Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы налогообложения




 

Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах – основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально‑экономическое благополучие населения.

Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723–1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время.

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами («…соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей плательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим.

Для наглядного представления степени неравенства доходов в настоящее время используется так называемая кривая Лоренца (рис. 1.3).

Абсолютно равномерное распределение доходов (абсолютное равенство) представлено на этой схеме биссектрисой ОСА, которая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20 % хозяйств приходится 20 % доходов, на 40 % хозяйств – 40 % доходов и т. д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца (О – Е – А) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали бы и разрыв исчез. Напротив, на кривой О – В – А показана ситуация абсолютного неравенства: 1 % хозяйств имеют 100 % доходов, в то время как другие хозяйства не получают никакого дохода.

 

Рис. 1.3. Кривая Лоренца

 

Применительно к анализу налогообложения, используя кривую Лоренца, можно прийти к заключению, что прогрессивные налоги уменьшают неравенство: они делают распределение посленалоговых (после вычета налогов) доходов (О – D – А) более равномерным по сравнению с распределением предналоговых доходов (до вычета налогов) (О – Е – А). Из этого следует вывод: прогрессивное обложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство плательщиков.

К основным правилам, обеспечивающим справедливость современной налоговой системы, относятся следующие:

1) один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период;

2) обязательна регистрация всех субъектов обложения в контролирующих органах;

3) льготы по всем налогам применяются только в соответствии с законодательством;

4) запрещается предоставление льгот отдельным плательщикам;

5) санкции за нарушение налогового законодательства взыскиваются с плательщиков в бесспорном порядке;

6) для обложения нерезидентов и доходов резидентов за рубежом применяются международные соглашения о налогообложении.

2. Принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны плательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально‑экономическим условиям.

Об определенности обложения свидетельствует стабильность законодательства о налогах и сборах. Конечно, налоговые реформы идут непрерывно, но они, как правило, затрагивают отдельные налоги и сборы. Общая же часть НК РФ не может меняться часто. Поэтому в целях обеспечения стабильности налоговой системы установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 – го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для плательщиков.

4. Принцип экономии, т. е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание.

Наш соотечественник Н.И. Тургенев (1789–1871) в работе «Опыт теории налогов» (1818) писал, что подданные государства должны давать средства к достижению цели общества или государства каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика.

Немецкий экономист Адольф Вагнер (1835–1917) в конце XIX в. концептуально дополнил принципы А. Смита. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому защищал права плательщиков. Вагнер руководствовался теорией коллективных потребностей и, следовательно, первостепенное значение придавал финансовым принципам достаточности и эластичности обложения. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и плательщиков, и государства с приоритетом последнего. Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и плательщиков.

А. Вагнер предлагал девять основных правил, объединенных в четыре группы.

I. Финансовые принципы организации обложения:

1) достаточность обложения;

2) эластичность (подвижность) обложения.

II. Народнохозяйственные принципы:

3) надлежащий выбор источника обложения, в частности, решение вопроса, должен ли налог падать на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;

4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.

III. Этические принципы, принципы справедливости:

5) всеобщность обложения;

6) равномерность обложения.

IV. Административно‑технические правила, или принципы налогового управления:

7) определенность обложения;

8) удобство уплаты налога;

9) максимальное уменьшение издержек взимания.

К совершенствованию формулировок принципов налогообложения возвращаются и современные ученые. Так, немецкий экономист X. Халлер считает, что налоговая система достигает эффективности при соблюдении следующих условий:

1) обложение должно быть построено так, чтобы затраты государства при его осуществлении были настолько низкими, насколько это возможно (принцип дешевизны обложения);

2) взимание налогов должно предусматривать, чтобы затраты плательщика, связанные с процедурой выплаты, были минимальными (принцип дешевизны уплаты налогов);

3) уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для плательщика с тем, чтобы не ущемлять его предпринимательскую активность (принцип ограничения бремени налогов);

4) обложение не должно быть помехой ни для «внутренней» рациональной организации производства, ни для его ориентации на структуру потребностей, т. е. «внешней» рациональности (принцип рациональности);

5) процесс обложения должен быть организован так, чтобы он в наибольшей степени мог способствовать (через накопление денежных ресурсов) реализации политики конъюнктуры и занятости (конъюнктурная эффективность);

6) процесс обложения должен влиять на распределение доходов с целью придания ему большей справедливости (эффективность распределения);

7) в процессе определения «налоговой платежеспособности» частных лиц и уточнения расчетов с ними следует минимально требовать предъявления сведений, затрагивающих личную жизнь граждан (уважение к частной сфере);

8) следует добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель. При этом не следует допускать ни взаимного перехлеста налогов, ни наличия «люков» между ними (внутренняя замкнутость).

Сущность налогообложения состоит в законном ограничении права собственности. Государство, несомненно, вправе изымать часть собственности у плательщика для формирования централизованных фондов денежных средств и, соответственно, для реализации публичных задач и функций. Однако возникает вопрос о масштабах налогового бремени. Какую часть собственности государство вправе изъять у плательщика, чтобы это было законно и справедливо? Очевидно, здесь должен достигаться эффективный баланс публичных и частных интересов.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем состоит социально‑экономическая и правовая сущность налогов?

2. Покажите принципиальную разницу между налогами и сборами.

3. Какие исторические предпосылки должны были сложиться для того, чтобы налоги обособились от общей совокупности денежных отношений?

4. Какие показатели характеризуют тяжесть налогового бремени? Охарактеризуйте зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от уровня налогового бремени.

5. Что значит «установить налог» и «ввести налог»?

6. Перечислите обязательные элементы налога и дайте им определение. Почему законодатель не признает налогоплательщика самостоятельным элементом налога, хотя каждая из глав части второй НК РФ начинается со статьи, где определяются налогоплательщики конкретного налога?

7. Почему наряду с объектом налогообложения обязательно следует говорить и о предмете налогообложения?

8. Как связаны между собой объект, предмет налогообложения и налоговая база?

9. В каких случаях налоговые органы вправе проверять правильность применения цен налогоплательщиком?

10. Охарактеризуйте методы определения рыночных цен для целей налогообложения.

11. Покажите, как налоговые льготы используются как инструмент регулирования в экономике.

12. Каковы функции налогов?

13. Перечислите и дайте характеристику принципам налогообложения. В чем состоит развитие А. Вагнером представлений А. Смита о принципах налогообложения?

 

 

Глава 2

Система налогов и сборов Российской Федерации

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.