Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гигиеническая оценка напряженности трудового процесса медицинской сестры




Лабораторная работа № 1

 

 

Цель: и зучить принципы гигиенической оценки усло-вий труда работающих.

 

Знать: к лассификация факторов вредности трудовогопроцесса и производственной среды; гигиенические норма-тивы и критерии оценки условий труда; классы условий тру-да; методика оценки напряженности трудового процесса.

 

Уметь: о ценивать напряженность трудового процесса,в том числе медицинской сестры.

 

Содержание обучения

 

Условия труда –совокупность факторов трудовогопроцесса и рабочей среды, в которой осуществляется дея-

 

тельность человека. Вредный фактор рабочей среды – фак-

 

тор среды и трудового процесса, воздействие которого на ра-ботника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоро-вья потомства:

1) физические факторы – температура, влажность, ско-рость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирую-щие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения – электро-статическое поле; постоянное магнитное поле (в том числе гипогеомагнитное); ЭМП промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнит-ные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы; электромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное и ультрафиоле-товое); ионизирующие излучения; производственный шум,

 


 

ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозо-ли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; осве-щение – естественное (отсутствие или недостаточность), ис-кусственное (недостаточность и/или пульсация освещенно-сти, избыточность и/или неравномерность распределения яр-кости, слепящая блесткость); аэроионы;

 

2) химические факторы – химические вещества, смеси,

 

в том числе некоторые вещества биологической природы (ан-тибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препа-раты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;

 

3) биологические факторы – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бакте-риальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбу-дители инфекционных заболеваний;

 

4) факторы трудового процесса:

 

– тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную и др.); характеризуется физической динамической на-грузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, об-щим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве;

 

– напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на цен-тральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника – характеризуется интеллектуальными, сен-сорными, эмоциональными нагрузками, степенью монотон-ности и режимом работы.

 

Опасный фактор рабочей среды –фактор среды и тру-

 

дового процесса, который может быть причиной острого за-болевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы

 


 

рабочей среды могут стать опасными.

 

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК,ПДУ)

 

– уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами иссле-дований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигие-нических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.

 

Гигиенические критерии –это показатели,характери-зующие степень отклонений параметров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов. Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений, за ис-ключением работ с возбудителями инфекционных заболева-ний, с веществами, для которых должно быть исключено вдыхание или попадание на кожу (противоопухолевые ле-карственные средства, гормоны-эстрогены, наркотические анальгетики), которые дают право отнесения условий труда к определенному классу вредности за потенциальную опас-ность. Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиениче-ских нормативов условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса.

 

Классы условий труда

 

Оптимальные условия труда(класс1) –условия,прикоторых сохраняется здоровье работника и создаются пред-посылки для поддержания высокого уровня работоспособно-сти. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды уста-новлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные ус-ловно принимают такие условия труда, при которых вредные

 


 

факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

 

Допустимые условия труда(класс2)характеризуютсятакими уровнями факторов среды и трудового процесса, ко-торые не превышают установленных гигиенических норма-тивов для рабочих мест, а возможные изменения функцио-нального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

 

Вредные условия труда(класс3)характеризуются на-личием вредных факторов, уровни которых превышают ги-гиенические нормативы и оказывают неблагоприятное воз-действие на организм работника и/или его потомство. Вред-ные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работ-ников условно разделяют на 4 степени вредности:

 

1-ая степень класса 3 (класс 3.1) – условия труда харак-теризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функцио-нальные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) преры-вании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

 

2-ая степень класса 3 (класс 3.2) – уровни вредных фак-торов, вызывают стойкие функциональные изменения, при-водящие в большинстве случаев к увеличению профессио-нально обусловленной заболеваемости (что может прояв-ляться повышением уровня заболеваемости с временной ут-ратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезня-ми, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний

 


 

(без потери профессиональной трудоспособности), возни-кающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

 

3-ья степень класса 3 (класс 3.3) – условия труда, ха-рактеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, про-фессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессиональ-но обусловленной) патологии;

 

4-ая степень класса 3 (класс 3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечает-ся значительный рост числа хронических заболеваний и вы-сокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспо-собности.

 

Опасные (экстремальные) условия труда(класс4)ха-

 

рактеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздейст-вие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профес-сиональных поражений, в том числе тяжелых форм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.