Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы менеджмента в организациях образования




 

Принцип уважения и доверия к человеку – основополагающий и системообразующий в педагогическом коллективе. Этот принцип выдвигает конкретные требования к руководителю и педагогам:

• уважайте личное достоинство человека, признавайте за ним соответствующие права и возможности;

• уважайте и берегите человека в себе и в других;

• предоставляйте личности свободу выбора;

• доверяйте человеку, его потенциальные возможности неисчерпаемы;

• создавайте атмосферу доверия на основе взаимоуважения;

• уважая человека, проявляйте к нему достаточно высокую требовательность;

• создавайте обстановку, в которой он может проявить себя, раскрыть свои возможности;

• максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение найти себя в коллективе;

• поощряйте достижения и личный вклад каждого в общее дело;

• гарантируйте каждому педагогу и учащемуся личную защищенность в коллективе.

Принцип целостного взгляда на человека. Из него тоже следует целый ряд конкретных требований к руководителю:

• стройте свои отношения с педагогами не как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком;

• не ограничивайте отношения только должностными обязанностями, вникайте в жизнь, духовный мир и стремления педагога, иначе он неизбежно будет чувствовать отчужденность;

• помните, что жизнь педагога и учащегося не ограничивается только часами, проведенными в учебном заведении, она гораздо шире и богаче;

• общаясь с педагогом, никогда не забывайте, что его работа в то же время составляет большую часть его жизни, она определяет его жизнь, сделайте все возможное, чтобы часы, дни, годы, проведенные на работе, были для него светлыми и радостными;

• менеджер должен быть причастен к образу жизни членов педагогического коллектива, он должен понимать, в чем состоят общие потребности;

• создавайте обстановку, чтобы личность педагога раскрывалась в ней не только своими служебными сторонами, но и другими, скрытыми от окружающих, но очень ценными для коллектива;

• встречайтесь с педагогами не только в формально‑официальной обстановке, но и в такой, где можно просто пообщаться, «поговорить по душам».

Принцип сотрудничества в управлении предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно‑объектных к субъектно‑субъектным отношениям. Отсюда вытекают следующие требования:

• считайтесь с человеком как с активным фактором, а не пассивным элементом педагогической системы;

• знайте и учитывайте личные качества педагогов и на основе этого формируйте оптимальные социально‑педагогические связи между ними, создавайте рабочую высокопродуктивную атмосферу в образовательной организации;

• цените в педагоге гуманное отношение к учащимся, компетентность, инициативу, ответственность. Всегда помните, что вам требуется не подчиненный, а сотрудник, человек дела;

• создавайте атмосферу не только возложения на педагога ответственности, но и принятия ее, осознания им роли и необходимости участия в процессе управления и общественной жизни;

• бережно относитесь к проявлению любой педагогически целесообразной инициативы со стороны своих заместителей и требуйте от них того же по отношению к педагогам;

• основами совместной деятельности руководителя и педагогического коллектива должны быть человечность, сознательная дисциплина, инициатива, педагогически разнообразная работа;

• сначала пристальное внимание, анализ, диагноз, потом принятие решения – вот основа сотрудничества;

• одной из повседневных основных задач деятельности менеджера является соединение, «притесывание» одной педагогической индивидуальности к другой, объединение их в рабочее единство;

• чутко и бережно относитесь к педагогу, помните, что самой страшной бедой для школы является противоборство администрации и педагогов.

Принцип социальной справедливости – важнейшее руководящее положение, на основе которого осуществляется управление. Здесь надо выделить следующие требования:

• стремитесь равномерно распространять не только учебную, но и общественную нагрузку среди педагогов, осторожно и постепенно включая их в социальную структуру;

• создавайте условия и предпосылки, дающие возможность проявить свои профессиональные и другие способности не только «педагогическим звездочкам», но и всем педагогам;

• поощряйте, оценивайте деятельность педагогов без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных «стартовых» возможностей;

• всегда при оценке труда педагога приводите в соответствие заслуги его труда и их общественное признание;

• помните, что одной из гарантий социальной справедливости в педагогическом коллективе является гласность, систематическое освещение в коллективе всей деятельности аппарата управления;

• руководитель образовательной организации должен учитывать, что уровень социальной справедливости всегда находит отражение в общественном мнении, которое оценивает его в целом и по отдельным параметрам;

• ощущение несправедливости возникает в том случае, когда человек признает, что его вклад и достигнутые им результаты недооценены по сравнению с вкладом и результатами других участников деятельности. Отсюда и возникают конфликты.

Принцип индивидуального подхода в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта. Требования следующие:

• индивидуальный подход может опираться только на глубокое изучение системы работы каждого педагога и его личности;

• на основе этого изучения индивидуализируйте объем, частоту и форму общения с педагогом, уровень его самостоятельности, дидактической и методической свободы, поощрение одних и повышение требований к другим;

• систематически повышайте качество и глубину педагогического анализа урока, лекции, занятий, ибо это является наиболее действенным инструментом индивидуальной методической работы с педагогом;

• задача каждого менеджера – помочь педагогу создать свою собственную творческую лабораторию;

• в ходе индивидуальной работы с педагогом помогайте ему укреплять те положительные профессиональные свойства и качества, которыми он располагает;

• одна из главных задач индивидуального подхода – выравнивание профессионального мастерства педагогов, постепенное доведение отстающих до уровня передовых;

• особенно трудно, но необходимо учитывать и корректировать временные эмоциональные состояния членов педагогического коллектива;

• определите для каждого педагога его индивидуальные цели и рубежи их достижения, этим вы обеспечите ему путь к успеху. Сущность этого подхода составляет выбор руководителем тех или иных видов управленческого воздействия на отдельного работника в соответствии с индивидуальными особенностями его личности.

Принцип обогащения работы педагога исходит из того, что педагогический труд несколько однообразен: из года в год одни и те же темы, один и тот же материал. Этот принцип обусловливает ряд конкретных требований:

• через определенные промежутки времени менять нагрузку;

• определить перспективу профессионального роста каждого, разработав вместе с ним конкретный план;

• проводить с преподавателями консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей;

• проводить семинары, «круглые столы», симпозиумы по проблемам методики преподавания отдельных предметов.

Принцип личного стимулирования. Некоторые требования, вытекающие из этого принципа:

• используйте стимулы, особенно материальные и моральные, справедливо, в противном случае они вместо пользы внесут раздор в коллектив;

• каждый менеджер должен иметь хорошо продуманную систему стимулов, не сводя ее только к премированию и награждению. Вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение менеджера к человеку – это тоже стимулы, иногда более сильно действующие, чем награждение;

• вся работа руководителя с педагогами должна строиться на основе стимулирования их деятельности – создании условий для труда, атмосферы взаимной удовлетворенности, системы саморазвития педагога;

• используйте стимулы для того, чтобы привлечь внимание педагогов к ключевым направлениям деятельности;

• стимулы являются очень действенным инструментом создания в педагогическом коллективе хорошего настроения, здорового микроклимата.

Принцип единого статуса. Все работники, педагоги независимо от занимаемой должности и положения, а также все учащиеся должны находиться в одинаковых демократических условиях.

Принцип консенсуса. Этот принцип тоже обусловливает определенные требования:

• основой консенсуса должна быть объективная оценка точек зрения членов коллектива при обсуждении проблемы или принятия решения;

• менеджер должен четко и логично аргументировать свою точку зрения, чтобы ее восприняло «критическое большинство» коллектива;

• основным инструментом менеджера при осуществлении принципа консенсуса должен быть логический анализ ошибочных суждений;

• мобилизуйте мнение наиболее влиятельной части педагогов еще до начала совещания, педагогического совета, обеспечив тем самым поддержку большинства членов коллектива обсуждаемой проблеме;

• широко используйте метод «акцентирования»: повторяйте и варьируйте в разговорах с членами коллектива, в выступлениях перед ними те или иные идеи, по которым в будущем необходимо будет принять решение. «Приучайте» коллектив заранее к правильному мнению;

• умейте идти на компромисс, но не во вред делу. Люди должны привыкнуть к новой идее, понять ее суть, сами прийти к осознанию того, что без нового им не обойтись.

Принцип коллективного принятия решений – один из путей демократизации управления. Требования этого принципа:

• коллективные решения следует принимать по важным, перспективным, стратегическим вопросам;

• с информацией, на основе которой будет приниматься решение, заранее должен ознакомиться каждый член педагогического коллектива;

• решение только в том случае будет активно поддерживаться коллективом, если педагоги активно участвовали в его подготовке;

• еще до обсуждения решения руководителю необходимо учесть расстановку сил в коллективе, наличие или отсутствие «критической массы» членов коллектива;

• всегда необходимо помнить, что там, где решение принято большинством, бывает и несогласное меньшинство, с которым необходимо вести работу, вовлекая его в процесс выполнения решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.