считать использование наряду с поняти­ем транспортная система понятия единая транспортная система которая «...представляет собой совокупность эффективно взаимо­действующих независимо от формы собственности и ведомствен­ной подчиненности видов транспорта — путей сообщения и транс­портных средств, обеспечивающих погрузочно-разгрузочные ра­боты, перевозку людей и грузов с использованием современных технологий в целях наилучшего удовлетворения спроса населения и грузовладельцев на транспортные услуги» [30, с. 5]. Единство, единение рассматриваются как целостность всех видов транспор­та, составляющих транспортную систему, в которой выделяют четыре элемента: транспортную сеть, транспортные средства, тру­довые ресурсы и систему управления ими.


Концепция единства транспортной системы была основной идеей развития железнодорожного транспорта еще в дореволю­ционный период в России. Позднее, в годы советской власти, создание единой транспортной системы (ETC) рассматривалось как важнейшая государственная задача, лежащая в основе созда­ния социалистического типа экономического хозяйствования. Го­сударственное управление, основанное на данной концепции, требовало формирования единых государственных планов, еди­ной материально-технической базы отрасли, единой системы по­казателей развития видов транспорта. Именно эта концепция ини­циировала терминологическое разделение понятий, используемых в экономике транспорта: транспортная система, транспортная сеть, транспортный комплекс.

Единая транспортная система предполагает следующие виды единства: экономическое, технологическое, техническое, право­вое, административно-управленческое. Сложность данного поня­тия характеризуется многоцелевым его назначением: необходи­мостью поддержания баланса между развитием видов транспорта с балансом в развитии других отраслей, внешней и внутренней экономической средой.

Единая транспортная система с этих позиций характеризуется наличием трех основных (системных) свойств, выделенных еще профессором И. В. Кочетовым в 1950-х гг.

Целостность, которая рассматривается не как простая сумма видов транспорта, а как новое качество системы, которое не мо­жет сводиться к сумме исходных элементов ни по результатам деятельности, ни по масштабам функционирования. Так, напри­мер, перевозки грузов в смешанном (комбинированном) сооб­щении с использованием нескольких видов транспорта крайне трудно оценить и планировать количественно, так как каждый из видов транспорта учитывает свою составляющую на основе спе­цифических и в силу этого обстоятельства трудно сопоставимых показателей деятельности.

Иерархичность (от греч. hierarchia — иерархия: hieros — священ­ный, arche — власть — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему) предполагает определенным об­разом организованное уровневое строение элементов единой транс­портной системы, меняющееся в зависимости от изменений воз­действий управления, состояний и влияния внешней и внутренней сред. Формирование ETC не исключает иерархичности видов транспорта по отдельным показателям, но предполагает особую значимость комплексной оценки, как можно более всесторонней.

Взаимопроникновение и синтез видов транспорта в единой транс­портной системе, которые проявляются в настоящее время во все большей степени в силу перехода экономики России к рыночно­му укладу, в основе которого лежит «связывание» отраслей и эко-


номик в технологических производственных цепочках, и исполь­зование на этой основе современных технологий, позволяющих искать новые источники экономии затрат как в области произ­водства, так и обращения. Так, например, использование логис­тических технологий (при всеобщем соблюдении принципа эко­номии затрат) увязывает в одной логистической цепи различных участников — не только грузоотправителей и грузополучателей, посредников в продаже товаров, но и перевозчиков различными видами транспорта под руководством экспедиторов, посредников в продаже транспортных и логистических услуг.

Кроме того, транспортная система обычно ограничивается тер­риториально (городская, региональная, государственная, миро­вая); материализуется в транспортной сети; регулируется посред­ством целенаправленной иерархической организации, формиру­ющей определенную структуру управления.

Социально-экономическая направленность реформ изменила приоритеты используемых для управления отраслью инструмен­тов. Например, экономические отношения, всегда считавшиеся основанными на других формах отношений (организационно-эко­номических, технико-экономических, планово-экономических), в рыночных условиях организации транспортной деятельности выделились как самостоятельная и основная форма, базирующая­ся на форме собственности и имущественном положении участ­ников рынка. Именно рынок определил главенство экономичес­ких отношений среди других их видов в транспортной отрасли и транспортной системе. Остальные (упомянутые в скобках) поня­тия рассматривают экономические аспекты и отношения в сфере деятельности транспорта либо опосредованно, либо как второ­степенные, чаще всего как целеориентирующие.

Новая форма экономических отношений отрасли транспорта — рынок, стала основой возникновения новых понятий, а также уточ­нения уже существующих. Рынок как свободная форма экономи­ческих отношений его участников предоставляет самостоятель­ность участникам рынка, определяет снижение роли управляю­щей системы и повышение роли управляемой системы. Процессы управления испытывают сопротивление, иногда давление расту­щей самоорганизации участников рынка. В условиях рынка управ­ление замещается другой его формой, контролирующей проявле­ние потенциала самоорганизации — государственным регулиро­ванием. Смена приоритетов в развитии, перенос центра тяжести на экономические инструменты управления (регулирования) от­раслью определили возникновение новых понятий в экономичес­кой теории транспорта: рынок транспортных услуг (см. гл. 2), кон­куренция (гл. 2), государственное регулирование транспортной дея­тельности (гл. 2), барьеры входа-выхода на рынок и других, кото­рые будут рассмотрены в следующих главах.


Контрольные вопросы

1. Обоснуйте необходимость изучения такой прикладной науки, как экономика автомобильного транспорта.

2. Перечислите особенности транспорта как отрасли материального производства.

3. Охарактеризуйте основные свойства и специфические особенности продукции транспорта (транспортной услуги), сравнивая ее с матери­альным товаром.

4. Дайте определение понятий «транспорт» и «транспортно-дорожный комплекс». Приведите примеры случаев, ситуаций правильного и непра­вильного использования данных понятий. Поясните возможные контек­сты использования этих понятий.

5. Дайте определение понятий «транспортная отрасль» и «транспорт­ная система». Приведите примеры случаев, ситуаций правильного и не­правильного использования данных понятий. Поясните возможные кон­тексты использования этих понятий. Какое из названных понятий имеет более широкое, а какое более глубокое содержание?

6. Охарактеризуйте взаимосвязи понятий «транспорт», «транспортно-дорожный комплекс», «транспортная отрасль» и «транспортная систе­ма». Какие приоритеты должны быть приняты специалистами, если они решают вопросы «транспорта» и «транспортной системы»?


ГЛАВА 10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 5622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.