КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия экономики транспортной отрасли
Транспорт как отрасль материального производства, сформировавшаяся в России в социалистический период, до сих пор отражает следующие особенности социалистической организации производства: 1) с момента образования и до настоящего времени транспорт сохраняет позиции отрасли, имеющей для государства стратегическое значение; 2) основной понятийный аппарат экономики транспорта сформирован в период планового управления экономикой страны, когда производственные отношения на транспорте, в том числе и на автомобильном, имели яркую политическую окраску. Экономические реформы изменили приоритеты в развитии транспорта, определив в качестве основных не стратегическую значимость транспорта (как отрасли, важной для поддержания независимости государства), а экономические выгоды основных производителей транспортной отрасли и эффективность национальной экономики в целом. Становление на транспорте рыночных отношений определило необходимость пересмотра основных понятий, характеризующих состояние и развитие рынка транспортных услуг (РТУ), транспорта, его различных подотраслей (автомобильной и др.), их взаимосвязей и динамики. Повышенный интерес государства к отраслевым рынкам на транспорте вызван двумя важнейшими причинами. Во-первых, отраслевая структура транспорта и происходящие на сформированном РТУ процессы непосредственно влияют на формирование и реализацию государственной экономической политики, эффективность государственного регулирования, а также международную торговлю, и поэтому требуют изучения и учета в практике государственного регулирования РТУ. Во-вторых, изучение и оценка влияния процессов самоорганизации участников РТУ (производителей услуг, клиентов, конкурентов, посредников, поставщиков) и исследование характера связи, устанавливаемой между структурой РТУ и параметрами его результативности, позволят регулировать развитие экономики России в целом и отдельных регионов. Становление рыночной экономики в транспортной отрасли определило необходимость развития понятий экономики транспорта, уточнения используемых, их нового прочтения. Наилуч- шим образом сложившаяся ситуация охарактеризована И.В.Беловым и В. А. Персиановым: «С переходом нашей экономики на рыночные отношения мы лишились превосходства в разработке ряда общетеоретических вопросов экономики транспорта: в теории транспортного рынка, маркетинга, тарифов и других вопросов оказались в лучшем случае на положении любознательных учеников» [7, с. 406]. В данном учебном пособии рынку транспортных услуг («транспортному рынку») посвящена гл. 10, маркетингу — гл. 3, тарифам — гл. 6. Изменения экономики отрасли в период реформ внесли существенные дополнения и коррективы в используемый понятийный аппарат экономической теории транспорта, систему показателей оценки транспортной деятельности. Формирование современной терминологии экономики отрасли позволяет заложить основы теории отраслевого и региональных рынков транспортных услуг, исследовать процессы функционирования и развития этих экономических форм, рационально их регулировать, достигая эффективности, а также устойчивости экономики транспортной отрасли и страны в целом. Одной из главных особенностей транспортной отрасли России является ее дифференцированная территориальная структура. Рассматривая регион, как часть территории страны, представляющую собой производственный комплекс, обладающий общностью природных и социально-экономических условий, следует учитывать обособленность транспортных систем регионов, являющихся составными частями единого комплекса более высокого уровня — транспортной системы России. Подобная организация структуры экономики повышает ее управляемость. Однако по-прежнему важны самостоятельные функциональные элементы экономики отрасли, к числу которых следует отнести транспорт, транспортную систему, транспортно-дорожный комплекс (ТДК), транспортную отрасль, рынок транспортных услуг. Ключевые понятия в терминологии современной экономики транспорта следующие. Транспорт представляет собой комплекс технических средств для транспортирования (перемещения) грузов и пассажиров. Транспорт, часто рассматривается и в качестве отрасли экономики страны, обеспечивающей бесперебойное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Первое определение дает представление о транспорте как транспортных средствах и отражает узкое понимание. В узком смысле, употребление понятия транспорт связано с акцентированием внимания на его технических характеристиках: показателях функционирования парка транспортных средств по мощности, объему; параметрах эксплуатационных условий. Определение мощности, производительности транспорта всегда связано с потребностью оценки экономического результата его деятельности, т. е. сопоставления с достигнутыми показателями — характеристиками производительности, интенсивности, эффективности производства транспортных услуг. Понятие транспорт в широком смысле является общим, объединяющим все аспекты транспортной деятельности (рис. 9.2), где разделение проводится не только по признакам, относящимся к характеристике транспортных средств, но и по признакам организации процессов в транспортной отрасли, их специфики. Транспортный комплекс и транспортно-дорожный комплекс (ТДК) часто упоминают как одноименные и совпадающие по сущности понятия. Нередко их употребляют как синонимы понятия транспорт. При раскрытии сущности транспортного комплекса акцент переносят на предметно-материальную сторону использования транспортных средств, процессы и производства, обеспечивающие кооперацию ресурсов транспорта с другими видами ресурсов поддерживающих отраслей, кооперацию деятельности видов транспорта между собой и с отраслями инфраструктуры. Используемые специалистами определения подчеркивают несущественную на первый взгляд разницу. Транспортный комплекс чаще всего отождествляется с транспортной отраслью или транспортной системой, одновременно для транспортно-дорожного комплекса выделяется и обосновывается особая роль транспортных средств, техники, путей сообщения. Наиболее распространены следующие подходы к рассмотрению понятий транспортный комплекс и ТДК. Отраслевой подход определяет транспортный комплекс как совокупность предприятий и организаций, осуществляющих перегрузку и перевозку грузов от грузоотправителей грузополучателям. Межотраслевой подход представляет собой расширительное толкование транспортного комплекса, как комплекса транспортных предприятий; организаций по поддержанию подвижного состава в нормальном эксплуатационном состоянии; перегрузочной техники; перевозчиков; экспедиторов и других посредников, включая инфраструктурные и сервисные предприятия. Под транспортным комплексом следует понимать организационное единство процесса транспортного обслуживания как форму технологического и экономического объединения субъектов хозяйствования различных видов транспорта и инфраструктурных предприятий с целью обеспечения потребностей экономики в доставке грузов и пассажиров. Транспортный комплекс, следовательно, как понятие экономики транспорта отражает структуру (отношения) кооперации деятельности предприятий в производственной, а не товарной или экономической форме, это не объединение предприятий, а интеграция их ресурсов. Как синонимическое по отношению к понятию транспортный комплекс, часто используют понятие транспортно-дорожный комплекс. Транспортно-дорожный комплекс — совокупность транспортных средств, путей сообщения, оборудования для перемещения грузов и для обеспечения строительства и развития дорожной инфраструктуры, т. е. понятие ТДК характеризует технико-технологический потенциал транспорта и обеспечивающих его работоспособность отраслей. Понятие транспортная отрасль используют для определения (см. подразд. 12.2) места и роли транспорта и отдельных его видов в структуре экономики страны, определения динамики и пропорций развития отрасли и их влияния на улучшение состояния экономики государства в целом. Специалисты склонны рассматривать транспортную отрасль как отрасль материального производства, представляющую собой комплекс видов транспорта в экономике России, скоординированная деятельность которых обеспечивает удовлетворение существующих транспортных потребностей страны, «выполняет главную задачу — интегрального, транспортного обслуживания общества и государства, для обеспечения их жизнеспособности и жизнестойкости» [8, с. 3]. «Транспортная отрасль любого государства представляет собой производственную инфраструктуру или среду, в которую «погружены» различные функциональные хозяйственные комплексы: добывающие, производящие, потребляющие, оборонные и др.» [8, с. 51]. Таким образом, транспортная отрасль представляет собой систему видов/комплексов транспорта, имеющую определенную структуру, отвечающую целям государственного регулирования S подоазд 10.5; 10.6) и удовлетворения реальных потребностей в услугах транспорта) страны (территории), где потенциал каждого элемента (вида транспорта, используемых им путей и транс-пГтньгГсредств?инфраструктуры и т.д.) оценивается через провозное возможности, техническую оснащенность и экономический вквдц в развитие страны. Приоритет процессов организации и Жирования в понятии транспортной отрасли отражен в орга-ниХционной структуре управления (встроенный механизм госу-Хственного регулирования) отраслью, имеющей устойчивые 2вязи между элементами управления на разных уровнях и пред- nPSecTBe°™oe различие между понятиями «транспорт» и «транспортная отрасль» отражает комплекс отношении, которые они 0таПоЬнВя™е' транспорт используется как характеристика техническая масштабная - количество наличных транспортных средств, их дифференциация для обслуживания специфических процессов ™ошводства в отрасли (транспортные средства для перевозки в£дов грузов - навалочные, наливные, контейнерные и др., а т"а^е доя перевозки пассажиров - для перевозок по городу, между тпояами между странами и др.). Понятие транспортная отрасль акцентирует внимание на связанности технических средств транспорта с технологиями производства услуг, обеспечивающими и поддерживающими отрасли инФшстр™^^^ развитостью сети путей и дорожным хо- ^ствоию^эпыыъик системы, где устойчивые взаимосвязи