КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критика абсолютизма
Изгнание и возвращение на родину О После реставрации абсолютизма при короле Якове лорд Эшли Купер, ставший графом Шефтсбери, опять попадает в опалу. Вельможу бросают в тюрьму, но вскоре вновь освобождают по требованию его сторонников. Два друга отправляются в добровольное изгнание в Голландию. 1683 году граф, ставший одним из лидеров оппозиции, умер, но Локк не спешит вернуться на родину. Он делает это лишь после новой революции 1688 года, приведшей на английский престол Вильгельма и Марию. Желая оправдать эту революцию в глазах общественного мнения и теоретически обосновать необходимость конституционной и либеральной монархии, Локк пишет два больших сочинения, Труд, посвященный политике, состоит из двух взаимодополняющих трактатов: в одном из них критикуется опубликованная в 1640 году книга Роберта Филмера Патриарх, где автор отстаивает идею абсолютной монархии; во втором, о котором у нас пойдет речь, излагаются основы собственных философских взглядов Джона Локка. После 1690 года у Локка выходит еще несколько философских работ, где в основном даются ответы на критические замечания по поводу двух его больших Трактатов. С 1696 по 1700 год Локк служит в коллегии Министерства торговли, а затем уходит на покой и поселяется в Оутсе, в доме леди Мэшем, дочери Р. Кадворта, философа-неоплатоника из Кембриджа. Там он в 1704 году и умирает. Резюме Итак, в 1690 году в Лондоне вышла книга, состоящая из двух политических трактатов: Two Treatises of Government («Два трактата о правлении»). первом из них автор критикует взгляды Роберта Филмера и его учеников; полное же название второго — Essay concerning the True Original, Extent and End of Civil Government («Опыт о происхождении, пределах власти и целях гражданского правления»). Трактат вышел анонимно, но все знали, что его автором был Локк. первом трактате философ подвергает критике ложные, по его мнению, политические принципы. Во втором он говорит об источниках, области исследования и принципах истинного философского учения о политике. Роберт Филмер оправдывал существование абсолютной монархической власти божественным правом: король получает власть непосредственно от Бога. Книга Филмера была написана еще в 1640 году, но опубликована лишь после смерти автора, в 1680-м, Центральный ее тезис — сравнение власти монарха с родительской властью. Бог доверил Маму, затем Каину… и через много поколений их законному преемнику Карлу II суверенную власть над внутренними делами и внешней политикой страны. А значит, идея о том, что человек от природы является господином самому себе, лишена смысла. Все люди должны подчиняться родителям. Король избран Богом, чтобы быть отцом своему народу. Все человеческое общество устройством своим подобно семье. 1680 году Сидней, лидер оппозиционной партии вигов, написал трактат с критикой книги Филмера, где утверждал, что власть может быть законной, только если она опирается на согласие народа. Но в 1683 году Сидней был казнен, и его книга вышла только в 1698 году. Джон Локк не ограничивается чисто политическими вопросами. Свое философское опровержение книги Филмера он строит на том, что недопустимо выводить принципы правления из положений, противоречащих здравому смыслу, опыту и не соответствующих ни природе вещей, ни делам человеческим. Целых 100 страниц философ посвящает опровержению рассуждений, содержащихся на первых 20 страницах книги Филмера. Разоблачая ложность принципов, лежащих в основе теории Филмера, автор предлагает читателю самому осознать всю абсурдность его тезисов в защиту абсолютной монархии. Многие мыслители того времени, например Джеймс Тиррел, критиковавший книгу Филмера, несмотря на терпимость в вопросах теории, все же оставались на стороне абсолютизма. Но еще в Голландии Локк прочел Богословско-политический трактат Спинозы, написанный в 1670 году и отстаивающий принципы демократии, и понял необходимость различать то, что установлено Богом, и то, что зависит от человеческой воли. своей критике Филмера он пытается разделить эти две стороны действительности. «Необходимо найти другой источник возникновения правления, другие корни политической власти и другой способ назначать и определять людей, которые должны ею обладать, не те, что называет сэр Роберт Филмер», — пишет он во втором трактате. Философ показывает, что ошибка Филмера заключается в том, что он не проводит различия между человеком и животными, у которых действительно существует право сильного.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |