Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

K государственного режима 1 страница




ПО

Mi


В древней Индии даже в период наивысшего укрепления цент­ральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников что свидетельствует об ограниченности верховной власти монарха. Бо­лее того, наряду с монархиями в древней Индии существовали госу. дарства и с республиканской формой правления (демократические -~_ «ганы» и аристократические — «сингхи»).

Некоторые видные представители историко-правовой науки при­ходят к вьшоду, что под восточной деспотией следует понимать такую форму правления, при которой подданные полностью зависят от произ­вола властей. Действительно, такой строй существовал во многих древ­них азиатских государствах, однако власть в них принадлежала, как правило, не единоличному правителю, а многочисленной правящей группировке. Настоящая деспотия в истории существовала, но не как стабильный строй, продолжающийся длительное время, а как редкая ситуация, очень краткая во времени. Страны Древнего Востока объеди­няет не деспотическая форма государственного правления, а их непо­вторимая цивилизация, которая оставила неизгладимый след в истории человечества.

Древнеримская монархия выступала в форме4 империи (I — III вв. н. э.). Эпоха Римской империи подразделяется на два пе­риода — период принципата1 и период домината2.

При принципате формально еще сохраняются элементы респу­бликанской формы правления и основные учреждения республики. Дей­ствуют народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли в решении государствен­ных дел они не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора. В зависимости от конкретных условий он исполняет полномочия любого должностного лица: командует армией, осу­ществляет суд по гражданским делам, по своему усмотрению комплекту­ет сенат, отменяет решения любого органа власти, арестовывает граж­дан и т. д. Император является основным источником законодательной власти, сенат же играет лишь совещательную роль.

В III веке н. э. в Риме устанавливается неограниченная монархия (доминат). В этот период полностью исчезают республиканские учреж­дения. Управление государством сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает исполнителей — сановников. Император открыто провозглашал свое божественное происхождение. Порядок в Римской империи поддерживался при помощи многочислен­ного административно-судебного и военного аппарата.

Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней ее стадии, стали образцом для подражания в средние века.

1 Принципат — лат. princjpatus — власть цезарей, императорская власть (от
princeps — глава, предводитель).

2 Доминат — лат. dominatio — единовластие, верховная власть.
102


Он в значительной мере получили реальное отражение в государствен­ности Франции, Германии, Испании, самой Италии.

Римская империя — составная часть римской цивилизации. Это время дало человеческой истории не только Калигулу и Нерона, но и хаких выдающихся мыслителей, ученых, литераторов, архитекторов, юристов, историков, как Сенека и Плиний Старший, Марк Аврелий и дпулей, Корнелий Тацит и Аппиан, Петроний и Флакк, Овидий и Мар-циал. И по сей день поражают человеческое воображение непревзойден­ные архитектурные творения Древнего Рима — Колизей и Пантеон.

Феодальная (средневековая) монархия последовательно проходит хри периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархий.

Раннефеодальная монархия как форма государственного правле­ния вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значи­тельной части народов Европы, Не знавших рабства (Франкское, Гер­манское, Англо-саксонское государства, Киевская Русь). Раннефеодаль­ное государство характеризуется раздробленностью территории и сла­бой центральной властью. Феодальная военная и чиновная знать в этот период вынуждена была уживаться с остатками родового самоуправле­ния. По мере развития феодальных отношений общинные земли подвер­гались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависи­мость от феодалов.

Раннефеодальная монархия носила децентрализованный харак­тер: практически не была связана центральной властью. Своим хозяй­ством феодал управлял и как землевладелец, и как носитель верховной власти на своей территории. Конкретными исполнителями воли феода­ла являлись слуги, которые назначались и сменялись по его усмотрению. У феодала был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посред­ством которых он осуществлял личное властвование на своей террито­рии и защищался от нападения извне.

Одновременно формируется аппарат центральной власти. Осо­бенность данного аппарата состояла в том, что общие органы государ­ственной власти были слиты с аппаратом частной власти крупных фео­далов. Эти органы еще полностью не выделились из органов управления королевскими имениями, княжескими вотчинами. Как военные, так и -Хозяйственные слуги короля, князя выполняли судебные функции по отношению к подвластному населению. Такая структура государствен­ного аппарата обеспечивала специфически феодальный принцип непо­средственной и неотъемлемой принадлежности политической власти земельному собственнику.

Разновидностью раннефеодального государства является ранне­феодальная империя, которая возникла как результат завоеваний воин­ственными феодальными государственщлми образованиями многочис­ленных, слабо организованных народов, между которыми не было прочных экономических, военных и культурных связей (так, например,


образовались империи Карла Великого, Чингисхана). Империи воз­главлялись единым владыкою — королем, великим князем, халифом или ханом. В центре создавалась сильная власть, которая поддерживалась военной дружиной и народным ополчением. Место и значимость в структуре власти определялись не размером земельных пожалований, а их положением, которому соответствовала доля военной добычи.

Несмотря на кажущуюся мощь, раннефеодальные монархии были непрочными государственными образованиями. Захват все новых земель и порабощение населяющих эти земли крестьян объективно способство­вали феодализации общественной жизни. Создавались крупные фео­дальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти. Феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в своих собственных экономических интересах. Они постепенно устраняются от военных походов под знаменем короля, поскольку им выгоднее заниматься собственным хозяйством и не де­литься с владыкою устойчивыми доходами, получаемыми от своих кре­стьян.

Итак, с развитием крупного землевладения постепенно подры­ваются корни раннефеодальной империи — она распадается на отдель­ные изолированные государства.

Сословно-представителыгая монархия — это такая централизо­ванная форма государственного правления, при которой власть монар­ха ограничена сословно-представительным органом (собранием). Такие сословно-представительные собрания возникают вследствие преодоле­ния феодальной раздробленности в результате развития товарно денежных отношений и создания централизованной монархии. Во Франции это Генеральные штаты, в Англии — парламент, в Испании — кортесы, в России — Земский собор.

Сословно-представительное собрание состояло из духовенства, дворянства и представителей так называемого третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев). Это были, как пра­вило, совещательные органы при монархе, занимающиеся законода­тельной деятельностью и контролем за финансами. Наряду с централь­ными органами сословного представительства создавались и местные сословно-представительные органы (провинциальные штаты во Фран­ции, ландтаги отдельных земель в Германии, губские и земские избы в России). •

Наряду с сословно-представительными органами функциониро­вал строго централизованный, разветвленный аппарат центральной и местной исполнительной власти, всецело подчиненный монарху.

В условиях крестьянских волнений и частых войн с другими фео­дальными государствами в распоряжении монарха находилась постоян­ная армия, чтобы подавлять выступления крепЪстного крестьянства и решать вопросы обороны страны от нападения извне.


Абсолютная монархия — это такая форма правления, при кото­рой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — царю, королю, императору.

По формуле Петровского Воинского устава — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Основным признаком абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничи­вающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феода­лизма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок со­словных представительных учреждений, юридически не ограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распо­ряжении постоянной армии, полиции и развитого. бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах при абсолютизме принадлежит уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым и увольняемым мо­нархом. В Англии, например, феодальная курия в этот период сменяется Тайным Советом, в состав которого входили высшие государственные чиновники. Центральная бюрократия оттесняет феодалов от непосред­ственного осуществления власти и на местах.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолю­тизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридиче-;ское закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направлен­ность. Так, Регламент Главному магистру Петра I устанавливал, что полиция не только охраняет личность и имущество подданных, не толь­ко обеспечивает внешний порядок, но и рождает «добрые нравоучения, принуждает каждого к трудам и доброму „промыслу», «препятствует дороговизне, приносит довольство во всем потребном в жизни челове-[еской», «запрещает излишества в домовых расходах», «воспитывает >ных в целомудренной чистоте и честных науках»1.

Сыграв в течение известного времени положительную роль в ми-овом историческом процессе, абсолютная монархия довольно быстро вступила место более прогрессивным формам государственности.

Тем не менее время средневековой монархии — это не только кре­стьянские войны и классовое противоборство. Это и расцвет науки, Техники, искусства, интеллектуальных возможностей человека. В те кремена жили и творили Данте Алигьери, Сергий Радонежский, Джорджоне, Леонардо да Винчи, Колумб, Коперник, Микеланджело, Тициан, Галилей, Гассенди, Кампанелла, Рубенс, Шекспир, Рембрандт и ipyrae корифеи человеческой культуры. Их творческие воззрения и про-

1 См.: Стешенко Л. А., Софроненко К. Л. Государственный строй России в пер­вой четверти XVIII века. М., 1973. С. 54—55.


грессивная деятельность способствовали развитию форм государствен, ного правления.

В последующее время большое влияние на развитие общества и государственной жизни, несмотря на монархическую форму правления оказали фундаментальные научные труды Бойля, Лейбница, Ньютона Д'Аламбера, Ламетри, Ломоносова, Лагранжа, Лапласа, Гаусса, Лоба­чевского, Фарадея, Менделеева; шедевры мировой литературы и ис­кусства, произведения Баха, Моцарта, Гете, Кипренского, Шиллера Бетховена, Глинки, Байрона, Бальзака, Гейне, Брюллова, Пушкина, Гоголя, Герцена, Лермонтова, Шевченко, Тургенева, Достоевского, Толстого, Репина.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена пред­ставительным органом. Обычно это ограничение определяется консп туцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменит конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает период становления буржуазного общества. Формально она не утратр ла своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего BpeMt ни (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.).

Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалисти­ческой. Последняя как форма государственного правления практически изживает себя.

Парламентарная монархия характеризуется следующими основ ными признаками:

— правительство формируется из представителей определенной
партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах i
парламент;

— лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских
мест, становится главой государства;

— в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть
монарха фактически отсутствует, она является символической;

— законадательные акты принимаются парламентом и формаль­
но подписываются монархом; «'

— правительство согласно конституции несет ответственность не
перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Пра­вительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871—1918).


Гакова краткая характеристика основных разновидностей мо-архической формы государственного правления.

Республика1 — это такая форма правления, при которой «ерховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются:

— существование единоличного и коллегиального главы госу­
дарства; ' •

— выборность на определенный срок главы государства и других
верховных органов государственной власти;

— осуществление государственной власти не по собственному
праву, а по поручению народа;

— юридическая ответственность главы государства в случаях,
предусмотренных законом;

 

— обязательность решений верховной государственной власти
для всех других государственных органов;

— преимущественная защита интересов граждан государства,
взаимная ответственность личности и государства.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформи­ровалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все брлыпе на­полнялась демократическим содержанием.

История государственно-организованного общества, его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления.

. Афинская демократическая республика (V—IV вв. до н. э.). Ее осо­бенности и значительный демократизм обусловливались социальной структурой афинского общества, характером рабовладения, не признающим превращения свободных афинян в рабов, а также наличи­ем коллективного рабовладения. В республиканский период в Афинах сложалась эффективная система органов власти, имеющая четкую структуру и строго определенные функции. Система государственных органов состояла из народного собрания,, совета пятисот^ выборных Должностных лиц, суда присяжных, ареопага2 (высшего судебного и политического органа).

Высшим органом государственной власти в Афинах было народ­ное собрание, которому подчинялись все другие органы и должностные лица. В его работе принимали участие полноправные афинские гражда­не, достигшие 20 лет. Главной функцией народного собрания было принятие законов, однако осуществлялась также разнообраз­ная административная и судебная деятельность. Народное собрание °бъявляло войну и заключало мир; ведало внешними сношениями; из-

1 Республика — от лат. res publica — общественное дело.

2 Ареопаг — от греч. '^reios pagos — Аресов (Ареев) холм в Афинах, на кото-
Ром проходили заседания высшего уголовного суда.


бирало военачальников (стратегов) и других должностных лиц; ведад0 религиозными делами, вопросами продовольствия, конфискацией иму­щества. Каждый гражданин мог обратиться в народное собрание по любому интересующему его вопросу. Выступая в качестве судебного органа, Народное соборание утверждало обвинения в государственной измене и в злоупотреблениях должностных лиц, а дела об особо опасных государственных преступлениях могло рассматривать непосредственно.

Высшим органом исполнительной власти был совет пятисот. Он формировался из представителей афинских территориальных подразде­лений (полисов) и руководил повседневной практической деятель­ностью государства.

Ареопаг был чрезвычайно влиятельным органом государственной власти. Он мог отменять решения народного собрания, контролировать деятельность совета пятисот и должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов (высших должностных лиц полисов) и бывших архонтов, ко­торые назначались пожизненно. Реформы Эфиальта (462 г.) лишили ареопаг высших политических функций, и он превратился в чисто су­дебный орган.

В структуре афинской республики просматриваются элементы бу­дущего разделения властей: народное собрание — законодательный орган; совет пятисот — исполнительная власть; ареопаг —. верховная судебная власть.

Республиканское правление в Афинах строилось на основе ряда демократических принципов, которые во многом определяют и призна­ки современной государственности: выборность; срочность полномочий; коллегиальность; отсутствие иерархической подчиненности; возмезд-ность за выполнение государственных функций; подотчетность.

В Древних Афинах жили и творили величайшие деятели антич­ной культуры, имена которых в сознании современного человека никак не связаны с понятием о рабовладении, рабской зависимостью. Вряд ли сейчас возможно себе представить Афинское государство без историче ских трудов Геродота, Полибия.и Плутарха, гомеровских поэм, фило софских воззрений Гераклита, Сократа, Платона, Анаксагора, Демо крита, Аристотеля, Эпикура, математических выводов Пифагора, тра гелий Эсхила, Софокла и Эврипида, комедий Аристофана, склульптур ных работ Фидия, возглавившего строительство величественного хра ма Парфенон.

Спартанская аристократическая республика (V—IV вв. до н. э.). Спарта, в отличие от Афин, возглавлявших демократическую часть населения полисов, объединяла вокруг себя в основном их аристократи­ческую часть. Наряду с явными пережитками общинного строя, Спарта располагала сильным войском, удерживающим в повиновении много­численных рабов — илотов.

Формально верховная власть в государстве приндлежала двум царям, фактически же она была ограничена в пользу аристократии.


Цари являлись военачальниками, в военное время им принадлежала судебная власть, они ведали делами культа.

■;. Законодательную власть осуществлял совет старейшин (герусия). ^срусия состояла из двух царей и 28 членов совета, избираемых из пред­ставителей аристократии пожизненно. Высшую правительственную gjiacTb осуществляла коллегия эфоров, ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов. Эфоры осуществляли контроль за деятель­ностью всех государственных органов и должностных лиц, в том числе и царей. Они рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела, решали вопросы внешней политики, осуществляли набор войск.

В Спарте народное собрание большой роли не играло. Законода­тельными полномочиями оно фактически не обладало. Назначение на должности, вопросы войны и мира, которые формально входили в ком­петенцию народного собрания, заранее предрешались другими государ­ственными органами.

Римская аристократическая республика (V—II вв. до н. э.) Верхов­ной государственной властью в республиканском Риме был сенат. Чле­ны сената назначались особо уполномоченными лицами (цензорами), которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы, решающиеся в местных органах власти (центуриях), предварительно обсуждались в сенате. Формально сенат подчинялся решениям народно­го собрания, однако, если решения последнего не соответствовали «интересам Рима», он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от сво­их должностей. Прерогативой сената являлось установление диктатуры, после чего все должностные лица республики переходили в подчинение диктатора, срок полномочий которого, однако, был ограничен шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он распо­ряжался казной и государственным имуществом, решал вопросы войны и ми])а, назначал командующих войсками и судебные коллегии.

Обвинять Римскую республику в ее чрезвычайном «аристократизме», видимо, было бы несправедливо, поскольку в своем арсенале она имела многие реальные демократические институты наро­довластия. Народное собрание, а позже народный трибунат делали все возможное для охраны граждан, от злоупотребления властей. Несмотря на господствующее положение сената, государственная жизнь респу­блики в основном «обеспечивала срочность полномочий должностных лиц, их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство государственных учреждений.

Заслуга римской государственности состоит в том, что она оказа­ла большое влияние на характер и структуру государственной власти ряда стран более поздних цивилизаций. Но в большей мере были вос­приняты положения римского права. Римские юристы впервые сформу­лировали важнейший правовой институт цивилизованного общества — право собственности. Они подразделяли систему права на две части:


право частное и право публичное. Публичное право включало все те нор. мы, которые относятся к «положению Римского государства» как цело-го, и частное право, регулирующее отношения между отдельными лица­ми. Такое соотношение между правовыми нормами в большинстве пра­вовых систем современности является естественной реальностью. Пра­вовые институты владения, купли-продажи, разнообразных форм соб­ственности ведут начало от римского права — ив этом их историче­ская и практическая ценность.

Города-республики (феодальные республики). Такая форма госу­дарственного правления возникает в средние- века наряду с феодальны­ми монархиями. Феодальные республики складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, за кото­рыми признавалось право выбирать собственные органы управления, издавать законы, осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти (сеньору) город бьш обязан вносить определенные взносы, выделять граждан для поенной службы. •

Республиканская феодальная форма государственного правления является результатом перерастания городского самоуправления в суве­ренитет. Управление городом осуществлялось городским советом, со­стоящим из представителей аристократии и избиравшегося советом городского головы (мэра).

Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя — в Италии; Новгород и Псков. Вольные города скла­дывались также в Германии, Франции, Англии, где основную роль иг­рали не земледельцы, а купцы и ремесленники.

Структура государственной власти городов-республик была не­сложной. В Венецианской республике, например, высшими органами власти и управления были Большой совет, сеньория, сенат, совет сорока и совет десяти, которые формировались из 200—300 самых знатных го­рожан. В Новгородской республике основные вопросы внутренней и внешней политики решало городское вече (народное собрание), в кото­ром могли принимать участие все горожане. Однако деятельность его контролировалась боярским советом (советом господ), в который вхо­дили «владыка», княжеский наместник, посадские, тысяцкие и бояре.

Наиболее существенной чертой многих городов-республик было признание свободы граждан и свободы рыночных отношений. Если крепостной, отмечалось в грамотах, проживает год и один день в стенах города и если за это время господин не предъявит на него права, то он навсегда получает свободу.

Парламентарная республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в ор­ганизации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые рас­полагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет


.одяективную ответственность перед парламентом за свою деятель­
ность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой
[^рламентского большинства. В случае утраты доверия большинства
цденов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через
гяавУ государства добивается роспуска парламента и назначения до­
срочных парламентских выборов. ■,

Как правило, глава государства в подобных республиках изби­рается парламентом либо специально образуемой парламентской колле­гией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Проце­дура избрания главы государства в современных парламентарных рес­публиках неодинакова. В Италии, например, президент -республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует также по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламенте в избрании главы государства также разделяется с предста­вителями членов федерации. Так, в Федеративной Республике Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы госу­дарства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно, например, для Ав­стрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает до­вольно обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает де­креты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правитель­ства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.