между этими элементами обеспечивают возможность Сканирования всей системы и ее развитие через управляю-цГеТрегулирующие) воздействия государства. Понятие транспортея отрасль используется и для характеристики состояния и динамики объемов производства транспортных услуг в отрасли, эффективности регулирования со стороны государства, зачас-т^о без глубокого изучения взаимосвязей и влияния элементов ДР5НеНверно^отребление в профессиональной терминологии понятий транспорт и транспортная отрасль как синонимов [2, 9, 16 и по 1 Оба указанных понятия имеют принципиальную разницу не только по сути, но и по широте охватываемых в них явлении. Г точки зрения системного подхода сущность понятия транспортная система заключается в определении ее как целеориенти-пованной искусственной материальной системы, т.е. совокупнос-?и элементов, созданных человеком (транспортных средств, путей объектов инфраструктуры, сосредоточенных в рамках пред-поиятия (предприятий) и объединяемых единством управления), находящихся во взаимосвязи (в том числе иерархической) и вза- имодействии и представляющих собой единое целое. Акцент здесь в отличие от понятия транспортная отрасль делается на материальности искусственной системы, поддержание целостности которой осуществляется посредством организации, регулирования со стороны государства в большей степени технического и материального элементов. Представление транспорта как системы указывает на необходимость изучения его зависимости от внешней среды. Дифференциация географии территорий и соответствующих им климатических, природных условий, развитость, связанность путей сообщения в сети дорог и в системе грузонакопитель-ных и грузоперерабатывающих центров — далеко не все, но, пожалуй, наиболее влиятельные факторы внешней среды по отношению к транспортной системе. Определение транспорта как системы связано в первую очередь с необходимостью оценки целеориентированности, устойчивости, экономической эффективности системы в целом. Поскольку транспортная система искусственна, то основная цель, к которой направлена система, — упорядочение функционирования элементов и управление ими при планируемой экономической эффективности. Эта цель достигается путем регулирования государством деятельности элементов (регламентация и организация движения транспортных средств, путей сообщения, систем контроля движения, систем информирования и т.д.) и влияния на установившуюся между ними систему связей. Таким образом, понятие транспортная система отражает необходимость управления техническими элементами системы; регулирования комплекса возникающих по этому поводу отношений между элементами; адаптации системы к воздействиям внешней среды; организации упорядоченных действий и взаимодействий элементов системы для достижения ее основной цели, в данном случае — удовлетворения потребностей экономики страны в перемещениях грузов и пассажиров с заданной экономической эффективностью. Правильным следует считать использование наряду с понятием транспортная система понятия единая транспортная система которая «...представляет собой совокупность эффективно взаимодействующих независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности видов транспорта — путей сообщения и транспортных средств, обеспечивающих погрузочно-разгрузочные работы, перевозку людей и грузов с использованием современных технологий в целях наилучшего удовлетворения спроса населения и грузовладельцев на транспортные услуги» [30, с. 5]. Единство, единение рассматриваются как целостность всех видов транспорта, составляющих транспортную систему, в которой выделяют четыре элемента: транспортную сеть, транспортные средства, трудовые ресурсы и систему управления ими. Концепция единства транспортной системы была основной идеей развития железнодорожного транспорта еще в дореволюционный период в России. Позднее, в годы советской власти, создание единой транспортной системы (ETC) рассматривалось как важнейшая государственная задача, лежащая в основе создания социалистического типа экономического хозяйствования. Государственное управление, основанное на данной концепции, требовало формирования единых государственных планов, единой материально-технической базы отрасли, единой системы показателей развития видов транспорта. Именно эта концепция инициировала терминологическое разделение понятий, используемых в экономике транспорта: транспортная система, транспортная сеть, транспортный комплекс. Единая транспортная система предполагает следующие виды единства: экономическое, технологическое, техническое, правовое, административно-управленческое. Сложность данного понятия характеризуется многоцелевым его назначением: необходимостью поддержания баланса между развитием видов транспорта с балансом в развитии других отраслей, внешней и внутренней экономической средой. Единая транспортная система с этих позиций характеризуется наличием трех основных (системных) свойств, выделенных еще профессором И. В. Кочетовым в 1950-х гг. Целостность, которая рассматривается не как простая сумма видов транспорта, а как новое качество системы, которое не может сводиться к сумме исходных элементов ни по результатам деятельности, ни по масштабам функционирования. Так, например, перевозки грузов в смешанном (комбинированном) сообщении с использованием нескольких видов транспорта крайне трудно оценить и планировать количественно, так как каждый из видов транспорта учитывает свою составляющую на основе специфических и в силу этого обстоятельства трудно сопоставимых показателей деятельности. Иерархичность (от греч. hierarchia — иерархия: hieros — священный, arche — власть — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему) предполагает определенным образом организованное уровневое строение элементов единой транспортной системы, меняющееся в зависимости от изменений воздействий управления, состояний и влияния внешней и внутренней сред. Формирование ETC не исключает иерархичности видов транспорта по отдельным показателям, но предполагает особую значимость комплексной оценки, как можно более всесторонней. Взаимопроникновение и синтез видов транспорта в единой транспортной системе, которые проявляются в настоящее время во все большей степени в силу перехода экономики России к рыночному укладу, в основе которого лежит «связывание» отраслей и эко- номик в технологических производственных цепочках, и использование на этой основе современных технологий, позволяющих искать новые источники экономии затрат как в области производства, так и обращения. Так, например, использование логистических технологий (при всеобщем соблюдении принципа экономии затрат) увязывает в одной логистической цепи различных участников — не только грузоотправителей и грузополучателей, посредников в продаже товаров, но и перевозчиков различными видами транспорта под руководством экспедиторов, посредников в продаже транспортных и логистических услуг. Кроме того, транспортная система обычно ограничивается территориально (городская, региональная, государственная, мировая); материализуется в транспортной сети; регулируется посредством целенаправленной иерархической организации, формирующей определенную структуру управления. Социально-экономическая направленность реформ изменила приоритеты используемых для управления отраслью инструментов. Например, экономические отношения, всегда считавшиеся основанными на других формах отношений (организационно-экономических, технико-экономических, планово-экономических), в рыночных условиях организации транспортной деятельности выделились как самостоятельная и основная форма, базирующаяся на форме собственности и имущественном положении участников рынка. Именно рынок определил главенство экономических отношений среди других их видов в транспортной отрасли и транспортной системе. Остальные (упомянутые в скобках) понятия рассматривают экономические аспекты и отношения в сфере деятельности транспорта либо опосредованно, либо как второстепенные, чаще всего как целеориентирующие. Новая форма экономических отношений отрасли транспорта — рынок, стала основой возникновения новых понятий, а также уточнения уже существующих. Рынок как свободная форма экономических отношений его участников предоставляет самостоятельность участникам рынка, определяет снижение роли управляющей системы и повышение роли управляемой системы. Процессы управления испытывают сопротивление, иногда давление растущей самоорганизации участников рынка. В условиях рынка управление замещается другой его формой, контролирующей проявление потенциала самоорганизации — государственным регулированием. Смена приоритетов в развитии, перенос центра тяжести на экономические инструменты управления (регулирования) отраслью определили возникновение новых понятий в экономической теории транспорта: рынок транспортных услуг (см. гл. 2), конкуренция (гл. 2), государственное регулирование транспортной деятельности (гл. 2), барьеры входа-выхода на рынок и других, которые будут рассмотрены в следующих главах. Контрольные вопросы 1. Обоснуйте необходимость изучения такой прикладной науки, как экономика автомобильного транспорта. 2. Перечислите особенности транспорта как отрасли материального производства. 3. Охарактеризуйте основные свойства и специфические особенности продукции транспорта (транспортной услуги), сравнивая ее с материальным товаром. 4. Дайте определение понятий «транспорт» и «транспортно-дорожный комплекс». Приведите примеры случаев, ситуаций правильного и неправильного использования данных понятий. Поясните возможные контексты использования этих понятий. 5. Дайте определение понятий «транспортная отрасль» и «транспортная система». Приведите примеры случаев, ситуаций правильного и неправильного использования данных понятий. Поясните возможные контексты использования этих понятий. Какое из названных понятий имеет более широкое, а какое более глубокое содержание? 6. Охарактеризуйте взаимосвязи понятий «транспорт», «транспортно-дорожный комплекс», «транспортная отрасль» и «транспортная система». Какие приоритеты должны быть приняты специалистами, если они решают вопросы «транспорта» и «транспортной системы»? ГЛАВА 10
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 5712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |