Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сенсорные нагрузки




 

2.1. «Длительность сосредоточенного наблюдения в отличие от пассивного характера наблюдения, когда испол-нитель периодически, время от времени контролирует со-стояние какого-либо объекта (в % от времени смены)».

Данный показатель необходимо оценивать в каждом кон-кретном случае по его фактическому значению, получаемому по результатам хронометража или по технологической доку-ментации.

Пример. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюденияза ходом технологического процесса отмечается у операторских профес-

 


 

сий: телефонисты, телеграфисты, авиадиспетчеры, водители транспорт-ных средств (более 75% смены – класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51 – 75%) установлено у врачей (класс 3.1). От 26% до 50% значения этого показателя отмечено у медицинских сестер, мастеров промышленных предприятий (2 класс). Самый низкий уровень показате-ля (до 25 %) наблюдается у руководителей предприятия, научных работ-ников, конструкторов (1 класс).

 

При оценке условий труда по данному критерию воз-можны две ошибки: ошибочный учет наблюдения, осущест-вляемого в дискретном режиме (например, у диспетчеров на щитах управления технологическими процессами, когда они время от времени отмечают показания приборов при нор-мальном ходе процесса) и преувеличение длительности со-средоточенного наблюдения только из-за того, что в профес-сии данная характеристика ярко выражена, как, например, у водителей.

 

Пример. У сварщиков длительность сосредоточенного наблюде-ния определяют, измерив время сгорания одного электрода и подсчитав число использованных за рабочую смену электродов; у водителей авто-мобилей - по показателю сменного пробега (в км), деленному на сред-нюю скорость движения автомобиля (км в час) на данном участке (как правило, не превышает 2 – 4 ч за смену, т.е. 25 – 50% времени).

 

2.2. «Плотность сигналов (световых, звуковых) и со-общений в среднем за 1 час работы» –количество воспри-

 

нимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоря-жений) позволяет оценить занятость в рабочее время, специ-фику деятельности работника. Чем больше число поступаю-щих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше ин-формационная нагрузка, приводящая к возрастанию напря-женности. По форме (или способу) предъявления информа-ции сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы прибо-ров, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, форму-лы и т. д.) и при речевом сообщении.

 

Пример. Наибольшее число связей и сигналов с наземными служ-бами и с экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров - > 300 (класс 3.2). Производственная деятельность водителя во время управле-

 


 

ния транспортными средствами в среднем составляет 200 сигналов/ ч (класс 3.1) К этому же классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонентов в час от 25 до 150). У медицинских сестер и вра-чей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализа-ция с мониторов о состоянии больного) (класс 2). Наименьшее число сиг-налов и сообщений характерно для лаборантов, руководителей, мастеров, научных работников, конструкторов (класс 1).

 

2.3. «Число производственных объектов одновре-

 

менного наблюдения» (4–8несвязанных объектов)характе-ризует объем и распределение внимания – с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает на-пряженность труда. Необходимым условием оценки труда по данному показателю является время, затрачиваемое от полу-чения информации от объектов одновременного наблюдения до действий. Если это время существенно мало и действия необходимо выполнять сразу же после приема информации (иначе нарушится нормальный ход технологического про-цесса или возникнет существенная ошибка), то данный пока-затель применяется (пилоты, водители, машинисты других транспортных средств, операторы, управляющие роботами и манипуляторами, и пр.). Если же информация может быть получена путем последовательного переключения внимания с объекта на объект и имеется достаточно времени до приня-тия решения и/или выполнения действий, то такую работу не следует оценивать по данному показателю (дежурный элек-трослесарь по КИПиА, контролер-обходчик, комплектов-щик).

 

Пример. Для операторского вида деятельности объектами одно-временного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т. п. Наибольшее число объектов одновремен-ного наблюдения (13) установлено у авиадиспетчеров (класс 3.1); не-сколько ниже (8—9) у телеграфистов и водителей автотранспортных средств (класс 2). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, конструк-торов (класс 1).

 

 


 

2.4. «Размер объекта различения при длительно-сти сосредоточенного внимания (% от времени смены)»

 

чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, де-тали, цифровой или буквенной информации и т. п.) (табл. 43) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше на-грузка на зрительный анализатор (класс напряженности тру-да возрастает).

 

Таблица 43. Разряд зрительных работ (СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»)

 

Разряд   Наименьший размер  
зрительной Характеристика зрительной работы  
объекта различения, мм  
работы        
I Наивысшей точности Менее 0,15  
II Очень высокой точности 0,15 – 0,30  
III Высокой точности 0,30 – 0,50  
IV Средней точности 0,5 – 1,0  
V Малой точности 1,0 – 5,0  
VI Очень малой точности (грубая работа) Более 5,0  
VII Работа со светящимися материалами Более 0,5  
  и изделиями в горячих цехах      

 

При этом необходимо рассматривать лишь такой объ-ект, который несет смысловую информацию, необходимую для выполнения данной работы. Если к оптическим прибо-рам прибегают время от времени, для уточнения информа-ции, объектом различения является непосредственный носи-тель информации. В случае, если размер объекта настолько мал, что он неразличим без применения оптических прибо-ров, и они применяются постоянно (например, при подсчете форменных элементов крови, размеры которых находятся в пределах 0,006 – 0,015 мм, врач-лаборант всегда использует микроскоп), должен регистрироваться размер увеличенного объекта.

 

Пример. Врачи-рентгенологи при просмотре флюорографическихснимков должны дифференцировать затемнения диаметром до 1 мм (класс 3.1), и время от времени для уточнения информации пользуются лупой, что увеличивает размер объекта и переводит его в класс 2, однако основная работа по просмотру снимков проводится без оптических при-

 


 

боров, поэтому такая работа должна оцениваться по данному критерию классом 3.1.

 

2.5. «Работа с оптическими приборами (микро-скоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного на-блюдения (% от времени смены)». На основе хронометраж-

 

ных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором (лупы, микроскопы, дефектоскопы, бинокли). Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты – чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к разви-тию напряжения зрительного анализатора.

 

2.6. «Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)» –фиксируется время(ч,мин)непосредственной ра-боты пользователя видеодисплейного терминала (компьюте-ра) с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вво-де данных, редактировании текста или программ, чтении ин-формации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на экран пользователя, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше на-пряженность труда. Критерий «наблюдение за экранами ви-деотерминалов» следует применять для характеристики на-пряженности трудового процесса на всех рабочих местах, ко-торые оборудованы средствами отображения информации как на электронно-лучевых, так и на дискретных (матрич-ных) экранах (дисплеи, видеомодули, видеомониторы, видео-терминалы).

 

2.7. «Нагрузка на слуховой анализатор». Степеньнапряжения слухового анализатора определяется по зависи-мости разборчивости слов в процентах от соотношения меж-ду уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда по-мех нет, разборчивость слов равна 100 % (класс 1). К классу 2 относят ситуации, когда уровень громкости речи превыша-ет шум на 10 – 15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90 – 70%, или на расстоянии до 3,5 м и т. п.

 


 

Пример. Показателем«нагрузка на слуховой анализатор»необхо-димо характеризовать такие работы, при которых исполнитель должен воспринимать на слух речевую информацию или другие звуковые сигна-лы, которыми он руководствуется в процессе работы (труд телефониста производственной связи, звукооператора телевидения, радио и музы-кальных студий).

 

2.8. «Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное коли-чество часов, наговариваемых в неделю)» –степень напря-

 

жения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

Пример. Наибольшие нагрузки(класс3.1или3.2)отмечаются улиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учрежде-ний, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы). В меньшей сте-пени такой вид нагрузки характерен для авиадиспетчеров, телефонистов, руководителей и т. д. (2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе лаборантов, конструкторов, водителей (1 класс).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.