КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
K государственного режима 2 страница
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, Которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанного на началах правовой законности. Президентская республика — одна из разновидностей современ-ной формы государственного правления, которая, наряду с парламента-ризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства ц главы правительства. Перечислим наиболее характерные черты президентской республики: — внепарламентский метод избрания президента и формирова — ответственность правительства перед президентом, а не перед — более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с Конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — президенту, судебная — Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенных выборов — через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (Конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, принадлежащих к его партии. Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосовани ем. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в Рос сийской Федерации с 1991 года. Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко председательствует в правительстве, назначает членов Верховного суда, осуществляет право помилования. В цивилизованных странах прездентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм противовесов и сдержек, существующий в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти. В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между парламентарной и президентской формами правления не лдествует. Их сближают общие задачи и цели обеспечения наиболее ятимальной организации общественной жизни, гарантированного ^юбодного развития личности, надежной охраны ее прав и разнообразиях интересов. Социалистическая республика — особая форма государственного давления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией. Советская юридическая наука выделяла следующие основные особенности социалистической республики: 1. Ведущая роль принадлежит представительным органам, кото 2. Социалистическая республика должна сочетать политическое, 3. В социалистических республиках высшие и местные органы 4. В условиях социалистического государственного правления за 5. Социалистическая республиканская форма правления предпо 6. Социалистическая республика создает необходимые условия и Теоретические основы будущей социалистической республики бы-|Яи заложены в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Дальнейшее развитие [эта теория получила в работах В. И. Ленина и была применена на прак-" тике в условиях России. Различают три разновидности социалистической формы государственного правления: Парижскую коммуну, Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику, которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата. Марксизм полностью отвергал выводы К. Каутского, Э. Бернштейна, Г. В. Плеханова и других теоретиков о возможности и необходимости использования пролетариатом некоторых буржуазных политических форм правления. Еще до Парижской коммуны Маркс и Энгельс считали, что государственной формой диктатуры пролетариата будет демократическая республика, в корне отличающаяся от рулд, ки буржуазной. Ни одна из политических форм буржуазного правленц. не пригодна для диктатуры пролетариата, а поэтому эти формы подлежат замене новыми, возникающими в результате слома старой государ. ственной машины. Энгельс так характеризовал республиканскую форму правления: «Республика, как всякая другая форма правления, опреде. ляется своим содержанием; пока она является формой господства бур. жуазии, она так же враждебна нам, как любая монархия (если отвлечься от форм проявления этой враждебности)»'. Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры пролетариата. Маркс писал, что «...она была в высшей степени гибкой политической формой, между тем как все прежние формы правительства были, по существу своему, угнетательскими»2. Маркс и Энгельс исходили из того, что социалистическая республика должна быть единой, централизованной, так как государственный унитаризм способствует осуществлению политических и экономических задач диктатуры пролетариата. Кратковременный исторический опыт Парижской коммуны классики марксизма считали примером существенно новой формы государственного правления, прообразом будущего социалистического государства. Во-первых, Парижская коммуна реализовала принцип вес общего и равного избирательного права. Она представляла собой оргш власти рабочих, служащих, мелкой буржуазии, который избирался п; тем всеобщих выборов в округах Парижа. Коммуна устранила привюк гии депутатов, ввела право их отзыва, реально осуществила выборное!; и сменяемость должностных лиц. В этой связи Маркс писал, что Париж екая коммуна покончила с иллюзией, будто управлять государством могут только профессиональные чиновники3. Во-вторых, Коммуна полностью разрушила старый государственный аппарат, заменив его новым. Вместо профессиональной армии и полиции была создана национальная гвардия из граждан, способных носить оружие. Был образован новый суд, в котором судьи являлись ответственными перед коммуной и были сменяемы. Высшим органом власти являлся Совет коммуны. Он избирал десять комиссий (исполнительную, военную, юстиции и другие), через которые Коммуна осуществляла высшие законодательные, исполнительные и судебные функции. Административным руководством в округах занимались уполномоченные коммуной депутаты. В-третьих, подобная структура государственной власти в Коммуне полностью отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения властей. В этом Маркс увидел одно из ' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 184. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 17. С. 345. 3 Там же. С. 549. ровных преимуществ пролетарской формы государственного правле-^да. Он характеризовал Коммуну как работающую корпорацию, одновременно создающую и исполняющую законы1. Выводы, сделанные основоположниками марксизма на основе опыта Парижской коммуны как наиболее приемлемой государственной форшл диктатуры пролетариата, были восприняты, развиты и реализованы в практике революционных преобразований общественной жизни. Социалистическая революция в России, возникновение государств народной демократии после второй мировой войны дали возможность последователям марксистско-ленинского учения о государстве констатировать, что политические преобразования Парижской коммуны: слом старой государственной машины, уничтожение парламентаризма, разделения властей — закономерны для пролетарской революции и диктатуры пролетариата, и утверждать, что идеи Маркса и Энгельса являются истинными, так как подтверждаются практикой. Республика Советов — разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в новых исторических условиях в России. Теоретические основы советской республики разработал В. И. Ленин. Изучив опыт русских революций 1905 и 1917 годов, он приходит к выводу, что республика Советов является наиболее целесо- } образной государственной формой диктатуры рабочего класса в России. >сС В этой связи Ленин пишет: «Не парламентарная республика, — возвращение к ней от С. Р. Д. было бы шагом назад, — а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху»2. В республике Советов Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму организации власти и выделяет следующие ее признаки: 1. Слом старого буржуазного государственного аппарата и обра 2. Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении 3. Руководящая роль в организации государственной и обще Республика Советов по сравнению с буржуазным парламентаризмом, отмечал Ленин, представляет собой такой шаг вперед, который имеет всемирно-историческое значение. С учетом особенностей респу- 1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 17. С. 342. 2 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 31. С. 115. блики Советов Ленин говорит о ней как о всемирной форме госудЯр_ ственного правления. «Осуществив Советскую власть, — писал он, _^ мы нащупали международную, всемирную форму диктатуры пролета. риата»1. Ленинская концепция советской республики осуществлялась на строго классовой основе. Советы формировались после революции по принципу открыто классового представительства как Советы рабочих крестьянских и солдатских депутатов. Избирательное право послеок-тябрьского периода полностью исключало участие в выборах представителей других социальных слоев страны, в том числе интеллигенции. В тот период не существовало и равного избирательного права. Преимущество при выборах на съезды Советов предоставлялось городскому населению: 1 депутат от 25 тысяч городских избирателей и 1 депутат от 125 тысяч сельского населения. Конституционное закрепление классового состава Советов просуществовало до 1936 года, находя отражение как в структуре Советов всех степеней, так и в практике их деятельности. Конституция 1936 года вводит всеобщее равное избирательное право, осуществляемое при тайном голосовании. Претерпевает изменения организационная структура Советов. Вводится единая для всех Советов форма работы — сессия Совета. Получает' формальное закрепление принцип подконтрольности и подотчетности исполнительно-распорядительных органов Советам. Конституция 1977 года, провозгласив СССР обществом «развитого социализма», а советское государство «общенародным государством», юридически наделила Советы более широкими полномочиями в различных сферах общественной жизни. Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов. Тем не менее в реальной действительности качественных изменений в характере советской власти не произошло. Как и на более ранних этапах своего суще ствования, Советы продолжали быть декоративным придатком всемс гущественного партийного аппарата. Народно-демократическая республика как форма государственно го правления возникает после второй мировой войны. По структуре г характеру власти она мало чем отличается от советской формы правде ния. За исключением незначительных особенностей, народно демократическая (народная) республика представляет собой такое же тоталитарное государство, где все нити государственной и общественной жизни находятся в руках партократии. В странах народной демократии декларативно провозглашались верховенство представительных органов, народный суверенитет, тесная связь народа с государственным аппаратом. В действительности же государственная власть в этих странах была узурпирована партийной 1 Ленин В. И: Поли. собр. соч. Т. 38. С. 130. 116 , которая при поддержке советской партократии проводила в ф общие для всех социалистических государств принципы антидемократического управления обществом. Советская и народно-демократическая формы правления полностью отрицали прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения властей. Важнейшим фактором, который обусловливал специфику данной конкретной формы государства любого типа, считалось соотношение классовых сил, борьба классов. Поэтому формирование государственного правления по строго классовым признакам всегда соопро-вождалось сломом бывшей государственности и установлением «диктатуры пролетариата», которая затем превращалась в безраздельное господство партократии. Верховная государственная власть как власть народа (это провозглашалось в конституционных актах и в партийных документах) при отсутствии парламентаризма и разделения властей стала властью единственно организованной силы — массовой партии, построенной на началах строгого централизма, что обеспечивало контроль над всем обществом. Происходящие в 80-х — 90-х годах прогрессивные изменения в нашей стране, в Польше, Венгрии, Болгарии, Чехословакии и других странах бывшего социалистического содружества внесли существенные коррективы в содержание и структуру их государственной власти. В этих странах начинает утверждаться принцип реального парламентаризма, разделения властей, создаются действенные механизмы «уравновеишвания» властей, не допускающие злоупотребления властью и обеспечивающие четкий правовой режим их функционирования. В системе органов государственной власти достойное место занимают органы правосудия, осуществляющие юридическую защиту законных прав и интересов граждан государства. Они независимы от каких-либо, других органов и подчиняются только закону. Переход к цивилизованным формам государственного правления ведет к естественному отмиранию тоталитарных (административно-командных) властных структур и постепенному формированию правового государства. ty 2. Форма: государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между Центральными и местными органами и государственной власти. В отличие от формы правления организация государства рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает: — из каких частей состоит Bir/тренняя структура государства; — каково правовое положение этих частей и каковы взаимоот — как строятся отношения между центральными и — в какой государственной форме выражаются интересы каждой По форме государственного устройства все государства можНо подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные д конфедеративные. Унитарное государство — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Унитарное государство характеризуется следующими признаками: Во-первых, унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами. Во Франции, например, высшим и единым законодательным органом государственной власти является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Верховная исполнительная власть на всей территории Франции принадлежит президенту; высшую судебную власть в государстве осуществляет Кассационный суд. Во-вторых, на территории унитарного государства действ} ет одна конституция, единая система законодательства, одно граждан ство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязг тельная для всех административно-территориальных единиц обща налоговая и кредитная политика. В-третьих, составные части унитарного государств^ (области, департаменты, округа, провинции, графства) государствен ным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодатель ныых органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполи тических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентра- Местное самоуправление в Японии практически не зависит от префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, и деревнях. Выборными являются также главные должностные ^д органов самоуправления: в префектурах — губернаторы, в городах — мэры, в поселках и деревнях — старосты. Примером смешанной системы местного государственного устройсттва может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-^риториальных единицах (йлах) в Турции осуществляют представителя центральной власти (вали), но есть также выборные Генеральные советы и их исполнительные органы — Энджомёны. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в сеяах — совет старейшин и староста, который одновременно является представителем ила. В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 года автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган — Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств. В-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. В-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств. 1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п. 2. В союзном государстве верховная законодательная, исполни, 3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной 4. В большинстве федераций существует единое союзное граждан 5. При федеральном государственном устройстве в парламенте 6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятель Федерации строятся по территориальному и национальном] признакам, которые в значительной мере определяют характер, содер жание и структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Во-первых, государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами поскольку их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государ ственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компе тенции между союзом и его субъектами определяется конституционны ми нормами: они устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворче ских органов субъектов федерации. В Соединенных Штатах Америки в исключительной компетенции союза находятся вопросы регулирования междуштатной и внешней торговли, чеканка монеты, установление стандартов и весов, объявление войны, набор и содержание армии, созыв милиции. Все остальные вопросы относятся к компетенции штатов. В частности, проведение выборов, регулирование внутриштатной торговли, установление органов местного управления, поддержание здравоохранения, общественного порядка и публичной морали, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и другое1. Конституция ФРГ устанавливает, что исключительная законодательная компетенция принадлежит федерации, земли же обладают правом за- 1 См.: Конституции буржуазных государств. М., 1982. С. 23 — 24, 34. 120 ^онотворчества лишь тогда и постольку, когда и поскольку они специально управомочены на это федеральным законом. Конституция дает исчерпывающий перечень исключительной законодательной компетенции федерации. Это внешние сношения, оборона и защита гражданского населения, гражданство федерации, свобода передвижения, валюта, денежное обращение, чеканка монеты, железные дороги и воздушное сообщение, почта, телеграф, телефон и другое. Здесь же определяется, в каких областях может осуществляться законодательная деятельность земель1. Если же земля не выполняет возложенные на нее федерацией обязанности, то последняя может принять меры к тому, чтобы принудить землю к их выполнению.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |