КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гигиеническая оценка физического развития де-тей и подростков
Лабораторная работа № 1
Цель: изучить принципы оценки физического развитияи здоровья детей и подростков.
Знать: возрастную периодизацию,взаимосвязь физи-ческого развития и здоровья. Уметь определить группу здоровья,оценить физиче-ское развитие комплексным методом с определением биоло-гического возраста.
Содержание обучения
Физическое развитие (ФР) характеризуется степеньюразвития морфофункциональных признаков, свидетельст-вующих о соответствии роста и развития организма поло-возрастному региональному стандарту. ФР – один из основ-ных показателей состояния здоровья населения. ФР и здоро-вье суть параллельные явления. Отклонения от нормы мор-фологических показателей в онтогенезе являются факторами риска для здоровья.
Таблица 45. Схема возрастной периодизации детей и подростков (выдержка из международной схемы периодизации онтогенеза человека, Москва, 1965)
Акселерация –ускорение биологического ритма ростаи развития организма.Ретардация – обратный процесс. Ре-тардация или акселерация воздействуют на развитие патоло-гического процесса в виде тенденций, но не закономерно-стей. Показателями акселерации и ретардации являются опе-режение или отставание биологического от паспортного воз-раста ребенка.
Критерии биологического возраста: 1)половая зре-
лость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков; 2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостене-ния скелета); 3) зубная зрелость (порядок и сроки прорезы-вания молочных и постоянных зубов). Биологический воз-раст дошкольников определяется по длине тела, числу по-стоянных зубов, отношению окружности головы к длине те-ла, выполнению «Филиппинского теста»; школьников – по длине тела, числу постоянных зубов, степени выраженности вторичных половых признаков и возрасту menarche у дево-чек. Используются также годовые прибавки длины и массы тела, окружности грудной клетки, функциональных показа-телей.
Вторичные половые признаки. Вторичные половыепризнаки включают: развитие волос на лобке (Р) и в подмы-шечных впадинах (Ах); развитие молочных желез (Ма) и на-ступление менархе (Ме) у девочек; пубертатное набухание сосков (С), перелом голоса (V) и развитие кадыка у мальчи-ков (L). В отечественной литературе принят отсчет полового развития с нулевой детский стадии, т. е. Р0,Ах0,Ма0, V0, L0. В зарубежной литературе принята система условных обозна-чений стадий пубертата, рекомендованная J. Tanner (1969), где отсчет начинается со стадии Р1,Ах1,Ма1. Различают не-сколько стадий развития каждого признака (по схеме Штеф-ко и Островского, 1929).
Развитие молочной железы – 4 стадии: Ма1 - околосос-ковый кружок вместе с соском выступают в виде конуса, Ма2 – значительное конусообразное выступание желез, Ма3 – со-
сок поднимается над околососковым кружком, Ма4 – железа достигает размера и формы, характерной для взрослой жен-щины. Развитие соска у мальчиков – 2 стадии: С1 - набухание околососкового кружка, С2 - околососковый кружок плоский, темнопигментированный, с редкими волосками по краю, со-сок сформирован.
Оволосение лобка – 3 стадии (для девочек), 4 стадии (для мальчиков): Р1 – единичные волосы, Р2 – выраженный волосяной покров, Р3 – длинные, густые вьющиеся волосы по всему лобку. У юношей на стадии Р4 волосы поднимаются по белой линии живота. Оволосение подмышечных впадин – 3 стадии: Ах1 – единичные волосы, Ах2 – выраженный волося-ной покров, Ах3 – полный волосяной покров.
Оволосение лица у мальчиков – 3 стадии: F1 – появле-ние густого пушка над верхней губой, F2 – появление от-дельных жестких волос на лице, F3 – наличие сформирован-ных усов и бороды. Мутация голоса для мальчиков – 2 стадии: V1 – ло-мающийся голос, V2 – мужской голос.
Развитие кадыка у мальчиков – 2 стадии: L1 – не конту-рируется, но ясно прощупывается при пальпации, L2 – вы-ступает.
Скелетная зрелость. Костный возраст определяетсяпо стадиям оссификации скелета: учитываются число точек окостенения, время и последовательность их появления, а также сроки наступления синостозов. Чаще для определения костного возраста используют стадии оссификации костей кисти и запястья (рис. 11).
Степень связи между признаками полового созревания и окостенения скелета у мальчиков максимальна в 14 – 15 лет, у девочек - в 12 – 13 лет. Раннее половое развитие при-водит к ускорению созревания скелета, а позднее, соответст-венно, к задержке. Индивидуальная вариабельность в сроках оссификации скелета достаточно велика (4 – 5 лет).
Рис. 11. Кости кисти и запястья
Отмечены гороховидная кость os pisiforme (сверху) и локтевое возвы-
шение запястья eminentia carpi ulnaris (снизу)
Зубная зрелость определяется путем подсчета числапрорезавшихся зубов и сопоставления его с нормативами. Молочные зубы появляются у детей с 6 мес. до 2 лет, а по-стоянные зубы – в от 6 до 13 лет, за исключением третьих моляров. Поэтому зубная зрелость может быть показателем биологического возраста только до 13 – 14 лет. Принято счи-тать, что сроки прорезывания зубов более постоянны, чем сроки оссификации скелета и появления вторичных половых признаков.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |