Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды объектов гражданских прав 3 страница




• представительные органы местного самоуправления вправе предусматривать льготы и основания для их использования плательщиком при установлении местных налогов;

• льготы могут быть предоставлены только и исключительно актами законодательства о налогах и сборах.

Действующее законодательство предусматривает следующий перечень льгот:

1) необлагаемый минимум объекта;

2) изъятие из обложения определенных элементов объекта;

3) освобождение от уплаты налогов определенных категорий плательщиков;

4) понижение налоговых ставок;

5) вычет из суммы налога, подлежащей к уплате;

6) целевые налоговые льготы, включая инвестиционные налоговые кредиты;

7) прочие налоговые льготы.

Налоговое право основывается на принципе презумпции облагаемости. Это означает, что плательщик обязан уплачивать налоги в полном объеме в предположении отсутствия всяких льгот. Если же эти льготы по отношению к данному плательщику предусмотрены законом, то воспользоваться своим правом на их использование он может не автоматически, а предварительно документально доказав это свое право. Плательщик при этом должен не просто сослаться на соответствующие правовые нормативные акты, а обосновать свои права на льготы посредством обязательного раздельного учета объектов обложения: в случаях, если разные составляющие объекта облагаются по разным ставкам, если какое‑либо отдельное имущество, обороты по реализации, элементы прибыли освобождены от обложения и т. д. Если же такого раздельного учета не ведется, то к плательщику применяется самый жесткий режим обложения, не позволяющий пользоваться ему какими бы то ни было льготами.

По механизму действия налоговые льготы существенно различаются. В зависимости от того, на изменение какого из элементов налога направлены льготы, они принимают форму изъятий (освобождений), скидок или инвестиционных налоговых кредитов.

Изъятие (освобождение) выводит из обложения отдельные объекты. По налогу на добавленную стоимость не подлежит обложению, например, реализация технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов. В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от обложения отдельных видов имущества.

Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок, а также как ко всем плательщикам, так и к определенной их категории. На практике налоговые изъятия могут приобретать разные формы:

• налоговые амнистии – это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. Применяются, как правило, в отношении плательщиков, допустивших налоговые правонарушения по небрежности и добровольно заявивших об этом в налоговые органы;

• полное освобождение от уплаты налога отдельных категорий плательщиков (участники войны, инвалиды и т. д.) применяется в основном по отношению к физическим лицам, реже от налогов могут освобождаться и некоторые категории юридических лиц;

• возврат ранее уплаченных налогов, например авансовых платежей сверх суммы, превышающей фактический платеж, или излишне уплаченных налогов в связи с техническими ошибками исчисления;

• освобождение от части будущих платежей или уплата в счет предстоящих взносов налога в размере излишне внесенных сумм;

• налоговые каникулы – полное освобождение плательщика от уплаты налога на определенный период времени.

Скидки направлены на сокращение налоговой базы. Эти льготы гораздо сложнее в сравнении с изъятиями, поскольку их получение сопряжено с разнообразными условиями прав на них. Налоговая база уменьшается на установленную величину законодательно разрешенных к вычету видов расходов. В отношении налога на прибыль скидки связаны не с доходами, а с расходами плательщика, т. е. плательщик имеет право уменьшить облагаемую прибыль на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. В зависимости от влияния на результаты обложения скидки могут быть разделены на лимитированные (размер скидок ограничен прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов плательщика). На практике скидки также могут приобретать разные формы:

• необлагаемый минимум объекта налога устанавливается при подоходном обложении физических лиц и взимании налога на наследование или дарение. Право на освобождение от уплаты НДС получают плательщики, у которых в течение трех предшествующих последовательных месяцев налоговая база не превысила в совокупности 1 млн руб. Скидки – это прямой первоначальный вычет минимальных сумм из валовой стоимости предмета налога (при налоге на доходы физических лиц – установленной суммы оплаты труда, при налоге на наследование или дарение – установленной стоимости имущества, переходящего физическому лицу в порядке наследования и дарения);

• налоговые вычеты – исключение из налоговой базы отдельных текущих расходов, имущества и некоторых видов доходов;

• инвестиционные скидки предполагают вычеты из облагаемой прибыли определенных видов инвестиционных расходов, как правило, в определенных процентах к ним или к сумме налога;

• скидки «на истощение недр» предоставляются организациям добывающих отраслей в размере дополнительных, по сравнению со среднеотраслевыми, расходов на добычу полезных ископаемых в старых, истощенных месторождениях, что стимулирует разработчиков максимально извлекать из недр ископаемые. В России применялась скидка с платежа за пользование недрами при разработке истощенных недр, а в связи с введением с 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых стимулирование разработки некондиционных, остаточных или списанных запасов производится обложением их добычи по ставке 0 %;

• механизм ускоренной амортизации (нелинейный метод исчисления амортизационный отчислений) – это особая форма налоговых скидок, преследующая цель стимулирования роста инвестиций и внедрения новой техники. Организации получают возможность уменьшить налоговую базу при обложении налогом на прибыль и на имущество, снизить налоги и в более короткий промежуток времени накопить необходимые ресурсы для замены устаревшего оборудования новым. В настоящее время в России такой метод амортизации становится чуть ли не единственной чисто инвестиционной льготой (вместе с инвестиционным налоговым кредитом).

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) – изменение срока уплаты налога, при котором организации, при наличии оснований, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности организаций (подробнее об ИНК см. раздел 5.2 настоящего учебника).

Целевой налоговый кредит – налоговая льгота, предоставляемая местными органами власти в пределах зачисляемой в местные бюджеты суммы налога плательщику в случае выполнения им особо значимого заказа по социально‑экономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории. Фактически целевой налоговый кредит означает, что в счет уплаты одного налога может засчитываться другой, т. е. происходит замена уплаты налога либо его части натуральным исполнением каких‑либо значимых для данной территории работ конкретным плательщиком.

Преференции – особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны; чаще всего применяются в виде скидок или отмены таможенных пошлин. Преференциальный режим устанавливают экономически развитые государства в отношении развивающихся стран в рамках всеобщей системы преференций. Преференции внутри стран устанавливаются в виде инвестиционного налогового кредита (отсрочка взимания налога) и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

В связи с использованием льгот плательщик вправе:

• использовать льготы на основании и в порядке, установленном законодательством;

• отказаться от использования льгот либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если не предусмотрено иное. В НК РФ не указан порядок отказа от льготы, но представляется, что такой отказ должен оформляться в виде письменного заявления. Отказ можно считать состоявшимся только после получения этого заявления налоговым органом.

Авансовые платежи налогов устанавливаются с целью приблизить момент уплаты налогов к моменту получения доходов. По окончании отчетного (налогового) периода производится расчет фактической суммы налогов по итогам хозяйственно‑финансовой деятельности налогоплательщика. Авансовые платежи засчитываются в счет уплаты этой суммы. Недостающие суммы доплачиваются, а излишне уплаченные – возвращаются или засчитываются в счет предстоящих платежей по налогу.

Использование авансовых платежей по налогам обеспечивает регулярность и стабильность поступлений доходов в бюджет, устраняет негативные последствия инфляции при исполнении бюджета по доходам, а также облегчает оперативный контроль за уплатой налогов.

По большинству налогов, в особенности с продолжительным налоговым периодом (год), установлен порядок уплаты, предусматривающий авансовые платежи по окончании каждого отчетного периода (как правило, месяц). В законодательных актах в этом случае используется формула «исчисление и уплата налога нарастающим итогом с начала налогового периода». Важным предварительным условием авансовых платежей является то, что в законе о налоге, уплачиваемом в таком режиме, налоговый период должен быть разделен на отчетные периоды, составляющие в сумме налоговый период, по итогам которых и могут уплачиваться авансовые платежи.

Налоги, по которым установлен короткий налоговый период (месяц, квартал), уплачиваются по окончании этого периода; авансовые платежи в этом случае не осуществляются.

Впрочем, следует обратить внимание на возникающие при авансовом методе уплаты налогов противоречия. Например, авансовые платежи по налогу на прибыль организаций уплачиваются одним из следующих способов:

1) квартальные авансовые платежи – исходя из фактически полученной прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и одного года. При этом возможны ежемесячные авансовые платежи равными долями в размере одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за предшествующий квартал;

2) ежемесячные авансовые платежи – исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Ежемесячные авансовые платежи при квартальном способе уплаты авансовых платежей могут уплачиваться и в том случае, когда в месяце, за который произошла такая уплата, прибыль не получена. Иными словами, налогоплательщик уплатил налог за месяц, в котором у него не было объекта налогообложения, а стало быть, и обязанности уплачивать налог.

Право на возврат (зачет) излишне уплаченных денежных средств является одним из общих принципов налогообложения. Оно регулируется ст. 78 НК РФ. Право налогоплательщика на возврат (зачет) связано только с фактом излишней уплаты денежных средств в бюджет.

Излишне внесенные в бюджет суммы не могут признаваться законно уплаченными налогами. Взимание же незаконного налога является для собственника ничем иным, как причинением ему ущерба. Напротив, для государства получение незаконно уплаченных в бюджет средств есть неосновательное обогащение и пользование чужими денежными средствами. Возмещение такого ущерба производится путем зачета или возврата излишне уплаченной суммы. Статьей 78 НК РФ установлен единый для всех налогов порядок такого зачета или возврата.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.