Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перевод выполнен по изданию: Titi Livi ab urbe condita libri. Pars VI. Lipsiae, 1882. 14 страница




 

[1659] 220. Об авзетанах см.: примеч. 84, а также: XXIX, 1, 25; 2, 2 и 5; 3, 3; XXXIV, 20.

 

[1660] 221. См.: примеч. 213.

 

[1661] 222. Б. Фостер, исходя из отсутствия у Полибия сведений о событиях, описанных в § 5–11, полагает, что для этой части главы Ливий воспользовался другим (чем для § 1–4) источником, полным позднейших прикрас, и неудачно соединил их.

 

[1662] 223. Храм Надежды (Spes) на Овощном рынке был воздвигнут во время Первой Пунической войны Авлом Атилием Калатином (консулом 257 и 254 гг. до н.э.).

 

[1663] 224. Культ Юноны Спасительницы с храмом в Ланувии (город на южном склоне Альбанской горы, примерно в 30 км к юго‑востоку от Рима) был, подобно другим древнейшим культам латинов, усвоен римлянами (см.: VIII, 14, 2) и стал государственным – римские консулы совершали здесь ежегодное жертвоприношение (см.; VIII, примеч. 41). Богиня изображалась облаченной поверх одежды в козью шкуру (козья голова с рогами натягивалась на голову, образуя подобие шлема), обутой в туфли с загнутыми носами, державшей копье и щит. На «ложе богини» помещали ее статую для «угощения» (см. ниже, примеч. 228).

 

[1664] 225. Амитерн – город в области сабинов (ср.: XXVIII, 45, 19).

 

[1665] 226. Цере – этрусский город (примерно в 40 км от Рима), где был храм с оракулом, дававшим предсказании по «вещим дощечкам» с написанными на них словами (их вытягивал из ларца ребенок). Подобные оракулы были и в Пренесте, Фалериях и Патавии. «Утоньшение дощечек» нередко упоминается Ливием среди пугающих знамений.

 

[1666] 227. К Сивиллиным книгам пророчеств обращались по постановлению сената, чтобы при посредстве жрецов‑децемвиров узнавать, чем и как умилостивить богов. См. также: I, примеч. 36; III, примеч. 22).

 

[1667] 228. Лектистерний – «угощение богам». Подробней см.: V, 13, 6 и примеч. 27 к кн. V.

 

[1668] 229. Гора Альгид (540 м над уровнем моря, около 24 км от Рима) – горная гряда севернее Альбанской горы (принадлежит тому же хребту). На обращенном к Риму склоне Альгида лежал город Тускул. О культе Фортуны в этих местах сведений больше нет.

 

[1669] 230. Юность (Ювента) была в Риме богиней возмужания и «юношеского», т.е. младшего, военного возраста (подробней см.: V, примеч. 138). Упоминание ее рядом с Геркулесом свидетельствует, однако, о том, что Ювента в это время уже сближалась в восприятии римлян с греческой Гебой (hēbē – «юность»), женой обожествленного Геракла. Умилостивление Геркулеса и Ювенты было вызвано, видимо, знамением на Бычьем рывке, где находился Великий алтарь Геркулеса (см.: I, примеч. 37).

 

[1670] 231. Т.е. Гению (духу‑покровителю) римского народа.

 

[1671] 232. В мартовские иды (15 марта) новый консул обычно вступал в должность. Аримин (см. выше: примеч. 181) был важным опорным пунктом римлян в галльских землях на севере Апеннинского полуострова. Ср., однако, у Полибия (III, 75, 5–6): «Гней Сервилий и Гай Фламиний, избранные ‹...› консулами, стягивали силы союзников и набирали легионы в самом Раме. Жизненные припасы велели они доставлять частью в Аримин, частью в Тиррению (Этрурию)...». Притом к Аримину отправился как раз Сервилий, а Фламиний – к Аррецию (в Этрурии). См.: Полибий, III, 77, 1–2; ср. у самого Ливия: XXII, 2, 1; 3, 10.

 

[1672] 233. Фламиний был народным трибуном в 232 г. до н.э.; тогда он, желая, как писал Цицерон (О старости, 11), «вопреки воле сената, подушно разделить земли в Пиценской и Галльской области», предложил соответствующий законопроект. В 223 г. до н.э. он, будучи консулом, выступил с сотоварищем в поход против галлов долины Пада. Сенат пытался объявить недействительными выборы, сопровождавшиеся будто бы зловещими предзнаменованиями, заставить консулов возвратиться в Рим и сложить с себя власть. Когда же Фламиний, отказавшись вернуться, победил галлов, сенат отказал было ему в триумфе (см.: Плутарх, Марцелл, 4; о триумфе см. примеч. 17 к кн. II.). Народное собрание, однако, решило иначе.

 

[1673] 234. Т.е. грузоподъемностью 7–8 тонн (амфора – как мера объема, около 26 л). Этот (Клавдиев) закон был принят в 218 г. до н.э.

 

[1674] 235. Отправляясь на войну, консул должен был совершить ауспиции (см. также: примеч. 29 к кн. I). Авгуры, толковавшие полет птиц, были аристократической коллегией, и Фламиний ждал от авгура помех.

 

[1675] 236. О Латинском празднестве (Латинских празднествах) см.: примеч. 36 к кн. V. День празднества назначался самим консулом (обычно это бывало весной перед началом военной кампании), но мог откладываться из‑за неблагоприятных знамений.

 

[1676] 237. См. выше: примеч. 233.

 

[1677] 238. На возвышавшейся (940 м от уровня моря) над Лацием Альбанской горе (см. выше: примеч. 224), где справляли Латинские празднества (см. выше: примеч. 236) и где стоял (на месте древнейшего алтаря) храм общелатинского божества, Латинского Юпитера (Iuppiter Latiaris). Капитолий – высшая точка Капитолийского холма, где стоял храм Юпитера Всеблагого Величайшего – главное святилище Рима как центра державы. См.: I, 55.

 

[1678] 239. Военный плащ (paludamentum), олицетворяющий военную власть, надевался консулом при выступлении из Рима (в Риме он носил окаймленную пурпуром тогу). Итак, в § 7–11 в негативной форме (чего Фламиний «не пожелал») описывается весь порядок вступления консула в должность и церемоний, совершаемых им перед отбытием к войску.

 

[1679] 240. Дурное знамение – боги дают понять, что не принимают жертву от Фламиния (Полибий ни о знамении, ни вообще о вызывающем поведении нового консула не упоминает).

 

[1680] 241. Однако, согласно гл. 39, 3, претор Атилий передал свой легион Корнелию, а согласно гл. 61, 10, находился уже в Риме.

 

[1681] 1. В гл. 58 предыдущей книги Ливий уже говорил о выступлении Ганнибала с зимних квартир. Здесь фраза о его предыдущей тщетной попытке перейти Апеннины, надо думать, и отсылает читателя к XXI, 58, где тоже говорится о «невыносимых морозах». Там от драматического рассказа о буре, застигшей тогда Ганнибал в горах, Ливий переходит (в XXI, 59) к повествованию о битве, которую, согласно этой версии, Ганнибал дал Семпронию у Плацентии (куда вернулся, сойдя с Апеннин), после чего отошел к лигурийцам, а Семпроний будто бы к Луке. Полибий ни о чем подобном не говорит. Ср.: примеч. 210 к кн. XXI.

 

[1682] 2. Ср.: Полибий, III, 78, 2–4: «Он ‹...› опасался покушений на его жизнь, а потому заказал себе поддельные волосы, по виду вполне соответствующие различным возрастам и постоянно менял их, причем надевал и платье, подходящее к таким волосам. Благодаря этому он был неузнаваем...»

 

[1683] 3. См. выше примеч. 232 к кн. XXI.

 

[1684] 4. См.: примеч. 11 к кн. I и 37 к кн. III.

 

[1685] 5. На Альбанской горе (около 30 км от Рима), где происходили Латинские празднества. Ср. выше: XXI, 63 7–9; см. также примеч. 36 к кн. V.

 

[1686] 6. Об ауспициях см.: примеч. 235 к кн. XXI. Упомянутые здесь обвинения против Фламиния (сама законность консульской власти которого оспаривается) сжато повторяют сказанное в: XXI, 62, 2–11. Слова о «новой вспышке ненависти» – мотивировка такого повторения.

 

[1687] 7. Пренеста (ныне Палестрина) – город в Лации в 37 км к востоку от Рима. Был известен храмом Фортуны с оракулом.

 

[1688] 8. Арпы – город в Северной Апулии (неподалеку от нынешней Фоджи), к востоку от Луцерии и недалеко от Адриатического моря.

 

[1689] 9. Капена – город в Южной Этрурии.

 

[1690] 10. Цере – город в Южной Этрурии (см. примеч. 14 к кн. I).

 

[1691] 11. См.: Валерий Максим. I, 6, 5. (О горячих источниках близ этого города см. также: Страбон, V, 220). О подобном знамении перед разрушением Фив Александром Македонским ср.: Диодор, XVII, 10, 4; Элиан. Пестрые рассказы, XII, 57.

 

[1692] 12. Антий – прибрежный город в Лации примерно в 40 км к югу от Рима.

 

[1693] 13. Фалерии – город в Южной Этрурии к северу от Рима.

 

[1694] 14. Ср.: примеч. 226 к кн. XXI.

 

[1695] 15. Маворс – архаическая форма имени бога войны Марса.

 

[1696] 16. Аппиева дорога вела от Капенских ворот (в «Сервиевой стене») мимо Альбанской горы к Капуе, позднее была доведена до Беневента и дальше до Брундизия. На второй ее миле находился храм Марса (посвящен, видимо, в 388 г. до н.э.). В нем стояли статуи Марса и несколько волков.

 

[1697] 17. См.: примеч. 227 к кн. XXI.

 

[1698] 18. Юнона и Минерва почитались вместе с Юпитером в Капитолийском храме, где им были посвящены особые приделы. Эти три божества составляли так называемую Капитолийскую троицу. (Она восходила к этрусской троице – Тиния, Уни, Менрва, – но после изгнания Тарквиниев этрусские связи Капитолийского храма были быстро забыты).

 

[1699] 19. Ср.: XXI, 62, 8. Культ Юноны Царицы был перенесен в Рим из Вей, храм на Авентине был выстроен для нее в 392 г. до н.э. См.: V, 21, 3; 22, 3; 23, 7; 31, 3.

 

[1700] 20. Ср.: XXI, 62, 8. О культе Юноны Спасительницы см.: примеч. 224 к кн. XXI.

 

[1701] 21. См.: примеч. 228 к кн. XXI.

 

[1702] 22. Ферония (имя, видимо, этрусское; по Варрону – сабинское) – древнее италийское божество, возможно, сельскохозяйственное (ср.: XXVI, 11, 8–9), но как‑то связанное с отпуском рабов на волю и с вольноотпущенниками. Почитание ее в Риме для более раннего времени неизвестно. Центром ее культа в Италия была Роща Феронии. См.: XXVI, 11, 89 и примеч. 55.

 

[1703] 23. Ардея – город примерно в 26 км к югу от Рима (см.: примеч. 163 к кн. I; Страбон, V, 232).

 

[1704] 24. Обычно это делали децемвиры по делам священнодействий.

 

[1705] 25. Ежегодный праздник Сатурналий был древним и первоначально ограничивался одним днем 17 декабря, – днем посвящения храма Сатурна на форуме (предположительно рубеж VI и V вв. до н.э.). В 217 г. до н.э., о котором идет здесь речь, праздник был как бы основан заново: к нему было прибавлено «пиршество для народа» (превратившее его в веселый и вольный общенародный праздник) и, видимо, дополнительный день. Впоследствии в императорские времена продолжительность Сатурналий достигла семи дней.

 

[1706] 26. Сервилий.

 

[1707] 27. Арретий – город на севере‑востоке Этрурии (ныне Ареццо).

 

[1708] 28. Нумидийцы, как воины, пришедшие из Африки с Ганнибалом, тоже относились к старому войску; Магон, младший брат Ганнибала, командовал всей замыкавшей колонну конницей (см.: Полибий, III, 79, 4).

 

[1709] 29. Ср.: примеч. 196 к кн. XXI и 1 к кн. XXII. Из Испании Ганнибалом было приведено 37 слонов (Евтропий, III, 8, 2).

 

[1710] 30. Как пишет Корнелий Непот (4, 3), – правый.

 

[1711] 31. Фезулы – город в северной Этрурии (ныне Фьезоле).

 

[1712] 32. О предыдущем консульстве Фламиния см.: периоху кн. XIX; XXI, 63, 2, а также примеч. 233 к кн. XXI. Успехи, о которых упоминает здесь Ливий, это аграрный закон 232 г. до н.э. (о нем см. в том же примеч.), победа над инсубрами (223 г. до н.э.), сооружение Фламиниевой дороги от Рима через Этрурию до Аримина и возведение Фламиниева цирка (220 г. до н.э.) и др.

 

[1713] 33. См.: V, 46, 7.

 

[1714] 34. Цицерон (О предвидении, I, 77), рассказывая об этом, сообщает, что Фламиний и его конь упали перед статуей Юпитера Становителя.

 

[1715] 35. Цицерон (Там же) упоминает еще один дурной знак: при ауспициях куры не стали клевать предложенного им корма.

 

[1716] 36. Кортона (у греч. авторов: Кротон, Киртоний) – город к северу от Тразименского озера – в Восточной Этрурии на р. Кланис.

 

[1717] 37. Интересно сравнить с Ливиевым описание места Тразименской битвы в «Паломничестве Чайльд‑Гарольда» Байрона (песнь 4, строфы 62–65).

 

[1718] 38. См.: XXI, 21, 12 и примеч. 76 к кн. XXI.

 

[1719] 39. Эти похвалы Фламинию Ливий, возможно, заимствовал у Целия Антипатра (см. примеч. 133 к кн. XXI). У Полибия (III, 84, 6): «...Он раздумывал, как помочь себе, и совершенно отчаялся в спасении». Но в основном Ливиево описание битвы не расходится с Полибиевым.

 

[1720] 40. Римский термин «когорта» для обозначения отряда из трех манипулов встречается у Полибия (XI, 23, 1‑в рассказе о событиях 207 г. до н.э.), но правильное разделение легиона на 10 когорт по три манипула каждая относится уже к гораздо более позднему времени (к рубежу II и I вв. до н.э.). Гастаты, принципы и триарии – три возрастных разряда римских солдат. Подробнее см.: VIII, 8, 3–13.

 

[1721] 41. Об этом землетрясении упоминается у Цицерона (О предвидении, I, 78) со ссылкой на сочинения Целия Антипатра (чьему рассказу, вероятно, и следует здесь Ливий), а также у Плиния Старшего (Естественная история, II, 200).

 

[1722] 42. Главным городом инсубров был Медиолан (нын. Милан).

 

[1723] 43. Маны – боги преисподней. На надгробиях писали: богам‑манам такого‑то (далее имя умершего).

 

[1724] 44. Здесь триарии – просто воины‑ветераны.

 

[1725] 45. Ср.: примеч. 23 к книге XXI.

 

[1726] 46. Как сообщает Овидий (Фасты, VI, 768), битва при Тразименском озере произошла 22 июня («за десять дней до календ»).

 

[1727] 47. Полибий (III, 85, 5) говорит, что Ганнибал потерял всего 1500 человек, большинство из которых составляли кельты.

 

[1728] 48. Полибий, который, как и Ливий, пользовался сочинением Фабия Пиктора (о нем см.: примеч. 129 к кн. XXI, а также примеч. 1 к кн. I), отмечал его пристрастие к римлянам и предостерегал читателей, которые, «зная, что писатель был современником описываемых событий и членом римского сената, по тому самому принимают всякое его известие за достоверное» (см.: Полибий, I, 14; III, 9, 1–5). Об участии Фабия Пиктора в событиях см. ниже: гл. 57, 5; кн. XXIII, 11, 1–6.

 

[1729] 49. Комиций – часть форума, где происходили сходки и народные собрания по трибам. Выше него (по склону холма) располагалась курия – здание для заседаний сената.

 

[1730] 50. Плиний Старший (Естественная история, VII, 180) относит эту историю к битве при Каннах. Сообщение Плиния повторяет Авл Геллий (III, 15, 4).

 

[1731] 51. Подробней см.: Полибий, III, 86, 3–5 (консул Сервилий, стоявший у Аримина, «решил было соединить все свои войска с войсками товарища», но, так как «войско его было слишком тяжело», выслал вперед конников Центения, которые были частью истреблены, частью взяты в плен карфагенянами).

 

[1732] 52. Область в Средней Италии между Этрурией и Адриатическим морем.

 

[1733] 53. Аниен и Тибр.

 

[1734] 54. Город в Южной Умбрии на Фламиниевой дороге.

 

[1735] 55. Пицен – область в Средней Италии к югу от Анконы, примыкающая к Адриатическому морю.

 

[1736] 56. Претутии жили в южной части Пицена (главный город Интерамния – ныне Терамо); Адрия (ныне Атри) – город в Южном Пицене (основан в 289 г. до н.э. как поселение на латинском праве) в 6 км от моря. Дальше к югу обитали (в ряду других племен Средней Италии) марсы (в районе Фуцинского озера), пелигны (их известные города Корфиний и Сульмон). См.: Страбон. V, 241–242; Ливий, VIII, 29, 4, примеч. 89).

 

[1737] 57. Апулия – область на юго‑востоке Италии; Арпы и Луцерия (ныне Лучера) – североапулийские города. Таким образом, после битвы при Тразименском озере Ганнибал прошел далеко к югу.

 

[1738] 58. Сервилий, отправляясь со своим консульским войском к югу, оставил в Северной Италии войска, которые и прежде находились там, чтобы сдерживать галлов.

 

[1739] 59. Квинт Фабий Максим Веррукоз, вскоре прозванный также Кунктатором («Медлителем»), уже назначался около 221 г. до н.э. диктатором (об этой чрезвычайной должности см.: примеч. 47 к кн. II) для проведения выборов, но диктатора‑полководца не было с 249 г. до н.э.

 

[1740] 60. См.: примеч. 227 к кн. XXI.

 

[1741] 61. Эти обеты в предыдущей книге не упоминаются.

 

[1742] 62. Великие (Римские) игры в честь Юпитера с IV в. до н.э. были ежегодными, но, видимо, могли (как это было принято изначально) даваться и по обету.

 

[1743] 63. Эти обеты были даны соответственно Квинтом Фабием и претором Титом Отацилием (см.: XXII, 10, 10). Ими же в 215 г. были освящены оба храма, возведенные рядом на Капитолии (см.: XXIII, 30, 13; 31, 9; 32, 20). Храм Венеры Эрицинской (т.е. почитавшейся в Сицилии на горе Эрик, где находился ее знаменитый храм, воздвигнутый, по римскому преданию, Энеем после смерти Анхиза – Вергилий. Энеида, V, 759 сл.) был первым в Риме. Ранние изображения этой богини представляли ее в виде Победительницы. (Ср. также: XXX, 38, 10; примеч. 108 к кн. XXX). Культ Ума – или Благоразумия (Mens – по‑латыни женского рода) – т.е. качества, которого не хватало Фламинию, отвечал тяге римлян к обожествлению отвлеченных понятий (ср.: Овидий. Фасты, VI, 241 сл.: «Есть и Ума божество. Ему храм посвящен, чтоб вернее / Предотвращать на войне козни твои, Карфаген ‹...› Страх всю надежду изгнал, но к Ума божеству обратился / Римский сенат и тотчас стал благосклоннее Ум» (пер. Ф. Петровского). Известно также, что богиня Благоразумия почиталась в греческих городах Южной Италии.

 

[1744] 64. «Священная весна» – обычай, заключавшийся, согласно Фесту в сокращении Павла Диакона (519 L.), в том, что в случае крайней опасности для государства давали обет принести в жертву всех животных, которые будут рождены в течение ближайшей весны (в древности, по Фесту, обет включал в себя и человеческие жертвоприношения). Это единственный, известный из источников, пример такого обета. Он был выполнен только 21 год спустя (в 195 г. до н.э.) и, как сочли понтифики, не по правилам, так что в следующем году жертвоприношения были повторены (см.: XXXIII, 44, 1–2; XXXIV, 44, 1–3). О лектистернии ср.: примеч. 228 к кн. XXI.

 

[1745] 65. «Несчастные», или «черные» дни (atri dies) – определенные дни месяца или года, связанные со скорбными событиями или знамениями. Они же, видимо, считались и «заповедными» (religiosi dies) – в эти дни возбранялось совершать жертвоприношения и начинать новое дело (ср.: примеч. 8 и 11 к кн. VI).

 

[1746] 66. Видимо, речь здесь идет о «тяжелых» (фунтовых) ассах (см.: примеч. 92 к кн. IV), а не уменьшенный в весе асс, впервые выпущенный, согласно Плинию (Естественная история, XXXIII, 45), при диктаторе Квинте Фабии.

 

[1747] 67. Ср.: примеч. 27 к кн. V.

 

[1748] 68. Тибур (ныне Тиволи) – город в Лации на берегу р. Аниен.

 

[1749] 69. О Фламиниевой дороге см. выше, примеч. 32.

 

[1750] 70. Окрикул – город на юге Умбрии, примерно в 66 км от Рима.

 

[1751] 71. Ср.: Полибий, III, 87, 8; «Диктатор – полномочный вождь, с назначением которого все должностные лица в Риме, за исключением народных трибунов, немедленно слагают с себя власть». (Должностные лица в войсках, конечно, пользовались властью, но беспрекословно подчинялись диктатору).

 

[1752] 72. Остия – портовый город близ Рима в устье Тибра.

 

[1753] 73. Коза (Косса) – прибрежный город в Этрурии. Сюда в 273 г. до н.э. было выведено римлянами поселение латинского права и построены укрепления для защиты побережья.

 

[1754] 74. Консул Сервилий был отстранен Фабием от командования сухопутными войсками (см.: Полибий, III, 88, 8).

 

[1755] 75. Эта мера была экстраординарной – обычно вольноотпущенники на военную службу не принимались. Ср.: X, 21. 4.

 

[1756] 76. Тибур – город в Лации северо‑западнее Пренесты (см. примеч. 7) и несколько ближе к Риму. О Латинской дороге см. у Страбона (V, 237–238). Она отходила от Аппиевой близ Рима, шла через Тускуланскую гору между Тускулом и Альбанской горой к Ферентину, а затем через Казин, Теан Сидицинский и Калы к Казилину, где соединялась с Аппиевой. Арпин – город в юго‑восточном Лации к северу от Латинской дороги.

 

[1757] 77. Гирпины, – по Страбону (V, 250), от самнитского «гирпус» («волк») – племя горцев, обитавшее в Южном Самнии, так что Ганнибал переходил из их области собственно не в Самний, а в область кавдинов, живших севернее. Оба племени (как и френтаны и пентры) входили в свое время в старый самнитский союз. Города гирпинов: Компса, Эклан и др.

 

[1758] 78. Беневент – самнитский (по Плинию, даже гирпинский) город. В 268 г. до н.э. туда было выведено римлянами укрепленное поселение латинского права, чтобы держать под контролем стратегически важные дороги.

 

[1759] 79. Телезия – самнитский город к северо‑западу от Беневента. Была вновь взята Фабием в 214 г. до н.э. (см.: XXIV 20, 5). (Полибий (III, 90, 7–8) называет в этой связи не Телезию, а Венузию – видимо ошибочно).

 

[1760] 80. Капуя – главный город Кампании. Основана этрусками в 424 г. до н.э. (согласно IV, 37, 1), захвачена самнитами (или сабеллами?); в 343 г. до н.э. признала римскую власть (VII, 37, 4); в 338 г. до н.э. ее граждане получили римское гражданство без права голосования (VIII, 14, 10). О роли и судьбе Капуи во Второй Пунической войне см. ниже: кн. XXIII–XXVI.

 

[1761] 81. Казин – последний (считая от Рима) город Лация на латинской дороге, которая дальше идет по Кампании.

 

[1762] 82. Казилин – город в Северной Кампании на р. Вултурн недалеко от Капуи. Конечный пункт Латинской дороги (см. выше: примеч. 76).

 

[1763] 83. Аллифы, Кайятия и Калы – города Самния и Кампании к северу и северу‑западу от Казилина. Стеллатская равнина – плодородная область в Кампании к северо‑западу от Капуи и Казилина.

 

[1764] 84. Фалернская область, знаменитая своими виноградниками, находилась в Северной Кампании между горой Массик и р. Вултурн. Синуэсса – последний по побережью город Лация на границе с Кампанией на Аппиевой дороге. Сюда в 296–295 г. до н.э. была выведена колония римских граждан для защиты Кампании от самнитов (см.: X, 21, 7).

 

[1765] 85. Горная гряда, разделяющая Лаций и Кампанию.

 

[1766] 86. Т.е. до западной оконечности горной гряды.

 

[1767] 87. См.: XXI, 7–19.

 

[1768] 88. Т.е. Синуэссы.

 

[1769] 89. Марк Фурий Камилл (ср.: V, 46, 11 и далее).

 

[1770] 90. Ср.: V, 48, 3, примеч. 123); V, 49, 1–5.

 

[1771] 91. См.: V, 49, 6 и примеч. 126 к кн. V.

 

[1772] 92. См.: IX, 4–6.

 

[1773] 93. См.: IX, 15.

 

[1774] 94. Этот апулийский город (ср. примеч. 57) был в руках самнитов.

 

[1775] 95. Речь идет о битве при Эгатских островах. См. примеч. 39 к кн. XXI.

 

[1776] 96. Калликула – горный перевал близ Кал.

 

[1777] 97. Калы – город в Северной Кампании (ср. выше: примеч. 76 и 83).

 

[1778] 98. Таррацина (у вольсков – Анксур. См.: IV, 59, 4) – город в Южном Лации на Аппиевой дороге (около 93 км от Капенских ворот Рима). Проход через горы, о котором идет речь, назывался Лавтулы (см.: VII, 39, 7). Но сюда Ганнибалу еще нужно было дойти (через Казилин или Синуэссу, расположенные тоже на Аппиевой дороге).

 

[1779] 99. По Полибию (III, 92, 11), Фабий «расположился станом ‹... › над тесниною на некоем господствовавшем над нею холме».

 

[1780] 100. Скалы над приморским городом Формиями в Южном Лации. Некоторые римские писатели отождествляли их со страшными скалами гомеровских лестригонов (ср.: Одиссея, X, 80–131).

 

[1781] 101. Литерн – город близ устья одноименной реки, недалеко от Кум. Леса, о которых здесь упоминается, это, видимо, «Куриный лес» (Silva Gallinaria) неподалеку от Литерна – далеко тянувшийся «лес кустарниковых деревьев ‹... › в безводной и песчаной области» (Страбон, V, 243; ср.: Ювенал III, 307).

 

[1782] 102. Ср.: Полибий, III, 93, 3 сл.; Плутарх. Фабий, 6.

 

[1783] 103. Аллифы – город в Самнии. Ср. выше гл. 13, 6.

 

[1784] 104. См. выше: примеч. 56.

 

[1785] 105. Гереоний (Геруний) город в Апулии (между Ларином, Теаном Апулийским, Луцерией). По Полибию (III, 100, 1–5), Ганнибал взял этот богатый хлебом (и отнюдь не покинутый) город после кратковременной осады (ср. также у Ливия: XXII, 24, 5), а стены и большую часть жилищ оставил, чтобы использовать для хлебных складов во время зимовки (согласно Ливию, спалил), а лагерь разбил «перед городом»).

 

[1786] 106. Ларин – город самнитского племени френтанов на р. Тиферн – близ границы Самния с Апулией (известен по речи Цицерона за Клуенция).

 

[1787] 107. См.: примеч. 26 к кн. XXI.

 

[1788] 108. Ср.: XXI, 22, 4.

 

[1789] 109. См.: примеч. 217 к кн. XXI.

 

[1790] 110. Корабль на стоянке привязывался канатом к берегу за корму, а нос его удерживался другим – якорным.

 

[1791] 111. Согласно Полибию (III, 96, 4), карфагеняне потеряли «два корабля вместе с командою, а с четырех других – весла и воинов».

 

[1792] 112. См.: примеч. 82 к кн. XXI.

 

[1793] 113. Под Новым Карфагеном и произрастал в изобилии спарт (см.: Страбон, III, 160). Видимо, и Лонгунтика находилась неподалеку.

 

[1794] 114. Спарт – эспарто, растение (Stipa tenacissima L.), волокна которого использовались для изготовления канатов и веревок, а также грубых тканей (см.: Плиний. Естественная история, XIX, 26–28).

 

[1795] 115. Эбус (ныне Ивиса) – финикийское название большего из Питиусских островов у восточного побережья Испании.

 

[1796] 116. Позднее (с 197 г. до н.э.) Испания была разделена на две провинции: Ближнюю (или Тарраконскую) Испанию и Дальнюю, которая включила в себя юго‑западное побережье и Бетику (Южную Испанию, название – от р. Бетис, ныне Гвадалквивир).

 

[1797] 117. Кастулон (ныне Казлона) – город племени оретанов (о них см.: примеч. 12 к кн. XXI) в верховьях Бетиса, в местах известных серебряными и свинцовыми рудниками. Был расположен на главном пути от Пиренеев к Гадесу. Проход через горы Сьерра‑Морены находился к северу от города.

 

[1798] 118. Илергавонцы, илергавоны – иберийское племя, обитавшее в Тарраконской Испании у реки Ибер (ср.: Цезарь. Гражданская война, I, 60, 2; ср. также: Плиний. Естественная история, III, 3, 3(4), 20).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.