КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы менеджмента в организациях образования
Принцип уважения и доверия к человеку – основополагающий и системообразующий в педагогическом коллективе. Этот принцип выдвигает конкретные требования к руководителю и педагогам: • уважайте личное достоинство человека, признавайте за ним соответствующие права и возможности; • уважайте и берегите человека в себе и в других; • предоставляйте личности свободу выбора; • доверяйте человеку, его потенциальные возможности неисчерпаемы; • создавайте атмосферу доверия на основе взаимоуважения; • уважая человека, проявляйте к нему достаточно высокую требовательность; • создавайте обстановку, в которой он может проявить себя, раскрыть свои возможности; • максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение найти себя в коллективе; • поощряйте достижения и личный вклад каждого в общее дело; • гарантируйте каждому педагогу и учащемуся личную защищенность в коллективе. Принцип целостного взгляда на человека. Из него тоже следует целый ряд конкретных требований к руководителю: • стройте свои отношения с педагогами не как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком; • не ограничивайте отношения только должностными обязанностями, вникайте в жизнь, духовный мир и стремления педагога, иначе он неизбежно будет чувствовать отчужденность; • помните, что жизнь педагога и учащегося не ограничивается только часами, проведенными в учебном заведении, она гораздо шире и богаче; • общаясь с педагогом, никогда не забывайте, что его работа в то же время составляет большую часть его жизни, она определяет его жизнь, сделайте все возможное, чтобы часы, дни, годы, проведенные на работе, были для него светлыми и радостными; • менеджер должен быть причастен к образу жизни членов педагогического коллектива, он должен понимать, в чем состоят общие потребности; • создавайте обстановку, чтобы личность педагога раскрывалась в ней не только своими служебными сторонами, но и другими, скрытыми от окружающих, но очень ценными для коллектива; • встречайтесь с педагогами не только в формально‑официальной обстановке, но и в такой, где можно просто пообщаться, «поговорить по душам». Принцип сотрудничества в управлении предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно‑объектных к субъектно‑субъектным отношениям. Отсюда вытекают следующие требования: • считайтесь с человеком как с активным фактором, а не пассивным элементом педагогической системы; • знайте и учитывайте личные качества педагогов и на основе этого формируйте оптимальные социально‑педагогические связи между ними, создавайте рабочую высокопродуктивную атмосферу в образовательной организации; • цените в педагоге гуманное отношение к учащимся, компетентность, инициативу, ответственность. Всегда помните, что вам требуется не подчиненный, а сотрудник, человек дела; • создавайте атмосферу не только возложения на педагога ответственности, но и принятия ее, осознания им роли и необходимости участия в процессе управления и общественной жизни; • бережно относитесь к проявлению любой педагогически целесообразной инициативы со стороны своих заместителей и требуйте от них того же по отношению к педагогам; • основами совместной деятельности руководителя и педагогического коллектива должны быть человечность, сознательная дисциплина, инициатива, педагогически разнообразная работа; • сначала пристальное внимание, анализ, диагноз, потом принятие решения – вот основа сотрудничества; • одной из повседневных основных задач деятельности менеджера является соединение, «притесывание» одной педагогической индивидуальности к другой, объединение их в рабочее единство; • чутко и бережно относитесь к педагогу, помните, что самой страшной бедой для школы является противоборство администрации и педагогов. Принцип социальной справедливости – важнейшее руководящее положение, на основе которого осуществляется управление. Здесь надо выделить следующие требования: • стремитесь равномерно распространять не только учебную, но и общественную нагрузку среди педагогов, осторожно и постепенно включая их в социальную структуру; • создавайте условия и предпосылки, дающие возможность проявить свои профессиональные и другие способности не только «педагогическим звездочкам», но и всем педагогам; • поощряйте, оценивайте деятельность педагогов без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных «стартовых» возможностей; • всегда при оценке труда педагога приводите в соответствие заслуги его труда и их общественное признание; • помните, что одной из гарантий социальной справедливости в педагогическом коллективе является гласность, систематическое освещение в коллективе всей деятельности аппарата управления; • руководитель образовательной организации должен учитывать, что уровень социальной справедливости всегда находит отражение в общественном мнении, которое оценивает его в целом и по отдельным параметрам; • ощущение несправедливости возникает в том случае, когда человек признает, что его вклад и достигнутые им результаты недооценены по сравнению с вкладом и результатами других участников деятельности. Отсюда и возникают конфликты. Принцип индивидуального подхода в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта. Требования следующие: • индивидуальный подход может опираться только на глубокое изучение системы работы каждого педагога и его личности; • на основе этого изучения индивидуализируйте объем, частоту и форму общения с педагогом, уровень его самостоятельности, дидактической и методической свободы, поощрение одних и повышение требований к другим; • систематически повышайте качество и глубину педагогического анализа урока, лекции, занятий, ибо это является наиболее действенным инструментом индивидуальной методической работы с педагогом; • задача каждого менеджера – помочь педагогу создать свою собственную творческую лабораторию; • в ходе индивидуальной работы с педагогом помогайте ему укреплять те положительные профессиональные свойства и качества, которыми он располагает; • одна из главных задач индивидуального подхода – выравнивание профессионального мастерства педагогов, постепенное доведение отстающих до уровня передовых; • особенно трудно, но необходимо учитывать и корректировать временные эмоциональные состояния членов педагогического коллектива; • определите для каждого педагога его индивидуальные цели и рубежи их достижения, этим вы обеспечите ему путь к успеху. Сущность этого подхода составляет выбор руководителем тех или иных видов управленческого воздействия на отдельного работника в соответствии с индивидуальными особенностями его личности. Принцип обогащения работы педагога исходит из того, что педагогический труд несколько однообразен: из года в год одни и те же темы, один и тот же материал. Этот принцип обусловливает ряд конкретных требований: • через определенные промежутки времени менять нагрузку; • определить перспективу профессионального роста каждого, разработав вместе с ним конкретный план; • проводить с преподавателями консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей; • проводить семинары, «круглые столы», симпозиумы по проблемам методики преподавания отдельных предметов. Принцип личного стимулирования. Некоторые требования, вытекающие из этого принципа: • используйте стимулы, особенно материальные и моральные, справедливо, в противном случае они вместо пользы внесут раздор в коллектив; • каждый менеджер должен иметь хорошо продуманную систему стимулов, не сводя ее только к премированию и награждению. Вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение менеджера к человеку – это тоже стимулы, иногда более сильно действующие, чем награждение; • вся работа руководителя с педагогами должна строиться на основе стимулирования их деятельности – создании условий для труда, атмосферы взаимной удовлетворенности, системы саморазвития педагога; • используйте стимулы для того, чтобы привлечь внимание педагогов к ключевым направлениям деятельности; • стимулы являются очень действенным инструментом создания в педагогическом коллективе хорошего настроения, здорового микроклимата. Принцип единого статуса. Все работники, педагоги независимо от занимаемой должности и положения, а также все учащиеся должны находиться в одинаковых демократических условиях. Принцип консенсуса. Этот принцип тоже обусловливает определенные требования: • основой консенсуса должна быть объективная оценка точек зрения членов коллектива при обсуждении проблемы или принятия решения; • менеджер должен четко и логично аргументировать свою точку зрения, чтобы ее восприняло «критическое большинство» коллектива; • основным инструментом менеджера при осуществлении принципа консенсуса должен быть логический анализ ошибочных суждений; • мобилизуйте мнение наиболее влиятельной части педагогов еще до начала совещания, педагогического совета, обеспечив тем самым поддержку большинства членов коллектива обсуждаемой проблеме; • широко используйте метод «акцентирования»: повторяйте и варьируйте в разговорах с членами коллектива, в выступлениях перед ними те или иные идеи, по которым в будущем необходимо будет принять решение. «Приучайте» коллектив заранее к правильному мнению; • умейте идти на компромисс, но не во вред делу. Люди должны привыкнуть к новой идее, понять ее суть, сами прийти к осознанию того, что без нового им не обойтись. Принцип коллективного принятия решений – один из путей демократизации управления. Требования этого принципа: • коллективные решения следует принимать по важным, перспективным, стратегическим вопросам; • с информацией, на основе которой будет приниматься решение, заранее должен ознакомиться каждый член педагогического коллектива; • решение только в том случае будет активно поддерживаться коллективом, если педагоги активно участвовали в его подготовке; • еще до обсуждения решения руководителю необходимо учесть расстановку сил в коллективе, наличие или отсутствие «критической массы» членов коллектива; • всегда необходимо помнить, что там, где решение принято большинством, бывает и несогласное меньшинство, с которым необходимо вести работу, вовлекая его в процесс выполнения решения.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |