КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства 3 страница
ным судом, обязательны для всех судов кроме Палаты лордов; в) р ния, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших дов. В США отношение к прецеденту как источнику права более щенное, здесь вполне допускается изменение судебной практики. В странах романо-германской системы права роль судебной прах. тики в основном не выходит за рамки толкования (разъяснения) закона Считается, что правотворческая деятельность является прерогативой законодателя, а также правительственных или административных вда стей, уполномоченных на это законодателем. Дореволюционная русская теория права признавала, что закон дополняется нормами, создаваемыми судебной практике, хотя тако мнение не было общепризнанным1. Отношение к судебной практике как к источнику права Трубецкой выразил следующим образом: в жи! общества встречаются случаи, законом не предусмотренные, и суд, р; сматривая такие случаи, призван играть творческую роль; он долж разрешить всякие казусы и, сталкиваясь с новыми казусами, волей-неволей вынужден создавать для них новые нормы. Если суд сталкивается с казусом, для которого он не может найти соответствующего закона, то он должен разрешить его, основываясь на общем разуме законов, — так, как разрешил бы его сам законодатель. Он может воспользоваться законом, предусматривающим аналогичный случай. Если же нельзя подыскать подобного закона, то суд должен решить депо по духу действующего законодательства, руководствуясь намерениями и целями законодателя, которые нашли выражение в законодательств как целом2. Рассуждения Трубецкого приводят к однозначному вывод} суд не может создавать самостоятельные правовые нормы, при разрс шении конкретных юридических дел он должен обратиться к закон} регулирующему сходные случаи, или руководствоваться целями и прин ципами действующего законодательства.
Отечественная юридическая наука более позднего периода счита 3. Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охра ■См. 2 См. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Вып. II. М., 1911. С. 470. Трубецкой Е. Н. Указ. соч. С. 133. Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1983. Т.Н. С. 88. государством. К нормативно-правовым актам относятся кон-^у другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности бдественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования. Право и религия. На определенных этапах истории человеческого общества религиозное (каноническое) право играло существенную роль, особенно в тех странах, где религия признавалась государственным институтом. Эпоха средневековья дает нам немало подобных примеров. К церковной юрисдикции относилась значительная часть семейно-брачных, имущественных и даже уголовных правоотношении. По мере повышения роли светских судов и правотворческой деятельности государства сфера действия канонического права сужалась. Например, «Кодекс канонического права 1917 года», изданный папой Бенедиктом XV, регулировал в основном внутрицерковные дела. Содержащиеся в этом Кодексе нормы можно было рассматривать лишь в той мере, в какой они признавались обязательными тем или иным государством.
В настоящее время распространенным источником права в арабских и некоторых других странах остаются мусульманские религиозные воззрения. Мусульманское право значительно отличается от всех других правовых систем. Оно представляет одну из сторон религии ислама. Суть этой религии состоит в том, что она, во-первых, устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить, и, во-вторых, предписывает верующим, что они должны и чего не должны делать. Так называемый «шар», или «шариат» (в переводе «шариат» означает «путь следования»), и составляет то, что называют мусульманским правом. Это право указывает мусульманину, как он должен вести себя в соответствии с религией. В основе мусульманского права лежат четыре источника: 1) священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, об 2) Сунна — сборник традиционных правил, касающихся действий и 3) И д ж м а — конкретизация положений Корана в изложении круп Несмотря на значительную роль мусульманского права в регулировании общественных отношений, в последнее время во многих мусульманских странах все шире используются такие классические источники права, как правовой обычай и нормативно-правовой акт (законодательство). § 3. ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в обществен]; жизни складывались длительное время. Довольно четко юридичес. наука определяет свойства права, те характерные черты, которые пр. дают праву качество государственного регулятора общественных от i шений: а) нормативность, поскольку право состоит из правил пов«ния общего характера; б) неразрывная связь с государством, так i нормы права исходят от государства и охраняются в необходимых с чаях его принудительной силой.
Сущность права видится в «обеспечении» или «разграничени; жизненных интересов людей, в «выражении их воли», в «установлени определенного порядка общественной жизни. Имеются и другие на] ные взгляды на сущность права. Новый подход к праву состоит в попытке установить различ* между правом как объективным явлением общественной жизни и зак ном как формой выражения права и на этой основе сформулирова понятие правового закона*. Такой тип правопонимания исходит из того, что право и закон г всегда совпадают. Закон мржет полностью, частично или вообще i выражать сути права как объективного мерила человеческой свобод Последнее подтверждают примеры недавней истории: фашистская Гц мания, сталинский период в Советском государстве, расистские режим в странах Африки. Несмотря на обилие законов, нормативных предга саний исполнительной власти в этих странах, нельзя даже с приблиз! тельной вероятностью говорить об их правовом характере. Это был антиправовые законы, не имеющие ничего общего с правом, справедли востью, свободой человека. Концепция современного правопонимания исходит из естественно правовых, материалистических и других прогрессивных взглядов, которьи стремились выявить в праве специфический принцип регулирования отличающий его от других регуляторов общественных отношений (морального, религиозного, уравнительного, властно-приказного). Б рамках историко-материалистической концепции права таким специфическим Тфинципом признается принцип формального-равенства2. Правовое равенство означает формальную независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Оно имеет всеобщий характер, так как одинаково распространяется на всех субъектов определенного круга правовых отношений. Право — это всеобщий масштаб и равная мера свободы. Конечно, объем и конкретное содержание правового равенства изменялись: от деления на свободных и рабов до всеобщего
1 См.: Нерсесянц В. С. Право и закон. М, 1983. С. 342- 2 См.: Нерсесянц В. С. Указ. соч. С. 351—360. -353. 1,0рмального равенства для всех; но главное же состоит в том, что прин-мп равенства заложен в самой природе права и выражает присущую ему справедливость. Принцип правового равенства, безусловно, является абстрактным вЬ1ражением справедливости, о чем писали основоположники марксизма-ленинизма. Однако наличие в нем именно правовых начал объективно позволяет обеспечивать равные возможности людей в сфере правового регулирования, утверждать равное для всех значение справедливости, отсекая произвол в общественной жизни. Если же всеобщее и равное для всех значение справедливости подменяется какими-либо частными эгоистическими интересами, происходит разрыв границ между правом и произволом. В таком случае закон, как форма выражения права, лишается правового смысла и соответствующего критерия справедливости. В силу только лишь властной принудительности закон начинает выдаваться за исходное выражение того, что есть право и справедливость. Смысл различения права и закона обусловлен двумя взаимосвязанными факторами: 1) необходимостью разграничения и противопоставления права и 2) необходимостью установления соответствия закона объек Представители же традиционного правопонимания, отождествляющие право и закон, считают, что право есть продукт властно-принудительного нормотворчества. При таком понимании права последнее обязательно лишь для подвластных. Сама же законодательная власть в своей деятельности руководствуется только процедурными нормами. Провозглашая идею господства закона и законности, сторонники традиционного правопонимания не учитывают главного: объективного критерия правомерности и справедливости этих законов и законности, соответствия их требованиям права, отличия их От произвола властей и несвободы подвластных. Правовой закон характеризуется следующими признаками: 1. Правовой закон есть выражение и закрепление объективирован 2. Правовой закон воплощает в себе принцип формального правово 3. Правовой закон учитывает и охраняет интересы тех, кто на 4. Правовой закон — это не продукт воли и субъективного держания права. Он только формулирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества. 5. Правовой закон — антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства. Таким образом, заслуга представителей современного правопо-нимания состоит в том, что они объединили формальные признаки права и те объективные факторы, которые придают праву качество справедливого регулятора общественных отношений, обеспечивающего всеобщий масштаб и равную меру свободы для всех, кто находится в сфере правового регулирования. Современные исследователи права наполнили идеи Руссо, Монтескье, Локка, Гегеля, Маркса, Кельзена и других своих предшественников новым содержанием, которое соответствует более совершенному уровню развития общества и государства, высказали собственное видение этой непреходящей научной проблемы.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |