Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательной, исполнительной, судебной




Государства лежит принцип

РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ:


ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1. Что первично, государство или право (история происхожде­
ния)?

2. Может ли право существовать изолированно от государства?
В чем проявляется объективная взаимосвязь и взаимодействие права и
государства?

3. Какие основополагающие идеи мыслителей прошлого нашли
отражение в современной концепции правового государства?

4. В правовом государстве гражданин должен обладать той же
возможностью принуждения властвующих к точному исполнению зако­
на, какой обладает властвующий в отношении к гражданам. Каковы
ваши возможности в реализации данного принципа правового госу­
дарства?

5. Рудольф Иеринг считал, что «право есть защищенный государ­
ством интерес», «оно принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а том\,
кто пользуется им». Насколько это утверждение соответствует нашей
реальной государственно-правовой действительности?

6. Основные признаки правового государства и их проявление i
Российской Федерации.


Глава V. ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

§ 1. Типология государств: основания, различные подходы, совре­менный взгляд на проблему. § 2. Формы государства: форма прав­ления, форма государственного устройства, форма государствен­ного режима.

§ 1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ: ОСНОВАНИЯ, РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ, СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизмен­ности формальных признаков (территории, публичной власти, сувере­нитета) государство по мере общественного развития претерпевает се­рьезные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность. На характер государственности и государственное устройство влияют национальный состав населения, своеобразие его культуры, размер территории, географическое положе­ние, укоренившиеся обычаи и традиции народа, религиозные воззрения и другие факторы.

Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии го­сударственно-организованного общества у различных народов в раз­личное историческое время позволяют тем не менее выявить существен­ные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие историче­ского опыта государственного строительства, были предприняты Ари­стотелем и Полибием.

Аристотель считал, что основными критериями разграниче­ния государств являются: 1) количество властвующих в государстве; 2) осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал Правление одного, правление немногих, правление большинства. По вто­рому признаку все государства делились на правильные (в них достигает-


ся общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). От­влекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель главное раз. личие государств видел в том, какое место занимает в них человек, j какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каж. дого.

П о л и б и й говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) — естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, расцвета, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. Развитие го­сударства, его обновление и изменение — это замкнутый круг, считает Полибий, История подтверждает, что цикличность в развитии государ­ственно-организованного общества — закономерный процесс. Многие государства объективно проходили фазы зарождения, становления, рас­цвета и упадка, но затем возрождались в виде новой, более совершенной государственности, другие же выпали из замкнутого круга развития и стали достоянием истории (Вавилон, Урарту, Афины, Рим, Спарта и другие). Тем не менее главное в воззрениях Полибия состоит в том, чтс за основу смены циклов в развитии государства он принимал измененш в соотношении государственной власти и человека.

Прогрессивные мыслители прошлого искали те пути обществен­ного развития, при которых государство выступало бы главным ин­струментом установления социальной справедливости. Из этого прин­ципиального положения исходила передовая политико-правовая мысль, конструируя типологию государств. Однако единства взглядов на эту проблему не было. Разнообразие научных подходов в оценке этого чрез­вычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало объ­ективной основой концептуального плюрализма типологии госу­дарства. Марксистско-ленинская типология государства и права базиру­ется на категории общественно-экономической формации. Понятие общественно-экономической формации составляет фундамент марксист­ского понимания истории. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу об­щества, а производственные отношения, складывающиеся на однотип­ной форме собственности на средства производства, составляют эконо­мический базис общества, которому соответствуют определенные поли­тические, государственно-правовые и другие надстроечные явления1.

Переход от одной общественно-экономической формации к дру­гой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой корен­ные преобразования в надстройке. Вывод о том, что рещающей силой

1 См.: Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6—7. 90


лепил

исторического процесса являются материальные производственные от- (экономический базис), дал «твердое основание для представ- развития общественных формаций естественно-историческим 1. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типо­логии государства и права.

Понятие исторического типа связывается с установлением зако­номерной зависимости классовой сущности государства и права от эко­номических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип государства, со­гласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран прояв­ляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов), в общности основных черт классовой структуры общества, оказывающей определяющее влияние на классовое содержание госу­дарства и права.

Господство производственных отношений одного типа в различ­ных странах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономической формации, обусловливает общность классовой сущности государства в этих странах. Тип государства определяется на основании pro, какой экономический базис это государство защищает, интересам сого господствующего класса оно служит. При таком подходе госу-»рство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в ка-$е диктатуры экономически господствующего классса.

Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типо-чгии государства, выделяет три основных типа эксплуататорского го-рдарства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное — и последний горический тип — социалистичесоке государство, которое, теоретиче-I, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти общественное коммунистическое самоуправление.

Перечислим основные характеристики различных типов госу-фства, выделяемых на основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства — исторически первая госу-фственно-классовая организация общества. По своей сущности рабо-гадельческое государство — это организация политической власти >сподствующего класса в рабовладельческой общественно-сономической формации. Важнейшая функция этих государств — за-га собственности рабовладельцев на средства производства, в том 1сле на рабов.

Феодальный тип государе i ва — результат гибели рабовладельче-сого строя и возникновения феодальной общественно-экономической


нинВ. И. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 138.



формации. Феодальному типу государства соответствует определенны^ тип производственных отношений. Такое государство, согласно Марк, систской теории, есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспе­чивает право господствующего класса на землю, на владение крепост­ными и присвоение значительной части их труда. Этим же задачам слу­жит и правовая система феодального государства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной госу­дарственности. Данный тип государства функционирует на базе произ­водственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития буржуазное государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Экономическому, политическому и идеологи­ческому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капита­листическую систему общественных отношений.

Как утверждают основоположники марксизма-ленинизма, буржу­азный тип государства — последний тип эксплуататорского госу­дарства. Объективные противоречия капиталистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода госу­дарственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа госу­дарства, а затем полное отмирание государственности как таковой.

Социалистический тип государства возникает в результате социа­листической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство создает такую систему эконо­мических отношений, которая базируется на общественной собствен­ности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудниче­ство свободных от эксплуатации людей. Социалистическое " государ­ство — орудие политической власти трудящихся классов. Оно, по пред­ставлениям марксистско-ленинской науки, выражает интересы трудово­го народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общест­ва.

Социалистический тип права — это высший тип правовой си­стемы общества, диаметрально противоположный всем типам эксплуа­таторского права. Социалистическое право возводит в закон волю гру­дящихся классов, служит классовым регулятором общественных отно­шений. По мере перехода социалистического общества к высшей фазе, коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках


постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.

В марксистском понимании исторический тип государства опре­деляется зависимостью классового содержания государственной и пра­вовой организации общества от типа экономического базиса классово-г0 общества. Что же касается специфического пути развития государ­ственности ряда стран и народов Азии и Африки, то применение общих методологических принципов требует всестороннего учета исторических и национально-этнографических особенностей различных стран. В этой связи вводится понятие переходной государственности1.

Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии. Оно представляет собой государственность, возникающую в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В даль­нейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному истори­ческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Мног оукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капитали­стической с элементами общественной собственности) — экономическая основа данных государств.

Концепцию переходного государства разработал В. И. Ленин. В контексте закономерного развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капитали­стическую стадию. Эти страны, опираясь на поддержку мирового со­циализма, могут осуществить переход к социализму, «перешагнув» тра­диционные этапы общественного развития. «С помощью пролетариата передовых стран, — писал Ленин, — отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития — к комму­низму, минуя капиталистическую стадию развития»2.

Подтверждением правильности данной концепции считалась по­беда социалистической революции в Монголии, социалистический путь равития народов Средней Азии, советского Севера и Дальнего Востока, которые переходили к социализму от родоплеменных и раннефеодаль­ных отношений. Подобная общественная практика позволила позже выдвинуть и обосновать тезис о государстве социалистической ориента­ции как переходном к социалистическому типу. В научной литературе утверждалось, что государства социалистической ориентации функцио­нируют на основе переходной многоукладной экономики, в которой сочетаются черты прошлого и будущего. По своей классовой сущности они представляют собой революционно-демократическую диктатуру народа. Главной задачей государства социалистической ориентации

1 См.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Исторические
типы государства и права. М.. 1971. С. 15.

2 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 41. С. 246.


считалось создание экономических, социальных, политических, идеоло­гических, культурных и других предпосылок перехода к социализму.

Государства капиталистического пути развития по мере формиро­вания производственных отношений, ориентированных преимуц ственно на частную собственность, должны перейти к буржуазно) типу государства.

Важное место в марксистско-ленинской типологии занимает по­ложение о смене исторических типов государств, преемственности в раз. витии государства и права различных типов. Первопричиной смены исторических типов государства считается социально-экономическое развитие общества. Рост производительных сил общества на определен­ном этапе достигает такого уровня, когда они вступают в неразрешимое противоречие с характером частнособственнических производственных отношений. Вследстве этого в истории классово-антагонистических формаций наступает эпоха социальных революций, которая меняет экономическую основу общества. «С изменением экономической осно­вы, — пишет Маркс, — более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке»1.

Социальная революция уничтожает старую общественную си­стему и кладет начало господству нового способа производства, новым производственным отношениям, которым соответствует новый тип го­сударственности и права. Смена одного исторического типа госу дарства другим происходит, таким образом, в результате социальной революции.

Один из важных моментов марксистско-ленинского учения состо­ит в том, что развитие исторических типов государства и права — это процесс прогрессивного, поступательного движения. Переход от рабо­владельческого типа государства и права к- феодальному и от него к буржуазному означает движение от более простой к более развитой государственно-правовой организации. Однако в отдельных странах под влиянием внутренних и внешних фактрров возможен возврат к ста­рой, более низкой с точки зрения прогрессивного исторического движе­ния, государственности.

Смена исторических типов государства неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства, отвечающего новым условиям социально-экономического развития общества. Задачи, функции каждого после­дующего типа государства намного богаче и сложнее, чем в предше­ствующих формациях. «Данная закономерность выступает как тенден­ция социально-политического развития. Ее нельзя рассматривать чисто логически, в отрыве от реальной исторической





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.